Сергей КОТЬКАЛО, секретарь правления СП России

ЦЕННОСТЬ СОБОРНОСТИ

 

Лужецкий Богородице-Рождественский мужской монастырь

В День памяти преподобного Ферапонта Можайского, в канун отдания празднования Святой Троицы, когда сонм священников и мирян единым духом молились за Литургией в Лужецкой Рождества Богородицы обители, пред мысленным взором весьма многих людей, что стояли за пределами стен величественного собора, не способного вместить всех прибывших на торжества с разных весей необъятной земли Русской, возникал образ Пресвятой Троицы, созданный преподобным Андреем Рублевым, современником первостроителя Лужецкого монастыря. Кажется, этот образ вмещает в себя всю совокупность наших искренних соборных усилий по возрождению Церкви и Отечества, по восстановлению порушенных святынь и связей, по обеспечению внутреннего покоя и мира.

Взирая на иконописный символ нашей веры и образ крестных страданий, понесенных народом нашим во все времена, невольно слышишь звучащие из глубины веков и гулким эхом отзывающиеся в сердцах слова: «Сим победиши!»

Особенно это чувствуется, когда, по завершении службы, двинулась Крестным ходом нескончаемая людская река от обители, как она замирала перед воротами, когда священники читали Евангелие и окропляли народ святой водою, когда миряне вместе с духовенством единогласно пел: «Преподобный отче Ферапонте, моли Бога о нас…», – где все нераздельны.

Какая дивная традиция!

Действительно, духовные и культурные традиции русского народа – весьма обширны. Из всего множества их хотелось бы выделить одну, ибо она лежит в основании многих производных от нее особенностей национального образа мыслей и образа жизни – это соборность, что, на мой взгляд, являет собою краеугольный камень национального характера нашего народа.

Не было бы этой традиции – не было бы и торжества памяти преподобного Ферапонта. Не разлилась бы эта людская река от обители через деревню Исавица до святого колодца, который ископал более 600 лет тому назад подвижник духа игумен Ферапонт, прибывший из северных лесов Отечества по просьбе князя Андрея, чтобы в будущем поднять над Москвою-рекою общежительный монастырь.

И поднял. И более пяти столетий не смолкала соборная молитва обители, а когда оскудела соборность, единство духа – смолкла…

Конечно, наши святыни попрало богоборческое время. Но дух, традицию – нельзя победить. Чаянья русских сердец постепенно собрались в одно сердце и наши святыни восстали из небытия в новой красоте трудами современников и жертвователей.

Разве не чудо, что на месте нынешнего источника прп. Ферапонта Можайского, где десятилетиями была городская свалка мусора, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, неравнодушный Евгений Пригарин вместе сотоварищи вернули красоты прежнюю и преумножили её.

Разве не чудо, что эти люди, собрались соборно и объединились в Попечительский совет воссоздания святого колодца прп. Ферапонта Можайского, отрывая от своих семей сбережения, время, трудились ради того, чтобы вернулась в свое течение молитвенная река Крестного хода можейцев и паломников из разных уголков Святой Руси. И река эта течет. В разные годы участвовали в создании духовно-культурного центра Д. Ребров, В. Хубулов, В. Архипов, Ю. Неумывайченко, А. Хмельницкий, А. Коростылев, В. Козырев, А. Елисеев, Тихонович, … Конечно, участие в духовном деланье – дело не простое кто-то не смог, у кого-то изменились экономические возможности и они отошли. Но есть и стойкие солдаты духовного сражения, такие как Ирина и Сергей Пригарины, Александр Бояр, Виктор Лапкин, Валерий Ганичев, Михаил Ножкин, Евгений Горенков, Сергей Григорович, Константин Дунин, Пащенко…

К этому празднику на комплексе святого источника отремонтирована и расширена территория Церкви, обновляется купель, реконструирован колодец так, чтобы не создавалась большая очередь, когда паломники набирают воду, очищено озеро… Много, много всего делается и об этом стоит говорить...

Нельзя забывать важную составляющую праздника – это общая трапеза, пироги с чаем, ярмарка поделок детей-инвалидов по завершению Крестного хода в монастыре и благословение обители.

В этих делах изложена вся ценность и закон соборности, понимаемой как норма жизни народа, семьи и личности. Нераздельность и неслиянность, что определяют принцип единения, залог согласия, предполагают разнообразие народа в общем союзе любви и мира...

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную