Авторская рубрика Андрея СМОЛИНА
ПИСЬМА ИЗ ПРОВИНЦИИ
<<< далее      ранее>>>

22 августа 2013 г.

Написать бы словом простым…

или Как работать с литературным объединениями

 

Пригласили меня на фестиваль поэзии!

Раньше бы ещё покочевряжился, сто раз бы подумал: стоит ли за полтысячи верст ехать «кисели хлебать», но сейчас раздумывал мало, ибо такие фестивали – явление ныне редкостное. Во всяком случае, на Вологодчине. А ведь фестиваль-то уже – десятый по счёту! И слышать я о нём, понятно, слыхивал, но ведь мы, как водится, ленивы и слишком заняты собой.

Просто первоначально привлекло то, что подготовка к фестивалю идёт основательная, кропотливая, бессменный его организатор Ирина Селивановская постепенно втягивала меня в работу, присылая рукописи самодеятельных авторов, а потом и редактуру альманаха «Сухонские напевы», уже шестого. И как-то даже уговорила написать предисловие. Признаюсь, это было для меня самое трудное. Давным-давно зарёкся что-то писать о «самодеятельных» стихотворцах, этих «соловьях районного полёта», причины этому, надеюсь. понятны. Какой-то слишком профессиональный разговор тут едва ли возможен, а раздавать всем «сёстрам по серьгам» в подобной ситуации, скажем так, уместно ли?.. Но доброжелательная настойчивость Ирины Николаевны взяла своё, в «муках творчества» родился вот такой текст. Публикую его с надеждой, что кто-нибудь из братьев-литераторов даст совет, как быть в следующий раз.

 

«Кто-то из великих, кажется, Виктор Астафьев, сказал, что в поэзии нельзя быть любителем. Надо бы с этим согласиться. Но я сторонник того, что если сочиняется – так и надо писать. Писать, как умеешь, как получается. В конце концов, не всем печататься в Москве, надо кому-то и в Нюксенице заполнять страницы «районки», а кому-то достаточно будет и школьной стенгазеты. В этом нет никакого снобизма: каждому предназначено своё место на литературном Олимпе, а это «своё» определяется мерой природных способностей.

Представляется, что сейчас у поэзии Нюксенского края – «женское лицо». Хорошо это или не очень – мне со стороны не понять, но что есть, то и есть. Вот и приходится наших сударушкам отдуваться за мужичков: есть даже попытки сделать «лирическим героем» мужчину, а это, вероятно, не от хорошей жизни. Ничего зазорного тут нет. Великие Анна Ахматова и Марина Цветаева порой тоже перевоплощались в «противоположный пол». И это у них хорошо получалось.

Так вот, «любительская поэзия»… Когда читаешь такие стихи, то ищёшь, понятно, не высот поэтического мастерства, не оригинальной стиховой конструкции, а выделяешь тот способ отражения жизни и образа мышления, которые хотят донести до нас стихотворцы в своих произведениях. И радуешься, когда встречаешь, например, такое:

Взгляды, как пощечины,
Свысока.
«Ешь, за все уплочено,
И пока…»
В блюдах позолоченных –
Эх, богат! –
Яства, будто вотчиной
Райский сад.
Что ж за червоточина
Завелась
В щелках озабоченных
Барских глаз?..

Елена Храпова (Гостева) не избежала подражания стиховой разбивке и ритмике Цветаевой, но привлекает накал страстей, задетое чувство собственного достоинства, которое потребовало выхода в стихотворных строчках. Нерв стихотворения есть, это главное. А вот стихотворение «Волчье» того же автора как-то не воспринялось, в нём – обида на людей сквозит, даже, наверное, на саму жизнь, а в подлинной поэзии это недопустимо. Хотя на всё есть воля автора.

Или вот, авторская находка С. Шабалиной:

…И тихо так стоим у обелиска,

Где преклонить колено каждый рад,

Здесь даже птицы пролетают низко

И по-особому деревья так шумят.

Порадовало, что идейный центр стихотворения выделен, заявлен, но не через личные ощущения автора, а в соединении с образами природы, и это настраивает на щемящую волну сопереживания каждого со всеми в скорбном строю, ведь и стихотворение посвящено памяти о войне и её солдатах.

Жаль, конечно, что таких находок маловато. Всё-таки, даже «вечные темы», вроде ностальгии по звонкому, деревенскому детству, встреча выпускников, расставание с любимым (правда, кто-то меня поразил, упомянув «глаза шестого(!) мужа») требуют очень тонкого воплощения, тут «общими словами» и стёртыми образами уже не обойтись, ох, много, очень много раз об этом говорилось в поэзии. Надо находить конкретику в звуках, в запахах, в чувствах. Впрочем, не обязательно чтобы и речь была сильно «поэтической», нарочито возвышенной.

Иногда ведь не хватает совсем немного, чтобы порог любительства и высокой поэзии был пройдёт. Вот, например, Н.Даниленко. Это её строфа:

…И от всего я этого далёк,

Воспоминанья отрезвляют старость.

Мне, кажется, совсем чуть-чуть осталось –

Светить, как тихий, ясный огонёк.

В этих строках находим взгляд очень мудрого человека, многого испытавшего на своём веку. Это, по сути – прозрение, выход за пределы обыденного сознания, что и является основой поэтического воплощения в жизнь. А вот в других стихах этого же автора этого прозрения не хватает, понимаешь только, что за ними стоят очень личностные переживания, но выраженные, скажем так, в мотивах традиционных. Правда, и тут есть находки, скажем, частушечные интонации:

За спиной держа цветы

(В качестве добавки)…

У меня ж таких, как ты,

Семеро по лавкам.

И это, в целом, при некоторой бедности ритмических построений в других стихах, уже достижение автора.

Чуть-чуть не хватило, скажем, и Н.Рожину, чтобы развить тему русской бани в небольшую поэму, но там явно не хватает «ролевых персонажей», даже, быть может, какой-то юмористической сценки-воспоминания, предположим, перепутал мужичок «женский день и «мужской»... И всё – был бы шедевр! Иногда такие вещи подсказывают со стороны, например, на заседаниях литобъединения.

А вот другой случай. У Р.Коптяевой чувствуется поэтическая техника, особенно, в пейзажной лирике. И она начинает это даже эксплуатировать, и когда встречаешь такую вот строфу: «Косогоры, копны сена, Перелески и поля. Здравствуй милая сторонка, Здравствуй, родина моя», невольно вспоминаешь про Феодосия Савинова, тотемского поэта с его «Слышу пенье жаворонка…». Согласитесь, уж больно похоже, что в поэзии, в целом-то недопустимо. Тут жалеть свою находку лучше не надо, а то ещё и в плагиате могут заподозрить.

Наверное, не стоит быть таким суровым в отношении «самодеятельных» поэтов. Но ведь и приведённые примеры показывают, что есть же куда стремиться, развиваться… И кто знает, вдруг кто-то выйдет на новый уровень своих поэтических возможностей. Права ведь Н.Беднягина: «Написать бы словом простым…» Вот именно! И если будет это сделано искренне, чисто, «переживательно», то смею уверить не только Н.Беднягину, но и всех других авторов этого сборника, что читатель поверит стихотворцу и примет его творение близко к сердцу.

Остаётся одно: дерзать!»

...А что сказать про фестиваль? Праздник он и есть праздник! Душевно, светло, красиво, но это уже другая песня…

Фото Ольги Лавровой (г. Тотьма)

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную