«Щенок» протоиерея
Самарцы увидели игровой фильм по сценарию своего земляка, протоиерея Николая Агафоноваа

В Самаре не так много писателей, по чьим сценариям снимались художественные фильмы. Протоиерей Николай Агафонов - один из них. Книг прозы у самарского протоиерея немало. А вот в кино он дебютировал недавно. И сразу же успех.

Фильм «Щенок», снятый по его сценарию, получил гран-при на недавнем Всероссийском детском фестивале искусств и спорта «Кинотаврик». А на минувшей неделе фильм посмотрели и самарцы, пришедшие в кинотеатр «Художественный». Показ фильма стал одним из ярких событий недавно закончившегося фестиваля «Соль земли».

Большой зал кинотеатра был заполнен до отказа - в основном детьми. Для некоторых места не нашлось, и они терпеливо сидели в течение всего киносеанса прямо на полу в проходе. После фильма отец Николай долго отвечал на вопросы зрителей, порою самые неожиданные, рассказывал о себе и своем творчестве.

Почти все его рассказы автобиографичны. Так было и с рассказом, ставшим основой для фильма «Щенок». Это простая и трогательная история о духовном преображении маленького человека. Действие происходит в конце 70-х. Мальчик Алеша, как и все его товарищи, при каждом удобном случае издевается над своим сверстником Валеркой, который не похож на других и чужой в этом жестоком детском сообществе. Самое дорогое у Алеши – подаренный ему на день рождения щенок Тиша, которого он везде таскает с собой. Однажды Тиша пропал – оказалось, его принес к себе домой Валерка. А когда Алеша с мамой пришел к нему домой вызволять щенка и узнал, что Валерка сирота, он как-то по-другому посмотрел на этого мальчишку и решил подарить ему самое дорогое – щенка. Может быть, преображение это, показанное в фильме, происходит слишком уж неожиданно и психологически не подготовлено. В жизни, как оказалось, было немного по-другому. Щенок, который был в детстве у отца Николая, так и пропал.

А его собственное духовное преображение, как рассказал отец Николай, произошло примерно в таком же возрасте, как у героя фильма. «В детстве я был хулиганом, - вспоминает он. – Однажды, начитавшись романов Купера, я решил убежать из Тольятти, где я жил, в Америку, чтобы помогать индейцам, которых притесняли бледнолицые. Но далеко не уехал и попал в приемник-распределитель. Однажды, когда я там заснул, проснулся от того, что на лицо что-то капало. Я открыл глаза – передо мной сидела мать и плакала. Оказалось, она повсюду искала меня, ходила в церковь и молилась Богородице, чтобы та вернула сына. Вот с тех пор я и пришел к вере».

Как занятия литературой сочетаются с пастырским служением? «Литература к Богу не приводит. Но привести к порогу храма она способна, - считает Николай Агафонов. - Она дает возможность мне как священнику затронуть вопросы духовной жизни, которые меня волнуют. При этом я понимаю, что современный читатель не будет читать большое произведение, и сознательно себя ограничиваю. Современному читателю нравится динамично развивающийся сюжет, минимум «воды», минимум лирики и больше действия. У меня как у писателя, конечно, есть огромное искушение впасть в гордыню: издают, читают! Вспомните, что думал отец Сергий у Льва Толстого: «Вот, меня читают, обо мне пишут газеты, за счет меня монастырь живет...» Но это путь погибельный. Отрицательная критика писателю нужна непременно, это «подстегивает» его творчество…»

Справка:

Протоиерей Николай Агафонов - член Союза писателей России, лауреат всероссийских премий имени Н.Г. Гарина-Михайловского, Александра Невского, премии «Хрустальная роза Виктора Розова». Автор романа «Иоанн Дамаскин», а также повестей и рассказов, вошедших в сборники «Преодоление земного притяжения», «Дорога домой», «Чаю воскресения мертвых».

http://vkonline.ru/article/46792.html

 

Вернуться на главную