СЕНТЯБРЬСКИЕ ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЯМИ – ТОБОЛЬСК, ТЮМЕНЬ

 
 
 

Есть такое понятие в социальной психологии как позитивное мышление. Под этим понятием подразумевается  система взаимоотношений, когда окружающими  отмечается и поддерживается  в человеке  всё лучшее.

В обществе  с позитивным мышлением человек неизмеримо увеличивает свои силы и возможности, так как одобрение его действий социумом способствует, во-первых – совершению полезных и разумных действий, во-вторых – сохранению его творческой энергии (неконструктивная критика всегда заставляет тратить лишнюю энергию на преодоление несправедливости и  негатива).

Доброе, умное слово и доброе отношение – фундамент процветания человеческого сообщества, фактор, влияющий на умножение творческих способностей и увеличивающий   продолжительность жизни любого из нас. По статистике творческие люди, в основном, долгожители.  К сожалению, в случае нашей страны, где веками господствует система подавления личности, доброе слово и доброе дело либо не воспринимаются окружающими совсем, либо считаются признаком слабости.

Ребёнок,  воспитанный в позитивной системе  координат, в нашем социуме просто не выживет. Система подавления личности – замкнутый круг, из которого нет выхода.  Поэтому родители, понимающие это, стараются отправить своих детей на учёбу в страны Запада – с прицелом  перебраться туда на всю жизнь. То обстоятельство, что на Западе, при всей его рациональности, христианские традиции не прерывались, как в случае с СССР, играет огромную роль в отношениях  людей в быту,  работе,  творчестве.

Но в последнее время, мне кажется, что-то начинает меняться и у нас в лучшую сторону. К таким выводам  можно прийти  как из наблюдений за жизнью  нашего общества в целом, так и на отдельных примерах.  Ряд творческих встреч с  писателями, проведённых  в Тобольске и Тюмени по приглашению председателя президиума общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова, как раз и есть прекрасный пример добрых перемен. Писатели, конечно, не так часто, но всё же встречаются с читателями. Однако происходит это, в основном, на местном уровне либо во время больших празднеств, где писатель лишь дополняет концертную программу.

А здесь  в сибирские города прибыли известные писатели  Борис Тарасов и Василий Дворцов из Москвы, и Юрий Перминов из Омска.

Во-первых, в гости к сибирякам приехали  уважаемые и талантливые русские прозаики, публицисты и поэты. А во-вторых, прибыли они  не с туристическими целями или для участия в шоу, как это водится сейчас, а принесли в Сибирь-матушку  свое писательское слово, так необходимое в настоящее время  человеку, потерявшемуся в  дебрях политики. Познакомимся и мы  с гостями  сибирских литературных встреч.

Тарасов Борис Николаевич. Родился во Владивостоке в 1947г. Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, в течение двух сроков был ректором Литературного института им. А.М. Горького. Автор книг «Паскаль»(1979,1982,2006), «Чаадаев» (1986, 1990), изданных в серии ЖЗЛ, «В мире человека» (1986), «Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский» (1999), «Мыслящий тростник» (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей) (2004 2009), «Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте» (2006) , «Феномены западной культуры Нового времени в контексте антропологических традиций Возрождения и христианской мысли» (2011), «Тайна человека и тайна истории» (2012), «Достоевский и современный мир» (2013), «Куда движется история?» (2002 , 2013) , четырехтомника избранных трудов (2017). Лауреат премии правительства РФ в области культуры (2013), Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2016) и ряда других. Живет в Москве.

Дворцов Василий Владимирович. Родился в Томске 15 февраля 1960 года. После школы приехал в Новосибирск, в шестнадцать лет поступил в медицинский институт, но окончил художественное училище. Театральным художником поработал в различных городах СССР, оформил более 50 спектаклей – от кукольных до классических балетов. С 1979 года участник зональных и всероссийских выставок. С 1983 года реставратор и художник Русской православной церкви. 400 авторских икон и картин по всей стране и за рубежом, кроме бригадных работ в Кишинёве и Горьком, лично расписал два сибирских храма в Черепаново и Могочино. С 2000 года публикуется в литературных журналах. Книгами стали романы «Аз буки ведал…», «Каиново колено», «Terra Обдория», повести «Тогда, когда случится», «Кругом царила жизнь и радость», «Ангел Ангелина», сборник прозы «Манефа», драматургический, публицистический и поэтические сборники. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. В настоящее время является заместителем председателя Правления Союза писателей России, живёт в Москве.

Перминов Юрий Петрович. Родился 16 мая 1961 году в Омске. Окончил Омский педагогический институт. Работал на заводе, корреспондентом газеты «Омское время», затем её главным редактором. Поэтические сборники: «Первые дороги» (1990), «Потому и живу» (1997), «Пусть город знает» (2007), «Как всякий смертный» (2008), «Свет из маминого окна» (2008) и другие. Лауреат Международной литературной премии «Югра», Международного поэтического конкурса «Золотое перо». Сейчас главный редактор альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Живёт в Омске.

Литературные встречи состоялись  в   конференц-зале ТРЦ «Жемчужина Сибири» в Тобольске 10 сентября,   11 сентября 2018 года в студии «Тюменская  область сегодня»  и  в тот же день в Центральной городской библиотеке города Тюмени.

Тобольская встреча с писателями  началась с представления  гостей участникам литературного события от Аркадия Елфимова.  В конференц-зале –  местные поэты, писатели, библиотекари, студенты, преподаватели ВУЗов, школьные учителя, артисты, музыканты,  активисты ветеранского движения. Полный зал – свидетельство большого интереса людей самых разных  профессий к живому слову писателя.

Знакомство и общение  с гостями  открылось  рассказом Василия Дворцова о том, как он тридцать четыре года собирался в Тобольск. Приехал, посмотрел и заболел городом, ибо Тобольск прекрасен. Далее состоялся разговор об особенностях  подхода  к творчеству. Поэт объяснил, почему он использует столь разнообразные литературные формы и направления. Причина  в том, что каждая тема диктует свою литературную форму, требует индивидуального воплощения в тексте. 

Артистическое  чтение, в буквальном смысле, пение  Василием  Дворцовым  глав из его поэмы «Ермак»,  произвело на публику неизгладимое впечатление. Слушатели стали свидетелями  уникального случая, когда текст, что называется, сам себя поёт:

«...Как я, уже негромкая, до тех краёв мороженных
Сумею, сноровлюся как, в ту ночку докричать:
«Сыночек-Василёчек мой! Не спать! Не спать! Не спать!!
Кромешно воры близятся! Не спать! Не спать!!
Убийцы скрытно тянутся, сыночек-Василёчек мой,
И речка бурно крутится – не надо спать!!»
Сыночек-Василёчек мой…»  (Из «Материнской колыбельной»)

Что является главным в эпическом произведении Василия Дворцова?  Мы слышим  материнский плач-рефрен – не спать!  И поэма в целом эмоционально воспринимается  так, словно  мать призывает древних героев Руси встать на  защиту Отечества в годину бедствий. Призывает  и всех нас!  Поэтому удивительным образом  историческая поэма «Ермак»  смыкается с днём сегодняшним.
Далее  поэтическую эстафету  принял Юрий Перминов. Он прочёл стихи,  где слышна удаль сибирская, которой, казалось бы,  всё нипочём, но за этой внешней удалью слышится далёкий  трогательный голос души:

«Мой сосед с утра пустой, как бубен,
от похмелья — тяжко на душе…
Даже он жалеть Ваграма будет,
разорись тот в прах на лаваше!
Мы тут знаем: жизнь — не бакалея,
ну а сахар — даже не еда…
…Никого на свете не жалея,
выжить можно,
                          но — не навсегда»

«...Никого на свете не жалея, выжить можно, но – не навсегда» – это о том, что «никого на свете не жалея»,  лично ты выживешь. А вот род твой – вряд ли. Без сочувствия, без жалости к ближнему, без взаимопомощи  не бывает того, что мы называем народом!  Казалось бы,  строки  лёгкие, иронические, но  сколь глубока мысль, положенная в основу простого, на первый взгляд, стихотворения.  И другие стихи, прочтённые Юрием Перминовым,  при всей их  мастерски выстроенной звукописи и музыкальности,  дали слушателям  возможность задуматься о самых важных вещах – о том, КТО ты, человек? КАК ты живёшь?

О том же, о двойственной природе русского  человека, говорил и  Борис Тарасов, подчёркивая  те качества, которые  определяют  «Тайну человека и тайну истории».  Как считает  писатель, самым подлым веянием современности является смешение  низшего с высшим, что нивелирует понятие противозаконности. Помните, то самое – от Ф.М. Достоевского – «...если нет Бога, значит, всё позволено»? Писатель говорил и о том, ЧТО  есть свобода?  Это не та вседозволенность, которая  культивируется  в современном мире, настоящая свобода есть свобода от греха.  Как считал Достоевский, страсть к довольству – самая рабская черта. И если революция имеет своей целью именно  достижение материального довольства, как это было в 1917 году, то на деле  после совершения её наблюдается рост  тёмной стороны человека, в частности происходит цареубийство как апогей рабской сущности, убившей в себе душу, совесть, сопереживание. Самое неразрушимое, самое долговечное в истории человечества  – это  нравственное деяние. Почему погибла Советская империя? Потому, что ушла от нравственности и духовности.

Прекрасный  жизненный  урок получили сибиряки, участники этой литературной встречи. Внимательное, доброе отношение к ближнему, то самое позитивное,  христианское  мышление, с которого и начался наш рассказ, сделало своё  дело – молодые и не очень молодые люди ушли с  этой встречи, получив  то, что побудит их к размышлениям о жизни и человеке. Это главные вопросы для каждого живущего в нашем сегодняшнем мире. Что бы и как бы  ни провозглашали политики, а победа всё равно будет за  философами, людьми мыслящими, то есть за здравым смыслом.

По окончании встречи в Тобольске Аркадий Елфимов вручил  Василию Дворцову диплом лауреата премии Дунина-Горкавича и прилагающиеся к нему медаль и нагрудный знак. 

Премия им. А.А. Дунина-Горкавича учреждена общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» в 1994 г. За время работы конкурсной комиссии лауреатами этой премии стали более четырёх десятков деятелей литературы, театра, культуры, меценатов и других мастеров творческих профессий. Только за последние два года премия вручена: архитектору Алексею Белоусову; члену попечительского совета фонда «Возрождение Тобольска» Игорю Иванову; кандидату биологических наук, старшему научному сотруднику Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН Анатолию Каракулову; члену попечительского совета фонда «Возрождение Тобольска» Анатолию Коту; главному художнику литературно-художественного, историко-культурологического альманаха «Тобольск и вся Сибирь», художнику книги Ивану Лукьянову, Валерию Архипчуку, Сергею Заплавному, Ольге Самосюк, Лидии Шмаль, Сергею Сергееву.

Завершилась тобольская  встреча с писателями  раздачей автографов и живым общением   участников  литературного события.

 

На следующий день, 11 сентября 2018 года, состоялись  творческие встречи с гостями в студии «Тюменская  область сегодня»  и    в Центральной городской библиотеке  Тюмени. 

Содержание и направленность  тюменских встреч  несколько отличались от разговора в Тобольске. В частности, был сделан упор на философский  вопрос о том, что являет собой наша современная реальность – величие прогресса или одну из стадий  апокалипсиса? И что делать сейчас современному человеческому сообществу? 

Борис Тарасов при ответе на этот вопрос подчеркнул, что вопрошание всей русской литературы «Что делать? И кто виноват?» не имеет смысла до тех пор, пока понимание и делание жизни исходит из «тёмной стороны» человека. Пока в нём нет сил добра и света, нет исцеления.  Какая сила действует в нынешней цивилизации? Вспомним  Ф.М. Достоевского. Напротив слов «Вавилонская блудница» в библии он  написал: «Цивилизация». Вот  это и есть состояние нынешней цивилизации, которую Борис Тарасов назвал, используя термин А. А. Зиновьева, человейником.

Василий Дворцов во время тюменских встреч с читателями  говорил о состоянии современной литературы в сравнении с эпохой не столь далёкого прошлого, когда литература играла огромную роль в  жизни общества. Но и тогда  мыслители от литературы не были услышаны. Писатель сообщил о том, что сейчас идёт большая работа с молодыми  литераторами. Создан и активно действует Совет молодых литераторов при СП России. Они сами ведут отбор талантливых авторов, мыслящих в православном ключе. И сейчас литературный процесс  связан с формированием  их самосознания, потому что литература, ставящая в основу православное  мышление, погружает  и писателя и читателя внутрь человека, в святая святых – душу и совесть.

Писатель рассказал, как трудно приходится  молодым, избравшим для себя  духовную стезю в литературе. На них идёт вал грязи, обвинений во всём и вся, угроз и клеветы. Некоторые из старшего поколения писателей считают, что молодые погибли.

Много слов было сказано Василием Дворцовым и о том, что сейчас в литературе господствует маленький человек – Акакий Акакиевич, вышедший из гоголевской «Шинели». А также  о том,  что в  поэзии сегодняшнего дня преобладают женские голоса. Причина в том, что устоявшиеся формы современной поэзии не претерпевают развития. А женщины-поэтессы занимаются лишь содержательным  заполнением этих форм. Но новые, новаторские формы в литературе можно ожидать лишь от мужчин. Но пока этого не происходит.

Мне кажется,  вышеприведённые  утверждения спорны,  но доля истины в них присутствует.

Борис Тарасов в течение встречи ответил на вопрос молодого литератора – можно ли  выучиться на писателя?  Мэтр  в своём ответе подчеркнул, что учиться, конечно, можно и нужно, но если у тебя  нет «лампы от Бога», то есть таланта, страстного желания  явить этот талант людям, то обучение ничего, кроме образованности не даст. 

А талант  ДОЛЖЕН учиться, чтобы не замкнуться в своём тесном мирке, а постоянно быть на связи с миром.  Только при таких условиях литература становится интересной  другим людям, обществу.  Современные же писатели не только не учатся, но даже и не читают. Как  известно, существует высказывание о том, что люди  сначала мудрость променяли на образование, а образование променяли на информацию. Поэтому сейчас творческий конкурс на приём  в Литинститут им. А. М. Горького  не совмещается с теми знаниями и умениями, что  школьники получают в системе ЕГЕ.  Здесь экзаменатору нужно уметь отличить человека-однодневку от человека, устремлённого к небу.

В заключение литературного разговора  Василий Дворцов отметил, что многие современные писатели ориентируются на  признательность и успех у публики. Но  этот критерий – есть дьявольская ловушка, ибо публика всегда склонна  к  упрощенческому  восприятию, и писатель, ориентирующийся на публику, становится лишь винтиком  в системе превращения книги в  коммерческий товар, в предмет потребления.

Мудрое слово  писателя, ушедшее в народ – есть  лучший инструмент на пути сохранения культуры, народной истории,  взращивания человеческого в человеке, а значит  укрепления   нашего Отечества.  Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» в очередной раз плодотворно вложил  свои усилия в дело просвещения и строительства  Сибири как культурного пространства,  которое должно стать местом притяжения, местом обитания  будущих поколений.

По материалам фонда «Возрождение Тобольска»
Людмила КОЗЛОВА
Бийск. Алтай.

 

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную