75-летие поэта Виктора Коротаева отметили в Вологде

В день рождения Виктора Коротаева в музее «Литература. Искусство. Век ХХ» прошёл литературный вечер, посвящённый 75-летию со дня рождения поэта Виктора Коротаева. Здесь собрались поклонники его творчества, чтобы прочитать свои любимые стихи, принадлежащие перу замечательного русского поэта. Получился очень камерный литературно-музыкальный вечер, лирические нотки которому придавали выступления учеников школы искусств «Созвучие» и их педагога Татьяны Крыловой.

Своими воспоминаниями поделились те, кто был лично знаком с Виктором Вениаминовичем, как например, его преемник – председатель вологодского регионального отделения Союза писателей России Михаил Карачев.

Коротаев Виктор Вениаминович (8.1.1939, Вологда – 18.5.1997) – поэт.

Детство, совпавшее с годами войны, провел в д. Липовицы Сокольского района Вологодской обл. Бабушка привила К. любовь к народному творчеству, родной деревне. Мальчик рано приобщился к чтению. К. начал писать стихи с 14 лет. Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках. В 1963 окончил историко-филологический ф-т Вологодского педагогического ин-та. В 1963-65 служил в армии в Заполярье. Работал в газ. «Вологодский комсомолец». В 1962 в Вологде вышла первая книга стихов «Экзамен». В 1965 после выхода книги «Мир, который люблю» принят в СП СССР.

В 1969 вышли 3 поэтических сб. Коротаева: «Мальчишки из далеких деревень» и «Жребий» - в Москве, «Липовица» - в Архангельске. В 1969-71 учился на Высших лит. курсах в Москве.

Со временем творчество Коротаева получило всероссийскую известность. С 1962 по 1991 вышла 21 книга стих. В 1973-78 Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию, много лет был членом редколлегии ж. «Север». Провел около 5000 творческих встреч с читателями. Руководил лит. Объединениями Вологодской обл. В 1992-97 возглавлял издательскую фирму «Вестник», выпустившую около 30 книг. Лауреат лит. Премий им. А.Яшина, Н.Островского, А.Фадеева (1973, за поэму «Славянка»). Награжден орденом «Знак Почета» (1989).

Коротаев – самобытный представитель т.н. «тихой лирики», «вологодской школы» 1960-70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А.Яшин, А.Передреев, А.Прасолов, Н.Рубцов, Ю.Кузнецов, А.Романов. Главная тема творчества Коротаева – любовь к большой и малой Родине, ощущение кровной связи с Отечеством. Им движет чувство неразрывного единства с миром деревни, с родной землей и людьми, которые трудятся на ней. «Поэтический характер в поэзии Коротаева многосторонен. В нем юношеская жесткость и сознание долга… проникновенная нежность, а вместе с тем неуемность и бескомпромиссность чувств (особенно свойственные стихам о любви)» /Оботуров В. Всегда, Россия, о тебе…// Север. 1969. № 12. С.122). Любовная лирика Коротаева отличается повышенной эмоциональностью. Ранний Коротаев – «тонкий бытописатель, знаток народных обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах привлекали зоркость художественного видения, подлинный, пусть несколько грубоватый, юмор, точность языка, естественность жизненных ситуаций» (Федоров И. Нет у меня иного счастья… // Север. 1980. № 5. С.123). В то же время в первых сб. поэта критики отмечали некоторую декларативность, излишний публицистический пафос.

Постепенно от пейзажных зарисовок и бытовых сценок поэт приходит к жизни души, предстает как психолог, способный запечатлеть самые тонкие нюансы нравственных переживаний. В зрелом творчестве Коротаева все чаще возникает образ совести, выражающий остроту самонедовольства и самоосуждения поэта («Дышу, словно каюсь, что раньше – увы! / Тщеславно и шумно любил я Отчизну»). Перед родной природой он «кается в душевной глухоте и жестокости… в ней же ищет он утешения и очищения» (Перцовский В. – С.118) В стих. «Не лукавлю пред собой, как прежде…» поэт, некогда «закаленный партиец», перед лицом вечности отвергает как ложную мысль о конечности человеческой души, утверждается в вере и бессмертие: «Но душе / Не хочется на свалку, / Ей повыше бы место / подыскать» («Единство». С. 74). В поэзии Коротаева усматривали влияние С.Есенина, М.Лермонтова, Н.Рубцова.

Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы «Славянка» (1972) – легенда о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских женщин.

В 1970-80-е все ощутимее становится тревога за судьбу гибнущих деревень и вековой, связанной с ними культуры. «Притяжение» (1976), как и др. книги этого периода, - это исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаева – «желание быть, а не казаться» (Харчев В. Монологи Виктора Коротаева // Север. 1978. № 3. С. 120)). Книга «Вечный костер» (1984) – «попытка понять русскую народную натуру, тайну её живучести, попытка поглядеть на неё трезво, а порой и беспощадно, но для того, чтобы окончательно уверовать в её будущее» (Куняев С. Земная душа).

Поэтическая система Коротаева близка народной песне и романсу. Коротаев умело использует прием повторов, фольклорную метафоричность, широко вводит в поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов: любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло. Чтобы привлечь внимание читателя, К. подчас устранял излишнюю благозвучность рифм, любил игру интеллекта, меткость и ясность мысли. «Живое, энергичное, грубоватое ощущение жизни и языка согревается изнутри задушевной лирической волной» (Перцовский В. – С.119).

Стихи этого периода овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и распад страны. Поэзия начала 1990-х – «это соприкосновение чуткой души поэта с горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей лукавых властителей» (Романов А. Дума о Викторе Коротаеве // Красный Север. Вологда, 1998. 16 мая). К. волновало положение русского поэта. Одно из последних стих. «За ржавою оградой…» (1997) – вера в необходимость поэтического слова в эпоху безвременья и смуты: «Звереет ветер с полюса, / У птиц сплошные тризны. / Но не теряют голоса / Певцы родной Отчизны».

На слова В. Коротаева написаны песни «Девичья лирическая», «Марш металлургов», «Песенка о Вологде», «Матери рождают не солдат…»

Коротаев – автор книг прозы «На свидание: Повести и рассказы» (м., 1978) и «Стояли две сосны» (Архангельск, 1984). Главные герои его рассказов – деревенские старики и старушки – характеры выносливые, несущие в себе духовный свет незаметного подвига жизни. В книге «Козырная дама: Почти документальная повесть с эпилогом о том, как убили поэта Н.М.Рубцова» (1991) Коротаев отразил последние годы жизни поэта, привел документы из закрытого судебного процесса над убийцей Рубцова.

«Его голос, - пишет о Коротаеве Е.Степаненко в статье «Тяжелый хлеб едят поэты…», - солнечный и звонкий, то бесшабашно-разудалый, то грустно-приглушенный, иногда сдержанно-напряженный, а порой и набатный, но всегда искренний, проникновенный, сохранивший выразительность и колоритность языка простого русского народа, - не затерялся в поэтическом многоголосии» (Север. 1981. № 11. С. 128). На памятнике поэту в Вологде начертаны слова, которые можно считать его творческим завещанием: «Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после нас!»

Любомудров А.М. // Библиобиографический словарь. - М: «ОЛМА-ПРЕСС инвест», 2005.

Виктор КОРОТАЕВ

* * *
      …Нравственность можно подделать.
          И подделывают. И очень удобно живут –
          в «соответствии»…
                          В. Шукшин

Снова намутили, наболтали,
Всяческих навешали собак…
Так пожить хотелось
Без баталий,
Да не получается никак.
Поднимаюсь медленно со стула,
Прохожу неспешно вдоль стены,
Чувствую спиной, как ваши дула
Твёрдо на меня наведены.
И, природой наделённым пылом,
Принимаю к действию сигнал:
– Это кто там нас
Российским быдлом
Тихо,
Но старательно назвал?
Супостаты!
Вы всегда при деле,
Да и нам постыдно забывать:
Мы ведь только внешних одолели,
Внутренние выжили опять.
Знаю,
Как, мозгами поработав,
Вы в своём коронном
Тайном сне
Нас,
Неисправимых патриотов,
Жарите на медленном огне…
Неспроста,
Боясь разоблачений,
Зря не подставляя головы,
Блоками бетонных изречений
Забаррикадировались вы.
Презираю ваши баррикады,
Выхожу на линию огня.
…Я давно не жду от вас пощады.
Но и вы не ждите от меня!..

* * *
Пришли опять такие дни,
Где все не близко и не родно,
И жмут они,
И гнут они,
И не дают вздохнуть свободно.

Не для тебя шумит река,
И под росой дымятся травы,
И проплывают облака,
и распускаются купавы.

Я не писал бы горький стих,
На дни житейской непогоды,
Когда б,
        в конце концов,
Из них
Мои не сладывались
Годы.

* * *
О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая трепетная вера
В нас,
Подрастающих детей.
Её, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
«Пусть перебесятся. Пройдет». -
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни
Взыскательно и терпеливо.
Но – не крикливые – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной;
Вот только мы-то
Не всегда
Оправдываем
Их надежды..

Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Система Orphus

Вернуться на главную