В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО
Авторская страница Валерия Скрипко
Февраль 2018 г. Постигаю книгу Александра Гениса «Ферзь в кармане: лирическая культурология». Вот что он пишет о западном обществе: «…как только жизнь без лишений стала нормой, а не исключением, европейцы столкнулись с тоской будней. Промышленная эра с её массовым производством требовала коллектива, а теперь общество распадается на мириады особей, каждая из которых культивирует и защищает свою инаковость в интимной среде-у себя дома.» А для остальных граждан необходимо восстановить «христианское благочестие». На этом пути «творческое меньшинство» даже не исключают возможность «доброжелательного принуждения» к вере. А как еще обеспечить послушание большинства? Но «большое общество» – это еще не народ, а «сборище черни». Правящий слой западных элит, при всём своём классовом эгоизме, понимал, что с «чернью» – процветающей страны не создать! Сначала надо её превратить в организованное общими ценностями, целями и задачами общество! Всё-таки, сначала общий «миф», как мобилизующий идеал, как увлекающая большинство нации борьба за свой духовный тип, за первенство среди других наций. А уж потом – всё остальное. Но – общие идеалы в один день не создашь. Дело это кропотливое, долгое. А научно-технический прогресс приобрел поистине космическое ускорение. Нужны были миллионы рабочих «лошадок» попроще! Бизнес – есть бизнес! Целесообразность победила все другие доводы. Почти в те же годы 70-е годы американский учёный-футуролог Эрвин Тоффлер предложил идею формирования «модульного человека». Это только в России был выбран «колониальный» вариант – «свободный рынок» без идеологии и веры. А. Генис, похоже, осуждает такое ошибочное понимание демократии и свободы. Оказывается, для того, чтобы добиться успеха и процветания, надо вернуться к ценностям традиционного общества... Самое важное в таком обществе – сама традиция. Разрыв с ней лишает смысла существования целые племена. Читая эти рассуждения А. Гениса, невольно хочется тут же задать вопрос автору: вы допускаете, что и русский народ может робко попытаться обрести смысл существования, возрождая свои многовековые традиции? Чем мы хуже? Но ждать, что «либеральная таможня» – даст нам добро – не приходится. А. Генис не касается таких болезненных вопросов. Он рассуждает «вообще», о том, что некая традиция даёт «ответы на экзистенциональные вопросы»! Ну зачем сейчас многочисленным американизированным представителям российского бизнеса и деятелям постмодернистской по своей сути российской культуры эти самые ответы, которые посылают нам далёкие русские предки? Это тогда «по-ихнему», по-традиционному – надо будет думать и жить? Так же воспринимать мир… И писать, опираясь на духовный опыт предков в их летописях и сказаниях? Российские «элиты» тут попали в идейную «ловушку», которую сами же и устроили! «Разгромили всё наше прошлое», а теперь не на что опереться! Сегодня «чужаки», близкие к действующей власти, окончательно убедились, что без морального и нравственного сплочения – Россия развиваться не сможет! Но «хочется и колется»! Как бы так сплотить, но, чтобы без всякого там – открыто декларируемого патриотизма? Как бросить массы соотечественников в экономический прорыв, но без зажигательной романтической идеологии, без книг, фильмов новых песен о новом БАМе? Как вдохновить российскую молодёжь на трудовые подвиги под заунывную, унижающую критику «Эха Москвы» и «Дождя»?
Март 2018 г. Хозяева СМИ! Непрерывной пропагандой про чужое заморское благополучие –вы «свернули» обывателю голову «набекрень»! Все телешоу до предела напичканы пропагандой западных ценностей. Все прославляют комфорт и финансовый успех. Издаются книги, подобные той, которую выпустил недавно Московский институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Сборник статей имеет общее название «Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города» (далее – сокращённо «Горожанин») Какая невозмутимость и благостное спокойствие царит в головах наших публицистов, дизайнеров и архитекторов, которые причисляют себя к креативной части среднего класса! Они уже для себя всё решили, удобно устроились, мысленно – под «крылышко» заокеанской сверхдержавы спрятались. Двести страниц книги «Горожанин» – рассуждения не о реальной страдающей России, а о виртуальной «земле Санникова», где уже обеспечено устойчивое экономическое развитие. При описании городских проблем – ни одного упоминания о бедных, о гигантском грузе аварийного жилья и изношенной коммунальной инфраструктуры – всё, что доморощенные капиталисты эксплуатируют со времён СССР. Вспоминая те времена, авторы называют советских геологов, целинников и строителей ГЭС – колонизаторами! Неужели с таким «содержимым» в головах – в наши дни можно освоить гигантские пустующие российские пространства? «Эмигрантскому» сознанию не присуще чувство хозяина. Оно делит страны и политические режимы в них – на малокомфортные и комфортные. Авторы книги «Горожанин» вообще мечтают, что в скором будущем не будет рабочих, а будет сидеть дома некий программист и работать в сфере информационных технологий. Уже сейчас, утверждают они-среднестатистический житель наших городов – это работник сферы торговли или досуга. Российские рудники и шахты, заводы и фермы, тяжёлый физический труд в сельской местности – «российский мечтатель» креативной части среднего класса напрочь исключает из своего сознания. Авторы книги даже не уточняют: кто в их «городах солнца» будет плавить сталь, выращивать овощи? Бизнес-класс, все наши «средние» – привыкли жить сами по себе. От государства им нужны только определённые виды услуг. У них уже давно в голове – сдвиг как у внезапно разбогатевшей старухи из пушкинской сказки, когда она видит золотую рыбку (осчастлививший её народ и государство) у себя слугой – на «посылках"! В интернете можно найти рассказ о том, как работают в Израиле по контракту полевые бригады из стран Азии. В летнюю пятидесятиградусную жару они выходят в поле с рассветом и обеспечивают тот отличный урожай сельскохозяйственной продукции. «Мечтателям» из России грезится что-то подобное и на просторах нашей гигантской страны. Это вредная иллюзия!
Июнь 2018 г. Есть характерное замечание Ф.М. Достоевского о том, что чрезмерное богатство отравляет душу не только его обладателя, но и всех окружающих …в обществе возникает нездоровая атмосфера с миазмами зависти, недоброжелательности, растёт отчуждение социальных слоёв друг от друга. Говоря компьютерным языком- богатый слой «активирует» языческую программу остальных слоёв населения. Под язычеством здесь понимается не религиозные верования, а признание первичными ценностями благ этого мира, земного успеха, чувственных наслаждений. Многие социологи сетуют, что, находясь в эйфории от массового потребительского образа жизни-российская «элита» разучились заглядывать в будущее. Она ведёт себя, мягко говоря, слишком легкомысленно. Складывается впечатление, что «элита» верит в то, что без прав и без достаточных средств к существованию, народная «серая масса» постепенно смирится и привыкнет к своему незавидному положению: самая активная часть где-нибудь пристроится, остальные «растворятся», вымрут за ненадобностью. Может так, а может быть и по-другому. По мнению другого великого Фёдора – поэта Тючева: "без Бога" и без следования высшей воле тёмная и не преображённая основа человеческой природы никуда не исчезает, а лишь принаряжается и маскируется, и рано или поздно даёт о себе знать». Российские «рыночники» и этого пробуждения «тёмных сил» совсем не боится! Это когда еще будет… а они верят, что успеют пожить в земном раю, и еще место в Небесном прикупят с помощью благотворительности!
Июль 2018 г. Историческое движение естественно деградирует из-за гибельной ослабленности ... христианского фундамента в человеке и обществе, самовластной игры отдельных государств и личностей, соперничающих идеологий и борющихся группировок, господства материально-эгоистических начал над духовно-нравственными. Ну и что? Зато как красиво деградирует. Господь зачем-то попускает такое развитие мира в течение последних двух веков, когда именно «господство материальных начал, эгоистическое соперничество людей» обеспечивает бурный экономический рост в западных странах. По дьявольской иронии, именно деловые люди, как правило, материалистического мировоззрения, в этот период показали впечатляющие результаты в улучшении быта и условий труда огромного большинства людей. Научно-технический прогресс как будто даже специально поощрял атеизм, фантастическими успехами в освоении материального мира убеждая огромные массы людей, что они сами всё могут сделать на этой земле, без участия Божьей благодати. О, как высоко задрали носы преуспевающие молодые американцы 60-х годов прошлого века, когда на них, недавних выпускников институтов, в преуспевающих фирмах «посыпался золотой дождь» из сотен тысяч долларов дохода. Что самое удивительное: запуская весь этот «прогресс», князь мира сего всегда очень старался, чтобы самые изворотливые и решительные люди, не смотря на все их жестокости и нарушения морали и нравственности, были удачливы и в делах, и в личной жизни. Отнимет богач у бедного возлюбленного младшего брата- красавицу-невесту, народят они с десяток деток – все богаты и счастливы. Это из истории купеческого рода Рябушинских. В 19-м веке они были- одними из главных представителей зарождающегося российского предпринимательства.[1] Глава семейства был потомком старообрядцев, но не молитвами и постом, а на несчастье младшего брата – своё счастье построил! Вот в таких ярких «демонстрациях» всемогущества зла и торжества подлости – прячется дьявольская ловушка для всех нас. Подобное безумное везение- вдохновляет многих людей действовать точно так же, то есть легко коверкать чужие судьбы, брать от жизни всё, никого не жалеть, считая, что это правильная жизнь и есть…. Опасное заблуждение, которое всем надо в себе преодолеть… Мы чаще всего, не знаем, чем придётся «заплатить» грешнику в Вечности – за такое украденное у кого-то счастье! Нет у нас дара охватывать все судьбы человеческие во времени и пространстве – единым мысленным взором. Нам остаётся наблюдать, как бурно развивается человечество, благодаря деловитости современных людей, которые не «заморачиваются» по поводу духовного содержания своей жизни…Но на пике богатства и могущества … у самых успешных вдруг возникает потребность устраивать вечеринки с масками чертей и ритуальными танцами, чтобы вызвать Люцифера! В интернете любой может найти информацию о подобной «вечеринке иллюминатов» в поместье Ротшильдов в 1972-м году. Сделка по продаже душ Люциферу участники вечеринки завершили безумными плясками и сексуальными оргиями без различия полов.
Июль 2018 г. Отвергая «Византийскую религию» публицист В. Можегов в одной из своих статей ставил ей в вину, что из неё практически исключена: «живая жизнь человека со всеми естественными движениями его души». Идеолог «живой», то есть буржуазной жизни без Бога, старается всех нас и себя убедить, что «естественные движения человеческой души» имеют исключительно положительное содержание. Хотя на самом деле, там столько всякого «тёмного» и страшного, что только религии под силу справится со всем этим «содержимым». И то –далеко не всегда. Тот же православный Константинополь – не выдержал раздора между христианами, пал под тяжестью грехов и оказался под властью турок! Много лет назад философ Жозеф де Местр сказал, что «только церковь может понять «внутренние ритмы», глубинные течения бытия, молчаливый ход вещей» «Подводной», недоступной научному анализу жизни в них слишком много. Это понятно всем, читавшим Евангелие, но… это не желает понимать всякий алчущий земных благ и «демократических свобод» любой ценой! Алчущий сам придумывает для себя всякие философские «сказки», вдохновляющие его и таких же жаждущих – на борьбу за торжество своего эгоизма.
Июль 2018 г. Любопытный материал опубликовал в журнале «Сибирь» за 2017 г.[2] Марк Демидов о встрече в Иркутске поэта Ростислава Филиппова и английского писателя Грэма Грина в 1987 году. В беседе, начав с «человеческого фактора», они перешли к понятию свободы личности вообще. О соотношении, скажем, внешней «демократической» свободы и внутренней жесточайшей несвободы человека на Западе, А потом, к тезису о том, что заряд и потребность внутренней свободы у русского человека потенциально сильнее внешней: первая урезонивается совестью, религиозно-нравственными понятиями, духом общинности; внешняя же не свобода всегда и необходимо укрепляется институтом власти, царём, помещиком, хозяином, начальником, женой и пр.; если внешняя остерегательная стена слабеет или обрушивается, вот тогда-то русский человек и вырывается «на оперативный простор»: становится разбойником, анархистом, социалистом, революционером, пьяницей и т. п. В этом очень интересном рассуждении не хватает нескольких логических цепочек рассуждений, или ответов на некоторые неизбежные вопросы. Ну, например, почему только для «урезонивания» внутренней свободы нужна совесть? Но и во «внешней» спасательной операции, чтобы не стал человек разбойником, революционером или пьяницей, совести было бы полезно поучаствовать и самым решительным образом!
Примечания:
Скрипко Валерий Иванович – печатал статьи в журналах «Наш современник», «Москва», «Сибирь» (Иркутск), «День и ночь» (Красноярск), «Природа и человек 21 -век» (Москва), в «Литературной газете», в газете «День литературы». |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||