ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ ПОНОЖОВЩИНЫ
Названы первые лауреаты литературного Конкурса-премии «ТОЧКА НА КАРТЕ ПО ИМЕНИ ОМСК. Слово. Стиль. Патриотизм»
Многое нынче «оправдывается» пресловутым кризисом, и многие – валят на него всё: от отсутствия средств до наличия хамства. Кризис – не выдумка, завёлся в стране «финансово-экономический зверь», причём, это как раз не та ситуация, когда можно было бы сказать: «Нет худа без добра». Зато он очень удобен для чиновных манкуртов, назначенных более высокопоставленными «иванами, не помнящими родства» заниматься, например, «вопросами культуры». Здесь-то под кризис можно выкинуть многое.

Столетний юбилей Павла Васильева?.. Да зачем он Омску, когда победу хоккейного «Авангарда» как-то окрестили «воплощением в жизнь национальной идеи», а затем эту идею укрепили многомиллионным контрактом чеха Яромира Ягра… Зачем он Омску, где писателей давно выгнали из их собственного дома? Того самого, где ещё несколько лет назад можно было увидеть макет музея Павла Васильева – на выездном пленуме Союза писателей России в 1997 году губернатор клятвенно заверил: «Музею Павла Васильева быть!» Увы… Сейчас и мемориальную доску на здании, где в далёких двадцатых годах прошлого века размещалась редакция газеты «Рабочий путь», куда заходил со своими стихами Павел, где работал корреспондентом Леонид Мартынов, уже и не разглядеть… Давно не выходит альманах «Иртыш», признанный когда-то лучшим региональным литературным изданием страны. Да, вроде бы существует журнал «Литературный Омск». Впрочем, незарегистрированный, выходящий, примерно, раз в год, представляющий собой, в лучшем случае, коллективный сборник тиражом в 500 экземпляров. Но и его судьба – пока под вопросом, а том, чтобы посвятить ближайший номер юбилею Павла Васильева, нет и речи.

Могильная тишина…

Главный чиновник от культуры в области – специалист по холодильным установкам…

Начали было выпускать серию «Библиотека омской лирики», да вот поди ж ты – кризис. В нынешнем году только одну книжку и выпустили, хотя заявлено было четыре, потом две…

О юбилеях Александра Плетнёва, Владимира Макарова, Владимира Новикова – ни слова. В лучшем случае – поздравительный адрес от местного минкульта, который, опять же в лучшем случае, зачитывал мелкий чиновник… «Какие в Омске писатели? Вот есть Устинова, Акунин, а с равнозначными именами никого у нас нет. Кто такой ваш имярек?» - заявил на «голубом глазу» один из замов бывшего криогенщика… Вот и Павел Васильев для них – не имя. Взяли да и вычеркнули его юбилей из «плана мероприятий», оставив что-то Литературному музею им. Достоевского, где, кстати, и собираются иногда омские писатели…

Но, слава Богу, есть группа «Омск», куда входят местные предприниматели Сергей Ганчарук, Андрей Никитенко, Юрий Кеврух, Вадим Морозов, Сергей Гавриленко и Евгений Греф (да-да, брат «того самого» Грефа). Есть Международный Центр развития творчества Торговой галереи «Сибирская пирамида», которой руководит Андрей Никитенко.

Именно здесь, в «Сибирской пирамиде», проходят литературные вечера, выставки живописи и фотографий, различные фестивали. В числе других проектов – «Звездные балы Омска», «Сибирские родовые поместья», «Музей актуального искусства» (ничего такого постмодернистского – как говорят организаторы, искусство не актуальным не бывает).

Ежегодные «Омские звёздные балы» уже стали традиционным мероприятием, получив признание и за пределами сибирского региона. Каждый из них собирает более пятисот представителей омской интеллигенции, успешных предпринимателей, писателей, художников, артистов. «Звёздными» балы называются потому, что в Омске немало своих звёзд в медицине, культуре, спорте, искусстве, науке. Потому что здесь есть своя Омская звезда на небосводе…

«Омский звёздный бал» - 2009 стал особенным, поскольку именно во время его проведения были объявлены номинанты, а затем и лауреаты литературного Конкурса-премии «ТОЧКА НА КАРТЕ ПО ИМЕНИ ОМСК. Слово. Стиль. Патриотизм», учреждённого группой «Омск» в преддверии 300-летия города.

Что это? – Обломок древней правды, выражаясь в манере Баратынского? Нет, дело это – прежде всего – ГОСУДАРСТВЕННОЕ. То, что непонятно местным чиновникам, понятно предпринимателям: без поддержки талантливых литераторов, по большому счёту, общество рано или поздно превратится в сборище манкуртов. Не случайно же главными целями МЦРТ «Сибирская пирамида» названы формирование эстетического и духовного восприятия культурных ценностей, расширение области знаний в сфере культуры, искусства, литературы.

Более сорока соискателей премии – омских прозаиков и поэтов – приняли участие в конкурсе. «Одна из его сверхзадач, - заявил местным СМИ Андрей Никитенко, - помимо материального поощрения и стимулирования талантливых поэтов и прозаиков, стать ежегодным литературным конкурсом для писателей, создающих свои произведения высокохудожественного гражданского, патриотического звучания».

Конкурсная комиссия, помимо собственного отбора, привлекла к участию в определении номинантов министерство культуры области, департамент культуры Омска, отделения Союза писателей России и Союза российских писателей, историков, краеведов, литературоведов из Новосибирска, Томска, Тобольска и других сибирских городов. В итоге, в номинации «Поэзия» лауреатом Конкурса-премии «ТОЧКА НА КАРТЕ ПО ИМЕНИ ОМСК. Слово. Стиль. Патриотизм » стал Юрий Перминов за книгу «Свет из маминого окна» , что было вполне ожидаемо для тех, кто имеет хоть какое-то представление о современной русской поэзии (кстати, несколько лет назад другая книга именно этого поэта была удостоена чести открыть серию «Библиотека омской лирики»). А вот в номинации «Проза» мнения членов комиссии разошлись, среди конкурсантов было несколько вполне равнозначных авторов – Иван Петров, Павел Брычков, Сергей Прокопьев. Правда, представители так называемого «либерального лагеря» ставили на широко, как сейчас говорят, распиаренный роман «Поножовщина» одного из омских представителей Союза российских писателей. Да, плохая литература не преступление, замечал Честертон. В том смысле, что не заслуживает столь уж яростного порицания. Преступление – литература подлая и бесчеловечная.

Но ставить знак равенства между поножовщиной и патриотизмом, члены конкурсной комиссии не решились, да и со стилем там не всё, мягко говоря, было в «художественном порядке». В результате, в номинации «Проза» лауреатом стал Сергей Прокопьев, представивший на конкурс книгу «Монологи о любви».

Могильная тишина? – Слава Богу, Омску она не грозит. Вопреки чиновникам. Кризис? – В русской литературе никакого кризиса нет: здесь любовь сильнее поножовщины, а свет из маминого окна рассеивает любую тьму.

М. Сибиряков


Комментариев:

Вернуться на главную