Ирина Репьева
Писательский дневник

<<< Предыдущие записи    Следующие записи>>>

«… Не губите ни какой христианской души…»
Владимир Мономах

10 сентября 2010 г.

В одной книге на днях прочла о статье Гавриила Попова, в которой он фактически призывает хранить русский народ как государствообразующий. И в самом деле, вообразите себе, что русский народ исчез или стал малочисленным, одним из малых народов нашей страны. Что будет тогда? Кто сохранит Россию? Чукчи? Чеченцы? Диаспора из Азербайджана? Из Китая? Вьетнамцы? Калмыки?

Ведь тот, кто возьмёт на себя обязанность вести и развивать наше Отечество, не обирая его, должен будет составлять контингент армии, служить на границе, зарабатывать средства в бюджет, и не только торговлей нефтью, не слыть, а быть учеными, писателями, философами, администраторами. И при этом не обижать другие 99 народностей. И уметь защищать себя и других от НАТО, и удержать государство от раздела и распыла. Вскакивать по команде, когда хочется спать. Тянуть лямку, когда устал. Быть справедливыми, когда проявляют несправедливость к тебе самому. И не допустить гражданской войны.

Кто ещё, какой народ будет не паразитировать на других народах, а год за годом, век за веком приносить себя в жертву стране? Такова историческая доля русских уже целое тысячелетие. И. Слава Богу, если это понимает грек Попов!

Русский народ, который все последние двадцать лет стремительно сокращает свою численность, уравновешивает все этнические силы своей собственной, своей многочисленностью. В его относительной инертности: в том, что он не вспыхивает от первой обиды, не бежит совершать погромы, вершить скорое возмездие, мстить, заглатывать своей тучностью тех, кто его беспокоит, кто не даёт ему разбогатеть, кто над ним оскорбительно насмехается, кто его не жалеет, - в общем, в его терпении и смирении, не «рабство», а спасение для других, менее многочисленных народов. Подушка безопасности.

Даже для евреев. Нас так любят упрекать в антисемитизме, в «русском фашизме», в несочувствии Холокосту, а меж тем, именно мы всё это и позволяем им говорить.

Да и при ком останутся они юристами, банкирами, журналистами, писателями, зубными врачами, вузовскими преподавателями, кинорежиссёрами? Кто позволит им ходить в белых воротничках, вместо того чтобы встать к станку или начать выращивать хлеб, работать в шахтах или на вредных производствах? При последней переписи населения выяснилось, что более половины из евреев в РФ имеют высшее образование, а из русских – только 16%. И это антисемитизм? И это русский фашизм? И это ненависть и погромы?

Нынешняя, новая перепись покажет, какой процент составляем мы от общей численности нации, по сравнении с другими народами России. Насколько нас стало меньше. И кто владеет распроданными российскими просторами. Сколько у нас немощных стариков и сколько младенцев. И если опять выяснится, что мы, хоть и большая, но вымирающая нация, пусть другие народности вспомнят, что принесло им русское величие, и не нужно ли его поддержать.

Можно нарожать и десять детей, а не как русские, по одному-два сегодня. Вопрос лишь в том, как станут относиться эти десятеро к России. Не будут ли они считать её своей колонии, а метрополией, например, Китай или Кавказ? Можно и сто минаретов возвести в Москве, как предлагается. Но, глядя на картину вчерашнего террористического акта во Владикавказе, где пострадало 160 человек, понимаешь, что если кавказцы у себя не могут справиться с боевиками, навряд ли они наведут порядок во всей России. А Иначе бы Кавказ давно процветал, как Китай. А не искал защиты в Кремле.

Можно народить каждой кавказской семьей в РФ и по двадцать детей, а потом поставить их всех за прилавок, где они будут дорого торговать тем, что вырастил нищий русский крестьянин. Но продлит ли это года России? Это – цена вопроса.

9 сентября 2010 г.

Поразительно! Живём уже двадцать лет в государстве, которое называется вроде бы демократическим, а в России, где около ста миллионов русских, всё ещё пытаются держать под своим контролем их душу и мысли некие господа, Сванидзе и Брод.

Несколько лет назад последний агрессивно преследовал Аллу Валентиновну Бородину, называл «ксенофобским» её учебник по «Основам православной культуры». Сегодня он нашёл себе новую работу, новое служение – обвинять вместе со Сванидзе учебное пособие для вузов «История России 1917-2009», под авторством двух русских ученых, А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина.

Объясните, пожалуйста, кто вообще даёт в нашей стране право никому не известным господам величать свои организации: «Московский антифашистский центр» или «Московское бюро по правам человека»? За какие заслуги перед Родиной, перед народом такая честь?! А что если завтра мы, русские, создадим свою организацию с тем же названием? Чтобы ловить блох в трудах и действиях г-на А. Брода и иже с ним? И уже сами будем величать всякого рода не приглянувшихся нам типов «ксенофобами и фашистами»? Не перевернуть ли песочные часы?

А не показался приятным, льстивым, комплементарным учебник Барсенкова и Вдовина потому, что авторы, в частности, пишут: «в Советском Союзе из семидесяти лет его истории значительная часть приходится на годы правления, когда лидерами страны были лица нерусской национальности». Правда, которая уже двадцать лет не только широко известна, но и миллионы раз переписана множеством книг и брошюр. За что же судить именно Барсенкова и Вдовина?

И зачем им, учёым людям, врать? А именно врать нам, видимо, и предлагается. Сделать видно, что В.И. Ленин был китайцем, а вовсе не сыном своей матери. Сталин не грузин, а армянин с негроидным темпераментом «тигра». Дзержинский благородный француз, а Луначарский, должно быть, марсианин. Каганович же прилетел с Луны.

Врать, врать и врать, и в этом находить огромное удовольствие от «торжества демократии в России». Врать в то время как даже М. Швыдкой в своей последней «Культурной революции» ставит политкорректность под сомнение. Посмотрите повтор его вчерашней передачи.

Не Барсенков с Вдовиным написали первыми о национальном составе партии большевиков. Но не верьте глазам своим, глядя на исторические фотографии! Перед вами редкая порода чернявых славян с арабским профилем. И ничего, что эти славяне говорили на идиш. А на русском некоторые - хуже, чем на французском. Об этом пишет Корней Чуковский в своих «Дневниках» после посещения им квартиры семьи Луначарских.

Но уже по выражению глаз этих большевиков заметно, из какой они деревни. Луначарский, конечно, из-под Курщины, там он в лаптях и ходил. Каганович – бывший крепостной крестьянин помещика Иванова. А Троцкий – бомж-погорелец. Вот и, глядя на Сванидзе, нам полагается уверовать, что он чистокровный джигит. А Брод – краснокожий индеец. Давайте по-прежнему наводить тень на плетень, и такие писать учебники! Враческие. Вероятно, когда мы окончательно заврёмся, тогда и проснёмся в раю.

Хотя какое нам дело до национальности порядочного человека? Да и для порядочного человека определение национальности – похвала всему его народу. Тогда чего же так всполошились Сванидзе и Брод? Боятся, что их заставят отвечать за дела Троцкого? Тогда пусть сходят к врачу и немножко полечатся. Опасно быть столь уж тревожно-мнительными.

Даже чеченцы, с которыми у нас прошло не так давно две войны, не отказываются оттого, что они чеченцы, не выдают себя за персов. Татары тоже гордятся тем, что тем они татары. Не прячут и русские происхождение Николая Второго, хотя его до сих пор называют в учебниках Кровавым. Не стесняемся мы и племенной связи с Николаем Первым, которого учебники в СССР именовали Палкиным.

Но таинственная национальность Ленина – священная корова. Его приписывают то к калмыкам, то к русским. Непонятно только, чего стесняться? Что за ложный стыд?

Увы, и Брод, и Сванидзе боятся, и злятся, злятся, и называют учебник Барсенкова и Вдовина «фальшивкой» и «апологией диктатора». В их строках им видится то тень Сталина, то исход евреев из Египта. Они живут в демократической стране, но до сих пор трясутся от мысли, что ученые и писатели имеют тут право высказывать свою точку зрения, не спрашивая на то у них никакого разрешения!

Наверное, они бы с удовольствием загнали бы эти разговоры на кухню. Или лучше в подвал. Но напомним, что кухня, и особенно подвал, слишком похожа на партизанское подполье! А не страшно ли им от этой мысли? И если русские будут иметь только такую возможность свободы слова, то они вряд ли будут этим довольны. Всё-таки нас сто миллионов. Всем рот заткнуть не удастся никогда. Как говорила Зоя Космодемьянская: «Всех не перевешаете».

И под конец - рекомендация. На либеральном сайте «Грани.ру» висит песенка группы «Барто» о том, что «Я готова! И ты готов! Поджигать ночью машины ментов! Это как правило жизни, признак хорошего вкуса В отношении тех, для кого закон – мусор».

Но почему-то ни «Московский антифашистский центр», ни «Московское бюро по правам человека» авторов экстремисткой песни не хватают и не тащат в Общественную палату для экзекуции. Почему? Не потому ли, что песенке определено место на сайте нерусской г-жи Новодворской? Ведь сколько бы раз вы не сказали, что у Новодворской нет национальности, нет исторических корней, нет прошлого, как нет их, видимо, и у вас, добрых людей, мы бы вам всё равно не поверили. Нет таких людей, ни одного на Земле.

А то, что учебник был послан в Чечню, вообще похоже на разжигание межнациональной розни. Только сделали это не его авторы. Они просто поработали с документами. А вы, господа! Увы-увы!

8 сентября 2010 г.

Ольга Сумина пишет: «Вот Вы так много и убедительно пишете о вере. Хотелось бы услышать, почему наша РПЦ не обличает богатых! Ведь сейчас только слепой в нашей стране не видит, до чего её довели олигархи. Может быть, Вы меня переадресуете хотя бы на одно выступление нашего батюшки, где он говорит об этом? А то совсем веру потеряла!»

Дорогая Ольга, веру теряет слабый. Что же это за вера была, если она зависит от ваших разочарований в людях? А с Богом вообще торговаться нельзя. Вера – это наше доверие Ему, а не благодарность или досада, вытекающие от нашего материального достатка или творческой неуспешности. Если этой логике следовать, получится, что в Него должны верить одни абрамовичи: они же ухватили самые крупные куски общенародной собственности! А мы лишь мстить Господу: ведь мы все такие «бедные»!

Как ни странно это вам, может быть, слышать, но именно по этой причине иудеи и распяли Христа. Они ведь хотели использовать Его Силу и Власть для своей политической и вооруженной борьбы с Римом. Палестина, как вы знаете, была тогда оккупирована римлянами. И если вам извинять себя, придётся извинить и их, фарисеев и саддукеев. Разве не святое желание наполняло тогда евреев? Они хотели свободы для своего Отечества! Не хотели платить налоги римлянам! Не желали, чтобы враг ступал по их земле.

А ваше желание – видеть Церковь и, вероятно, Христа, во главе социалистической революции «в белом венчике из роз». И так как священники ваше святое негодование активно не поддерживают, вы отворачиваетесь от Христа, не любите Его, досадуете. Это ли не повторное распятие?

Христос потому-то и молчал во время своих страстей, всего 11 слов произнёс за три дня, что бесполезно было объясняться с материалистами, которых не убедили даже Его чудеса, даже воскресение Лазаря на четвёртый день его кончины. Не могли, не сумели, не пожелали понять, что Он пришёл не затем, чтобы отнять сокровища у одних и передать их другим. А разбудить в «избранном народе» совесть, трезвый взгляд на себя, желание стать духовнее.

Не всегда одни деньги меняют людей к худшему или к лучшему.

Вспомните из современной русской истории, сколько хороших русских людей проявляли после 17 года примеры бесчеловечной жестокости в отношении тех, кто им по той или иной причине не нравился. У блаженной Матроны было два брата-коммуниста. В двадцатые годы прошлого века они попросили её, слепую, парализованную, чтобы она поскорей убралась из их деревни, дабы они, атеисты, не пострадали через неё от своих собратьев по партии. И святую Матрону забрал к себе не атеист, не коммунист, а крестивший её священник Василий. Прятали её в Москве и в Подмосковье до 1943 года, пока она не скончалась, и другие верующие люди. И сколько раз приходили за ней, чтобы её арестовать и извести!

Но потом всё-таки один из её братьев пришёл к вере. Через спасительные чудеса сестры. Когда с ним случилась беда, а она помогла. Да и понял он, видимо, как ужасен мир, в котором на словах могут проповедовать гуманизм, а людей, как своих «классовых врагов», изводить миллионами, делать бессердечными оголтелыми мстителями, «красными дьяволятами». Ведь если Бога нет, то нам всё, всё позволено. И как тогда не заслушаться лжи троцкистов и прочих врунов, что идеальное общество коммунизма совсем близко? А близко ли? А достижимо ли в принципе? Ведь люди жадны и завистливы, и любят творить скорый суд.

Вы, конечно, можете сказать, что Бог позволил властвовать разным абрамовичам. Но посмотрите на вещи и с другой стороны: тревожные наблюдения народ всё-таки потихоньку протрезвляют. Пожары заставили власть серьёзно раскошелиться. Молодёжь, которой надоела ложь политиков, вообще кипит. Иногда чем хуже, тем лучше. Чем больше беды, тем яснее, что так жить нельзя: верхи не могут управлять по-старому, а низы жить по-прежнему. Преподобный Исаак Сирин писал: «Добродетель есть матерь печали…!» Печали. А не сытости! «от печали рождается сирение. Смирению даётся благодать» То есть Сила Божья, помощь свыше.

Наша общая ошибка: мы легко, почти без сопротивления позволили забрать у народа всю государственную собственность! За бумажки. А в прочем ждём, когда нами кто-нибудь распорядиться, какой-нибудь праведный начальник. Священник или вождь. А сами мы пассивны.

Или посмотрим на фигуру Льва Николаевича Толстого. Он переписал Евангелие, показав в нём Христа просто человеком, он пытался основать новую религию. Явное богохульство. Но, думаю, что Господь и это допускал для того, чтобы мы учились и на ошибках великих людей. И, любя их и за них переживая, сами становились лучше. Чтобы нам распознавать грех и в себе, надо сначала увидеть его в других. Святитель Иоанн Златоуст писал: «… Бог сделал явными самые великие грехи для того, дабы те, кто впадает в малые грехи, могли удобно исправлять их через оные. Ибо если могли быть очищены большие грехи, то тем более меньшие». Рассуждение относится к грехам ветхозаветного царя Давида.

Да и зачем Бог являет нам чудеса? Чтобы мы славили Его. Чтобы помнили, что Он с нами. Ведь Он наш Создатель. Так как же Он может вам помочь, помочь России, если мы не будем способны распознать, что помощь пришла от Него, а не от компартии? Если у нас к Нему и его служителям одни претензии? Мы к нему просто поворачиваемся спиной.

Это прагматики протестанты математически, с калькуляторами в руках вычисляют, в каких они отношениях с Богом: предприниматели в вере. Уверяют себя, что чем богаче они, тем больше их любит Господь. А католики считают, что грешить можно, нужно, ибо грех с них снимается за добрые дела. Например, каким-нибудь билетом на благотворительный концерт.

У православных отношения с Богом другие. Он к нам ближе, потому что мы простодушнее и стремимся обрести идеалы. Но нередко в русской истории святыми являлись не самые бедные, а вполне состоятельные люди, вроде князя Киевского Ярослава Мудрого и другого князя Андрея Боголюбского, а также членов царской семьи: Елизаветы Федоровны Романовой, Николая Второго, его супруги и детей. Эти умные люди понимали, что человек живёт не краткий мир, а в вечности.

Говорят ли современные нам батюшки о пользе нестяжательства? Конечно. Если у вас есть спутниковый канал «НТВ плюс», включайте программу «Спас». У неё уже 2 миллиона зрителей. И с вами станет больше. Если нет, найдите телеканал «Союз» - он бесплатный. Там много батюшек, и вопросы им можно задать в прямом эфире. А радио «Радонеж» вы слушаете? Я, например, уважаю мнение о. Дмитрия Смирнова, которого можно услышать в воскресенье. И профессора Алексея Ильича Осипова, который читает свои лекции со среды по пятницу на канале «Союз». Можно его лекции и скачать бесплатно в Интернете. Это честные, разумные, верующие русские люди!

Но в проповедях всех священников звучит, что богатый не войдёт в Царствие Небесное, что легче верблюду протиснутся в игольное ушко. Первые христиане потому-то и раздавали свои имения, а среди них были аристократы Рима, люди очень богатые. Может быть, о них надо писать романы, поэмы, снимать фильмы. А ведь то была не кратковременная акция, а длящаяся несколько веков. Пример же подавали сами апостолы. Что вы читали об этих людях? Об их идеалах?

И богатому юноше Христос в Евангелии сказал: чтобы стяжать благодать Божью, надо отдать своё имение. Мало – следовать простецким заповедям ветхозаветного Моисея? Которые последующие поколения древних иудеев легко обходили.

Через использование этих образов и даётся оценка нажитому неправедно, жизни, которая только к материальным богатствам и обращена. Но вы хотите, чтобы священник ещё и показал вам пальцем на отдельных прихожан: «Побейте ИХ камнями!»? Это как называется? И как тогда быть со словами Христа: «Кто без греха, тот пусть первый бросит в неё камень?»

Да, Россия переживает Смутное время. Русский народ вымирает: это факт. Русская культура брошена на произвол судьбы. Молодежь погибает от наркотиков и СПИДа. На душе скорбно. Но почему вы думаете, что достаточно двум сотням священников призвать с амвона: «На баррикады!», как весь русский народ ринется исполнять этот наказ? Словно только его и ждал? Разве наш народ настолько доверяет каждому слову священников? Так уж дружно посещает храмы? И много ли мы слушаемся священников, которые дают нам наказы, касающиеся нашего внутреннего преображения? Да попробуй нам только посоветовать что-либо, хотя бы косвенно нас укорить, какая буря чувств сразу поднимется! Мол, с какой стати какой-то там батюшка мне указ? Кто он, и кто я?! Я писатель, я почти святой человек, потому что гений, и тут для меня и Христос не указ: «Не верю в Него больше! Он плохой! Моей агрессии не разделяет!»

И много ли народа отправилось в октябре 1993 года «брать» мэрию и Останкино? И большего ли эта толпа достигла бы, если бы впереди шёл священник с красным знаменем в руках? А ведь я помню в те далёкие уже времена и монахов, и священников перед Домом Верховного Совета РСФСР. И крестные ходы мы с ними ходили, и в палатках они ночевали. И пали они как обычные люди, пришедшие защищать парламент. Но их и наша молитва была обращена не к пролитию крови, а к бескровному выходу из «тупика». Потому что нет ничего тупее, чем убивать свой народ. Если ты его убиваешь, значит, не считаешь своим. Он чужой!! Расстрел народа не могут оправдать никакие «высокие соображения».

Поэтому сколько бы орденов ни взгромоздили на грудь покойного Бориса Ельцина, народ знает ему истинную цену. Бориса Годунова за убийство одного мальчика, Димитрия, недобрым словом вспоминают сколько веков! И Пушкин трагедию написал! Так неужели в историю канут дела Бориса Николаевича? Или прочих чиновников? Историческая память народа всё сохранит, даже если от народа сохранится сотня человек.

Наконец, есть время разбрасывать камни, и время – их собирать. Сейчас Церковь всё ещё находится в состоянии восстановления. Сильна она только своей соборной верой. Но они тоже люди: и сомневаться могут, и маловато знать, и обладать личной трусостью, и даже быть материалистами. Но при чем тут наша вера ВО ХРИСТА? Достоевский писал: если Истина не будет со Христом и придется выбирать, то я лучше останусь со Христом, чем с Истиной. Во Христе-богочеловеке, милующем, мужественном, стойком, достойном, мудром и смиренном, жертвенном и самоотверженном, – все сокровища души Святой Руси. А что от этих сокровищ досталось нашим душам? Если мы идеалами Святой Руси, а не троцкистко-большевицкой, особо-то не заморачиваемся?

И всё же, в общем, именно Церковь сегодня будит в нашей молодежи далеко не квасной патриотизм. Тот, кто любит Христа, любит и Россию, ибо в наших храмах и в наших сердцах Дом Господень! С этой верой Москва стала царством, а потом империей. И нет для Христа других мест на всей Земле. Отовсюду Его уже гонят, как и два тысячелетия назад. Об этом всё время повторяет в своих лекциях А.И. Осипов. Уже поэтому не надо осуждать батюшек. Все они, конечно, разные, но Церковь всё-таки цементирует фундамент страны, народа, собирает вокруг себя мудрых.

Первое дело священника сегодня, после духовного служения, – отстроить храм, поднять его из руин. Второе, священнику надо организовать приходскую жизнь. Посмотрите на о. Константина Татаринова (м. Добронинская), он не только два храма отстроил за последние двадцать лет. Потихоньку. Смиренно. У него вокруг храма идёт интересная русская жизнь: есть приют с детишками – сиротами, родители которых погибли во время исполнения воинского долга. Есть объединение многодетных родителей, есть прихожане, которые окормляют детей-инвалидов. Есть и центр взаимодействия Армии и Церкви.

Неслучайно же в 15 веке на Руси появилось два как будто противоположных направления русского духовного взрастания, а вместе с тем два взаимодополняющих дела духовной жизни. Их символизируют Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Оба строгие аскеты. Но один создал огромное хозяйство, в котором трудились монахи, тысяча человек. Причем ели эти монахи всего раз в день. И службы у них было по 10 часов. А к этому - 8 часов ежедневного труда на поле, в хозяйственных постройках. Люди ворчали, но подвиг самопожертвования был для них всё-таки сознательным: так проходил их путь на Небо. И запасы они делали не для себя, а для нищих, бедных, голодных, больных, на случай пожаров, нашествия иноплеменных. Ведь ещё татары побеждены не были окончательно.

Но чтобы такое монастырское хозяйство создать, чтобы оказывать народу активную масштабную помощь, нужно было и время, и силы, и жертва народная, и понимание русских властьимущих. Но зато такие монастыри в суровую годину являли силу настоящей крепости.

По этому пути часть наших монастырей и сегодня устремились. И при них есть приюты, больницы: дети и старики… А Нил Сорский шёл по пути одинокого иноческого жития в далёком скиту. Но и Нил не был «аутом». Он даже в своём отдалении от бурного течения народной жизни писал книги, обращённые к народу.

Вообще же, в традиции русских не столько брать от церквей, сколько с себя снимать и приносить как свою малую, бескровную жертву Богу, Богородице, святым. Украшать своими кольцами, цепочками особо почитаемые иконы. Так народ старался выразить свою искреннюю благодарность за покровительство, помощь. Ибо и духовное подчас имеет материальное выражение. А в нужде, накопленное, служит благу всего народа. Это касается и «вдовьей лепты», которая Богу приятнее «жертвы» богатенького фарисея.

Но в Евангелии Христос ясно даёт понять, что Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Он пришёл не порядки в стране наводить, не политикой заниматься, не войнами, а показать человеку, что надо смотреть на вещи шире, а значит, духовно. Если мы живём один раз - грабь награбленное, а социальная справедливость, моральное удовлетворение от неё – главная цель человека, его высочайшее счастье. Но если душа вечна, то счёт к человеку другой. Тебя и на том свете достанут за те обиды, что ты нанёс людям. Разве Церковь этого не говорит? Говорит. Но только олигархи не часто в храмы православные захаживают.

Но Господь и в земной жизни отступается от тех, кто знать не хочет Его. Не желаешь покаяния? Не будет тебе помощи свыше. Посмотрите на бедного олигарха Дерипаску. Он весь в долгах. Западным банкам он должен полмиллиарда долларов. Как его лицо не мелькнёт на экране ТВ, он всегда серый, угрюмый, несчастный, скорбящий. Вот уже и жена от него вроде бы уходит… А генерал Алексеев? А Рузский? Люди, которые обманом заставили Николая Второго отречься от престола? Поверить в то, что весь русский народ против царской семьи! Написать горестное: вокруг одни предатели!

Все действующие лица отречения погибли почти одновременно с царской семьёй в 1918 году. Апостол Матфей пишет в Евангелии: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам». То есть материальное. Но, предупреждает нас преподаватель филологии Московской духовной Академии, покойный профессор Дунаев: «А если не искать, то «это всё» может и отняться. То есть и земные сокровища могут быть умалены». Вот они и умаляются у бедного Дерписки. И у других олигархов обратятся в тлен. Христу всё подвластно. Он даёт человеку время одуматься. А если тот не одумается, посылает ему разнообразные скорби – опять с той же целью, одуматься.

Проблема нашего народа и в том, что мы спешим, спешим быстрей принять меры, а пока даже не научились мыслить духовно, видеть опыт нашу истории глазами православного человека, угадывать в ней перст Божий, прозревать. Вот нам и кажется, что Бога как бы нет. Но Он есть. И в молитве к преподобным старцам Оптинским говорится: «Да укротится суета мира сего под крепкую руку Божию». Вот, о чём молится Церковь. Вот, о чём нам надо молиться самим. Чтобы человек пустил Бога в свою жизнь. А уж рука у Господа крепкая. С врагами справится. Просите – и дано вам будет, сказал Господь.

А что вместо этого делаем мы, грешные? Как-то слышу: на радиостанции «Радонеж» на вопросы слушателей отвечает архимандрит Амвросий Юрасов. Он. Кстати, автор нескольких интересных книг о сути православия. Звонит женщина и начинает «изобличать» монаха в том, что ему подарили автомобиль, хотя он об этом не просил, навязали, а он отдал его своему семейному родственнику, вместо того чтобы подарить детскому дому или интернату для престарелых. Такие претензии и называются «суетой мира сего». Монах говорит нам о духовном, а к нему один мирской интерес: что там с его автомобилем! И стоит ли этого автомобиля родня монаха?

Неслучайно о. Амвросий тогда спокойно и с достоинством ответил: «Не завидуйте, матушка!» И ведь архимандрит-то прав! Речь именно о зависти бедных к тем, кто богат. И эта зависть нам подчас спать не даёт. И ночами думаем, как там олигарх Михаил Прохоров в шампанском купается. Только эти картины в глазах и стоят. И просыпаемся в святом негодовании, и целый день азартно судим, так что на другое и времени не остается. Приятнее же всего судить под водочку и закусочку.

А в это время «плохие» батюшки, вроде монаха Юрасова, вместе с Церковью соборно молятся за русский народ, за наше спасение. Пока некие фарисеи, представители из народа, шарят взглядом по карманам священника, прикидывая вес его кошелька. И угрожают перестать ходить в храмы, если батюшка с ними не поделится. Ну, не детский ли это сад?

В этом «море житейском» и тонут русские люди, тонут рядом с олигархами! Ведь и для тех, и для других смысл жизни в звоне денег. Никакого интереса к миру горнему. Просто у одних денег больше, а у других меньше. И те, у кого их сегодня больше, презирают тех, у кого их меньше. А те, у кого их мало, или нет вообще, ненавидят тех, у кого их многое, огромной классовой ненавистью.

Зависть, ненависть, месть, нет места для любви. Нет преодоления страсти в самом себе. Нет рассуждения. Сдаёмся бесам без духовного боя. Как сдали Советский Союз, развалившийся в одночасье. И думаем, как наивный Абрамович. Он-то намерен во время атомной войны последних времен спрятаться в каком-нибудь заранее заготовленном бункере. И полагает, что там обретёт Царствие Небесное.

Знаете, в чём истинная сила человека? Не в количестве денег. Русь знала ужасные времена материального разорения. Когда въезжал царь Алексей Михайлович, победитель поляков, освободитель Смоленска в Москву, а его встречать было некому: чума остаки русского народа пожрала. И не звучали колокола.

Но и с этого нуля народ русский расширился, расширял и Землю свою. Потому что рос духовностью прежде всего. А за духовностью очень скоро поднимался материальный избыток! Австрийский посол Мейербергер. Посетивший Москву через двадцать лет, в 1661- 1662 г .г. оставил свидетельство: «В Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё покупаемых по сходной цене, что ей незачем завидовать никакой стране в мире…»

И если веровать во Христа, то в этом изобилии ничего странного: если Он из воды вино сотворял, если Он накормил пять тысяч голодных двумя рыбами и пятью хлебами, то и всё остальное для Него пустяк.

Но Иван Кириевский подчеркивал, чтобы слишком о тщете заменой не мечтали, ставя её впереди нашей жизни, духовности: «Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд». Вот зачем нужна аскеза, к которой тоже нас Церковь призывает.

Но довверяем ли мы Христу во всем, в каждом Его Слове?

В 1480 году на реке Угре в стане воинском русском полтора месяца находилась икона «Владимирской Божьей Матери». Сегодня мы думаем, что тогда сила стояла против силы. Это так, но не вся правда. Ростовский архиепископ Вассиан изобличал в те дни московского князя: «Ахмат … губит христианство… ты же перед ним уклоняешься, молишь о мире и шлёшь к нему послов, а нечестивый дышит гневом и презирает твоё моление!..» Сила русская, огромная, накопленная едва не обратилась в слабость. И обратите внимание: священник посылает царя на битву. Потому что трезво оценивает силы страны. Даёт и своего духа.

Но можно держать огромное войско, в ней святую чудотворную икону, и в то же время не доверять Богу, хотя он уже явился в твой стан со всем Небесным воинством. По молитве народной. Митрополит Геронтий тоже умолял князя начать сражение: «Избави врученное тебе Богом словесное стадо от грядущего ныне зверя». Архиепископ Вассиан: «Смертным ли боятся смерти? Рок неизбежен… Не убоюся меча татарского…» А князь страшился, рассчитывал да прикидывал, вместо того чтобы доверится и отдаться.

Вот и у нас с вами сегодня мироточат иконы, излечиваются чудесным образом тысячи больных, обретаются новые иконы, просветляются старинные фрески на стенах храмов, строятся монастыри и десятки тысяч церквей, а в это время мы, русские люди, этого как бы «не замечаем», потому что шарим глазами по карманам священников и ждём их призывов: «Грабь награбленное!» И это, когда они взывают к Богу от всего своего сердца, каждый день: «… исцели недуги наши лютые, по грехом нашим попущаемые, избави нас от многих бед и обстояний…». А мы иронически ухмыляемся и отвечаем: «Сам дурак», чтобы только последнее слово осталось за нами. Безумные гордецы!

А ведь обещал Бог, что сохранит город грешный даже если в нём всего несколько праведников. Так становись же праведным, народ русский! И к этому всё остальное приложится Самим Богом!

<<< Предыдущие записи    Следующие записи>>>

Вернуться на главную