Игорь ШУМЕЙКО
Толкователю Раскола
(имперцу Дворцову)

Статья Дворцова в «Российском писателе» — выход в открытый Космос, (в смысле — Вакуум). Рискну утверждать с позиций обычного ВУЗовского преподавателя Отечественной Истории: вокруг столь важного события Русской Истории — Космическая Пустота. Несколько лет я наблюдаю, замеряю интерес, осведомленность нашего «среднего студента»… — портрет получается довольно интересный. Привыкаешь к благодарности даже за небольшие порции когда-то где-то упомненного.

Но… как раз по Расколу «фактическая», фактурная база не так уж скудна — спасибо гениальной картине «Боярыня Морозова», звучной, как звон топора фамилии «Раскольников» (вызывающей импульс интереса), каким-то невесть как зацепившимся абзацам о протопопе Аввакуме. В общем: «Слыхали. В курсе дела!»

Настоящий Вакуум — в отсутствии доступного объяснения Причин Раскола. Наверно, все замечали, что используя Историю в сегодняшней идеологической борьбе под «поля генеральных баталий» берут другие периоды: из Ивана Грозного, Петра, Столыпина, Сталина. Здесь версий, толкований как раз — с избытком. А по анализу Расколу в обиходе… ну допустим оценка Солженицына, про «…трещину в российском здании, сказавшуюся в роковом 1917 году». Не поспоришь — про миллионеров-старообрядцев, финансировавших революцию все знают. Но… из-за чего ж «копья ломали»!! «Чего там не поделили» — в том 17 веке, меж «Соляным…», «Медным…» и Разиным… Вполне допускаю, что где-то «в высоких кругах» истолкования и были, но свидетельствую: в мире российского школьника-студента — их нет…

Вот и Василий Дворцов начинает свой путь от почтительного, благоговейного цитирования митрополита Иоанна (Снычева): «Настоящая причина Раскола – благоговейный страх: не уходит ли из жизни благодать? Возможно ли ещё спасение, возможна ли осмысленная, просветлённая жизнь? Не иссяк ли церковный источник живой воды – покоя и мира, любви и милосердия, святости и чистоты?»

Прекрасно… студент Духовной семинарии, Академии поймет, и, главное, от этой точки разбежится его собственная мысль, духовная работа. А «Мой» студент, если и сдержит усмешку, то все равно не удержится от: «Это значит стольких-то там сожгли, убили — из благоговейного страха?»… Так и пойдут они своими «непересекающимися прямыми».

А знаете, чье еще «толкование» всегда будет наготове? Да-да… Джонатан Свифт с его «Гулливером» (200 лет как одобренный, утвержденный всеми и вся — канон детско-юношеской литературы), и с той знаменитой Войной «тупоконечников» и «остроконечников» (разбиватели яиц, карикатура на Религиозные войны). И это в лучшем случае будет еще эдак, снисходительно: «Ну… у них там из-за того, а у нас из-за: двумя/тремя перстами! Темнота».

Я и тянул с откликом на эту статью — дожидаясь, пока мой курс дойдет до искомого пункта, что бы некоторым скептикам, ехидникам (это еще почти — «Золотой Фонд», интересующиеся!)… что бы впрыснуть им эту «Вакцину Дворцова»...

Вроде подействовало.

Зачитывал я абзац, показавшийся мне «центральным»:

—Потому-то богослужение, из века в век обеспечивающее нации непрерывность духовной традиции и хранимое церковными уставными книгами, и стало поприщем, на котором сошлись в несоглашательстве два основных направления патриотизма – много позже определённые как «национализм» и «имперскость»…

Со своими пояснениями, конечно. Ведь разницу «национального» и «имперского» в общем-то, понимают. И понимают, что и «национализм» и «имперскость» — могут быть формами патриотизма. Дальше все проще… и разницу в «числе перстов» теперь можно связать с какой-то исторической, геополитической реальностью… Россия готовилась к имперскому бытию, «троеперстная» Украина была присоединена, далее, по данным разведки: валахи, болгары, сербы, греки – тоже все «троеперстные»…

Дворцов:

— Действительно, в простонародной настороженности ко всему чужому, – а после Смуты, с её польскими иезуитствами, работорговцами-крымцами и мародёрствующими казаками, – в практикой нажитой ксенофобии «аввакумовцы» получили опору для распространения своего представления о будущем Православии, как о религии сугубо родоплеменной. Де, нет уже более право славящих Бога ни греков, ни грузин, ни румын, ни сербов. Отпали все и оеретились.

«Никонеане» же видели Православие как религию вселенскую. И их представление о России – представление о столпе и утверждении миру, о христоподражательном русском служении человечеству до Его Второго пришествия.

Что ж, «Аввакум» и «Никон» = «национализм» и «имперскость»?

Замыкание, по примеру иудеев, в своей нации, твёрдо и тайно хранящей истину посреди уже безвозвратно погибшего мира, могло оправдываться только скорым завершением земной истории. Или же остановкой времени. И конца искренне ждали год, два, пятьдесят лет. Впрочем, когда история не завершилась, а время продолжило своё течение, религиозно обоснованная изоляция выгодно индульгировала старообрядцам двойные стандарты поведения в отношении к «падшим» единокровцам: русские «праведные» скопцы или субботники безжалостно эксплуатировали русских же «еретиков» никониан, не платя налоги «царю-антихристу», создавали внутренне беспроцентные банки и не рекрутировали свою молодёжь на защиту Отечества. Так совершенно мафиозно скапливался капитал, объясняемый некоим особым трудолюбием и рачительной смекалкою. Капитал, который, кстати, из наследной вражды к Русской государственности весьма активно финансировал большевиков(...)

В общем, действует. Причем, объективно, действует, даже при несогласии (читающего) с (зачитанными) оценками по многим пунктам. Старообрядцы: не рекрутировали свою молодёжь на защиту Отечества?!!

А казаки? А хоперский « старообрядец» Кузьма Крючков — первый Георгиевский кавалер последней войны Российской империи?

« поднятое Аввакумом сопротивлене… фанатично винившее во всём только опального уже патриарха. В… сугубом упоре на личностное и обнажилась вся мелкодушная ревность и мелкодумная зависть вождей старообрядчества. Какой уж тут патриотизм, какая здесь любовь к отчизне, – какая вообще любовь?!»  

— Тут ответ может быть один: «Прочитайте книги великого русского писателя (лучшее из написанного на русском языке, по мнению и Набокова) протопопа Аввакума!»

Интересно, а в сегодняшних духовных учебных заведениях, читают ли сочинения протопопа?

Но возвращаясь к «Вакцине Дворцова» — тут вспоминается ответ великого ученого Петра Капицы, когда ему кивнули на икону в его лаборатории: «И ВЫ… в это… верите?!!» — «Может и не верю, но одно знаю точно: Она действует… — вне зависимости, от того верю ли лично я».


Комментариев:

Вернуться на главную