В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО
Авторская страница Валерия Скрипко



 
 
 

Февраль 2018 г.

Мы рождены,чтобы быль сделать сказкой

Постигаю книгу Александра Гениса «Ферзь в кармане: лирическая культурология». Вот что он пишет о западном обществе: «…как только жизнь без лишений стала нормой, а не исключением, европейцы столкнулись с тоской будней. Промышленная эра с её массовым производством требовала коллектива, а теперь общество распадается на мириады особей, каждая из которых культивирует и защищает свою инаковость в интимной среде-у себя дома.»

Настало время осознать, что в таком духовно «разобранном виде» – государства на глазах слабеют и теряют способность к развитию.  Американский поэт Эзра Паунд много лет назад уже высказывал мысль о том, что беда Запада – в отсутствии универсального мифа. Лишить культуру мифа – означает оставить людей без общего языка и обречь их на рознь и войны.

Универсальный – значит для всех! Но это звучит слишком «по-коммунистически». Во всяком случае, для США. Может быть, поэтому на родине писателя стал обсуждаться и реализовываться несколько другой проект. Странно, что Паунд не упомянул о своём современнике – об американском учёном Лео Штраусе и его ученике Алане Блуме, которых называли неоконсерваторами. Они предложили такую идею: обновлённые американские университеты должны создать новую аристократию. Она и займётся созданием новых ценностей. То есть – творить «благородную ложь» или миф для большинства остального населения. «Творческое меньшинство» будет выдумывать «мифы» под себя, для себя и для обеспечения своего господства.

А для остальных граждан необходимо восстановить «христианское благочестие». На этом пути «творческое меньшинство» даже не исключают возможность «доброжелательного принуждения» к вере. А как еще обеспечить послушание большинства?

Но «большое общество» – это еще не народ, а «сборище черни». Правящий слой западных элит, при всём своём классовом эгоизме, понимал, что с «чернью» – процветающей страны не создать! Сначала надо её превратить в организованное общими ценностями, целями и задачами общество! Всё-таки, сначала общий «миф», как мобилизующий идеал, как увлекающая большинство нации борьба за свой духовный тип, за первенство среди других наций. А уж потом – всё остальное.

Но – общие идеалы в один день не создашь. Дело это кропотливое, долгое. А научно-технический прогресс приобрел поистине космическое ускорение. Нужны были миллионы рабочих «лошадок» попроще! Бизнес – есть бизнес! Целесообразность победила все другие доводы. Почти в те же годы 70-е годы американский учёный-футуролог Эрвин Тоффлер предложил идею формирования «модульного человека».   

Это только в России был выбран «колониальный» вариант – «свободный рынок» без идеологии и веры.

А. Генис, похоже, осуждает такое ошибочное понимание демократии и свободы. Оказывается, для того, чтобы добиться успеха и процветания, надо вернуться к ценностям традиционного общества... Самое важное в таком обществе – сама традиция. Разрыв с ней лишает смысла существования целые племена.

Читая эти рассуждения А. Гениса, невольно хочется тут же задать вопрос автору: вы допускаете, что и русский народ может робко попытаться обрести смысл существования, возрождая свои многовековые традиции? Чем мы хуже?

Но ждать, что «либеральная таможня» – даст нам добро – не приходится. А. Генис не касается таких болезненных вопросов. Он рассуждает «вообще», о том, что некая традиция даёт «ответы на экзистенциональные вопросы»! Ну зачем сейчас многочисленным американизированным представителям российского бизнеса и деятелям постмодернистской по своей сути российской культуры эти самые ответы, которые посылают нам далёкие русские предки? Это тогда «по-ихнему», по-традиционному – надо будет думать и жить? Так же воспринимать мир… И писать, опираясь на духовный опыт предков в их летописях и сказаниях?

Российские «элиты» тут попали в идейную «ловушку», которую сами же и устроили! «Разгромили всё наше прошлое», а теперь не на что опереться! 

Сегодня «чужаки», близкие к действующей власти, окончательно убедились, что без морального и нравственного сплочения – Россия развиваться не сможет! Но «хочется и колется»!  Как бы так сплотить, но, чтобы без всякого там – открыто декларируемого патриотизма? Как бросить массы соотечественников в экономический прорыв, но без зажигательной романтической идеологии, без книг, фильмов новых песен о новом БАМе?

Как вдохновить российскую молодёжь на трудовые подвиги под заунывную, унижающую критику «Эха Москвы» и «Дождя»?  

 

Март 2018 г.

Хозяева СМИ! Непрерывной пропагандой про чужое заморское благополучие –вы «свернули» обывателю голову «набекрень»! Все телешоу до предела напичканы пропагандой западных ценностей. Все прославляют комфорт и финансовый успех.  Издаются книги, подобные той, которую выпустил недавно Московский институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Сборник статей имеет общее название «Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города» (далее – сокращённо «Горожанин»)

Какая невозмутимость и благостное спокойствие царит в головах наших публицистов, дизайнеров и архитекторов, которые причисляют себя к креативной части среднего класса! Они уже для себя всё решили, удобно устроились, мысленно – под «крылышко» заокеанской сверхдержавы спрятались.

Двести страниц книги «Горожанин» – рассуждения не о реальной страдающей России, а о виртуальной «земле Санникова», где уже обеспечено устойчивое экономическое развитие. При описании городских проблем – ни одного упоминания о бедных, о гигантском грузе аварийного жилья и изношенной коммунальной инфраструктуры – всё, что доморощенные капиталисты эксплуатируют со времён СССР. Вспоминая те времена, авторы называют советских геологов, целинников и строителей ГЭС – колонизаторами! 

Неужели с таким «содержимым» в головах – в наши дни можно освоить гигантские пустующие российские пространства? «Эмигрантскому» сознанию не присуще чувство хозяина. Оно делит страны и политические режимы в них – на малокомфортные и комфортные. Авторы книги «Горожанин» вообще мечтают, что в скором будущем не будет рабочих, а будет сидеть дома некий программист и работать в сфере информационных технологий. Уже сейчас, утверждают они-среднестатистический житель наших городов – это работник сферы торговли или досуга. Российские рудники и шахты, заводы и фермы, тяжёлый физический труд в сельской местности – «российский мечтатель» креативной части среднего класса напрочь исключает из своего сознания. Авторы книги даже не уточняют: кто в их «городах солнца» будет плавить сталь, выращивать овощи?

Бизнес-класс, все наши «средние» – привыкли жить сами по себе. От государства им нужны только определённые виды услуг. У них уже давно в голове – сдвиг как у внезапно разбогатевшей старухи из пушкинской сказки, когда она видит золотую рыбку (осчастлививший её народ и государство) у себя слугой – на «посылках"!

В интернете можно найти рассказ о том, как работают в Израиле по контракту полевые бригады из стран Азии. В летнюю пятидесятиградусную жару они выходят в поле с рассветом и обеспечивают тот отличный урожай сельскохозяйственной продукции.

«Мечтателям» из России грезится что-то подобное и на просторах нашей гигантской страны. Это вредная иллюзия!

 

Июнь 2018 г.

Есть характерное замечание Ф.М. Достоевского о том, что чрезмерное богатство отравляет душу не только его обладателя, но и всех окружающих …в обществе возникает нездоровая атмосфера с миазмами зависти, недоброжелательности, растёт отчуждение социальных слоёв друг от друга. Говоря компьютерным языком- богатый слой «активирует» языческую программу остальных слоёв населения. Под язычеством здесь понимается не религиозные верования, а признание первичными ценностями благ этого мира, земного успеха, чувственных наслаждений.

Многие социологи сетуют, что, находясь в эйфории от массового потребительского образа жизни-российская «элита» разучились заглядывать в будущее. Она ведёт себя, мягко говоря, слишком легкомысленно. Складывается впечатление, что «элита» верит в то, что без прав и без достаточных средств к существованию, народная «серая масса» постепенно смирится и привыкнет к своему незавидному положению: самая активная часть где-нибудь пристроится, остальные «растворятся», вымрут за ненадобностью. Может так, а может быть и по-другому.

По мнению другого великого Фёдора – поэта Тючева: "без Бога" и без следования высшей воле тёмная и не преображённая основа человеческой природы никуда не исчезает, а лишь принаряжается и маскируется, и рано или поздно даёт о себе знать».

Российские «рыночники» и этого пробуждения «тёмных сил» совсем не боится! Это когда еще будет… а они верят, что успеют пожить в земном раю, и еще место в Небесном прикупят с помощью благотворительности!

 

Июль 2018 г.

Историческое движение естественно деградирует из-за гибельной ослабленности ... христианского фундамента в человеке и обществе, самовластной игры отдельных государств и личностей, соперничающих идеологий и борющихся группировок, господства материально-эгоистических начал над духовно-нравственными.

Ну и что? Зато как красиво деградирует. Господь зачем-то попускает такое развитие мира в течение последних двух веков, когда именно «господство материальных начал, эгоистическое соперничество людей» обеспечивает бурный экономический рост в западных странах. По дьявольской иронии, именно деловые люди, как правило, материалистического мировоззрения, в этот период показали впечатляющие результаты в улучшении быта и условий труда огромного большинства людей.  Научно-технический прогресс как будто даже специально поощрял атеизм, фантастическими успехами в освоении материального мира убеждая огромные массы людей, что они сами всё могут сделать на этой земле, без участия Божьей благодати.

 О, как высоко задрали носы преуспевающие молодые американцы 60-х годов прошлого века, когда на них, недавних выпускников институтов, в преуспевающих фирмах «посыпался золотой дождь» из сотен тысяч долларов дохода.  

Что самое удивительное: запуская весь этот «прогресс», князь мира сего всегда очень старался, чтобы самые изворотливые и решительные люди, не смотря на все их жестокости и нарушения морали и нравственности, были удачливы и в делах, и в личной жизни. Отнимет богач у бедного возлюбленного младшего брата-  красавицу-невесту, народят они с десяток деток – все богаты и счастливы. Это из истории купеческого рода Рябушинских. В 19-м веке они были- одними из главных представителей зарождающегося российского предпринимательства.[1] Глава семейства был потомком старообрядцев, но не молитвами и постом, а на несчастье младшего брата – своё счастье построил!

Вот в таких ярких «демонстрациях» всемогущества зла и торжества подлости – прячется дьявольская ловушка для всех нас. Подобное безумное везение-  вдохновляет многих людей действовать точно так же, то есть легко коверкать чужие судьбы, брать от жизни всё, никого не жалеть, считая, что это правильная жизнь и есть….  Опасное заблуждение, которое всем надо в себе преодолеть…  Мы чаще всего, не знаем, чем придётся «заплатить» грешнику в Вечности – за такое украденное у кого-то счастье! Нет у нас дара охватывать все судьбы человеческие во времени и пространстве – единым мысленным взором.

Нам остаётся наблюдать, как бурно развивается человечество, благодаря деловитости современных людей, которые не «заморачиваются» по поводу духовного содержания своей жизни…Но на пике богатства и могущества … у самых успешных вдруг возникает потребность устраивать вечеринки с масками чертей и ритуальными танцами, чтобы вызвать Люцифера! В интернете любой может найти информацию о подобной «вечеринке иллюминатов» в поместье Ротшильдов в 1972-м году. Сделка по продаже душ Люциферу участники вечеринки завершили безумными плясками и сексуальными оргиями без различия полов.

 

Июль 2018 г.

Отвергая «Византийскую религию» публицист В. Можегов в одной из своих статей ставил ей в вину, что из неё практически исключена: «живая жизнь человека со всеми естественными движениями его души». Идеолог «живой», то есть буржуазной жизни без Бога, старается всех нас и себя убедить, что «естественные движения человеческой души» имеют исключительно положительное содержание. Хотя на самом деле, там столько всякого «тёмного» и страшного, что только религии под силу справится со всем этим «содержимым». И то –далеко не всегда. Тот же православный Константинополь – не выдержал раздора между христианами, пал под тяжестью грехов и оказался под властью турок!   

Много лет назад философ Жозеф де Местр сказал, что «только церковь может понять «внутренние ритмы», глубинные течения бытия, молчаливый ход вещей» «Подводной», недоступной научному анализу жизни в них слишком много. Это понятно всем, читавшим Евангелие, но… это не желает понимать всякий алчущий земных благ и «демократических свобод» любой ценой! Алчущий сам придумывает для себя всякие философские «сказки», вдохновляющие его и таких же жаждущих – на борьбу за торжество своего эгоизма.

 

Июль 2018 г.

Любопытный материал опубликовал в журнале «Сибирь» за 2017 г.[2]   Марк Демидов о встрече в Иркутске поэта Ростислава Филиппова и английского писателя Грэма Грина в 1987 году.

В беседе, начав с «человеческого фактора», они перешли к понятию свободы личности вообще. О соотношении, скажем, внешней «демократической» свободы и внутренней жесточайшей несвободы человека на Западе,

А потом, к тезису о том, что заряд и потребность внутренней свободы у русского человека потенциально сильнее внешней: первая урезонивается совестью, религиозно-нравственными понятиями, духом общинности; внешняя же не свобода всегда и необходимо укрепляется институтом власти, царём, помещиком, хозяином, начальником, женой и пр.; если внешняя остерегательная стена слабеет или обрушивается, вот тогда-то русский человек и вырывается «на оперативный простор»: становится разбойником, анархистом, социалистом, революционером, пьяницей и т. п.

В этом очень интересном рассуждении не хватает нескольких логических цепочек рассуждений, или ответов на некоторые неизбежные вопросы.

Ну, например, почему только для «урезонивания» внутренней свободы нужна совесть? Но и во «внешней» спасательной операции, чтобы не стал человек разбойником, революционером или пьяницей, совести было бы полезно поучаствовать и самым решительным образом!

Примечания:
[1] История русского предпринимательства
[2] Журнал «Сибирь», 2017 г № 6. Стр.233

(Продолжение следует)

Скрипко Валерий Иванович – печатал статьи в журналах  «Наш современник», «Москва», «Сибирь» (Иркутск), «День и ночь» (Красноярск), «Природа и человек 21 -век» (Москва),  в «Литературной газете», в газете «День литературы».
Лауреат международной премии   «Русский позитив» Российского фонда мира и журнала «Москва» за статью о творчестве В.П. Астафьева, 2013 г

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную