Автор книги, историк философии, кандидат философских наук Светлана Шорохова, открывая вечер, рассказала о том, как у неё возник замысел этой книги. И это действительно интересно. По словам Светланы – к началу самих размышлений о кризисе гуманизма, которые позже выросли у неё в законченную книгу, послужил внутренний толчок. Причём, не метафорический, а самый что ни на есть ощутимый и физический – шевеление двух маленьких жизней, которые зародились в Светлане. И страх за тот мир, в котором им предстоит жить.
Результатом этого и стало исследование истории гуманистических учений человечества от античности (в первую очередь Цицерона) до ХХ века с «восстанием масс» Ортеги-и-Гассета и философией абсурда Альбера Камю. Но, пожалуй, самым важным и актуальным трудом Светланы Шороховой стало изучение постэкзистенциалистской мутации гуманизма в так называемый «трансгуманизм», отрицающий все тысячелетние характерно человеческие признаки как то, что должно быть «преодолено», а точнее и вовсе «утрачено в ходе эволюции». В том числе материнство и отцовство… Именно это явление, трансгуманизм, оказалось в основном обсуждаемым теми, кто пришёл на вечер. Так известный современный писатель и автор множества культурных проектов (в том числе основатель Клуба метафизического реализма) Сергей Сибирцев в своём выступлении особенно подчеркнул назревшую необходимость нового взгляда на творческое наследие Альбера Камю в эпоху трансгуманистических вызовов. Сергей Сибирцев отметил, что именно такой подход он нашёл в книге Светланы Шороховой. И посоветовал автору в следующей книге более уверенно опираться уже на русскую философию, в первую очередь на мысли Толстого, Достоевского, Владимира Соловьёва…
Главный редактор портала «Российский писатель», известный прозаик и публицист Николай Дорошенко в своём выступлении провёл довольно парадоксальную параллель, сравнив труд автора (и интеллектуальный, и материнский) с тем «стоянием в истине» традиционного русского деревенского человека, на убеждениях и поступках которого даже в безбожном ХХ веке русской истории всё равно как бы лежал некий отсвет «правды небесной». По мнению писателя, как это не странно, но такие начитанные городские девочки онтологически гораздо ближе к неграмотным деревенским бабушкам семидесятых годов прошлого века, чем к своим пустым и скучающим современницам. Одним из самых ярких выступлений стало слово известного современного русского писателя Михаила Попова. В нём автор популярных романов и повестей о современной России поведал об уже существующих технологиях окончательного разчеловечивания (дегуманизации) людей и легализации самых откровенных извращений в обществе модерна. Таких как людоедство каннибализм), сожительство между родителями и детьми (инцест), растление малолетних (педофилия) и т.д. Также Михаил Попов подчеркнул чудовищно тоталитарный характер общества модерна, который будет всегда стараться вытеснить и даже физически уничтожить любую «архаику», свойственную вероучению всех трёх авраамических мировых религий (христианства, ислама и иудаизма), основанных на Десяти заповедях Ветхого завета. Важность и особую современность философской работы Светланы Шороховой подчеркнули и другие выступавшие, среди них были патриарх современной русской литературы Ямиль Мустафин, поэт, лауреат премии «Пушкин в Лондоне» Андрей Галамага и ведущий вечера – художник Борис Шварёв. Поэт и ещё один из авторов манифеста Нового символизма Александр Кувакин подчеркнул, что, согласно Откровению Иоанна Богослова, и небо и земля, и все учения и лжеучения человеческия – сгорят. И только музыка пребудет вечно. Поэтому не стоит чересчур опасаться таких вещей, как трансгуманизм. На что другой известный поэт, участник обсуждения, Сергей Соколкин возразил о необходимости действенного отпора злу. А учитывая тоталитарный, всемирный характер зла, собравшегося под знамёна трансгуманизма – противостоять ему может только сильное государство во главе с сильным лидером, таким, например, каким был Сталин. Заканчивая обсуждение, поэт и арт-критик Алексей Шорохов особо подчеркнул две наиболее важные, на его взгляд, мысли, прозвучавшие в этот вечер. Первое, это то, что мировые антихристианские и античеловеческие силы, взявшие сегодня на вооружение идеи трансгуманизма никого не оставят в покое и постучатся в каждое окошко. Поэтому традиционная трусливая установка российской интеллигенции на «параллельное существование со злом» не поможет, и отсидеться в кустах не получится. В эпоху электронного тотального контроля и мгновенной идентификации личности «кустов» просто-напросто не останется. И второе – серьёзное противостояние хорошо организованному и технически вооружённому злу (каким для любого верующего человека по определению является трансгуманизм) возможно только в рамках православного государства, «удерживающего» зло по слову апостола, и возглавляемого православным монархом. А Царя – надо ещё заслужить. В том числе своей собственной жизнью и поступками. |