Ирина РЕПЬЁВА
Надежда российской культуры

Владимир Путин нашёл время для заседания Совета по культуре при Президенте РФ. Совет полным составом не собирался с 2007 года. Сейчас он ещё и расширен. Как заметил главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, писателей в нём стало больше, и это приятно.

Встреча знаковая. Ещё весной этого года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков предложил коллегам принять обращение к главе государства с просьбой разработать стратегию развития культуры, воспитания и образования. «Положение культуры просто катастрофичное, - говорил известный русский кинорежиссер, - сейчас происходит оскотинивание людей. Государственной политики в области культуры просто не существует, и мы всё-таки надеемся, что сумеем достучаться до руководства страны».

Вот и достучались. Тем более, что и на сайте Союза писателей России – «Российский писатель» - идёт активное обсуждение тех бесчеловечных условий, когда русским писателям приходит не столько творить, сколько выживать. Творческие союзы страны давно перестали получать деньги от государства. А сумма гранта, которые назначены некоторым из них от Министерства культуры РФ, – 36 тысяч рублей в год. Но п голодающие писатели и за это говорят «Большое спасибо!»

Под тем, что сказал Никита Михалков, могут подписаться многие люди искусства: «В стране, породившей Пушкина и Лермонтова, народ скатился к низменному целеполаганию, культу наживы любой ценой, деградации отношений между мужчиной и женщиной. Современное отечественное искусство - деструктивно, люди перестали смотреть отечественное кино, потому что оно унижает их достоинство». «Отечество в опасности!» - воскликнул Михалков.

В начале года состоялось и обсуждение этой темы в Общественной палате, и на Патриаршем совете по культуре. Участники составили обращения к Владимиру Путину, а Патриарх Московский и всея Руси Кирилл должен был передать это письмо. «Мы все должны быть единодушны, дальше так продолжаться не может, - сказал весной на форуме СК РФ выдающийся русский кинорежиссер, президент Славянского форума искусств Николай Бурляев. - Государству пора задуматься не только о материальных ценностях, но и о просветлении души».

Президент услышал российскую интеллигенцию и, выступая 25 сентября на заседании Совета, дал понять, что всё понимает: «Отечественная культура в значительной степени обеспечила авторитет, влияние России в мире, объективно помогла ей стать великой державой. Мы помним об этом и должны эффективно использовать свой гуманитарный ресурс, повышать международный интерес к нашей истории, к традициям, к языку, к культурным ценностям».

Согласился Владимир Путин и с тем, что «мы всё чаще сталкиваемся с культурной нищетой, с разного рода подделками, и «фастфудом» от культуры. Здесь заложены очень серьёзные риски. В первую очередь они заключаются в том, что мы сталкиваемся с возможностью потери собственного культурного лица, национального культурного кода, морального стержня. Всё это ослабляет и разрушает общество». Обществом, в котором нет национальной культуры, легко манипулировать чужакам. В нём теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным, агрессивным идеям. Президент предложил не столько уходить в вопрос: «кто виноват?», сколько – в «что делать?»

Сам Совет - постоянно действующий. На его сайте у каждого, из более чем полусотни членов, появится своя страница, на которой можно будет написать свои предложения. В зависимости оттого, как будет работать тот или иной деятель культуры, зависит и то, останется ли он в Совете на следующий год. И это справедливо.

Владимир Толстой, праправнук Льва Толстого и советник Владимира Путина, предложил членам Совета «должны действовать предельно ответственно», «в интересах всего государства, а не отдельных групп профессионального сообщества», «вырабатывать согласованные решения, а не решать частные вопросы, не использовать Совет как площадку для самопиара».

Для того чтобы предложения, подаваемые Президенту, были максимально проработанными, они сначала будут обсуждаться в четырёх тематических комиссиях: «Современная культурная политика и развитие творческих инициатив», «Гуманитарное развитие, художественное образование и творческое воспитание подрастающего поколения», «Сохранение, использование и популяризация историко-культурного наследия, развитие культурно-познавательного туризма» и «Международное культурное сотрудничество». Президент получит только те решения, которые прошли широкое общественное обсуждение с участием экспертного сообщества, заинтересованных социальных групп, одобрены членами Совета. При этом будет учитываться мнение профильных министерств и ведомств, Государственной Думы, Совета Федерации, творческих союзов и общественных организаций.

Формула работы будет такая: «поставить диагноз, назвать болезнь» и найти «путь к исцелению». Культура, как считает Владимир Путин, должна повернуться лицом к человеку, должна воспитывать, научить мыслить и «чётко проводить грань между добром и злом». Нужно найти такую точку опоры, когда с одной стороны культуре будут помогать подвижники-общественники и частные компании, меценаты, а с другой – государство через систему грантов.

Известный журналист Александр Архангельский предложил объявить конкурс грантов на выкуп авторских прав на электронные версии книг, мультфильмов и фильмов современных российских режиссеров, дабы сделать их достоянием народа. Почему это необходимо? Простые люди подчас не имеют денег на то, чтобы сходить в кино, в театр, на концерт, купить книгу, диск. В итоге, некие благодетели нашей культуры пиратски вываливают всю продукцию в Интернет, где её можно взять бесплатно. Художник от этого выигрывает только в одном: обретает славу. Но ему надо ведь и семью кормить. Государство могло бы стать посредником между культурой и народом, выкупая авторское право на распространение художественного продукта.

Валерий Фокин, художественный руководитель федерального государственного учреждения культуры «Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский)», выступил против абсолютизация авангардизма и псевдоноваторства в современном искусстве, которые, как он сказал, «достаточно агрессивно себя иногда, особенно в репертуарном театре … позиционируют. Всё-таки новое и традиционное искусство не должны замещать друг друга».

Владимир Путин согласился режиссёром: «По поводу псевдоноваторства. Да, это очень актуально…. Ворота открываются настежь. То, вчера было ничего нельзя, сегодня можно. Это зависит от уровня общей культуры… С этим, к сожалению, часто бывают проблемы. Не только у нас».

В качестве доброго примера истинно народного театра Валерий Фокин назвал небольшой театр города Тары в Сибири. Он смог превратиться в центр культуры, привлёк к себе многих жителей. «Женщины, я знаю, туфли стали покупать, им стало куда ходить, они захотели выглядеть по-другому. … Так же может быть в школе, которая действует как некий очаг культуры, или - в библиотеке».

Режиссер прав. Сегодня многое зависит от самого народа, от его желания удовлетворить свою культурную потребность. Стоит лишь окружить вниманием и поддержать тех деятелей искусства, которые живут рядом и творят для народа благо. В любом городе можно найти таких людей, их деятельность и станет центром притяжения для тех, кто хочет сохранить свою душу живой и светлой. «Можно было создать два-три пилотных проекта в регионах, построив такие многопрофильные культурные центры», - говорил Валерий Фокин.

Дмитрий Трубочкин, директор федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Государственный институт искусствознания», напомнил, что потребность в настоящей культуре надо воспитывать, и воспитывать из поколения в поколение, а не эпизодиечски: «Настоящий потенциал культуры кроется не в инновационных прорывах с иллюзорно быстрыми результатами, а в долгом и кропотливом совершенствовании системы приобщения к ценностям через воспитание и образование.

Культурная среда – это общественное достояние. Роль государства не должна сводиться к тому, чтобы торопливо затачивать коллективы творцов под нужды современной культурной политики. Наоборот, государство, в первую очередь, должно выступить покровителем сложившейся сети организаций./ Здесь, я думаю, лежит главный приоритет гуманитарного развития».

Понятно, на что намекал Дмитрий Владимирович. Последние годы региональные и муниципальные власти стремились сократить число тех учебных заведений, где готовили библиотекарей, музыкальных работников, организаторов детского чтения, педагогов дополнительного образования, искусствоведов, которые и формируют в обществе культурные потребности. Стало считаться, что эти учебные заведения и профессии - атрибуты давно ушедшего советского времени и сегодня не могут быть востребованными. А воспитанием культуры должны заниматься семьи, родители. В итоге, в России стало исчезать то, что Трубочкин назвал «культурной средой». Не назовёшь же этими словами исписанные граффити стены гаражей! Да и не может культурная среда быть только такой, где всё покупается за деньги, а те, у кого денег нет, остаются без культуры.

Если судить по российскому ТВ, то оно показывает явления современной российской культуры весьма однобоко и либерально. Ему не хватает патриотизма и широты видения событий. Как рассказал Александр Шолохов, директор государственного музея-заповедника М. А . Шолохова, внук писателя: ТВ практически замалчивает ежегодный праздник в станице Вёшенской, когда съезжаются до 5 тысяч артистов и до 100 тысяч зрителей. Это поистине народные собрания. Но когда задаёшь вопрос, почему «хозяева» телеканалов не демонстрируют эти народные сходки любителей русского слова и русской песни, слышишь встречный вопрос: «А сколько вы нам заплатите за то, что мы это покажем?» «Нужно решать это на государственном уровне».

Отвечая Александру Шолохову, Владимир Путин сказал, что вообще-то теперь есть Общественное ТВ, и он этот вопрос перед его руководством поднимет.

Предложил А. Шолохов и развивать в стране культурный туризм, расширять сферу гуманитарного образования в школе. Изучение литературы не может сводиться к сдаче ЕГЭ. «Надо вернуть сочинение и устную форму сдачи экзаменов по гуманитарным дисциплинам».

Заговорили члены Совета и о бытовой культуре россиян. О. Тихон (Шевкунов) сказал, что Наталья Алексеевна Нарочницкая как-то раз заметила, что если раньше образом России была кроткая девушка, то сейчас - пьяная девица, которая матерится в телефон и пьёт пиво.

Именно это Никита Михалков и назвал «одичанием общества». Потерю высоких ценностей, развенчание идеального. Отсюда и пьянство водителей, которые творят на дорогах беспредел, и панк-молебен в Храме Христа Спасителя.

Сначала Владимир Путин заспорил с батюшкой о том, до такой ли степени опустилась молодёжь, но потом вспомнил слова убийцы пятерых детей на Минской улице в Москве: «Этот преступник … в разговоре с дознавателями сказал: «Я делаю всегда всё, что хочу». «Вот эти границы свободы, обязанности и ответственности перед обществом размыты целиком», - с горечью заявил Президент.

Кинорежиссер Карен Шахназаров напомнил, что билет в Исаакиевский собор, ставший музеем, стоит 250 рублей, в то время как во многих странах Европы музеи вообще бесплатные. Для простого человека – это большие деньги. Не каждый родитель сможет позволить сегодня музеи для своих детей. «Нельзя ли, допустим, не купить одного нигерийского замечательного игрока… а эти деньги потратить на поддержку музеев?»

И, по-моему, этот вопрос не нуждается в ответе. Конечно, можно. Ведь далеко не все жители нашей страны любят футбол. Да и не пора ли нас воспитывать собственных великих футболистов, из наших мальчишек?

Вспомнили члены Совета и то, что сегодня в России натянуты межнациональные отношения. Но ведь это происходит и оттого, что исчезло национальное кино, то самое, которое бы и снимали чеченские, и дагестанские кинорежиссёры… Именно культура способна показать красоту наших более чем ста народов. Владимир Путин с этой точкой зрения согласился. Тему подержали и дирижёр Валерий Гергиев, директор федерального государственного учреждения культуры «Государственный академический Мариинский театр», и кинорежиссер Александр Сокуров . Культура способна связать народы в нацию.

А, кроме того, говорил Ал. Сокуров, «необходимо созывать общероссийскую межконфессиональную встречу, заключать межконфессиональный договор. Общество должно получать гарантии ответственности религиозных лидеров в борьбе за сохранение гражданского мира. … Очень многие обстоятельства напряжённости, которые существуют в стране, в том числе культурные, зависят от того, что постоянно идёт столкновение, так или иначе, по религиозным мотивациям».

Мариян Мугадова, дагестанский искусствовед, согласилась с тем, что «к сожалению, во всём мире люди всё чаще становятся свидетелями или участниками конфликтов, в основе которых лежат межэтнические, межконфессиональные разногласия, вражда и непонимание. Как правило, причинами этих конфликтов становятся не экономические и политические противоречия, а отсутствие общечеловеческих гуманистических принципов и ценностных ориентиров». А всё это лежит в плоскости культурного развития. Культура сегодня становится стратегическим ресурсом безопасности государства! Важнейшим средством достижения межнационального мира и согласия.

Но во многих городах не только до сих пор нет церквей, но и давно исчезли Дома культуры. «Без Домов культуры, без этих очагов систематического, каждодневного труда культурного трудно осуществлять культурную политику на местах». «Закрылся дом культуры – и всё, молодёжи некуда деваться, нет кружков - школы сиротеют, всё превращается в пустыню».

Фактически все выступающие доказывали: культура считается убыточной отраслью только с точки зрения экономики, но никак - развития общества, государства. Как сказал Юрий Поляков о писателях , хотя его слова можно понимать и шире, «мы практически находимся в состоянии феодальной раздробленности и междоусобиц».

Когда писатель нищ, и нищ стабильно, на протяжении более чем 20 лет, идут расхождения «не по политическим, не по идеологическим, не по эстетическим принципам, а … неприличная делёжка имущества. И в результате литература не выполняет свою традиционную, очень значительную функцию». Хотя именно литература, так сложилось столетиями, в нашем обществе, вырабатывает те идеи, которыми потом питает другие виды искусства, говорил Юрий Поляков.

Он попросил Министерство культуры РФ помочь разрешению этой сложной ситуации. Ведь «многие страны СНГ уже прошли период раздробленности». «Как-то в минувшее десятилетие сложилось, что Министерство культуры недостаточно контактирует, недостаточно сотрудничает с писательским сообществом. А мы же - значительная сфера культуры».

Владимир Путин выслушал всех присутствующих со вниманием и пообещал на треть повысить в 2013 году заработную плату библиотекарям, работникам музеев... На это выделяется 4 миллиарда рублей. Он согласился с тем, что государство сокращает количество объектов, финансируемых из госбюджета, но пояснил, что происходит это не от нелюбви или невнимания к культуре, а от отсутствия финансовых средств. «Их всегда не хватает ни на что»: «ни на космос, ни на культуру, ни на образование. Денег не хватает всегда и на все отрасли».

Другая проблема – «у нас всё ещё сохраняется отраслевой подход к культуре», - говорил Президент. А ведь именно от культуры зависит, «какими мы становимся, какими становятся наши дети, как выглядит коллективный портрет нашего общества».

Будем надеяться на то, что в ближайшие четыре года будут решены многие проблемы сферы российской культуры. Русской - в том числе.


Комментариев:

Вернуться на главную