Дмитрий ИНОЗЕМЦЕВ
НА НОВОМ ФРОНТЕ
«Сурковская пропаганда» распространится и на религию

Недавно премьер Дмитрий Медведев выдвинул своего верного соратника Владислава Суркова на передовую: теперь вице-премьер будет отвечать еще и за взаимодействие правительства с религиозными организациями. Таким образом, бывший замглавы Администрации Президента, чей перевод в правительство выглядел поначалу как почетная отставка, оброс на новом месте практически теми же функциями, какие он выполнял в Кремле. Помимо прочего, Сурков — куратор СМИ, статистики и инноваций, развития телерадиовещания, науки, культуры, искусства и туризма. Кроме того, Сурков занимается вопросами молодежной и демографической политики, а также сотрудничеством с партией «Единая Россия».

Очевидно, что на новом фронте матерый политтехнолог должен выступить в ипостаси кризисного менеджера, который стабилизирует сложную ситуацию, по разным причинам сложившуюся вокруг традиционных конфессий — православия и ислама. Если РПЦ столкнулась с мощной идеологической атакой на патриархат, в том числе и из-за процесса над Pussy Riot, то ислам подвергся прямому нападению: в июле были совершены покушение на муфтия и убийство одного из руководителей Духовного управления мусульман Татарстана. Все эти события в Кремле и правительстве склонны рассматривать как эпизоды одной кампании по дискредитации власти и дестабилизации ситуации в стране.

Руководители обеих конфессий отреагировали на это назначение положительно. По словам главы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, у Суркова «интерес к этой теме — не только профессиональный, но и личный интерес, интерес достаточно глубокий». Чаплин рассказал, что они «раньше много спорили, сталкивались с очень сложными вопросами о возвращении имущества религиозным общинам, присутствия религии в школе и в армии».

Муфтий Чеченской республики Султан Мирзаев тоже уверен в том, что чиновник «хорошо знает данную тему, знает ее во всех тонкостях, способен принимать по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций, верные решения, которые пойдут на пользу укреплению межрелигиозного и межнационального мира в России».

Назначение Суркова арбитром в отношениях между религиозными конфессиями и обществом интересно с нескольких точек зрения. Во-первых, он, безусловно, больше, чем Ольга Городец, курировавшая ранее данное направление, погружен в тему, поскольку занимался внутренней политикой в Кремле. Сурков в ближайшее время может созвать комиссию по вопросам религиозных объединений, которая не собиралась уже несколько лет.

Во-вторых, широко известны симпатии к бывшему «кремлевскому идеологу» части оппозиции, со стороны которой и предпринята массированная вылазка против РПЦ. Сурков, конечно, «главный кукловод политического процесса» и, говоря языком оппозиции, координатор работы по подтасовке результатов выборов, уничтожению политической конкуренции, травли общественных организаций. Но, несмотря на то, что термин «сурковская пропаганда» давно вышел в тираж, «революционный» эксцентрик Ксения Собчак, например, в свое время оставила в блоге крайне патетическую запись о мудрости и тонкости «серого кардинала».

«Владислав Юрьевич человек очень начитанный, образованный, интеллектуал, любитель Миро и Сартра. Этот человек хотя бы говорил на одном языке со своими «жертвами» и умел отравить их своим ядом магической силы, красноречия и цинизма. И Сурков, безусловно, понимает людей. Их природу, их слабости. Сурков — не негодяй и не Геббельс, он — качественный, верный работник и эффективный менеджер в предложенных обстоятельствах. Зло не в нем — он лишь его отражение», — вещала звезда «Дома-2».

Либеральные пассы Суркова на посту замглавы Администрации Президента пошли в свое время так далеко, что кремлевский чиновник неожиданно тепло отозвался о митингующих зимой 2011 года, сказав, что на Болотную площадь вышла лучшая часть общества, и от мнения этих людей нельзя высокомерно отмахиваться. После чего и был отправлен худшей частью общества курировать инновации в правительстве.

Наконец, сам Сурков в интервью журналу Der Spiegel заявлял, что с рождения жил в Чечне, а его отец — чеченец. Это делает его формально равноудаленным от главных конфессий России. Политическая «равноудаленность» Суркову, впрочем, не помогла, а то и помешала избежать кризисов зимы 2011-2012 годов.

При всей своей бесспорной искушенности в политической борьбе и умении выстраивать хитроумные конструкции в партстроительстве Сурков, как главный кремлевский идеолог, проиграл, допустив один за другим ряд кризисов, которые дестабилизировали ситуацию, в том числе в отношениях между РПЦ и обществом.

Оказалось, что все пестуемые и лелеемые бывшим студентом факультета режиссуры массовых театрализованных представлений Сурковым организации — «Единая Россия», «Наши», «Местные» и прочие, которые считались опорой власти, в том числе и среди молодежи, в кризисное время бессильны. Партия власти непопулярна, поддерживаемые немалыми бюджетными деньгами молодежные движения не в силах организовать убедительный митинг, и в поддержку Путина вместо них выступают вполне себе «бесплатные» рабочие Нижнетагильского Уралвагонзавода.

Кроме того, оказалось, что бесед и кулуарных встреч с рокерами недостаточно, как недостаточно любить Сартра, чтобы погасить протесты. Картонные политические конструкции Суркова рухнули под натиском реальных политических запросов граждан.

В этой ситуации «серый кардинал» не показал себя как кризисный менеджер и уступил место менее тонкому и равноудаленному Вячеславу Володину. Тем не менее, в правительстве, видимо, вновь верят в эффективность «сурковской пропаганды» и доверяют ей провести ребрендинг отношений между религиозными организациями и обществом. Это немного напоминает поведение генерала, который готовится к прошлой войне, но, видимо, других идей в правительстве нет.

http://clck.ru/1bRwj


Комментариев:

Вернуться на главную