Олег ТРУШИН
Псковский край земли русской

Фото автора
Загадал я как-то себе задачу – побывать на псковщине. Да не так чтобы абы как, а что говорится с толком и с расстановкой. Чтоб и город разузнать и окрест обозреть. Сколько уж было читано-перечитано про тамошние места! Не счесть! И вот однажды однозначно решил – надо ехать во что бы то ни стало – тянул к себе старый Изборск, манили Печеры, да и сам Псков – более тысячи лет городу, старше самой Москвы-матушки.

Все думал, да рядил как в путь отправится – дорога то от Москвы до Пскова не близкая, к самой прибалтийской границе, к Чудскому озеру путь держать надобно, к тем местам, где славный Александр Невский ливонский орден побил. Не даром на горе Соколихе, что при самом въезде в Псков, стоит конный Александр Невский со дружиной отлитый в бронзе, устремив свой взгляд на Чудское озеро, до которого «рукой подать», на Балтику. Огромная монументальная фигура полководца с соратниками поражает своей мощью, силой, - словно встал князь на вечно тут на защиту русского порубежья на северо-западных землях. Не отступит! Поднялись в небеса острые пики дружинников, чтоб издали врагу видно было. И как не вспомнить тут слова Александра Невского ставшие в веках легендой: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!».

Знавала псковская земля и дела одного из первых русских княжичей Трувора, и бывали великие князья Олег и Игорь на берегах реки Великой. В месте слияния рек Великой и Псковы и возник город Псков. Тут на псковской земле произошла встреча князя Игоря с Ольгой – будущей княгиней земли русской, первой обратившейся к вере христианской. « На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!» - эти слова княгини Ольги о своей родной земле говорят об огромной любви к отечеству. Да и родилась княгине Ольга в погосте Выбути, что совсем не далеко от Пскова. Так, город Псков можно по праву называть первой православной столицей Руси.

История Пскова не таится, она в псковских улицах, в Кремле-детинце, в многочисленных соборах разбросанных по древнему граду. Прислушайтесь, и вы в колокольном благовесте обязательно услышите звуки живой истории земли псковской. От псковских соборов глаз не отвести! Есть в них что-то свое особенное, неповторимое, поражающее своей изысканной монументальностью, исконно псковской архитектурной формой, великим талантом мастеров – зодчих. Присмотришься к псковским храмам – они и просты и в то же время изящны в своей постройке. Древние псковские храмы одноглавые, с главой «луковкой», приземисты, с пределами в виде церквушек, с массивным крыльцом, со звонницей в греческом стиле. Смотришь на псковские древние храмы и охватывает тебя какая-то оторопь, заставляя застыть на месте. Красота псковских храмов скрытая – она не выпячивается, не бросается в глаза, ее нужно созерцать сердцем, душой. Когда соединится гармония души и взгляда вот тогда-то вы и прочувствуете всю силу таинства поэзии древнего зодчества псковских мастеров, и непременно прочувствуете эту незримую связь с сегодняшним миром. Рассказывают, что в былые времена, к началу 20 века храмов в Пскове было в несколько раз больше – поминальный крест на соборной площади кремля тому доказательство. Многие из псковских храмов благодаря реставраторам получили в сегодняшнее время второе рождение. Взять к примеру изящную церковь Жен мироносиц, что стоит в тиши старого кладбища в тени деревьев. А поставлена она тут в далеком пятнадцатом веке! И если бы не реставраторы трудно было бы сказать, что бы с ней стало к сегодняшнему дню.

 

* * *

Несколько слов скажем о Кремле. Очень красив с Ольгинской набережной! Расположен на холмистом мысе с открывающимся видом на две реки – Великую и Пскову. Конечно уступает московскому. Но «по-псковски» белокамен, приземист, расположен на высоком яру – в былые времена этот яр был куда выше, со сторожевыми башнями. Всегда поражаюсь кремлевскими постройками – сколько же надобно сил вложить, что бы выстроить такое детище! Это не в наш механизированный век! Тогда все в ручную! Попробуй-ка потягать каменные глыбы на высоту башенных стен! Но ради благого дела строили детинец, так называли в старину кремль, чтоб крепок для врагов был. Вход в кремль через Довмонтов город – крепость-посад выстроенный псковским князем Довмонтом в 13 веке, накрепко защищал детинец. Сегодняшний Довмонтов град – вообщем-то пустырь «облагороженный» трудами археологов – многочисленные обнажившиеся фундаменты тех самых древних построек, некогда стоявших здесь, видит каждый переступивший «порог» псковского кремля. Много чего вмещал в себя Довмонтов город. Были тут и дома служилого люда и храмы православные, усадьбы мастеровых и церковнослужащих. Теснились от близких строений улочки древнего града. Оживленным было это место древнего Пскова. Сегодня, может быть трудно в это представить – уж больно спокойно тут, размеренно тихо, и лишь группы туристов идущие одна за другой нарушают спокойствие древнего града.

Одной из самых главных построек кремля является Троицкий собор стоящий на вечевой площади. Сегодняшний храм по счету четвертый и выстроен в конце семнадцатого века. Красив. О пяти главах – центральная крыта сусальным золотом, остальные под зеленый патриарший цвет. Не смотря на свои объемы, собор не выглядит громоздко. Выстроенный в самом узком месте кремля, он как бы разделяет его на большую и малую части. Предсоборная, вечевая площадь, Троицкий собор – были свидетелями многих эпохальных событий русской истории. Сколько ж таинств хранит в себе эта седая старина псковского камня, сколько преданий веков мог бы поведать нам Троицкий собор видевший и набеги немцев-литовцев и «огонь» вечевых страстей царивших у его стен и рассказал бы о мирной размеренной жизни царившей в детинце.

Сегодня собор одинок. Одинок не по воле времени, а по воле людской. Чуть ближе к центральному входу в кремль стоит поклонный крест – дань памяти Благовещенскому Собору. На камне надпись: «Сей честный крест сооружен и установлен к 1100-летию г. Пскова на месте разрушенного в 40-е годы 20 века Благовещенского Собора и освящен высокопреосвещеннейшим Архиепископом Псковским и Великоламским в память о прошедшем скорбном пути в истории нашего города и всей России. 25/7 апреля 2003 г.». Пока я стоя на Соборной площади любовался Троицким собором, много люда подошло к поклонному кресту Благовещенского собора – кто так, ради любопытства, а кто и с крестным знамением, с зовом от самого сердца. Но мало кто прошел мимо. Тянула к себе история. И от поклонного креста шли по мостовой к действующему Троицкому собору. Переступил соборный порог и я. Храм был люден. Труден и тернист путь к Богу. И каждый пришел в храм со своей думой но с единой в душе верой – верой в вечное бытие души. Размеренно шла служба, пахло свечным воском. Кругом чистота. Покой. Нет мирской суеты, и словно другая жизнь окутывает тебя и успокаиваются твои помыслы перед образами Святых просиявших на земле Русской.

И долго я стоял в храме Троицком, видя как пребывает и пребывает с каждой минутой народ под его своды, и не ушел бы ели бы не скоротечность времени – звала дорога на Труворово городище, в древний Изборск.

 

* * *

«… и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске». С ранних школьных лет известно нам это повествовании из несторовской «Повести временных лет», о призвании варягов на русское княжение. Вот и остался древний Изборск с тех давних, незапамятных времен форпостом земли русской на северо-западном порубежье. Близок Изборск к Пскову – всего на всего верст тридцать будет – для сегодняшнего скоростного транспорта не расстояние.

Плещутся воды городищенского озера под крутыми склонами Труворова городища и неспешно течет река Смалка. Распростерлась вокруг необозримая, изрезанная холмами даль открывающаяся взору с городищенского холма. Гуляет ветер – странник по пустому городищенскому простору и только одинокий храм преграждает ему путь.

Для тех кто ни когда не был на Труворовом городище может подуматься, что речь идет о какой ни будь древней крепости или кремле, с крепостными стенами и сторожевыми башнями. Отнюдь нет. Давно, очень давно, было это в самую эпоху зарождения русского государства и время стерло с лица земли все постройки труворова городища. Сегодня тут … пустота. Но попадая в эти места, где некогда кипела жизнь древнего города, невольно охватывает тебя таинственная энергетика, да и взгляд улавливает особенность этого места – огромные крутые в подъеме холмы, когда-то возвышались на них крепостные стены в окружении глубокого рва и непреступно было городище для врагов. Подняться по их взгорью на вершину – труд не каждому под силу – скользит суглинок, тянет назад, мелкий камень мешает плотно ступать. Но для тех кто одолевает этот путь, открывается с городищенской выси пленительный вид на окрест. Озеро, перелески, видны очертания старой изборской крепости.

Попасть в Труворово городище лучше всего через Старый Изборск, пройдясь мимо старых купеческих домов с массивными воротами у каждого дома на свой лад. Да и дома меж собой разняться – какой барского виду, а какой и вовсе не броский с виду. Говорят, что местных, коренных изборцев осталось совсем мало, все больше теперь дачников. Когда добирался по песчанке к городищу попалась на пути парочка коз пригулявшихся на просторном пастбище. Без всякой осторожки пропустили мимо себя к городищу, - знать привыкли к люду. Сколько таких как я проходит за день!

Труворово городище! Наверняка его видели многие и даже не задумывались о том. Где? Помните фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев»? Так вот ряд эпизодов фильма снимался именно в Труворовом городище. В толпе туристов, поднявшихся как и я на городищенский холм, послышалось восхищенное: «Отсюда только картины писать!». И были правы в своем восторге.

В свое время поработали на городище археологи. 7-9 века – даты ими установленные. Раскопали древность, описали все как положено и … вновь под спуд земли пустили – законсервировали до будущих исследователей. А сколько еще таит в себе земля древнего городища.?! И стоит стражем-охранником на городище церковь Николая Чудотворца – поборника земли русской, покровителя Изборска. И не даром называют древний город «Домом Святого Николы».

 

* * *

И еще моей давней мечтой было огромное желание увидеть Труворов крест, что стоит на старом Изборском кладбище. Расспрашивал все о том, как следовать к кресту если удастся попасть в Изборск. Прямо скажу – мало кто нужный путь указывал. Все больше пожимали плечами, а некоторые и вовсе в толк не могли взять в толк о чем это я их спрашиваю.

Осторожно спускаюсь по проторенной тропке от городища в низ к сельскому кладбищу, что прямо за одиноко стоящей церковью Николая Чудотворца. На пути не большая канавка. Перешагиваю. И вот я уже у кладбищенского окоема. И вот он Труворов крест. Огромен. С легка наклонен. В багряный, с наплывшей веками сединой цвет камень в два метра в высоту и столько же в ширину. Возле него огромные плиты – ровесники кресту. Кто его тут выставил и по какому поводу историки гадают до сих пор. По преданию народной молвы под сей крестом покоится прах самого княжича Трувора, что пришел из варягов на Русь. Вот и повелось называть его Труворовым крестом.

Но ученые по своему толкуют, - мол нет под сей крестом великого княжича, - не был Трувор христианином и креста православного на его могиле быть не может. И поставлен этот крест по какому-то другому случаю.

Толпится люд возле древнего креста – кто так на расстоянии, а кто и обхватить пытается – говорят крест магической, здоровой силой обладает. Приложился к кресту и я – распахнул руки в стороны – с трудом достал крестовину, ощутив ладонями холодный, шершавый камень, словно обнял руками вечность древней земли псковской.

Великий русский писатель Иван Бунин увидев Труворов крест, просил поставить на могиле, когда придет черед, такой же могучий русский крест. Выполнили полю писателя! И стоит сегодня на бунинской могиле на русском кладбище в пригороде Парижа «близнец» Труворова креста, символизируя русскую мощь и силу.

 

* * *

Просуществовало Труворово городище – Древний Изборск не один век. Видало добрые времена и тягостные вражеские погромы. Лютовали в Древнем Изборске рыцари Ливонского ордена. Но вновь и вновь воскрешался русский Изборск, давая отпор недругам и зачиналась в нем жизнь заново. Рос город, креп. И было решено перенести его на новое место – на Журавью гору, обнести его каменной крепостной стеной, сделать его не преступным для вражеской силы. Случилось это в 1330 году, а на Труворовом городище возник один из самых древних на Руси монастырей – Никольский, просуществовавший более четырех веков. Ныне от Никольского монастыря ничего не осталось, и только по прежнему стоит на городищенском взгорье небольшой белесый храм – свидетель воинской славы и праведных трудов служения Господу.

От Труворова городища неброская с виду тропка привела меня к ключам Словенским, или как еще их называют «Ключам двенадцати Апостолов». Геологический возраст источников не менее тысячи лет. Святые воды бьют мощными потоками-водопадами из каменистых россыпей. Источник целебен. А еще говорят обладает силой омоложения. И есть тут еще особые ключи «действующие» на любовь, здоровье, счастье, богатство …. Только провидение может помочь человеку найти, где какой родник. Нескончаем людской поток к Словенским ключам – долго я поджидал момента чтобы остаться один на один с источником и сфотографировать его., томительно ждал пока все пришедшие окропят себя целебной водицей – и остался с ним один на один всего на всего на секунды, успев при этом сделать желанный снимок.

В стародавние времена население Изборска не только шло к ключам за целебной водицей, но и выставило на них водяную мельницу, поставив силу воды себе на службу. Уж теперь нет той водяной мельницы, что стояла на ключах, а воды все по прежнему соединяясь в шумный поток «Реки жизни» шумят у подножья ключей. А от Словенских ключей до Изборской крепости, что поднялась могучей стеной на Журавьей горе, рукой подать.

Псковский пригород – крепость Изборск, за свою историю не единожды становилась «грудью» на защиту рубежей – подступов к граду Пскову, защищая границы русского государства. Мрачным седым камнем взирает с холма изборская крепость надежно храня в себе тайны веков. Пробила сорная травица крепостной камень точа грань веков. И слышится в шуме буйного ветра гуляющего по простору старой крепости вольная песнь гордых русичей, стоявших насмерть на русском порубежье. И сегодня, как и много веков тому назад, слышится колокольный звон Никольского собора, что стоит на территории крепости, и мощными глыбами вросли в землю сторожевые кремлевские башни напоминая нам о силе русского духа.

 

* * *

Быть рядом с Печорами и не заехать – дело весьма не простительное. Печоры у всех на слуху – кто не знает на Руси Псково-Печерский монастырь!? Наверное и нет таких.

Сами Печеры городок не большой – обосновавшийся у самой северо-западной границы России. Со своей историей и со своими обычаями хранящими в себе теплоту людского бытия. Пройдешься по Печерам и охватит тебя дух старины таящийся в узких Печерских улочках, в купеческих хоромах и простеньких крестьянских домах, в соборах, в людях – коренных печерцах уважающих и ценящих свою историю.

Но из всех достопримечательностей этого русского городка несомненно является Святоуспенский Псково-Печерский мужской монастырь. Открывается он взору не сразу, а исподволь, словно отводит паломнический взгляд от той неописуемой красоты, что скрыта за монастырской стеной, в низине, зажатой горами. Крепостные стены со сторожевыми башнями, преграждают к монастырю путь. Едва видны соборные купола. Надежно оберегают горы-холмы с монастырскими стенами монастырский покой. Монастырская тишина – особая природа. Нет в ней ни суеты, ни мирского «многообразия» - покой стережет эту землю. Покой дающий человеку возможность поразмышлять, подумать о благе жизни, о своем пути по земле. Наверное с тоскливым возмущением смотрят из своих келейных окошек монахи на снующих по монастырю мирских обывателей. Нет не осуждают, а лишь думают о человеческой беспечности.

Шаг за шагом вела меня лестница на монастырскую площадь, к Успенскому собору, к часовой башне, к подземному, пещерному граду. Шел мимо хозяйских монастырских построек, мимо царской кареты Анны Иоанновны, что выставлена на всеобщее обозрение. Говорят, завалялась где-то императорская карета в монастырских подсобниках, отчистили, отмыли, привели в божеский вид и поставили под стеклянный колпак, мол пусть народ посмотрит – и цари-императоры в монастыре бывали. Взгляд ловит огромные, ни в один обхват пни, что попадаются тут и там на всем пути, говорящие о том, что росли тут прежде приогромнейшие дерева, скрывающие своими кронами братскую обитель. Сейчас их нет. Отжили свой век и были спилены. А наверное как хорошо было – когда росли тут эти деревья. Но всему свой срок на этой земле.

Сколько люда, за все существование монастыря прошло по его земле. Сколько сотен тысяч ступили под своды пещер. Думаю что нет еще такой цифры, не придумали еще. И каждый приходил сюда со своей думой, со своей бедой. К слову стоит заметить, что Святоуспенский Псково - Печерский монастырь дал патриарха Московского и всея Руси – Пимена, что был тут одно время божьим наместником обители.

Люд какой национальности не встретишь в монастыре – выдает не «нашенский» говорок заморских гостей. Частенько слышишь тут и прибалтийскую речь – оно и понятно пограничная земля. Да и сама история русской Псковско-Печерской обители тесно переплелась с историей прибалтийских земель – российские земли, где находится монастырь по условиям Брестского мира 1918 года и Тартуского договора 1920 года волею политиков на целых два десятилетия оказались на территории Эстонии. Еще свежа память о недавних спорах Эстонии с Россией о этих приграничных землях, что разыгралась на рубеже двух тысячелетий. Но русская земля должна быть русской. На том и порешили.

Пещеры монастыря – самое главное таинство святой земли. Вход в них расположен между Успенской церковью и часовой башней. Каменные улицы Святой горы с некоторых пор не подвластны взорам мирян. Накрепко закрыты кованные ворота Святой горы. Почувствовать посетителям «дух каменных тоннелей» дает не большой закуток каменного отрога. Мрачность. Холод и сырость подземелья. Жизнь скованная силой камня. Тут и там керамиды – могильные плиты вмурованные в скалу, говорящие о захоронениях – на некоторых надписи «съедены» временем, едва читаемы. Толпится плечом к плечу пришлый люд под каменным сводом, шаг за шагом продвигаясь в перед, желая открыть для себя то, что было не подвластно взору. Такова уж сущность человеческая – узнать не познанное, пусть с легка, прикоснуться к таинству великой монашеской жизни.

Живая очередь у родника, что прямо на монастырской площади. Крутится колодезное колесо поднимая на поверхность чистую как слеза родниковую воду. Не пробиться к роднику – потно окружили его люди – и стар и млад все с тарой, кто уже с наполненной родниковой водой, а кто еще только собирается наполнить емкости. Отведал родниковой водицы и я – терпкая на вкус, прохладная, пил бы не отрываясь.

…Загремел колокольный перезвон на монастырской звоннице возвещая о полдне. И затихла площадь … Все подняв головы смотрели ввысь, словно стараясь рассмотреть не видимых звонарей.

Долго я бродил по монастырю, любуясь ладным монастырским подворьем – ухоженным, благочестивым, как и положено быть святой земле. История Псково-Печерского монастыря это есть история земли русской. Не стоял в стороне монастырь от дел праведных. Заявлял о себе и в мире и в лихолетье. Да и со стороны царско-императорских особ был к нему особый интерес – сколько их переступило монастырский порог! Бывали тут и Иван Грозный и Петр Первый, и Екатерина Великая и Николай Второй. Даже в советское время действовал монастырь – жил полной жизнью, сохраняя веру с которой жила земля русская из покон веков.

Во такая она земля псковская, полная тайн и загадок. Древняя земля русского государства овеянная доблестью ратных и трудовых подвигов наших предков. И побывать на ней долг каждого, кому дорога Русь и ее история.


Комментариев:

Вернуться на главную