22 апреля 2013 г.
Этнические туляки и ростовчане?
2 апреля Москва, Минск и Санкт-Петербург отмечали День Единения России и Беларуси. Почему так скромно – только в трёх городах? Очевидно, потому, что присутствует некоторый стыд на властном уровне: гордиться особо нечем, всеобъемлющего единения государств нет как нет и винить в этом кого – мы ещё до конца не уяснили.
Философски разсуждая, нельзя не задаться вопросом: а стоило ли городить забор, чтобы потом договариваться о его высоте, калитках и перелазах? Само учреждение Дня Единения – не есть ли подтверждение факта развода? Подобно тому, как согласование дня посещения ребёнком отделившегося (или изгнанного) родителя есть неумолимое свидетельство семейного жизненного разлома.
К расколу русского мира на три составляющие части подчеркнуто деловитое отношение сохраняют в Российской Федерации только господа международной ориентации (ГМО): для них белорусы и украинцы – это иностранцы (по умолчанию, великороссы – тоже: их очередь, по мысли ГМО, тоже наступит официально!). Таким образом, для ГМО Беларусь и Украина – иностранные государства, о чём тут, между нами демократами, говорить? Случайно ли, что лиц категорической национальности и породнённых с ними мы постоянно видим в сепаратистских сектах Украины и Белоруссии? – Тягнибок (Фротман), Лебедько и Вечорка... Призывать к насилию в России, в Белоруссии, на Украине – им не привыкать: прольётся ведь русская кровь, а не своя.
С советских времён официальной политики украинизации и белорусизации мы привыкли слышать о трёх братских народах. Хорошо хоть так, за невозможностью говорить всю правду. Но заучивать это до появления зарубок на сердце не следует, а помнить надо, что мы – единый русский народ, две части которого пострадали от оккупантов и предателей (а опять же по умолчанию, страдает ещё и третья – мы, как наиболее крупная).
Праздничные мероприятия в Санкт-Петербурге увенчались в Академической Капелле торжественным собранием общественности города и большим концертом: первое отделение было всецело отдано непревзойдённому певческому коллективу под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко, а второе составили мастера искусств Белоруссии. В ходе официальной части, которая предшествовала концерту, в речах ораторов несколько раз прозвучала сакраментальная фраза: этнические белорусы . В частности, глава петербургской «национально-культурной автономии» белорусов назвал количество «этнических белорусов, живущих в СПб». (Для кого эта цифра имеет значение, кроме как для чиновников один раз в году?..)
Что бы это значило – выражение этнический белорус ? Не спросить ли нам учёных этнологов? И мы вернёмся к этому, речь об этом впереди. Но под звуки прекрасных речей о единении стоит раздвинуть парадный занавес и вникнуть в положение вещей – даже не в сфере всем интересной экономики и товарооборота, а глядя в зеркало культуры и общего для нас русского языка, и общей нашей истории – западных нашествий и оккупаций.
Изследования этнологов разных мировых институтов, проводившихся в разные годы (о чём сообщалось в прессе) показали, что этническая идентичность великороссов, белорусов и украинцев свидетельствует об одном народе, тогда как жители Италии, Германии, Испании и Великобритании являют собой довольно пеструю генетическую картину. В языковом и культурном отношении то же самое: жители Калабрии очень далеко отстоят от провинции Тосканы. Подобных научных фактов достаточно много. Поэтому дробление даже западных государств и переподчинение их транснациональным корпорациям отнюдь не исключается мировыми ростовщиками-спекулянтами. Но первыми на очереди стоят в их проекте славянские и православные государства.
Этнический белорус или украинец – это политическая выдумка. К сожалению, эти политические химеры берутся на вооружение сознательными врагами русского единства и подхватываются их безсознательными подголосками, в том числе и обладающими властью. А это уже обещает Русскому миру новые потрясения – если, конечно, мы не дадим по рукам, посягающим на наше единство и будем медлить с воплощением нашего единства в реальную действительность.
Хочу свидетельствовать фактами личной своей биографии. Мой дед по отцовской линии, костромской крестьянин Николай Дмитриевич Лебедев, погиб в первую мировую войну в Карпатах, даже не повидав своего первенца, моего отца Александра Николаевича. Вдова Екатерина, урождённая Смирнова, в начале двадцатых годов вышла замуж за уроженца Гродненской области Павла Ивашевича, путевого рабочего Костромской железной дороги. Отчим во всех смыслах заменил Александру отца и увёз его с матерью к себе на родину – в Дятловский район, где вернулся к крестьянскому труду. Родились сестры – Мария и Елизавета. Но Западная Белоруссия находилась в польском государстве. Поэтому Саша Лебедев (по-польски Леб eдзев) говорил на трёх языках: по-русски, по-польски и по-белорусски (научиться по-белорусски не составляло труда, это был всего лишь местный говор русского языка*). На военную службу мой отец впервые был призван в польскую армию. До этого его несколько раз, ещё несовершеннолетнего, поколотили в полицейском постерунке: один раз за вывешенный 1 мая красный флаг, а в остальных случаях – за расклейку листовок комсомола Западной Белоруссии. О том, что Саша печатал свои белорусские стихи в подпольных листках и полулегальных газетах, полиции не было известно: он подписывал их как Василь Струмень.
После нападения Гитлера на Польшу полк, в котором служил мой будущий отец (на территории «восточных кресов», то есть в Западной Белоруссии) две недели безцельно маршировал между Гродном и Брестом, с каждым днём уменьшаясь в количестве (тон задавали офицеры), а 17 сентября, как известно, в Западную Белоруссию, Волынь и Галицию вошли советские войска.
С юных лет, проведённых под польской властью, отец запомнил польскую поговорку: «як свят святэм, то не был пoляк русынове брaтэм» (сколько существует м i р, поляк не был русаку братом).
Армия Польши – на «всходних кресах» – разбежалась, и отец вернулся к родителям, но уже не в белорусскую деревню, а южнее – в деревню нынешней Ровенской области Украины, где он смог приобрести «хатку» и участок земли. Новые власти поручили отцу, как человеку грамотному, вести начальную школу. Советская власть просуществовала здесь менее двух лет, до отступления перед дальнейшими захватами гитлеровцев. В 1943 году, будучи на оккупированной гитлеровцами территории, Александр Лебедев женился на Тамаре Червинской, которая была двенадцатым ребенком (выжили семеро) в крестьянской семье села Антоновки недалеко от Костополя. Семейное предание Червинских сообщало, что их предками были Лукьяновы, осиротевшие после эпидемии тифа и усыновлённые соседями – Червинскими. С приходом советской армии в январе 1943 года отцу снова поручили начальную школу, а после моего рождения весной 1944 года он был призван в Советскую Армию и служил связистом миномётной роты.
От бабушки по материнской линии я знаю ещё одну польскую фразу. Уже при советской власти – на сельском празднике – польская старушка, восхищённая пением молодой украинки, произнесла: «Такa гадyвка, але як пeкне сьпeва!» Данные свидетельства не противоречат тому факту, что фамилия Червинских могла быть скорее польской, чем украинской: межэтнические отношения не всегда бывают заложниками политики.
Самое любопытное, что отец был побуждён руководством «народного образования» к поступлению в ближайший пединститут (в городе Львове) на заочное отделение и получил диплом учителя украинского языка и литературы (!). Само собой, что и я изучал его, этот язык, в школе на протяжении девяти лет, а по украинской литературе писал школьные сочинения (всегда на «в i дм i нно», т.е. отлично). Поэтому я искренне благодарен Александру Каревину за его объективные статьи о том, что собой представляет «украинська л i тературна мова» – политический проект Ватикана, Австро-Венгрии и Польши... к которому активно подключились впоследствии троцкисты-украинизаторы (к северу от Волыни и Черниговщины – белорусизаторы), а после беловежского сговора – ющенковцы и шушкевченцы.
Свидетельствую, что сегодняшняя «державна мова» украинского государства не идёт ни в какое сравнение даже с её советским периодом: дальнейшее насыщение этого искусственного политпродукта галицийскими диалектизмами и неологизмами от национально-свидомых идиотов продолжается, ведя лишь к обострению политического и культурного противостояния в обществе, а заодно и стойкого отторжения этого новояза населением.
Мы привыкли считать, что в этом отношении Белоруссия – благополучная страна. К сожалению, это не совсем так. Конечно, белорусы – наши кровные братья, это наш русский народ. Но политики продолжают свои коварные и корыстные действия, дабы увековечить разделение Русского м i ра и тем легче «управлять» разделённым народом, его развращать и продавать-приватизировать.
Сепаратисты, находящиеся на содержании западных фондов, сейчас вынашивают планы «самоопределения» Сибири, «циркумполярных» архангелогородцев и мурманчан, мечтают раскрутить на всю катушку тлеющие «соври-не-теты» региональных псевдоэлит Российской Федерации.
Что касается «этнической белорусизации» истории, культуры, языка и творчества в Республике Беларусь, об этом предлагаю читать приложения (вслед за стихотворением).
_______
* Принципиально ничего не решали такие различия, как алoвак=карандаш, сшытак=тетрадь или aсва=оса.
СЧАСТЬЕ
Написалось, успелось
две горсти´ моих тихих стихов.
До конца, как хотелось,
хватит материных рушников.
Прошлый век был измотан
битвой ложных идей –
Мне везло отчего-то
на хороших и верных людей.
Свою долю грехов я
на горбу непослушном несу,
На незримых верховьях
на Весы я их все растрясу.
Навсегда и о многом
молча, тихо усовещусь:
Как ты помнишься Богу,
дорогая гонимая Русь!
ПРИЛОЖЕНИЯ
"Видно, как на глазах кристаллизуется новая история белорусской государственности. Это довольно тревожный симптом", - заявила эксперт Российского института стратегических исследований Светлана Тихонова в интервью корреспонденту ИА REGNUM 29 января.
Напомним, в этом году Польша празднует 150-летие "январского восстания" 1863 года, во время которого часть шляхты выступила за отделение от Российской Империи. Мятежниками планировалось восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, т.е. включая земли современных Белоруссии, Украины и Литвы. На территории Северо-Западного края империи (современная Белоруссия и Литва) эту политику претворял в жизнь Викентий Калиновский . В Литве в 2013 году так же отмечают юбилей "национально-освободительного восстания". Власти Белоруссии, в свою очередь, официально не проводят никаких мероприятий. Тем не менее, во время пресс-конференции 15 января Александр Лукашенко , отвечая на реплику польской журналистки, заявил, что вопрос о совместном праздновании властями Белоруссии и Польши 150-летия "восстания Калиновского" может быть рассмотрен. Также в январе госпредприятие "Белпочта" выпустило почтовую карточку с оригинальной маркой "175 лет со дня рождения Кастуся Калиновского". Специальное памятное гашение на Главпочтамте госпредприятие приурочило ко дню рождения руководителя мятежников.
Тихонова считает, что "это является одной из серии важных событий польской истории, которые в последнее время находят отклик в Белоруссии". Эксперт объяснила: "В последнее время - за последний год точно - в Белоруссии активизировались силы, которые стали если не искать свое место под солнцем в контексте истории Польши, то, по крайней мере, сильно акцентировать внимание на польском видении". Тихонова отметила: "В том числе речь идет об общественных организациях, которые находят поддержку у государственных органов". Она подчеркнула: "На мой взгляд, эти попытки будут поддерживаться государством".
По словам эксперта, эти явления имеют если не политический, то политизированный контекст: "Отсутствует беспристрастный подход со стороны наших историков".
По поводу фигуры руководителя восстания Тихонова сказала: "В отечественной историографии Викентий Калиновский считается одиозной фигурой. Я склоняюсь к той точке зрения, которая по ряду причин клеймила его".
В этом году в Польше празднуется 150-летие "январского восстания" 1863 года. Речь идет о намерении части дворянства Царства Польского отделиться от Российской Империи и восстановить Речь Посполитую, включив в нее земли, которые сейчас входят в состав Белоруссии, Украины и Литвы. Сейм Литвы поддержал польскую инициативу и объявил 2013 год юбилеем "национально-освободительного восстания", на его празднование были выделены средства. Белорусская оппозиция также наметила ряд мероприятий. Со стороны властей страны однозначных сигналов нет. Тем не менее, во время пресс-конференции 15 января Александр Лукашенко , отвечая польской журналистке, заявил, что вопрос о совместном праздновании властями Белоруссии и Польши 150-летия "восстания Калиновского" может быть рассмотрен. Кроме того, в январе госпредприятие "Белпочта" выпустило почтовую карточку с оригинальной маркой "175 лет со дня рождения Кастуся Калиновского". Специальное памятное гашение на Главпочтамте госпредприятие приурочило ко дню рождения руководителя мятежников. Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков , в интервью корреспонденту ИА REGNUM дал оценку событиям 1863 года и его современным отголоскам .
"С точки зрения Польши трактовка этого явления как национально-освободительного объяснима. Это их позиция, часть их истории, тут больших претензий быть не может. Хочется им отмечать эту дату, пусть отмечают. Другое дело, что они это событие преподнесут как очередной – который уже по счету – антироссийский выпад.
Национальный вопрос в польском сознании занимал и занимает очень большое место еще с глубокого средневековья. Для них Россия – постоянная враждебная величина, немотивированное абсолютное зло. Поэтому любое событие, которое как-то связано с Россией или которое можно к ней привязать, там будет раскручиваться, чтобы только уязвить нашу страну и в то же время консолидировать польское самосознание.
Если брать польско-русский национальный спор, который еще Пушкин называл "спор славян между собою", то его зачинателем явилась отнюдь не Россия, а польская сторона. Она, во-первых, захватывала западнорусские земли, включая Смоленск, который входил в состав Речи Посполитой, поляки устраивали там социальный и национальный гнет русского православного населения. Затем, когда Россия была еще очень далека от рубежей Польши, в 1612 году, последовало польское вторжение в Россию, 400-летие которого отмечалось в прошлом году. По большому счету, их сюда ничто не влекло, но им хотелось решить свои геополитические и национальные задачи путем оккупации России.
Если для Польши Россия – это всё (отталкиваясь от нее, они строят свою идентичность, государственность), то для нас она практически ничто. Устраивают поляки антироссийские провокации, не устраивают – для такого колосса, как Россия, это безразлично. А вот поведение белорусской стороны вызывает недоумение и огорчение. Люди совершенно извращают свою <собственную> историю. События 1861-63гг. были польским вызовом России. Поляки делали это ради восстановления своего государства в границах 1772 года, то есть включая земли Белоруссии и Украины. У них был такой имперский шовинистический проект.
Белорусское высшее сословие было частично ополячено, окатоличено во время нескольких сот лет господства польской культуры на этих землях. Поэтому в 1863 году ни о какой независимости Белоруссии речи не шло. Они восстанавливали Польшу. Было противостояние поляков и русских. Когда к этому процессу примазываются белорусы, это просто смешно.
Белорусские националисты пытаются сделать, например, Костюшко белорусским национальным героем. Он действительно происходил из русского населения – белорусов, обращенных в унию. Но, воспитанный в польской традиции, он мыслил себя поляком. Люди, участвовавшие в восстании, исходили из польской идеологии. Говорить о них как о белорусских вождях нелепо. Это польские национальные герои. Белорусские националисты пытаются пришить чужой кобыле хвост.
В то время население Белоруссии было в основном крестьянским. И в этом конфликте они входили в число русских. Поляки считали их русскими, так как они были православными, и сами белорусы думали так. Больше всего и белорусы, и украинцы в XIX, даже в начале XX века ненавидели польских панов. Потому что несколько сот лет социальных, национальных, религиозных унижений со стороны Польши вызывали только неприятие у простого народа. Именно поэтому подавляющее большинство белорусского народа акции польских националистов не поддержало.
К сожалению, есть силы среди белорусского руководства, которые будут плясать под польскую дудку, устраивать совместные празднования. Но я очень хочу, чтобы здравый смысл, честность и совесть возобладали в белорусском обществе и руководстве, чтобы они отказались от провокационных и подлых планов отмечать очередную антирусскую дату совместно с поляками, историческими врагами белорусского народа.
* * *
Как сообщало ИА REGNUM, на протяжении последних лет власти Белоруссии реализуют комплекса мер, охарактеризованных белорусскими экспертами как "политика мягкой белорусизации". В 2011 году в Белоруссии были отмечены политически мотивированные увольнения сторонников объединения Белоруссии и России. Так, осенью 2011 года власти Белоруссии возобновили преследование витебского писателя, руководителя организации российских соотечественников "Русский дом" Андрея Геращенко и в конце декабря уволили его с госслужбы. На протяжении двух лет прозападная оппозиция добивалась увольнения литератора, а председатель провластного "Союза писателей Белоруссии" Николай Чергинец обещал "расправиться" с витебским писателем. "Дело Геращенко" получило известность после того, как он в интервью российскому порталу "Материк" (издание Института стран СНГ ) 28 января 2010 года заявил о единстве русских и белорусов, охарактеризовал Белоруссию как русское государство, а также отметил, что белорусский язык не имеет в Белоруссии широкого распространения, являясь средством общения националистически настроенной интеллигенции. По мнению посла РФ в Белоруссии Александра Сурикова , ситуация вокруг Геращенко не была связана с нарушением белорусского законодательства. Витебскому писателю не было оказано помощи со стороны российских госструктур. До настоящего времени Чергинец и Геращенко состоят в одном писательском союзе – ОО "СПБ".
09.04.2013
На всём постсоветском пространстве идёт активный процесс пересмотра истории. Это коснулось и Белоруссии, где националистически настроенная интеллигенция и её сторонники во власти пытаются создать новую национальную мифологию. Отдельные исторические деятели польско-литовского происхождения начинают позиционироваться как "белорусские национальные герои". Своё мнение о том, кого на самом деле можно считать героями Белоруссии рассказал 10 апреля в интервью ИА REGNUM заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин .
В настоящее время идет пересмотр истории по всему постсоветскому пространству. Отсюда получило широкое распространение такое понятие, как историческая политика.
Историческая политика - это действительно необходимость для новых независимых государств, таких как Украина и Белоруссия. Потому что, не изменив историю, не вытравив общерусское самосознание у украинцев и белорусов, независимую Белоруссию и Украину не построишь. Если основываться на почве исторической реальности, то придется признать, что белорусы - это ветвь русской нации. Такая же ветвь, как например, пруссаки и австрийцы у немцев. Отсюда вывод, что было единое древнерусское государство, что западнорусские земли были захвачены литовцами и затем вошли в состав Речи Посполитой и польского государства.
При такой концепции (при том, что белорусы – это ветвь русской нации) героями будут те, кто боролся за освобождение Белоруссии и белорусского народа от польско-литовского ига. При другом подходе, который сейчас пытаются навязать Белоруссии, доказывается, что белорусы – это отдельная нация. Они даже почти родственны полякам. Есть много всевозможных теорий, но главное доказать, что они отдельны от русских. И тогда все, кто боролся за воссоединение русских земель и против польско-литовской оккупации, оказываются врагами Белоруссии, но героями некой новой "независимой Беларуси". Отсюда культ некого Калиновского , отсюда в музеях выставлены экспозиции, посвященные восстанию Костюшко . Это же антирусское восстание – это герои польской нации, они сражались за интересы польской нации, но при этом они хотели порабощения западнорусских земель. Порабощения малороссов, украинцев и белорусов.
Так что ситуация очевидна, если белорусы – русские, как это и есть в реальности. Как кстати, очень хорошо сказал президент Александр Лукашенко , что белорусы – это русские со знаком качества. Я думаю, что каждый пруссак искренне уверен, что пруссак – это немец со знаком качества, также думает про себя и каждый баварец. В этом плане я полностью разделяю точку зрения Лукашенко. При такой позиции истинными героями Белоруссии являются борцы с польско-литовским игом. Это тот же Суворов , который громил барских конфедератов. Не нужно забывать, что барские конфедераты подняли восстание против русских – и белорусов в том числе: за то, чтобы православная вера была искоренена. И вот этих антирусских повстанцев разгромил Суворов – он герой Белоруссии, как и всего русского народа. Князь Репнин , который сделал много для освобождения Белоруссии от польско-литовского ига – это герой Белоруссии. Граф Муравьев , который подавил сепаратистское восстание польской шляхты и тем самым спас западные русские земли и белорусов от "ополячивания" – это герой белорусской нации. А вот другие нет. Если уж записывать Калиновского и Костюшко в герои белорусской нации, то нужно быть последовательным и откровенным и записывать в эти герои Пилсудского – он сделал то, что не удалось сделать Костюшко. И они действительно герои, но только нужно понимать, что герои одной нации бывают врагами другой нации.
К сожалению, на этом историческом поле мы сейчас очень сильно проигрываем – это факт. Если наши противники активно ведут историческую политику, то с нашей стороны постоянно слышны призывы в стиле кота Леопольда: "Давайте жить дружно, давайте оставим историю историкам, и не будем вмешиваться". Но это не исторические проблемы, это политические проблемы – это борьба за самоидентификацию огромной части русского народа, борьба, от которой зависит судьба и будущее миллионов русских людей, проживающих на территории современной Белоруссии.
В прошлом году исполнилось 240 лет освобождению Белоруссии от польско-литовского ига. Всего одна конференция была в Москве, которую провели три института: это Институт стран СНГ, Российский институт стратегических исследований (он сыграл первую скрипку в этом деле) и Российский государственный торгово-экономический университет (ректором которого был тогда С.Н. Бабурин. – Прим. Ю.С .). Вот так мы из-за политкорректности не замечаем важного события в жизни белорусского народа и русской нации в целом. А 17 сентября – начало освободительного похода Красной армии , которое привело к освобождению западнобелорусских земель от польского ига. И в РФ, и в Белоруссии на эту дату стыдливо закрывают глаза. А ведь тогда миллионы и миллионы белорусов были спасены от польской оккупации. И почему мы должны это замалчивать? Только от того, что героями того воссоединения были Сталин и Молотов ? Честь им и хвала за то, что они добились тогда воссоединения русской нации. Екатерина II в конце 18 века практически завершила дело, начатое Калитой – собирание русских земель. После, в Гражданскую войну мы часть земель потеряли, но при Сталине произошло воссоединение. И вот сейчас, для того, чтобы это воссоединение больше не состоялось, чтобы та деятельность, которой занимались русские князья, цари и императоры, та борьба, которую вели русские люди на западнорусских землях (даже борьба Хмельницкого и многих других), оказалась бесплодной – для этого и ведется историческая политика, для этого и пытаются белорусам навязать новых героев, которые сплошь все враги России и православной веры.
-=-=-
Как сообщало ИА REGNUM , официальная историография Белоруссии переживает очередной период "переоценки ценностей", отказываясь от устоявшихся терминов, а также от традиционной трактовки событий и роли в них выдающихся личностей. Появляются новые мифы, согласно которым существует "белорусская цивилизация", выдающиеся деятели разных народов провозглашаются "белорусскими", провозглашаются новые символы белорусской культуры. Ряд белорусских публицистов требуют пересмотра ключевых положений белорусской истории, выдвигают альтернативные версии происхождения белорусов, а также альтернативные кандидатуры на роль белорусских национальных героев.
Число белорусов, видящих развитие Белоруссии в союзе с Россией, существенно изменялось в период 2010-2013 гг. Об этом говорится в опубликованном 2 апреля исследовании Белорусского института стратегических исследований (BISS, г.Вильнюс) о геополитических предпочтениях белорусов.
Первое исследование "Белоруссия и мир: геополитический выбор и безопасность сквозь призму экономики и культуры" было презентовано BISS в июне 2010года. В 2013 году институт представил новое исследование, сравнив его результаты с данными предыдущих. Выяснилось, что настроения в белорусском обществе существенно колебались.
"В новом исследовании геополитических приоритетов белорусов BISS выявил существенный рост числа приверженцев развития Белоруссии вне интеграционных проектов. Вместе с тем, не подтверждается тезис о консенсусе в отношении независимости Белоруссии: в выборе союзников белорусы в основном руководствуются прагматичными экономическими соображениями, поэтому большинство считает допустимым объединение с Россией в единое государство, если это улучшит экономическую ситуацию . Однако интеграция с Россией преимущественно понимается как экономическое сближение без полной утраты суверенитета. При этом значительная часть населения не воспринимает ЕС и Россию как взаимоисключающие интеграционные возможности, этот выбор неустойчив и подвержен влиянию", - сказано в публикации экспертов института.
"BISS зафиксировал существенный рост числа приверженцев развития Белоруссии вне интеграционных проектов (с 20,4% в 2010 году до 30,9% в 2013) при одновременном падении привлекательности России как центра интеграции с 30,2% до 23,3% соответственно. Число сторонников евровыбора остаётся стабильным на уровне 17%", - констатировали представители института Денис Мельянцов и Елена Артёменко , оценивая итоги исследования.
"Вместе с тем 70% опрошенных считают допустимым объединение с Россией в единое государство при условии, что это поспособствует улучшению экономической ситуации в стране. Поэтому о консенсусе в вопросе независимости белорусского государства говорить не приходится. Однако следует отметить, что три года назад количество согласных на объединение с Россией при определенных условиях составляло 82%, то есть, на 12% больше, чем сейчас", - сказано в отчёте.
"Белорусы понимают интеграцию с Россией своеобразно: из приверженцев восточного вектора 49,3% считают наиболее приемлемой формой интеграции всего лишь создание зоны свободной торговли, 30,4% выступают за единое экономическое пространство без политического объединения и только 6,3% (или 2,7% от общего числа опрошенных) желали бы вхождения Белоруссии в состав России на правах автономии, - пояснили эксперты. - У части пророссийски настроенных респондентов отсутствует устойчивое негативное восприятие ЕС, и они могут поддержать европейский вектор в определенном политическом и информационном контексте. Респонденты, ориентированные на одновременный союз с Россией и ЕС, не рассматривают эти альтернативы как противоположности. Так, из предпочитающих жить в союзе с Россией, 12,4% проголосовали бы на референдуме за вступление в ЕС; а из тех, кто хотел бы жить одновременно в союзе с ЕС и РФ - 61,6%".
Эксперты института пришли к выводу: "В выборе союзников белорусы руководствуются прагматичными экономическими соображениями. При этом экономические мотивы доминируют как среди проевропейских настроенных граждан, так и в группе ориентирующихся на союз с Россией. За три года экономический мотив при выборе союзника усилился с 55 до 73%".
В BISS отметили интересную закономерность: "По своему социокультурному и ценностному типу сторонники одновременного союза с Россией и ЕС схожи с приверженцами "чистого" европейского выбора, а сторонники полной независимости - с теми, кто однозначно предпочитает союз с Россией. Первые демонстрируют в основном либеральные установки, среди вторых больше людей с патерналистскими воззрениями, склонных полагаться на государство. Наибольшее количество приверженцев сильного государства - среди сторонников союза с Россией".
По итогам исследования, отметили эксперты, удалось подтвердить вывод о неудаче коммуникационной политики Евросоюза в отношении белорусского общества: граждане постсоветской республики по-прежнему крайне мало информированы о ЕС, о его программах - "Восточное партнёрство" (ничего не знают 86% респондентов) и "Европейский диалог о модернизации" (ничего не известно 95% опрошенных). Однако интерес белорусов к ЕС сохраняется, и количество приверженцев "евроинтеграции" остается стабильным, отметили эксперты БИСС.
Как сообщало ИА REGNUM , в конце марта Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, г.Вильнюс) опубликовал отчёт "Важнейшие результаты национального опроса в марте 2013 г.". Опрошенные социологами белорусы (1513 человек, ошибка репрезентативности не превышает 3%) при необходимости выбора на гипотетическом референдуме между объединением с Россией и вступлением в Евросоюз высказались: за первый вариант - 37.2%, а за второй - 42.1% опрошенных (ранее 37.7% vs. 43.4%); за объединение с РФ проголосовали бы 28.1%, а против - 51.4% (в декабре 28.7% и 47.5% соответственно).
=-=-
А также:
http://www.regnum.ru/news/1609486.html
http://www.regnum.ru/news/1608151.html
http://www.regnum.ru/news/1650491.html
http://www.regnum.ru/news/1589446.html
http://www.regnum.ru/news/1650681.html
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:
|
|