Создать образ глубинного человека

24 декабря в Музее органов госбезопасности на Лубянке состоялась встреча представителей ФСБ России и писателей, работающих в жанре остросюжетной, военно-патриотической, приключенческой литературы.

- Успех этой встречи уже в том, что из этого здания вышло ровно столько человек, сколько и вошло, - пошутил один из участников после двухчасовой беседы.

Но это была шутка, которая весома при хорошо проделанной работе.

Идея провести подобную встречу, наметить пути сближения одной из самых закрытых спецслужб страны и людей творческой профессии, найти точки соприкосновения при работе над созданием новых произведений о представителях воистину героической профессии, родилась у председателя недавно воссозданного при Союзе писателей России Совета по военно-художественной литературе Николая Иванова.

- Союз писателей России очень тесно сотрудничает с представителями Центра общественных связей (ЦОС) в рамках проведения Конкурса на лучшие произведения литературы и искусства о сотрудниках органов госбезопасности, - подчеркивает Н.Иванов. – Но в какой-то момент заметили, что сужается количество авторов, занимающихся разработкой, казалось бы, благодатной для творчества темой. И сами книги по своему исполнению стали перекликаться друг с другом. Когда поделился этим наблюдением с заместителем начальника ЦОС Олегом Константиновичем Матвеевым, он подтвердил: подобные опасения стали возникать и у организаторов Конкурса.

Так совместно и пришли к идее собрать на Лубянке писателей, которые потенциально могут влиться в ряды конкурсантов со своими произведениями или нацелиться на создание новых произведений о борьбе с терроризмом, контрабандой, о жизни на границе, о разоблачениях шпионов, о работе взрывотехников и т.д. Более того, изъявили желание высказать предложения и наметить совместные проекты главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев, редактор «Мужской прозы» издательство «Эксмо» Андрей Дышев, главный редактор альманаха «Подвиг» Алексей Шевелев, заместитель главного редактора «Наш современник» Александр Казинцев, главный редактор журнала «Новая книга России», сопредседатель правления Союза писателей России Сергей Котькало.

- Мы можем разработать и заключить межиздательское соглашение о создании и выпуске своеобразной серии «Щит и меч», в которой собрать лучшие произведения о работе чекистов, - подчеркнул Сергей Дмитриев. – Реалии сегодняшнего дня позволяют нам создать и электронную библиотеку по этой тематике.

- Мы, люди пишущие, прекрасно понимаем: наша задача – создать образ глубинного человека как в художественной литературе, так и в кинематографе, - подвел итог в своем выступлении Михаил Ножкин.

Руководитель ЦОС ФСБ Николай Николаевич Захаров также особо подчеркнул, что, помимо самих книг, и для создания кино, и для песенного репертуара нужна хорошая литературная основа, которая может находиться только на кончике пера у писателей. История органов госбезопасности – интереснейшая, сложнейшая, порой противоречивая, но она есть и ждет своих исследователей. Так получилось, что лауреатами конкурса ФСБ на лучшие произведения в области литературы и искусства в большинстве своем становятся сами сотрудники спецслужбы – нынешние и уже уволенные в запас. Но это не служебное пристрастие, ровно наоборот - ведомство не желает своеобразного литературного междусобойчика, Конкурс изначально предполагался как шаг к открытому обществу. Конечно, информация из первых рук очень важна, ею обладают сотрудники, взявшиеся за написание книг. Но ФСБ готово представить архивные материалы, организовать встречи с героями реальных дел для тех, кто готов сербьезно работать в теме для любого писателя. Более того, в ЦОС создан так называемый отдел долгосрочных проектов, который «ведет» сценаристов, писателей на всем протяжении их работы над произведением, помогая с отработкой материалов.

- Конечно же, мы не бросаемся распахивать архивные дела первому встречному, - уточняет Николай Николаевич Захаров. – Есть у Родины тайны, которые умирают вместе с солдатом. Мы тщательно анализируем заявку – в какой теме желает работать писатель, какие документы для этого испрашивает. По крайней мере, сразу можем ответить – по нашей ли это линии и чем можем помочь. Второе: любая заявка на работу с архивами проходит через ЦОС. Неплохо было бы, если бы она проходила и через рекомендацию Союза писателей России. Гриф секретности снимается очень тяжело, здесь есть свои сложности, это все должны понимать. Но если мы видим, что работа достойна, что автор бережно относится к истории, мы готовы идти вплоть до целевого рассекречивания архива под конкретного автора и конкретное произведение. Если нельзя вскрыть архив – специалисты подготовят справку, из которой умный исследователь поймет очень многое.

- Работа с архивом предполагает использование документального материала, который порой пересиливает художественную часть и писатели идут на то, чтобы делать книги чисто документальными, - поделился своим опытом работы с архивами Михаил Болтунов. - Но в то же время в Положении о Конкурсе ФСБ нет раздела о документальной прозе. Документальное кино есть, а прозы – нет. Это первое. И еще посыл, который хочется озвучить. В работе с темой госбезопасности очень важен личный контакт и своеобразная чистота писателя перед сотрудниками. Я говорю о том, чтобы расположить героев своей будущей книги к себе, стать для них своим. Чтобы они поверили в тебя, в твой талант и твою чистоплотность при написании и издании книг. И тогда они будут встречаться с тобой вновь и вновь, передавать другим героям, подсказывать новые темы.

Александр Казинцев, напротив, пригласил на страницы журнала «Наш современник» именно профессионалов из ведомства, способных изнутри раскрыть любую тему.

На встрече подчеркивалось, что работа с таким деликатным материалом, каким является тайна государственной безопасности, требует и точечной работы конкретно с каждым автором, а не широким охватом в виде журналистского пула с выездом на какие-то события. Хотя идея возобновления совещаний молодых писателей, особенно по линии пограничной службы, приветствовалась. Была поддержана и идея творческих командировок-выездов писателей на те же пограничные заставы. Как подчеркнул от имени писателей Валерий Николаевич Ганичев, который вел встречу, мы – державники, и смотрим в одну сторону с теми, кто защищает Отечество. Сам факт встречи, подобной которой не происходило около 20 лет, знаковый и потребует своего осмысления. Но беседа в стенах музея ФСБ, где принимается присяга сотрудниками, в стенах которого им вручаются погоны, несомненно, даст импульс для творчества, и в региональные отделения нашего Союза в том числе.

- Данную встречу можно рассматривать и как продолжение литературного собрания, которое провел В.В. Путин с писателями месяц назад, - поделился своими наблюдениями Николай Иванов. – Но если там явственно ощущался привкус политики, то сейчас мы вышли на конкретную литературную работу, на решение конкретных, целевых творческих задач.

Во встрече приняли участие писатели Михаил Попов, Николай Дорошенко, Игорь Шумейко, Виталий Пищенко, Александр Конторович, Ирина Дегтярева и Любовь Русева, Михаил Болтунов, Дмитрий Федотов и другие. Отрадно, что были также представители от издательства «Граница», готовые рассматривать вопрос об издании книг писателей по своей тематике.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную