В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО
Авторская страница Валерия Скрипко

<<< Ранее

 
 
 

31 октября 2018 г.

В ПЛЕНУ МЕЩАНСТВА

По телевидению как-то показывали сюжет, где был упомянут конфликт критика Белинского с автором «Избранных мест из переписки с друзьями» Н.В.Гоголем. Нынешние столичные тележурналисты поддержали упрёк Белинского о «реакционности» этого произведения. Старшему поколению такой взгляд внушали еще в школе. Не в себе, мол, был гений, не в себе!

И всё же, в такой резкой перемене взглядов Гоголя есть какая-то тайна! Ну во-первых, многим было непонятно: как можно от ярких художественных образов перейти к обычной церковной проповеди, которую можно было в любом приходе, в том или ином виде, услышать от любого попа? А Гоголь смог! Не от того ли, что высшие силы, давшие ему дар видеть самое «дно» сути человека, дали ему еще одно откровение.

Хорошие люди есть во всякое время, как отдельные порождения божьей милости, как своего рода талант… К сожалению, общий фон жизни, её качество и основную массу проблем в России-матушке формируют совсем иные люди, иные – соблюдаемые ими негласные правила, обычаи и предпочтения… О них и речь!

Любое сообщество развивается очень трудно, (а наше российское еще и очень медленно) и главная причина (по моему мнению) заключается в том, что оно находится в плену мещанства как образа жизни, а еще точнее типа существования человеческого сообщества. Мещанин многолик и всесилен, потому что свою духовную лень, своё стойкое нежелание жить по духовным законам Христа он маскирует…

Он и она – хорошие семьянины, спокойные соседи, добросовестные работники и предприниматели…. Вообще, мещанство, как определённое сочетание социальных норм поведения, не может быть уничтожено или «улучшено», потому что это какая-то генетическая программа самой природы, которая неистребимо влечет каждого человека в свой жизненный круг и там заставляет его жить «как все» – в меру злым, в меру лицемерным… Любой ценой добиться материального благополучия, а если повезёт, и власти, и переступить через любую нравственную преграду, чтобы добиться успеха…

И что самое интересное - мещанская жизнь, как правило, действительно утешает неразвитую, забывшую Бога душу… Награждает её покоем и самодовольством! И брак с хозяйственной, славной женщиной устроит и детишек (звезд с небес не хватающих даст!) И покатится всё по проторённой дорожке… А в конце такого жизненного пути, глядишь, самый махровый подлец и выглядит очень благочестиво - среди обеспеченных здоровых внуков - такой сединами убеленный и правильный… А запустившая эту программу природа - вроде таким образом даже поощряет и оправдывает подобный жизненный путь приспособленца - благополучием его рода, уютными домами и солидными накоплениями… И, как правило, особо не болеет приспособленец и никаких небесных кар не боится. Вроде как планета Земля – этого его вотчина, а люди духовно прекрасные – залетели сюда случайно, по недосмотру комических хозяев планет! Вот ведь какой вывод давно напрашивается при взгляде на жизнь в любом веке!

Боже, какой счастливец, Гоголь! Он еще не мог видеть «новых русских» 20-го и начала 21-го века, которые живут в так называемых элитных районах, он еще самим временем был избавлен от адских мук смотреть телевизионные репортажи о после перестроечной России 20-го века. Он жил еще в то время, когда Бога немножко боялись… На это и была вся надежда гения.

Особенно важным по обсуждаемой теме мне кажется фрагмент из «Выбранных мест…» Гоголя, где он говорит о губернаторских женах. Их Николай Васильевич призывал одеваться поскромнее, не тратить огромные деньги на бесчисленные наряды. Казалось бы, что за наивный призыв! Общеизвестно, что во имя богатства нарядов и украшений для дам раскручиваются бесчисленные карьеры их именитых поклонников, с целью проникновения в постель к лучшим из женщин завязываются битвы, льются потоки крови, обкрадываются целые народы!!! И так далее и так далее… Посягательство писателя на весь этот продажный, глупый, показушный мещанский мир, всеми «прогрессивными литераторами, конечно, было признано реакционным. А современные публицисты не удосужились объяснить зрителям их телефильма суть гоголевской проповеди. Да что там объяснять. Даже Белинский - неистовый демократ и боец за высшую нравственную чистоту - и тот возмутился! Непонятно, правда, от чего. Главная мысль в его гневном ответе Гоголю та, что общество наше из рук вон плохо и его нельзя улучшить моральными проповедями… Нужны кардинальные перемены, реформы и так далее.

Доживи Белинский до нынешних времен, он бы схватился за голову: после всех войн, революций и перестроек, демократий и прогрессов - МЕЩАНСТВО только еще больше заматерело, расцвело, заиграло всеми цветами радуги, напридумывало себе невиданное количество новых побрякушек и удовольствий от даров материальной жизни! И критик бы убедился, что Гоголь смотрел глубже. Именно прекрасный пол, а точнее его неумеренные аппетиты во всём – в одежде, украшениях, убранстве домов – писатель считал главной причиной повального взяточничества в России! Мужчины всех рангов и чинов лезут из кожи вон, чтобы удовлетворить бесконечно растущие потребности своих жен и любовниц! Гоголь (говоря современным компьютерным языком) пытался «перепрограммировать» женщину! Конечно, половину ответственности за создание нового качества жизни должен на себя взять и мужчина! О него, зависит - потакать или нет древним как мир женским увлечениям? Строить или нет общество – на иных, духовных началах!? За последние двадцать с лишним веков серьезного разговора на эту главную тему не получалось никогда! Всё заканчивалось кривляньями и артистическим враньём! А если начистоту? Кто будет отвечать перед Богом за рождённых им чад!? Вот об этом Гоголь и пытался заговорить… Ой, как рано пытался…

Практически никто не понял, что в лице своих современниц он видел тех существ, которые «правят бал» во всей социальной жизни народа! Именно они указывают вектор движения всех социальных сил, всех усилий в политике, быту, искусстве! Именно от изменения их приоритетов, от их сострадания, скромности – зависит всё: поведение власти, участь бедных людей, нравы и духовное здоровье нации! Ибо ни законы, ни страх наказания, ни церковные наставления, ни смена экономических отношений и форм власти – ни на йоту не изменят духовного качества нашей жизни –пока в женщине правит хорошо замаскированное тщеславие, дух приобретательства, фанатичная страсть к бытовой стороне бытия! Пока мужчиной правит страсть любой ценой добиться её любви, пусть даже для этого надо будет уморить голодом множество людей! Мы эту страшную истину боимся обсуждать. Мы отделываемся безобидной фразой: шурши ля Фам!

Как ненавидел мещанство поэт Владимир Маяковский! Как любил он революцию! Как верил в её созидательную силу и возможность коренной переделки мира! И главную опасность для будущего коммунизма увидел сразу! В стихотворении «О дряни» сказано очень точно: когда закончились первые годы революции… и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина: сюжет стиха прост. Муж хвастается вечером, что скоро ему будет прибавка к зарплате и заведёт он себе «тихоокеанские голенища". А жена: «и мне с эмблемой серпа и молота не покажешься в свете! В чём сегодня буду фигурять я в Реввоенсовете!» Вот и всё: символ революции перекочевал на платье мещанки. В квартире на газете греется котенок, верещит оголтелая канареица.

И тут, с портрета на стене, закричал К.Маркс «скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!». Заметим, что ранее «канарейками был «побит» Иисус Христос, отравлен Сократ (и так до бесконечности).

Ошибка всех реформаторов одна - они пробуют улучшить социально-экономическую организацию общества, не пытаясь изменить насквозь мещанское начало жизни, философию «кухни». В итоге, из века в век этот монстр с удивительным проворством «пожирает» любые достижения научно-технического прогресса, культуры, искусства, приспосабливает, подминает их под себя. И чем больше достижений в науке и технике, в организации быта и общения, тем азартнее мещанское болото всасывает в себя эти достижения, превращает в предмет плотского удовольствия. Если в 17-том веке горстка аристократов Европы могла использовать в этом качестве только роскошь архитектурных форм для своих дворцов, фантазию своих поваров для редких блюд и мастерство ювелиров для немыслимых украшений, то уже двумя веками позже Монстр разыгрался вовсю, набор его игрушек, география его игр и предметов для обжорства увеличились до чудовищных размеров. Канарейка стала больше похожа на птиродактиля….

В 21-м веке мещанин как хозяин мира взбесился совсем уж! Все маски сброшены, «мурло» отмакияжено под фотомодель, обладатель канарейки любуется своим мещанством, гордится и кичится им!!! Прихода антихриста уже не надо! Те ужасные преступления над душами людей, которые, по священному писанию антихрист должен совершить за годы своего царствования, мещанский дух над людьми уже совершил! Бога забыть заставил, церковь прислуживать себе научил, по числу и разнообразию идолов превзошел всех язычников со дня сотворения мира! Оказалось, не с той стороны мы беды ждали! И чтобы выжить, надо бы, наверно, вернуться к тому, о чём Николай Васильевич пытался заговорить…

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную