ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ «ЕРМАК» СОСТОЯЛАСЬ В ТОМСКЕ

30 ноября в Томске на сцене Большого концертного зала областной филармонии состоялась премьера оперы «Ермак» российского композитора Олега Проститова. Она была написана по заказу Томской филармонии и финансово поддержана Министерством культуры Российской федерациив рамках федеральной целевой программы «Культура России. 2012-2017».

Сочинение в четырех картинах с прологом и эпилогом написано заслуженным деятелем искусств РФ, профессором, членом Союза композиторов Олегом Проститовым за рекордно короткий срок — четыре месяца, в основе - либретто, написанное Проститовым с участием музыковеда, доктора искусствоведения Людмилы Гавриловой (г. Красноярск) по стихам поэта и художника Василия Дворцова, уроженца Томска, ныне живущего в Москве.

«Я с радостью принял предложение Томской филармонии написать оперу «Ермак», — заявил композитор Олег Проститов. — Тема истории России и Сибири, в частности, мне очень близка: почти 30 лет я прожил в Красноярске. Личность Ермака — легендарного героя, который присоединил к российскому государству огромную территорию, на мой взгляд, незаслуженно обделена вниманием».

Концертное исполнение оперы осуществлено совместно с Мариинским театром. Опера-фреска (так обозначил формат сочинения композитор) длится около часа.

В концертном исполнении оперы приняли участие солисты Новосибирской филармонии Владимир Коварский (Ермак), Кемеровской филармонии — Дмитрий Ганин (Иван-Кольцо) и Томской филармонии — Вероника Цай (Югра), Евгений Штейнмиллер (Кучум), Ирина Макарова (мать Ермака), а также мужской хор Мариинского театра и Томский академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ярослава Ткаленко.

Накануне премьеры, 29 ноября, на сцене Большого концертного зала филармонии состоялась генеральная репетиция оперы. На нее были приглашены представители томских СМИ и художественной интеллигенции Томска. Они первыми услышали новейшее сочинение оперного жанра. По окончании репетиции состоялась пресс-конференция.  Художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков рассказал, как родилась сама идея – концертной постановки оперы силами Томской филармонии:

- Ежегодно Министерство культуры проводит мониторинг культурных проектов регионов. Мырешили поучаствовать в конкурсе и послали свою заявку. Но прежде подумали, что можем сделать, что до этого еще не делали? Так возникла идея – сочинить оперу. Стали размышлять, на какую тему эта опера могла бы быть. Так как опера – это явление общественное, то сюжет должен быть интересен и в чем-то типичен для оперного искусства, с одной стороны. С другой - такой, какой имел бы значение для всей нашей страны. Именно по этим критериям в круг наших творческих интересов попала историческая и в то же время легендарная фигура Ермака. Это личность, с которой исторически связано вхождение Сибири в состав Российского государства. 

Филармония поставилаперед собой задачу, чтобы опера была исполнима преимущественно своими силами. Сразу было оговорен объем музыкального текста – один акт, с прологом, эпилогом и четырьмя картинами, по длительности не более часа. Одним из главных действующих лиц должен был стать и стал Томский Академический симфонический оркестр, а вокальная нагрузка легла бы на солистов Томской филармонии.

Появление этой оперы закономерно для Томской филармонии, отметил художественный руководитель филармонии. Последние три сезона отмечены постановками опер Моцарта, Бизе, Рахманинова, Таривердиева. Но это были оперы, написанные давно, вошедшие в золотой оперный фонд. Рождение новой оперы, в стенах Томской филармонии – событие уникальное. Впервые за 70 лет своего существования филармония выступила заказчиком сочинения крупного формата. Однако оперу «Ермак» можно рассматривать как продолжение традиции, заложенной еще в начале ХХ века, когда на музыкальных сценах Томска ставились оперы, в том числе и на сибирские сюжеты (Например, журнал «Томский зритель» 1927 года приглашал послушать оперу «Феодор Кузьмич»).

- Министерство культуры РФ поддержало наш проект, но средств дало раз в десять меньше, чем просили, - уточнила директор филармонии Наталия Чабовская. - Поэтому все статьи расходов пришлось уменьшить, не изменив технического задания. Найти композитора академического направления, который мог бы написать оперу за супер короткий период, оказалось не просто. На сочинение эпического полотна не было даже полгода. Мы понимали, что автором должен стать сибиряк, которому тема была бы не чужда, и которому близок эпический стиль, кто уже пробовал себя в создании масштабных полотен. Олег Проститов имеет богатый опыт написания ораторий, кантат, симфоний, в том числе и на сибирскую тематику.Поэтому мы и остановили свой выбор на этой кандидатуре.

- Мне довелось много опер готовить к постановке и выпускать, но в такие короткие сроки – впервые, - признался главный дирижер оркестра Ярослав Ткаленко. - Даже «Алеко», котораяна слуху у всех, готовилась дольше. И я должен пропеть осанну композитору: за такой короткий срок сделать произведение современное по языку (здесь и прокофьевские нотки слышны, и Стравинский чувствуется)! Вся квинтэссенция, все вкусности из русской музыки ХХ века есть в «Ермаке» , и в то же время опера абсолютно ясная по форме. Она легко воспринимается на слух. 

Музыка еще писалась, а филармония уже искала исполнителя на партии Ермака (бас) и Ивана Кольцо (тенор). Их нашли в соседних городах. По результатам кастинга для участия в оперном проекте были приглашены на роль Ермака - солист Новосибирской филармонии Владимир Коварский, который еще недавно работал в столичных музыкальных театрах, и солист Кемеровской филармонии, выпускник Томского музыкального училища (ныне колледжа) им. Э.Денисова Дмитрий Ганин. Партия хана Кучума была отдана баритону Томской филармонии Евгению Штейнмиллеру. Две женские партии – красавицы Югры и Матери Ермака – так же достались солисткам Томской филармонии Веронике Цай и Ирине Макаровой. Партию чтеца исполняет известный артист и режиссер Андрей Колемасов.

Самая большая проблема оказалась с хором. Нужны были крепкие мужские голоса, которые бы дополняли Ермака. Томску помог Мариинский театр. Соглашение между Томской областью и Мариинским театром, подписанное Валерием Гергиевым и Сергеем Жвачкиным в мае 2014, реализовалось в части хорового дела. «Валерий Абисалович прислал 12 превосходных мужских голосов», - заметила Наталия Чабовская.

- Писать историческую оперу современному композитору – дело рискованное, - заметил композитор Олег Проститов, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. - Я много лет исследовал историческую русскую песню, впитывал, вбирал. Именно эта традиция и лежит в фундаменте оперы. В своем творчестве, почти в каждом произведении я ищу камертон Руси. Он присутствовал в русской культуре, когда Россия была империей, и в советской России он был. В моей музыке есть русская интонация. Потому что я русский композитор. Там есть любовь к Глинке, Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу. Оперный спектакль требует определенного языка. Слушатель должен идти по дорожкам, которые ты высвечиваешь, а дорожка это – определенная лексика, определенные аллюзии. 

Олег Проститов выразил благодарность Томской филармонии и лично Наталии Чабовской как музыковеду и как директору за эти три с половиной экстремальной жизни.

- Для меня Ермак – это государев слуга, служилый человек. Это человек, благодаря которому имеем две трети современной России. За время работы над оперой я погрузился в исторический материла. Встречи на томской земле мне дороги и знакомством с одаренными певцами, оркестрантами, с дирижером. У Ярослава Владимировича особый стилевой слух. Он авторски чувствует партитуру. 

Концертное исполнение оперы «Ермак» завершает череду мероприятий, приуроченных к 70-летию со дня образования Томской филармонии.

Татьяна ВЕСНИНА
https://clck.ru/ALWiu

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную