Александр СМЫШЛЯЕВ, председатель Камчатского отделения Союза писателей

О СБОРНИКЕ «ВЕРХНИЙ ДОН» за 2018 год

 
 
 

В станице Вёшенской мне подарили сборник «Верхний Дон» за 2018 год. Как я понимаю, это ежегодник. Правда, за 13 лет его существования эта книжка сборника лишь 9-я, что может говорить только об одном: финансово тяжело живется сборнику. И это неудивительно для нашего времени. И дважды неудивительно потому, что сборник  - сугубо вёшенский, на титуле так и указано: «Региональный литературно-художественный альманах станицы Вёшенской». Составитель и редактор альманаха – член Союза писателей, житель Вёшек Григорий Рычнев. Он и подарил мне сборник.

В аннотации к сборнику говорится: «Из номера в номер сборник пополнялся числом донских авторов, но сегодня назрела необходимость повышать статус нашего издания, его литературный уровень. В связи с этим пересмотрен состав редколлегии, в которую вошли известные писатели, работающие в донском, шолоховском направлении. Поэтому надеемся на их поддержку, издательский опыт, и ставим задачу – выйти с альманахом на общероссийский уровень. К этому нас обязывает имя Шолохова. В дальнейшем единственным условием для публикации произведений донских авторов будет качество текстов, их значимость, добротность в расчете на взыскательного книголюба».

Заявка, конечно, серьезная для станичного альманаха. Ничего подобного мне лично встречать не доводилось.

Здесь же приводится список членов обновленной редакционной коллегии. В списке восемь фамилий:

- Дворяшин Ю. А., г. Москва, доктор филологических наук, профессор ИМЛИ РАН, гл. редактор журнала «Мир Шолохова», член Союза писателей России;
- Латынин В. А., г. Москва, руководитель казачьей секции Союза писателей России;
- Алентьев Д. В., Москва, член Союза писателей России;
- Голубев А. А., Воронеж, член Союза писателей России;
- Можаев А. Н., хут. Можаев, Тарасовский район Ростовской обл., член Союза писателей России;
- Милованов Н. И., хут. Павловский, Алексеевский район Волгоградской обл., член Союза писателей России;
- Скабелин В. В., г. Урюпинск, атаман Войска Донского Общероссийской общественной организации «Союз казаков»;
- Кочетов А. М., ст. Вёшенская, Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.

Альманах достаточно объемный – 184 страницы, тираж 200 экземпляров. А что внутри?

Внутри много интересного. Открывается альманах очерком Георгия Сердюченко «Жизнь и деятельность А. М. Листопадова».

Думается, не только мне, но и многим читателям это имя – А. М. Листопадов – ни о чем не скажет. Оказалось, что это великий подвижник, музыкант, собиратель народной музыки, главным образом – казачьей песни. Очерк так и начинается: «Александр Михайлович Листопадов вошел в историю русской народной музыки как один из выдающихся собирателей и исследователей русской народной песни. Более полувека он посвятил изучению народной песни на Дону». Как не прочесть очерк после такого интригующего начала!

Листопадовым собрано и записано 1300 русских народных песен, в основном донских – казачьих и украинских, но больше казачьих. Годы жизни А. М. Листопадова 1873-1949. То есть, он записывал песни в те годы, когда их не трогали оранжировщики и модные исполнители, стремящиеся, как в наше время, осовременить, приукрасить, прогнуть под публику, т.е., оторвать от народа, а народ – от народных песен. Таким образом, можно себе представить ценность трудов Александра Михайловича Листопадова, а у него целое пятитомное собрание песен только донских казаков! А сколько им записано былин!

Живя на дальней окраине России, вороша лишь местную жизнь, потому что, зачастую, общероссийская жизнь дальневосточникам, особенно северовосточникам, малодоступна, а в телевизоре – лишь ложь да пропаганда, к тому же – ничего русского, мы, конечно же, отстаем от многого. Потому и схватился я за очерк о Листопадове, как за стакан чистой колодезной воды. И глотал, глотал, пьянея и радуясь, что был такой человек, что остались его работы, что сохранили их люди, как и память о нем (текст для сборника «Верхний Дон» предоставлен Д. В. Алентьевым, весь очерк в девятую книжку не вошел, будет продолжение). Как же стыдно, что не знал о нем раньше. И как трепетно буду относиться к этому имени отныне.

«Наибольшее внимание в донских песнях, записанных Листопадовым, уделено таким историческим лицам, как Степан Разин (36 песен), Петр I (15 песен), героям Семилетней войны (10 песен), а также Отечественной войны 1812 года, в которой весьма активно участвовали донские казаки (14 песен)…»

Записан и цикл песен о покорителе Сибири Ермаке Тимофеевиче!

«Значительное число донских исторических песен посвящено Петру I. Несмотря на притеснения казачьей вольницы со стороны Петра и его сподвижников, донские казаки, как и весь русский народ, высоко расценивали государственную деятельность Петра…»

В очерке приведен фрагмент песни-плача по Петру, когда «млад донской казак», стоя в карауле у гроба государя, мысленно оплакивает его:

Ой, ты встань жа, проснись, подыми головушку,
Ой, погляди, посмотри, вот и свою армию.
Ой, свою армию, славную гвардию –
Ой, да и как же она будто во строю стоит.
Ой, во строю-то стоит, она обучается,
Ой, да тебя вот, наш царь, она дожидается…

Оказывается, на Дону слагали песни и о великом русском полководце Александре Васильевиче Суворове: «Донцы бережно хранили в памяти любовно-отеческое отношение великого полководца к донским казакам».

Конечно, есть песни и об атамане Платове, о казачьем полковнике М. А. Родионове. Пели даже об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, которого здесь по-свойски называли «дончаком», пели уже в советское время о героях гражданской войны:

Из-за леса, из-за темных, было, гор
Наша конница несется на простор…

Что там говорить: интереснейший очерк, познавательный, который, по моему мнению, необходимо рекомендовать школам и вузам при изучении фольклора. Хотелось бы получить и его продолжение, уж очень «зацепил» меня материал. Век живи – век учись.

Сам Дмитрий Алентьев, передавший в сборник текст о Листопадове, представлен в сборнике небольшой поэмой «На пасеке» и несколькими стихотворениями.

Такое чувство любви к малой родине вызывает алентьевская пасека, так греет душу собственными воспоминаниями: о дедушке-дедуле, бабулечке, маме, отчиме, почившем младшем брате, друзьях, что голова кружится от сладких, иначе не скажешь, слов поэта:

Тороплюсь, обжигаюсь… Спасибочки, дед!
Суп такой… - ну как доброе «здрасьте!».
Да не здесь ли сошелся-то клинышком свет?
Да не тут ли моя птица-счастье?

Картинку за картинкой рисует Алентьев жизнь и работу на пасеке. Только на пасеке. А получается вся человеческая жизнь: такая нужная, такая богатая, такая любимая. Особенно если рядом предки – еще живые.

Костерок разожгли и присели втроем.
Не по поводу… - и не на тризне.
Почему и зачем мы на свете живем?
В чем он, смысл человеческой жизни?

А вот стихотворение «Полынок». Теперь я знаю, что такое полынок. Когда наша писательская делегация, прибывшая на шолоховскую землю, чтобы посадить яблоневый сад его имени, поехала на крутояр, чтобы с высоты полюбоваться Доном, там и встретили на взгорке и полынь, и молодой полынок. Я даже взял с собой на Камчатку несколько мягких зеленовато-голубых кустиков полынка, хотел посадить на даче, да в дороге долго был, не довез. Зато теперь его знаю.

Но если для меня полынок – открытие, экзотика, то для Дмитрия Алентьева – запах родины. С ним он связывает и историю, и любовь человеческую – все повидал, все пережил полынок вместе с природой и людьми.

Ой ты, степь-целина, дорогая землица,
Отзвенел-отшумелся былинный ковыль.
Но нетленна в веках голубая царица –
Синь-трава полынок, осветленная быль.

Какие прозрачные, тихие и ясные стихи у Дмитрия Аленьева. Их хочется читать и читать. Небольшая подборка его стихотворений украшает сборник, иначе не скажешь. Как украшают и стихи (поэма «Судный час») другого поэта – Александра Голубева. Он родился и вырос на хуторе, который ныне влился в станицу Вёшенскую, поэтому и ему казачья тема, тема Дона – своя, родная.

Надо сказать, что хорошо и качественно подобраны произведения в сборнике «Верхний Дон» номер девять, надо отдать должное редактору Григорию Рычневу. Вот и голубевское произведение – просто загляденье. А какой народный, донской, казачий язык в его поэме! Щедро рассыпаны по всему тексту словечки «хучь», «взнуздать», «сувалок», «наискрайка», «кочет», «баз», «протчих», «сгондобить» и т.д. Читать – не начитаться.

Сам Григорий Рычнев отметился в сборнике рассказом «Шпион». Я не стану здесь его пересказывать, я вообще не ставил перед собой задачи разбора произведений сборника, но увлекся, хотел лишь рассказать о нем, потому что, полагаю, многие, как и я до этого, не знают этого сборника, поэтому далее лишь перечислю авторов и произведения. Но на одном авторе все же остановлюсь несколько подробней. Это Валерий Латынин.

Конечно, я слышал о нем и раньше (и видел его не раз), ведь он руководит казачьей секцией в Союзе писателей, но познакомился только во время шолоховской поездки. Он произвел на меня самое приятное впечатление. Настоящий казак, серьезный человек, пустословий от него не слышал. И активный пропагандист казачества, казачьей литературы. В сборнике помещены его три эссе, и первое так и называется: «Казачья тема в художественной литературе». Здесь Валерий разобрал, кажется, всё, что написано о казачестве. Конечно, наверняка что-то упущено, но в целом, главное - всё. 

Удивил информацией о Владимире Ивановиче Дале его псевдонимом «Казак Владимир Луганский». Многим удивил, многим порадовал. Мне тут же захотелось познакомить его с нашим атаманом Всекамчатского Союза казаков Союза казаков России, членом Союза писателей России, поэтом и прозаиком, штурманом дальнего плавания, яхтенным капитаном,  казачьим полковником Геннадием Струначёвым-Отроком, донским казаком по рождению и воспитанию. Думаю, они со временем познакомятся и будут дружить. Тем более что Геннадий сейчас пишет историю камчатского казачества, именно оно в далеком 17 веке присоединило полуостров к России и обжило его, а в 1991 году вновь стало возрождаться. И я, как есаул того же Всекамчатского Союза казаков, пишу историю Камчатки, которая никак не обходится без казаков. Никак!

В сборнике «Верхний Дон» абсолютно всё обращает на себя внимание, настолько он удачен, добротен. Например, воспоминания писателя Аршака Тер-Маркарьяна «Шолохов в моей судьбе». Или информация о журнале «Мир Шолохова» – есть и такой, выходит дважды в год! Или стихи Юрия Сергеева, стихи Людмилы Кузнецовой-Киреевой. Или небольшой очерк вёшенца Ивана Гаранина «Крутояр» о любви семьи Шолохова к этому высокому месту над Доном. Где и нам, приезжим писателям, посчастливилось побывать, полюбоваться Доном и окрестностями и полюбить шолоховскую землю. Полюбить, чтобы дальше всерьез интересоваться темой казачьего Дона.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную