Алексей ШОРОХОВ

Вопреки скудоумию времени
«Конец литературы» глазами участников фестиваля детского литературного творчества «Начало»

На родине Есенина завершился ежегодный конкурс-фестиваль детского литературно-художественного творчества «Начало». Пятнадцатый. Наконец-то обретший статус межрегионального.

Ну, завершился и завершился, скажут люди бывалые в литературе и в жизни многоопытные. У нас тут творческие бездны, бесконечный тупик и передел собственности, а у них – девочки с бантиками, мальчики с тетрадками стихов…

Да, и девочки, и мальчики. Действительно, с тетрадками. Даже не с айфонами (то есть без вторичных половых признаков модернизации, не говоря уже про никому неведомые «первичные»). С нормальными признаками. И нормальными стихами. «Он» любит «Её», «Она» ждёт единственного «Его». Где-то «белые берёзки» (понятно, откуда), где-то «марихуана заката» (гуру Гребенщиков постарался), а где-то и «совсем не по-детски». В хорошем смысле, потому что – настоящая поэзия.

Им повезло, пятнадцать лет ими занимаются. Совсем не светочи демократии, отнюдь не столпы мультикультурности и даже не мученики свободы от совести. Простые учителя русской литературы, работники городского Дворца детского творчества, поэты и прозаики, представляющие разные Союзы писателей. Собирают таланты, находят спонсоров, проводят мастер-классы.

Государство… Государство, конечно, оказывает посильную помощь. В лице Управления образования и молодёжной политики администрации города Рязани. Но чтобы было, кому оказывать, нужны эти сокровенные люди. Не всегда даже (страшно сказать) члены «Единой России». Но всегда подвижники.

И здесь тоже ничего нового. Россия держится на таких подвижниках. И даже не в брызгах пузырящейся послереволюционной пены (что после 17-го, что после 91-го), но и в гораздо более благодатное и благословенное время. Неслучайно Николай Семёнович Лесков, 180-тилетие которого мы отмечаем, уже с середины 19-го века начинает собирать галерею своих праведников. И отнюдь не в церковном смысле этого слова, а именно в подвижническом. На ниве светской жизни.

Может быть, это и заставило одного из телевизионных светочей нашего времени, отмеченного благородной родовой травмой культурного первородства (прославленного автора нескончаемых литературных произведений всех жанров и эпох), Дм. Быкова, в одном из футуристических своих романов говорить о «неистребимой живучести России». Говорить с досадой. Если не сказать большего…

Действительно, живуча. И уж если о «светочах» онтологических антимиров и ретрансляторах антикультуры, если о плотолюбивых гауляйтерах апокалипсиса мы находим время говорить, то грех будет не сказать о тех подвижниках, коими Россия не рушится, но держится.

Для фестиваля «Начало» – это бессменная его созидательница, заведующая центром литературно-художественного творчества С. Саратова, бессменный же руководитель литобъединения и поэтической секции фестиваля, поэт и бард Н. Ибрагимов, и, разумеется, сам директор Дворца детского творчества Ю. Меликов.

… Что тут добавишь? Почему-то вспомнилась недавняя история с посадкой аварийного Ту-154 в лесах Коми. Экипаж вёл себя сосредоточенно и мужественно, сделал невозможное, самолёт посадили, никто из пассажиров не пострадал. Все получили высокие государственные награды. Кроме одного. Благодаря кому только и оказалась возможна посадка на заброшенном аэродроме в лесах Коми. Это начальник вертолётной площадки Сергей Сотников , который все эти годы следил, чтобы на взлётно-посадочной полосе не было мусора.

Вот мне и думается, если когда-либо придётся сажать аварийный лайнер русской литературы, у нас есть ещё люди, что расчищают для нас заброшенные взлётно-посадочные полосы в благодатной российской глуши. Не уповая попасть в наградные списки заслуженных деятелей нескончаемой приватизации или уже окончательной модернизации.


Комментариев:

Вернуться на главную