РЦЫ СЛОВО ТВЕРДО
(Заметки писателя Юрия Серба)
<<< Далее    Ранее >>>

30 марта 2013 г.

Горький, Сладкий, Ядовитый...

Должен заранее просить Дм.Колесникова поберечь его собственную «протестную энергетику», если он увидит в моём ответе что-то обидное и несправедливое для Максима Горького или для себя, – тем более что его статья наверняка ещё будет повторена в «Литроссии», а моя статья может не пройти и в «Российском писателе». (Впрочем, спасибо Николаю Ивановичу Дорошенко уже за то, что силуэт Горького не «украшает» главную страницу сайта и газеты.)

 

Со школьной хрестоматии помню взятые в рамочку воспитательные сентенции Горького: «Если враг не сдаётся – его уничтожают», «Человек – это звучит гордо!», «Безумству храбрых поём мы песню!» и т.п. Мудрость – потрясающая! Наибольший отклик во мне вызывала вот эта: «Всем лучшим во мне я обязан книгам».

С годами я понял и увидел, однако, что книги тоже бывают разными. В том числе и те, которые написаны Горьким.

Для меня (я столь же субъективен, как и Дм.Колесников) лучшим в наследии Горького является его трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты» плюс два-три рассказа.

Наихудшим – дважды переписанный очерк «Владимир Ильич Ленин» и роман «Мать». О пьесах можно говорить, можно и промолчать. В отличие от Дм.Колесникова, я не являюсь ни любителем литературоведения, ни профессионалом, а только читателем. Возможно, найдутся литературоведы, которые меня поддержат, а может – и нет: вдруг статья Дм.Колесникова знаменует собой новую господствующую тенденцию?

Самой симпатичной чертой «великого пролетарского писателя» была его способность легко расставаться с деньгами. Громадные суммы поступали от него в партийную кассу Мартова-Ленина-Троцкого, суммы поменьше – на то, чтобы кузнецов научить держать в руках перо, и на издание их произведений. К сожалению, бунтарская натура А.М.Пешкова не имела своим союзником мудрости – хотя бы инстинктивной. (Инстинктивная мудрость, например, в том, что горящую спичку, обжигающую пальцы, мы трясём, а не наземь бросаем...). Прозревал Горький, в условиях революции и строительства социализма, всегда пост-фактум. Самые чудовищные слова, сказанные горьковским героем, звучат со страниц романа «Мать», за каковой роман Ульянов-Ленин ухаживал за Горьким как за возлюбленной. «Человек партии, я признаю только суд моей партии!..» (Бесы из романа Достоевского приподымаются в могилах и щёлкают зубами – за невозможностью рукоплескать!). Пророчество Горького из уст Рыбина, упомянутое Дм.Колесниковым, не оправдалось: великая кровь пролилась, но была она по преимуществу народной – кровью негодующего и обманутого большинства. Большинства, обманутого той самой партией, от имени которой вещал сормовский персонаж романа «Мать». Для Дм.Колесникова Максим Горький – основоположник «соцреализма», а для меня – глашатай агрессивного гуманизма (пусть даже гуманизма без кавычек, но оттого не менее ирреального).

Характерно, что нынешнего «горького» литературоведы типа П.Басинского лепят из партийного лимоновца Прилепина, который и в словесности-то больше похож на кузнеца-молотобойца в ювелирной мастерской. Партийная чума, если дать ей разполстись, способна снова погубить Россию.

 

Юрий СЕРБ

Невозможная миссия афинянина в Петербурге

Что мир невидимый – нас видит,
Я сызмала подозревал…

Диогена вам представлять не надо – это тот самый афинский философ, который днём с огнём искал Человека. Вы с ним знакомы, хотя бы по встречам на страницах книг или интернета. Он известен также тем, что пытался жить в бочке из-под вина.

Но тут я на днях повстречался с ним воочию. Оказалось, что теперь он является нам (если кому-либо является) в современном костюме, без бороды, но с фонарём не расстаётся… Примитивный такой фонарь с парафиновой свечкой внутри. По этому фонарю я и признал его, а достопочтенный Диоген не стал отпираться.

- А почему свеча, а не оливковое масло? – спросил я его.

- Кризис! – округлив глаза, прошептал тот и стал описывать в воздухе фигуры, похожие на знак американского доллара. – Теперь масло – у американцев!

Я кивнул: как, мол, этого не понять! Явившись на землю, даже гости из вышнего мира считаются с законами и беззаконием землян.

Дело было в международном аэропорту «Пулково», я только что получил свой чемодан и был готов к выходу.

- Мы с вами не одним ли самолетом прибыли, достопочтенный Диоген? Я и сам только что из Афин. Жара была невыносимая!

По взгляду философа я догадался, что задал вопрос глупее некуда: в невидимом для нас мире иные средства перемещения.

- Не величай меня во множественном числе, друг мой!

И мы перешли на античный стиль общения.

- Какими судьбами, о достопочтенный Диоген?

- Миссия моя постоянна: ищу Человека. Имею множество адресов, а на тебя мне указали как на лицо, не слишком обремененное и способное быть моим ксенаг o сом*. Где тут станция метро «Международная»? Не вижу ни одной таблички.

- А зачем тебе, о благородный Диоген, именно эта станция?

- Как?! – удивился философ. – Мы ведь находимся в международном аэропорту. Значит, примыкающая станция метро – «Международная».

- Преклоняюсь перед логикой твоей, о благородный Диоген! Но к нашему Пулкову, увы, никакая станция метро не примыкает. Ты не в Афинах, мой достопочтенный гость! А что касается станции, которую хотят назвать «международной», то она еще строится – только почему-то далеко отсюда, в самой толще города.

- Ну что могу вам сказать, петроградцы? – поднял подбородок Диоген и огляделся. – Пока ничего!

Тут подошел детина в униформе и велел Диогену потушить фонарь. Дальше произошло нечто странное: детина переменился в лице, присел на корточки, вскочил – и вцепился мне в локоть:

- Кто это был? Куда он делся?

Меж тем Диоген, как ни в чём не бывало, стоял рядом и наблюдал…

- Пить надо меньше! – посоветовал я детине, рывком высвобождая локоть, и мы с Диогеном пошли на выход – к автобусу.

 

Через полчаса мы подъехали к станции метро «Московская», откуда рукой подать до моего дома, и я пригласил Диогена на рюмку «Метаксы» или «узо».

- Благодарю, друг мой, но не приучен к варварским напиткам. Зато сам, напротив, готов угостить тебя из амфоры хиосским вином.

Так оно и вышло… Только я, как варвар, пил вино неразбавленным, а Диоген, экономя воду, как в засушливой Греции, разбавлял её вином.

При этом Диоген угощал меня всё из той же амфоры – то хиосским, то критским, то санторинским… «Всё из одной бочки, – поражался я, – а вкус различается!..»

В это время Диоген, трезвый как стёклышко, раскладывал свой пасьянс адресов.

- Финляндская площадь… – задумчиво и полувопросительно произносил Диоген.

- Это у Финляндского вокзала, что ли? – откликался я. – Когда меня посещает доброе настроение, я тоже так её называю, о благородный Диоген!

- Но метро почему-то: «Площадь Ленина»! – восклицает Диоген. – Там, вероятно, этот самый, как его… Ленинский проспект?

- Преклоняюсь пред твоею логикой, достопочтенный! Но здесь она неприменима, потому что для некоторых неприемлема, потому что их Ленинский проспект – совсем в другой степи находится!

(Диоген – потрясающий философ: мои словесные выкрутасы его ни разу не поставили в тупик.)

- Скажу более того, о благородный Диоген, раньше этот «Ленинский проспект» именовался «проспектом Героев».

- Каких героев? – спросил Диоген.

- Просто – героев!

- Так не бывает, друг мой! Могло быть «героев Фермопил», «героев Невского пятачка» или «героев Ледового Похода», но не может быть – анонимных героев.

- У них, как видишь, всё наоборот. Может, они втайне каких-то своих героев имели в виду. У нас, аналогично, есть проспект Культуры…

- Ан aпода! – тряхнул головой Диоген, что можно перевести как «шиворот-навыворот».

- А я вот мечтаю, высокочтимый гость мой, чтобы этот проспект именовали в память императора Павла. Его оклеветали сумасшедшим, тогда как он герой на самом деле – и мученик. А ту часть проспекта, что ближе к заливу, я бы назвал именем другого Павла – Хлебникова.

- За это, друг мой, тебя и возненавидела Жанна Леонидовна с Бухарестской улицы, к которой я имею поручение…

«Откуда ты ведаешь сие?..» – хотел я воскликнуть, но вовремя понял, что это стало бы моим очередным глупейшим вопросом.

- Но здесь-то как раз, дорогой Диоген, у них железная логика: Бухарестская улица примыкает к будущей станции «Бухарестской».

- Логика железной быть не может: оно ржавеет, железо!

Я подхватил:

- Даст Бог – и бухарестское название заржавеет и осыплется!

- Почему ты этого хочешь? – спросил Диоген.

- Много чести Бухаресту уже и от того, что улица его имени тащится чуть не через полгорода. А могла бы вполне разделиться на три-четыре названия – и мы бы с тобой не путались, в какую часть города нам ехать. Так нет – ещё и станцию думают назвать «бухарестской». А как ты думаешь, о благородный Диоген, на какой улице строится так называемая «международная»?

Я выдержал паузу и объявил:

- Всё на той же Бухарестской!

- Предвижу волнения свободных горожан, – задумчиво произнёс Диоген, – которая-де из этих двух более «бухарестская»…

- Ни та, ни другая!

- … или более «международная».

- Ни та, ни другая! – повторил я. – Потому что, взглянуть изволь на карту, «бухарестская» – это улица Салова. А имя станции «бухарестской» – совсем не обязательно для точки на карте, если сама улица растянулась на полгорода. Пусть лучше бы имя станции всем ясно говорило о том, что она стоит на пересечении с улицей Салова.

- А что бы ты сделал с «международной»?

- У нас в городе нет ни станции метро, ни площади по имени «Славянская». Хотя вокруг этой якобы будущей «международной» – всё названия славянских столиц. Да и мы, русские, как ты знаешь, славяне.

Диоген пальцами затянул невидимый узелок.

- Дивлюсь я вам, о петроградцы, и вашему терпению!

- Это никакое не терпение, о благородный Диоген, это пофигизм.

Впервые незнакомое слово поставило философа в тупик.

- Пофигизм?

- Безразличие. Равнодушие. Короче, одна малина.

- Они равнодушны к собственной жизни? – воскликнул огорчённый Диоген. – Тогда у вас хуже, чем в Афинах две тыщи лет назад!

- Представь себе, да, высокочтимый Диоген! Тогда вы спорили друг с другом ради порядка в собственных головах, чтобы навести порядок в Афинах. Теперь же народ равнодушен к порядку в головах и к порядку в городе.

- Народа – полно, а людей – никого! – кивнул Диоген. – Мне ли этого не знать!

- А ведь сами, как припев, повторяют: «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!» – в сердцах добавил я.

- Пер и?эрго, пери?эрго! – покачал головой Диоген. – Любопытно, любопытно!

- Предвосхищая твои вопросы, достопочтенный Диоген, сразу скажу, что в разные концы города разнесены Чернышевская площадь и станция «Чернышевская», площадь и улица Ломоносова – со станцией «Ломоносовской», улица Пушкинская – и станция «Пушкинская», улица Пионерская – и метро «Пионерская»…

Диоген схватился за голову.

- Пощади, о гостеприимный друг!

- А ты как думал, дражайший Диоген!.. Тут у нас, то бишь у них…

- Я знал, что ТАК, но не думал, что НАСТОЛЬКО…

- Настолько, настолько! А ведь я пока молчу про Белу Куна со Свердловым!..

- Про то мы знаем, что вы, петроградцы, с этими-этими неразлучны!.. Как лепрозорий и проказа!

- Кстати, достопочтенный Диоген, ты уже который раз говоришь «петроградцы», а ведь сорок процентов горожан себя величают петербуржцами, тридцать процентов – ленинградцами, двадцать процентов – питерцами, а остальные – никак не величают…

- Но ты-то, мой друг…

- Да, я петроградец, и так издревле принято у нас называть города в честь святых. Государь Николай Александрович в 14-м году не переименовывал столицу, а только повелел именовать ее по-русски. Ведь вы в Афинах именуете наш город на своем языке – Агио-Петр y поли, не так ли? С какой же нам стати именовать свой город не по-русски? Пусть немцы именуют его по-немецки. Но я тебе не сказал самое ужасное: из перечисленных мною горожан – целая недобрая треть вообще не знает, в честь кого город назван Петроградом… То ли в честь апостола, то ли в честь царя… Или притворяются, что не ведают. Ведь не всякий горожанин – гражданин! Городские власти вообще всюду пишут Saint Petersburg , то есть не что иное как «Святой Петербург». Даже англичане так не пишут!

- Для властей святыня – это город, а не имя апостола, – кивнул Диоген.

- И город для них – не святыня, а хозяйственный объект, или скажу понятнее – ристалище!

(Тут мне пришло в голову, что я слишком дерзок со своим гостем…)

- Но прости меня, достопочтенный Диоген, что я тебе докучаю: ты ведь не крещён?..

- О друг мой, знай, что мы, античные люди, – не народ, имей в виду, а люди – предстательством Тертуллиана, в большинстве своём, посмертно крещены.

- Правда? – обрадовано всплеснул я ладонями. – Δoξα Σοι ο Θεоς! Слава Богу!

Перевернув чудесную амфору, я тщетно пытался выжать, вытряхнуть из неё последние чудесные капли.

Диоген хитро улыбался – и я в большом смущении поставил амфору на стол.

- Как, о благородный гость, ты расцениваешь шансы своей миссии в граде сем?

- Как бы я их ни расценивал, уклониться от миссии не могу. Впрочем, надо примирить тебя, мой друг, с Жанной Леонидовной. Точнее сказать – её с тобой. Но к ней на Бухарестскую мы не поедем, поелику там она будет чувствовать себя хозяйкой положения, а мы – гостями. Ты позвони ей, позвони – и пригласи на презентацию (это ваше волшебное слово), которую мы для неё устроим в месте злaчне на Николаевской улице!..

И пока я набираю номер этой воинственной женщины, то задаюсь вопросом: а поймёт ли она, куда мы её зовём – где в Петрограде Николаевская улица?

 

 

Разговор и приглашение состоялись, вопросов от Жанны не последовало, а Диоген не разрешил мне пускаться в разъяснения, пока Леонидовна сама не спрашивает. Мы условились встретить её на Знаменской площади у самого выхода из метро. И вот мы, в ожидании, беседуем с Диогеном, а меня гложет червь сомнения: куда же она поехала? Ну, в крайнем случае, на мобильный перезвонит…

Философ и здесь не перестаёт решать свои насущные вопросы.

- Друг мой, а кто такие Стачек и Большевиков? Их я тоже обязан повидать.

- О благородный Диоген! Большевиков – это не отдельный человек, это не личное имя, а… как бы тебе сказать…

- Стадных имён я не касаюсь, – торопливо сказал Диоген. – Значит, миссия облегчается. Но что имеешь сказать, говори.

- Проспект Большевиков – это как бы центральная точка, место сбора, водружение флага, а все они посеяны вокруг поимённо: Дыбенко, Бела Кун, Свердлo, Коллонтaй…

- А!.. – сказал Диоген. – Когда у вас землетрясение, я слышу порой эти крики… эти клички… сквозь скрежет зубов и тектонических плит…

И он содрогнулся, стряхивая наваждение.

- Ну а кто такой Стачек? Или тоже – не человек?

- О благородный и, дерзну ли сказать, наивный Диоген! Это тоже не какая-то отдельная душа… Видишь ли, досточтимый брат, есть в нашем языке такое слово – стакнyться, то бишь сговориться… о чём-то, обычно предосудительном… А «войти в стачку» означало войти в сговор, вступить в заговор. Когда лохматые агитаторы подбивали рабочих бросать цеха и мастерские, собираться толпами на улицах, это получило название политических стачек… Вот эти стачки теперь увековечены.

- Какое нелепое название! – воскликнул Диоген. – Знает ли об этом живущий там благородный муж, к которому я имею поручение?

- У нас говорят: привычка – вторая натура, любезный Диоген!

- О да… Вторая натура, второе гражданство, вторая родина, вторая свежесть…

- А что они могут сделать, дорогой Диоген? Что мы можем сделать? Я ведь тоже негодую, как и ты…

- Но ведь есть градоначальник, есть Форум, есть Синод, Ареопаг… Наконец, и власти предержащие!

- Теперь и это извратили, о благородный Диоген. Уже не говорят «власти предержащие», а понимают по-другому и говорят по-другому: «власть предержащие», то есть – имущие, но не отдающие.

- Я понял, понял!.. – закивал головой Диоген. – Вразумления им, вразумления!

И словно в ответ на этот возглас, зазвонил мой мобильный… Жанна Леонидовна пришла в себя и стала переспрашивать, где же мы её поджидаем.

Так и так, говорю, ждём мы вас – уж как долго, говорить не стану – на Знаменской... По-вашему – на площади Восстания. Неужели не знали?.. Коренная петербурженка, ленинградка, думаю, трахтибидох… (прощу прощения за чужое выражение, это они так говорят).

Короче, не суждено нам было с ней встретиться и помириться… После пикировки по телефону Жанна перевозбудилась, перепутала восстание с чем-то похожим – и уехала к чёрту на кулички, в сторону шоссе Революции, к подруге на картах погадать.

- К чёрту на кулички… – через силу выговорил Диоген. – Как вы тут, на земле, неосторожны со словом!..

Я смиренно попросил у него прощения.

- Не у меня проси, о брат мой, не у меня!.. – прошептал Диоген.

Мы уже с ним прощались, он отправлялся по своим таинственным делам. Однако обещал дать мне знать о своём следующем посещении.

Мы обнялись, как полагается, ведь античные люди рукопожатий не знали.

А я не знаю, что сказать на прощание, и зачем-то говорю:

- Ты, стало быть, на «Финляндскую»? А мне – на «Горьковскую».

А Диоген меняется в лице:

- Он же русофоб!

- Кто?

- Да этот ваш Горький!

- Неужели?

- А ты всё у него читал?

Вероятно, у меня отвалилась челюсть, – или просто я выглядел идиотом...

- А вы, достопочтенный гость, вы – всё читали?!

- Конечно! У меня в бочке – времени много!

И он разсмеялся: весело – но с горчинкой. И крепко сжал меня за руку. Получилось – рукопожатие.

И вот так, держа друг друга за руку, мы договорились, что он даст знать о своём очередном посещении...
_________
* Т.е. экскурсоводом ( греч .).

2012


Комментариев:

Вернуться на главную