Вячеслав САВАТЕЕВ доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

ИСПОВЕДАЛЬНОЕ или ПАМЯТЬ, РАБОТАЙ

(О прозе Владимира Крупина)

1.

По своему жанру новая проза Владимира Крупина "Во первых строках", вышедшая в печати к 75-летию писателя, - воспоминания, записки о памятном. Жанр как будто простой, необязательный, но в него вместилось многое. Жанр-исповедь. Здесь есть и развернутые сюжеты, и характеристики людей, которых знал, с которыми встречался; есть и заметки о виденном и слышанном, и раздумья о передуманном, о прошлом и настоящем. Калейдоскоп впечатлений и мыслей, которые заставляют задуматься, вспомнить, осмыслить...Память, работай, - призывает автор себя и своего читателя.

И память работает . Не забылись горе и крики вдов и матерей, сирот...И победу помнит..Но, конечно, больше всего писатель помнит мальчишечьи игры, которые все были военными. Раздавался клич: «Айда в военку играть!» И собирались моментально. В этих играх были и «наши», и «немцы». "Бросали монетку, кому кем быть. Делились по-честному". Но побеждали всегда "наши"... В конце же игры собирались на поляне, кричали, спорили. Спорили, опять чуть не до драки, чья победа. Но какая победа, кого над кем? Победа была одна. Возвращались сплочённой ватагой. "Шли и дружно жалели, что настоящая война нас не подождала, закончилась, а то бы мы повоевали! А то жизнь проходит, и никакого просвета. Уже и Знамя над рейхстагом, и вообще мир во всём мире..." И не знали, несмышлёныши, что войн и крови на всех хватит с избытком...

Послевоенная жизнь, как и у всех мальчишек, была трудной, голодной. У Крупина есть рассказ "За разбой"- о том, как его героя посадили "за картошку" аж на три года... "И что там от меня осталось? Тень человека". Взросление, первое серьезное чувство. "Девушку эту и после смерти помнить буду". В. Крупин рано стал писать.

Еще одно воспоминание давней поры. В 15 лет занимался рекламой -писал в приложение к "Вечерней Москве". Сегодня он вспоминает об этом с юмором. Рекламные стихи о хеке серебристом, нототении, бельдуге... Тогда было не до смеха.

------------------------------

У В.Крупина проза внешне простая, легкая, но не легковесная, нагруженная смыслами. Она идет из самой глубины народного сознания, знания жизни, постоянного самообразования. Всю жизнь он много читал,размышлял о литературе,учился у мастеров. Русская литература - лучшая в мире, убежден В.Крупин. Это, по его мнению, определяет три начала -православие, народность, государственность. И все дело опять - таки в русском языке. Три единства- написания, звучания , смысла. Он считает, и не без основания, в последнее время язык стал меньше сопротивляться "дурному влиянию" - варваризмам, жаргонам, иностранщине, канцелярщине....

Прослеживая кратко историю литературы , он подчеркивает ее изначальную духовность. Особенно важным является то, что его концепция опирается на важнейшие события в историческом бытии России. Рассказывая о ранних, устных периодах развития литературы, отмечая далее значение более поздних, письменных , когда были созданы яркие произведения допетровской эпохи, подчеркивая прочную взаимосвязь и преемственность всех этих периодов, В.Крупин спрашивает :"Иначе откуда было бы взяться Ломоносову, Державину, Сумарокову, Крылову, Пушкину...? И заключает: "Мы ходим по золоту". Этим "золотом" была и осталась наша литература...

2.

"Главная крепость России, она же и единственная и последняя -слово Божие, людьми подхваченное", - пишет В.Крупин. "Безкостной, хрящевой" называет он основную массу советской литературы. Обидно, но во многом честно и даже по-доброму вспоминает он об этом. "Всё в ней правильно, иногда интересно, чаще уныло. Но даже и такая, она нравственна"... "Нравственное"- важное определение литературы. И в памяти писателя всплывают книги Г.Николаевой, Ф.Гладкова, Бабаевского, А. Макаренко, О.Гончара, В.Лациса, В.Кожевникова…

Много прочитано и ничто не отброшено. В том числе зарубежное... "И самиздата была полна коробочка,-- вспоминает он.- Всё то, что науськивало на соцсистему, а по сути, на Россию. Но не стал же в ряды зубоскалов-хохмачей типа войновичей, матершинников алешковских: как-то мерзки были их «сходняки», их готовность услужить осмеянию русской действительности, из них один Владимов нравился независимостью суждений. И ещё Максимов".

"Партия не запрещала писать хорошо, я сам был коммунистом"--признается В.Крупин . "Не считалось: шаг влево, шаг вправо, считается побег. Антисоветчиком не будь",-- говорит он. Еще одна полушутливая максима:"Хочешь хорошо жить- пиши плохо". И многие пользовались этим вполне откровенно и цинично. Советская власть не была "драконовской", -продолжает писатель. А ведь творческая судьба его все же не была легкой - стоит вспомнить его повести "Живая вода", "Сороковой день", другие произведения...И никаких жалоб на власть. Лишь одно, но такое "вселенское преступление большевиков - изгнание Бога из России",- не может простить власти писатель.- Наивная была эта их мечта". А что касается либералов, то этим "господам шелкоперам все хотелось свободы творчества: писать смелое", - вспоминает Крупин. И советует : конечно, писать о "торфоперегнойных горшочках, кукурузе веселого мало, но ты пиши о человеке". Сам он , как мы знаем, писал о человеке и в конечном счете о Боге....

Крупина нередко обижает торопливое, поверхностное отношение к вере. Вспомнилась ему , как-то одна "авторша" в поездке подошла к нему и предложила: «Я поняла, что вы писатель клерикальной темы. Мы сейчас едем причащаться. Едемте с нами. Это быстро». И так торопливо, на бегу, как о чем-то немаловажном, десятистепенном. Как музей посмотреть, в "киношку сходить, пустяковый роман пробежать глазами. Его вера серьезная, искренняя,сердечная- никакая это не "клерикальная тема" ...

Он снова задумывается над главным .Над тем, что " миссия России -сохранять присутствие Христа на Земле". Он давно задумывается об этом - о мессианстве России. Над ним иногда даже друзья посмеиваются. "Христосик,- пошучивает Виктор Астафьев. В том же духе посмеивается и Валентин Личуин. Оба и еще больше : мол, "Христосик", который радуется бедам страны " .Ну, это уж совсем несправедливо... Некоторые считают, что его погруженность в религию мешает писать, отвлекает от работы. Ерунда это, сам же он считает, что вера, православие не может мешать делать благое, святое дело...

3.

В. Крупин пишет о гнетущей, придавливающей тяжести современной жизни. Бьемся, а ничего не меняется. Ощущение равнодушия президента к народу: "слова правильные, а веры нет", всё только хуже. "И культура изпохабливается и школа, особенно, искалечена, и телевидение продажно, и Москва – проходной двор…" Но особенно удручает, что кажется, будто многих такое положение вещей устраивает. Правда, все же по сравнению с 90-ми годами что-то понемногу исправляется, но очень уж медленно...

Он признает, что в жизни всегда трудности были и будут, но сейчас ещё и "искусственные трудности. Они специальны, чтобы нас вымотать, измучить". Вот почему так важно их преодолевать. Надо "строить себя", объединять в себе ум, сердце, волю., не допускать "раздрая" в мыслях и чувствах... И запоминающийся афоризм : когда волк хочет задрать овцу, то отгоняет её от стада. "В тебе два волка. Они враждуют. Один добрый, другой злой. Какой победит? Тот, которого ты будешь кормить".

Он с горечью пишет о новом времени - о телевидении ( "пустышки малаховы, басковы киркоровы, им подобные учат жить), "позыв к подражанию" .Сам он всегда советуется с матерью и получает мудрые советы. И опять мучает: в телевизоре же одно спаривание, секс, разврат. "...Мы родину любили. А вы обокраны в главном, именно в любви к родине. Без этого жизнь бессмысленна". Откуда столько "скобленых рыл", "живем среди скобленых рыл" ...

4.

Иногда кажется: все приходит оттуда, с Запада. Не зря "Западную сторону" в Вятке называют "гнилым углом"... Недаром всегда оттуда приходит плохая погода : дожди летом, оснью - вьюги, зимой. А не упрощает ли он? Да нет, это его кредо, его твердая вера в то, что идеалы важнее идолов. "На Западе идолы, в России идеалы." Две крайности, два взгляда на мир, два мировоззрения. На Западе- идол материального, культ благополучия, в России- вера в Бога, чаемый культ справедливости. "Без Бога не до порога", "Россию лихорадило именно тогда, когда она отходила от Бога". "Без Бога идеалы могут стать идолами",- уверен он. И что ждать от Запада, считает писатель, "когда у них в Красном углу не иконы, а благополучие? "Хорошо жить, в этом вся цель. А не лучше становиться".В основании же должна быть не арифметика, а метафизика бытия, в которой цель, достойная человека, -"лучше становиться", а потом уж "хорошо жить". Не всем очевидная цель...

Мы и они. "Мы толерантны, мы политкорректны, а нас паскудят..."; "Мы патриотичны, а нас гадят"..."У англичан нет слов "правда", "истина". Их заменяет слово "выгода"..." Так ли? Он снова и снова приходит к этим мыслям. Не один он так думает , вон и Валентин Распутин похоже рассуждает. "Нас ненавидят, все бы были рады дорваться до наших кладовых"...

Его патриотизм бесспорен, очевиден, глубок; но он и самокритичен, иногда не щадит некоторые наши обычаи и недостатки. Порой может показаться довольно обидные. Вот самое начало заметок "Во первых строках", шутка о "несунах" 60-х годов: «На работе ты не гость, унеси хотя бы гвоздь». И дальше "некрасовское" :«Вынес достаточно русский народ. Вынесет всё...». Или "разговор" о воровстве - с "национальным" подтекстом :" Японский император русскому: «У меня где какая вещь лежит, лежи она сто лет, никто не возьмёт». Русский император ему: «Нет, у меня нос промеж глаз украдут. А ежели какая вещь валяется, то что ей зря валяться, надо её взять и к делу пристроить"...Тематика обидная, но сегодня вполне актуальная...

"Память моя, память моя, работай!"

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную