Алексей СМОЛЕНЦЕВ член СП России, кандидат филологических наук, г. Краснодар (Екатеринодар)

"НЕУЛОВИМЫЙ СВЕТ..."

Созерцая природу, созерцаем и величие Создателя: размышления над страницами русского Евангелия

(анализ стихотворения Ивана Бунина «Неуловимый свет разлился над землею...» и особенности осуществления Православного миропонимания в русской поэзии)

Русская поэзия, в ней душа русского человека «общится» с красотой Божьего мира, чудом явленной в окружающей действительности и чудом воплощенной в поэтических строках. В русской поэзии душа человека обретает возможность созерцания себя и мира, узнает родное, замирает от Радости.

Общится, «Бог общится с человеком», отметит святитель Феофан Затворник. Вместе с тем, святитель Феофан предлагает очерк устроения души человека. И, поскольку, орган восприятия красоты Божьего мира и поэзии, в частности, есть – душа человека, необходимо помнить и понимать святоотеческое свидетельство о человеке: «Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения Его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!» [1] (здесь и далее текст выделен автором статьи).

 

Русская поэзия – над страницами русского Евангелия

Святитель Феофан говорит о серьезной духовной работе, предшествующей тайне Богообщения. Но восприятие душой человека красоты Божьего мира – мгновенно, не вытруженно человеком. И, в то же время, миг восприятия, вне всякого сомнения, есть миг Богообщения.

Как это возможно, возможно ли?

Чудом…

«Чудо, - по Владимиру Ивановичу  Далю, есть – всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами» [2].

Можно ли прикоснуться Чуда?

Бережно берет человек Евангелие, держит в руках Богом Вдохновенные Книги, читает, прикасается Чуду сердцем и взором.

Павел Громов в очерке творчества, во вступительной статье к изданию 1956 года собрания сочинений Николая Семеновича Лескова в одиннадцати томах, отметит: «Для самого Лескова «Мертвые души» были одной из основных, опорных книг, своего рода «русским Евангелием»» [3]. В оригинале Евангелие написано с маленькой буквы, но вопрос в другом – как это вообще можно было написать в 1956 году? Как это можно было опубликовать в 1956 году? Или нам не совсем верно трактуют сегодня ту эпоху, «советскую» в истории России, в «советский период» русской жизни? Видно, оче-видно, что Свобода выбора, Дар Божий человеку, никуда не исчезала и в советский период. И, если Богу было угодно, Истина осуществлялась и в советском периоде, потому что это был лишь один из периодов русской жизни. Павел Громов, свободным выбором, свидетельствовал, открывающуюся ему в творчестве Н.С. Лескова, Истину. И не только в переносном, художественном, образном, смысле, но и прямо: «но я не знал, чей я?.. Я блуждал и воротился и стал сам собою - тем, что я есмь... Я просто заблуждался – не понимал, иногда подчиняясь влиянию, и вообще не прочел хорошо Евангелия» (Н.С. Лесков письмо к М.А. Протопопову, 1891 г.) [Там же].

Логика (напомним еще раз, время - 1956 год) – чтобы стать самим собою, чтобы не блудить, не заблуждаться надо – «хорошо прочесть Евангелие».  Это – раз. И два – «Мертвые души» - «русское Евангелие».

Но «Мертвые души» плоть от плоти – русская литература.

Русская литература – есть русское Евангелие. Я не хочу ставить здесь знак вопроса, я уверен, что это так и есть.

Посмотрим, не «главу», даже «русского Евангелия», а несколько строчек из книги русская поэзия.

Несколько, - совсем незаметных и обычных, обыденных, - строчек.  

Неуловимый свет разлился над землею,
Над кровлями безмолвного села.
Отчетливей кричат перед зарею
Далеко на степи перепела.

Нет ни души кругом - ни звука, ни тревоги.
Спят безмятежным сном зеленые овсы...
Нахохлясь, кобчик спит на кочке у дороги,
Покрытый пылью матовой росы...

Но уж светлеет даль... Зелено-серебристый,
Неуловимый свет восходит над землей,
И белый пар лугов, холодный и душистый,
Как фимиам, плывет перед зарей.
1894г. (Публикация: журн. «Вестник Европы», СПб., 1894, № 6, июнь) [4].

Это пишет Иван Алексеевич Бунин, «великий», - так скажем мы сегодня, - русский писатель. А вот, «великий русский поэт» - не скажем, даже, и сегодня. Поэзия Ивана Бунина как значимая часть русской поэзии, до сего дня пребывает под спудом.
Александр Сергеевич Пушкин легким штрихом очертит одну из особенностей русского характера – «мы ленивы и нелюбопытны»: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...» (Пушкин, «Путешествие в Арзрум» (1836), гл. 2) [5].

Не так ли и замечательные стихи русской поэзии?

Попробуем, «полюбопытствовать» об одном из них, о «Неуловимом свете…», о поэтическом свидетельстве Ивана Бунина. Будем помнить и о том, что в 1894 году, Бунин – да, русский, но он еще только в начале творческого пути, ему двадцать четыре года, и, вроде бы еще не ясно, сложится ли он как – поэт, писатель? Если Богу будет угодно…

 

Святым Духом всяка душа живится

«Неуловимый свет» – свет есть, но он не осязается, «не улавливается» человеческими органами чувств.

Сравним: «и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными…» (Молитвослов, Молитвы на сон грядущим, Исповедание грехов повседневное) [6]. Свет – неуловим человеческими чувствами, следовательно, чтобы свидетельствовать о свете («разлился над землею») необходимо – знать. Знание о свете как пред-чувствие света, то есть прежде чувства. Это свидетельство о «неуловимом свете», то есть, пока еще – невидимом свете. Видимость (осязание, зрение) света начинает осуществляться в последнем четверостишии («светлеет даль»).

Село «безмолвно», «кругом - ни звука, ни тревоги». Однако – «кричат… перепела». Кричат – «отчетливей». – Мастерство поэта: органичный, естественный в природе звук (крик перепелов), – не нарушает, напротив, подчеркивает атмосферу безмолвия, тишины. Далее, даже не мастерство, а именно «артистическая» работа (явление – «артистического таланта») – «отчетливей», то есть «безмолвие», тишина достигают наивысшего напряжения, тем самым усиливается пред-чувствие, того что, что-то должно произойти. И еще глубже, более филигранно выполнено поэтом. Пред-чувствие – еще не само чувство, поэтому человеческое пред-чувствие всегда сопровождается тревогой, перед встречей - с неведомым, невидимым, неуловимым. Поэтому подчеркнуто – трехкратное отрицание частица «ни» - отсутствие «тревоги» - «ни души (…) - ни звука, ни тревоги».

Так же, трехкратно – «спят безмятежным сном (…) кобчик спит». Любой «художественный» редактор подчеркнет жирным красным «спят – сном» и в следующей строке – «спит». Но в поэзии (в том, явлении, которое выстрадано и вытруженно русскими поэтами и явлено миру как русская поэзия) – нет, и не может быть, «ошибок» - «красот и недостатков».

Именно об этом свидетельствует В.Г. Белинский: Но истинно художественные произведения не имеют ни красот, ни недостатков: для кого доступна их целость, тому видится одна красота. Только близорукость эстетического чувства и вкуса, неспособная обнять целое художественного произведения и теряющаяся в его частях, может в нем видеть красоты и недостатки, приписывая ему собственную свою ограниченность» [7].

Так и у Бунина, трехкратный «сон» - продолжение артистической филигранной работы по формированию должной атмосферы стихотворения: трехкратный сон, трехкратно усиливает – «безмятежность», «разлитую» на земле, под «неуловимым светом», «разлитым» над землею.

Если «кругом» нет «ни души, ни звука, ни тревоги», - что есть? Есть «над землей» - неуловимый (невидимый, неосязаемый) свет. Есть «на земле» - сон и безмятежность. Сон повторен трижды, но усиливается не атмосфера сна, а атмосфера «безмятежности» как дополнительное свидетельство – отсутствия тревоги. Тревога не только отрицается, но тревоге нет места в атмосфере стихотворения, потому что это место занято «безмятежностью». Поэтическая конструкция – выполнена безупречно: трехкратному отрицанию «ни» - соответствует трехкратное утверждение безмятежности (покоя). 

Таково поэтическое мастерство Бунина, но для русской поэзии это не удивительно – это обычная – артистическая - работа.

И тогда «отчетливей кричат», - как правильно было отмечено выше, «безмолвие», тишина достигают наивысшего напряжения, тем самым усиливается пред-чувствие, того что, что-то должно произойти» - это становящееся все более и более отчетливым свидетельство (пред-вестие) того, что идет на смену – сну, безмятежности, безмолвию.

Безмолвие, тишина – для чуткого сердца это и возможность слышать Бога, и свидетельство присутствия Божия, и характеристика проявления Божественного (мира Бога) в атмосфере произведения [8]. Сравним: «И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Матф.8:26). Сравним еще: «Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родилa еси, едина Пречистая» (Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Песнь 3) [9].  Поэтому возрастающий тон тишины в атмосфере стихотворения приуготовляет само явление «Начальника тишины Христа», явление Слова - «Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси» [Там же, Песнь 1], явление Света.

«Безмятежность» - вне степеней сравнения. Поэтому в атмосфере стихотворения наивысшее напряжение безмолвия, тишины «усиливается» (становится отчетливей) «за счет» «безмятежности», которая от – безграничного в земном пространстве («зеленые овсы» - бесконечны в пределах человеческого зрения) стесняется (от стеснить) до малого – «кобчик» (нахохлясь» - это свидетельство малости и беззащитности), «на кочке» (усиление «малости», «стесненности» безмолвия» - кочка: мала, нахохлена, зримо ограничена) и обретает четкую зримую границу – «у дороги». Конец безграничности, есть – конец безмятежности, и начало - света. Резким (в безмятежной, сонной дотоле, атмосфере стихотворения) явлением границы завершается 8-я строка.  Явлением, началом, света открывается 9-я строка – «светлеет даль».

Какой это свет? – «Зелено-серебристый,/Неуловимый свет». Здесь следовало бы поставить знак «восклицания»: свет – явлен, свет зримо присутствует в видимом пространстве«светлеет», «восходит над землей»; и, в тоже время, свет по прежнему «Неуловимый», то есть, недоступный человеческому восприятию, «неуловимый» органами чувств «душевными вкупе и телесными».

Уловим человеческим восприятием оказывается цвет света – «зелено-серебристый». Но – этот же цвет «зелено-серебристый» «ждал», предвосхищал явление «Неуловимого света» на земле. «Зеленый» было названо прямо как цвет «овсов», безгранично (в пределах земной поверхности) спящих «безмятежным сном». «Серебристый» - названо не менее зримо – «пылью матовой росы». Цвет росы – в общепринятом, устоявшемся восприятии человека – серебряный, серебристый. Здесь «матовый» усиливает сам тон цвета – «серебряный», а «пыль» (рассеянное, дисперсное состояние цвета) – заставляет ощутить – не густой «серебряный», а налет, оттенок – «серебристый». И здесь знак «восклицания» был бы уместен вполне: читателю явлено неуловимое, неизъяснимое чудо (безграничная возможность) русской поэзии.

Неуловимый свет был разлит «над землею», при переходе света из сферы невидимого, в сферу видимого – «светлеет», свет бы должен нисходить (движение: сверху в низ) на землю, но свет – «восходит над землей». 

Две характеристики Неуловимого света: «разлился над землею», «восходит над землей».

Понято и объяснено это может быть только в логике Православного миропонимания.

«Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, Господа животворящего. Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения» (Цвета Богослужебных облачений. Символика цветов. Портал Литургия.ру) [10].

Далее Свет следует писать с большой буквы. Потому что основное содержание стихотворения (может и неуловимое обычным восприятием) – это свидетельство о Превечном (то есть, бывшем всегда, Всегда Сущем) Свете. - «Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая Божественный и Превечный» (Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Песнь 5).

Именно этим «свойством» Света объясняется то, что в стихотворении Неуловимый Свет не появляется и не исчезает, Он есть всегда: «разлился над землею», «восходит над землей».

Именно в Православном миропонимании находят объяснение Деяния Света. «Разлился» - пребывает в покое над земным миром, в покое – безмятежности сна – пребывает и сам земной мир. Начало нового дня жизни земного мира, пробуждение к жизни всего живого на земле требует усилия, действия.

«Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне» (Примечание: «Антифоны, называемые степенными, это стихи, заимствованные из Псалмов 119-133, имеющих надписание «Песнь степеней» (...) В последнем стихе воспевается Святой Дух как виновник и единственный источник света, жизни и святости для души человека»)  [11].

Это удивительно и незаметно для обычного восприятия, но Бунин дословно воскрешает порядок устроения мира, запечатленный в Православном Богослужении.

Сравним:  (1) «Но уж светлеет даль» (стихотворение) / «светлеется Троическим Единством» (Антифон 4-го гласа); (2) «Неуловимый свет восходит над землей» (стихотворение) / «чистотою возвышается» (Антифон 4-го гласа) (!).

Случайное совпадение? – Нет, Бунин знал что делал. Сравним еще: «Въ Духовъ день, памятуя, что «Святымъ Духомъ всякая душа живится», призываетъ Церковь за литургіей «сотворить память всѣмъ отъ вѣка умершимъ» (И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева») [12].

Рассвет – это сосредоточение Света, восхождение Света из состояния покоя («разлился над землею») в состояние животворения, пробуждения всего живого на земле, работы вдухновения деятельной жизни в спящее пространство.

Отметим, художественную точность стихотворения, соответствующую именно и исключительно предложенной нами логике православного миропонимания. Неуловимый Свет разлился над землею. То есть, Свет, действует Сам, Сам – Разлился. Сам - Восходит. Нет никакой другой внешней силы (и быть не может), управляющей Светом. – «Святой Дух как виновник и единственный источник Света» в Единстве Пресвятой Троицы.

 

«яко без Мене не можете творить ничесоже» – отеческое наследие русской литературы

Не поленились, полюбопытствовали о содержании стихотворения «Неуловимый свет…» и русская поэзия щедро распахнула перед нами кладовые смысла. Перед нами, в действительности, не замеченное ранее, не отмеченное вниманием, именно – замечательное стихотворение, малая толика строк русской поэзии.

Что главное в открывшихся смыслах? - Поэтическая рефлексия стихотворения, естественна для общечеловеческого мировосприятия, миропонимания, созерцания. Однако все, естественное в своем существе, восприятие мира отвечает и логике Православного миропонимания, более того - отвечает догматике Православного вероучения.

Возможно ли рассматривать поэзию как явление мировоззрения, мировосприятия? - А чувство? «Чувство – все», - запишет в дневнике, позже в 1926 году, Бунин слова И.В. Гете. И продолжит уже от себя: «Действительность – что такое действительность? Только то, что я чувствую. Остальное – вздор» (7/20 Авг. 1923 г.) [13].

Свидетельство о Неуловимом Свете – это чувственное свидетельство поэта. Чувство поэта, в данном случае, – безошибочно, поэтому стихотворение совершенно в восприятии читателя, поэтому мы верим ему, и поэту и стихотворению. Но для того, чтобы безошибочно чувствовать окружающий мир, красоту окружающего мира – одного единственного чувства недостаточно. Чувство – тогда безошибочно, когда оно лишь нота в гармоничной картине целостного мировосприятия. Неверный звук нарушает гармонию общей картины. Целостная картина мира, восприятие, мировосприятие, мировоззрение художника, «творца», целостное гармоничное мировоззрение и мировосприятие художника – позволяет вновь рождающемуся чувству – не ошибиться, не нарушить внутреннюю гармонию. Внутренняя гармония мировосприятия – и обеспечивает безошибочность нового творческого явления (стихотворения), если оно звучит в гармонии, значит, оно безошибочно. Неверный звук, неверное чувство – нарушает гармонию, и не становится художественным актом.

Каков художественный метод создания стихотворения «Неуловимый свет…»? – Созерцание. Поэт созерцает окружающий мир. Свидетельствует свои чувства.

СОЗЕРЦАТЬ что, внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им; | вникать во что мысленно, разумом, духом. Созерцая природу, созерцаем и величие Создателя. | Видеть остро, насквозь, проницать. Господь созерцает помыслы, сердце человеческое. -ся, страдат. и возвр. по смыслу. Созерцание, действ. по глаг. Созерцатель, -ница, созерцающий что-либо. Созерцательный ум, дух, жизнь, которой вся деятельность обращена внутрь, в себя, которая спокойно и без внешней деятельности созерцает и умствует (Словарь Даля) [14].

Словарь В.И. Даля, - это не энциклопедическое явление, но явление художественное, творческое, в своем роде, в своем жанре – явление русской литературы, «не святое», но – отеческое наследие русской литературы, раскрывающее особенности и природу естественного (читай – православного) миропонимания.

«Созерцая природу, созерцаем и величие Создателя», именно это действительное свидетельство, в точности подтверждено стихотворением Ивана Бунина.

Здесь тайна (или таинство) рождения стихотворения, но есть еще и таинство восприятия. Кто, какой читатель в состоянии разделить и радость чувства, и чудо творчества? Тот читатель, который обладает столь же гармоничной целостной картиной мировосприятия как и поэт.

Подобное растворяется в подобном – эмпирическое правило. Это правило действенно и в русской литературе.

Православное миропонимание способно, воспринимая видимый состав Божьего мира, творения Божия – «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» (Символ веры, 1-й член Символа веры) [15] - «растворять» его в себе до изначального целостного состояния, в котором – «невидимое» - становится видимым, осязаемым. Сравним:  «Живое чутье действительности научило его тому, что в основе всего видимого есть элемент невидимый, но не менее реальный, и что не учитывать его в практических расчетах значит рисковать ошибочностью всех расчетов» (Бунин, «Эртель», 1929) [16].

Но чтобы учесть, надо растворить подобное в подобном: естественное устройство мира в естественном мировосприятии.

Следующий шаг - акт творчества, концентрация красоты Божьего мира в свидетельство о чуде творения Божьего. Это свидетельство всегда глубоко личностно, индивидуально, оригинально, особенно и неповторимо, как неповторим каждый человек, каждая сформировавшаяся личность, индивидуальность. И, в то же время, свидетельство это, акт творчества «обще»-доступно. За счет чего? За счет единства. Каждый человек, каждая человеческая жизнь, судьба, Судьбы Божие, - суть творение Божие.

«Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его (Пс.104:7) — проповедует царственный пророк. Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе (Пс.18:10). В них нет ничего несправедливого! В них нет ничего неразумного! Оправдываются они последствиями своими, своими духовными плодами; оправдываются они совершенством всесовершенного Источника своего» (Святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, том 2, Судьбы Божии) [17].

Единство в Творце (у всего человечества и каждого человека один Творец, Источник) и общая картина окружающего мира – мировоззрение, мировосприятие, позволяют читателю воспринимать акт подлинного художества, акт подлинного творчества, позволяют растворять художественную, авторскую, концентрацию действительности в своем мировосприятии, - подобное в подобном. И открывать для себя, новое, еще не открытое лично, содержание окружающего мира, переданное читателю от автора, творческим усилием автора и Божиим Благоволением - «без Мене не можете творить ничесоже» (Ин.15:5). Поэтому и для читателя нужно встречное, согласное с авторским усилие, в той же мере творческое, и вдохновенное – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже» (Молитва перед началом всякого дела) [18].

Именно «процесс» взаимопроникновенного со-творчества: «Творец – «автор» (т.е. – со-автор Творца) – читатель», осуществляется в стихотворении «Неуловимый свет…» и во всей русской литературе, русской поэзии.

Мировоззрение - основа и возможность растворения подобного в подобном - авторской концентрации чувства в мировосприятии читателя.

Рассуждая о русской литературе, русском поэте и русском читателе, следует принимать во внимание, что «русский» осуществляется не как ограниченное - национальное, но как безграничное – как мировоззрение, органично, естественно приобретаемое человеком в русской жизни, жизни на русской земле. Это мировоззрение – полностью, во всей полноте, соответствует Православной картине мира, Православному мировосприятию.

Мы увидели это, почувствовали, на примере раннего, юношеского стихотворения Ивана Бунина. И не нашли противоречий. Стихотворение – подлинное свидетельство о чуде, о красоте Божьего мира. И, в то же время, стихотворение догматично, то есть соответствует не только Духу, но и букве Православного миропонимания.

Зачем поверять чувство мыслью. Нужно ли это?

Но что такое Святоотеческое наследие – безценная кладовая опыта и смысла Православного миропонимания?

Чувство может ошибаться. Может ошибаться и мысль. Что безошибочно? – Наитие Духа Святаго, разум сердца, соборное, Боговдохновенное, рассуждение.

Святоотеческое наследие, позволяет православному человеку не сбиться с пути, опомниться от ложной мысли, отстраниться от ложного чувства.

«Чтобы быть православным, необходимо Евангелие читать сквозь стекла святоотеческого учения; а иначе из самого Священного Писания можно извлечь и скопчество, и лютеранство, и молоканство и другие лжеучения, которых так много и которые все сами себя выводят прямо из Евангелия (или вообще из Библии)» (К.Н. Леонтьев «О всемирной любви. Речь Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике», 1880) [19].

Святоотеческое наследие разъясняет действительный, истинный, «процесс» формирования и осуществления в человеке Чувства Веры в Бога.

Похожую задачу на уровне русской литературы должно выполнять литературоведение (русское, - в мировоззренческом смысле - суть Православное, литературоведение). Как? Осторожно, бережно, сверяясь со Святоотеческим наследием, опытом Православной Церкви, опытом русской жизни – раскрывать особенности осуществления Православного мировосприятия, миропонимания в русской литературе, в русской поэзии. Потому что Православное мировосприятие – органично, естественно, природно для русского человека. Одно, лишь одно, из свидетельств тому – русская литература, русская поэзия, страницы русского Евангелия.

 

Литература

[1] Феофан Затворник, Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. – М. : Отчий дом, 2008. – 320 с;
См. также Электронный ресурс:
http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/50
Дата обращения 13.07.2015;
[2] Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. – М. : Русский язык, 1980. / – Т.4, С.612;
[3] П.Громов, Б.Эйхенбаум, Н.С. Лесков (Очерк творчества) / Собрание сочинений в 11 томах, Т.1 / Подготовка текста и примечания Б.М. Эйхенбаума. Вступительная статья П.И. Громова и Б.М. Эйхенбаума. – М. : Художеств. Лит., 1956;
[4] Бунин, И.А. Собрание сочинений. В 9 т. / Т.1. Стихотворения 1886-1917 / И. А. Бунин ; под общ. ред. А. С. Мясникова [и др.]. – М. : Художеств. лит., 1965. / – С. 93;
[5] «Путешествие в Арзрум» (1836) А. С. Пушкин, гл. 2; Электронный ресурс: http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v06/d06-432.htm       
Дата обращения 13.07.2015;
[6] Исповедание грехов повседневное. Молитвы на сон грядущим / «Азбука веры» – Православный интернет-портал / Электронный ресурс:
http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-na-son-gryadushhim.html
Дата обращения. 13.07.2015;
[7] Белинский, В. Г. Собрание сочинений : в 3 т. / В. Г. Белинский. – М. : ОГИЗ, 1948. / – Т. 1 , С. 559;
[8] Смоленцев, А.И. «Ты приглядись, там не совсем темно…» (о некоторых аспектах религиозного символизма в творчестве И. А. Бунина) / А.И. Смоленцев // Метафизика И. А. Бунина : Межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж, 2008. – С.51-61. - «Тишина у Бунина - это возможность слышать (…) Напомним еще раз, что во всех рассматриваемых стихах косвенно обозначено присутствие Божественного. Поэтому можно предположить, что  тишина у Бунина - это возможность слышать Бога. Отсюда - Бог у Бунина - в «неуловимом» свете и звуке».
[9] Канон молебный ко Пресвятой Богородице. / Электронный ресурс:
http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-molebnyj-ko-presvyatoj-bogorodice.html
Дата обращения. 13.07.2015;
[10] Цвета Богослужебных облачений. Символика цветов. / Портал Литургия.ру / Электронный ресурс:
http://www.liturgy.ru/article_odeyanie5
Дата обращения. 13.07.2015;
[11] Антифон 4-го гласа /  Всенощное бдение. Литургия. С объяснениями, Минск, 2003, Электронный ресурс:
http://www.wco.ru/biblio/books/vsenoshcnoe_bdenie/H14-T.htm
Дата обращения. 13.07.2015;
[12] Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева. Истоки дней. Париж, 1930 / – С.10;
[13] Бунин, И. А. Окаянные дни / И. А. Бунин ; сост. А. В. Кочетов. – М. : Современник, 1991. – 255 с. / - С.136;
[14] Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. – М. : Русский язык, 1980 / – Т.4, С. 261;
[15] Символ веры / Электронный ресурс :
 http://azbyka.ru/dictionary/17/simvol_very-all.shtml
Дата обращения. 13.07.2015;
[16] Бунин, И. А. Собрание сочинений. В 9 т. / - Т.9. С. 419;
[17] Святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т.2, Судьбы Божии / Электронный ресурс :
http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/5
Дата обращения. 13.07.2015;
 [18] Молитва перед началом всякого дела / Электронный ресурс :
http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pered-nachalom-i-po-okonchanii-vsyakogo-dela.html
Дата обращения. 13.07.2015;
 [19] Леонтьев Константин Николаевич, О всемирной любви / Храм и Церковь / Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви, 2011 / С. 171-214;
См. также Электронный ресурс :
 http://lib.ru/FILOSOF/LEONTIEV_K/s_love.txt
Дата обращения. 13.07.2015.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную