Людмила СЕМЁНОВА, член Союза писателей России

РУССКИМ О РУССКОМ

 
 
 

Творческий вечер писателя Алексея Полуботы и презентацию его новой поэтической книги «Вечность» организовал в ЦДЛ Совет по поэзии СП России. Сам автор называет книгу «Изборником», потому что вошли в неё лучшие , взыскательно отобранные стихотворения.

Удивительная цельность и гармоничность обстановки. Мысли от личности, преображенные поэтическим сознанием, нашедшие внутренний отклик у зрителей и читателей, воплощенные в конкретных поступках и словах. Честное отношение к делу, которое рождает цельный, но структурированный образ. Именно такое впечатление сложилось у меня о вечере. Как об образе, где нет ничего лишнего: ведущий с естественно смоделированной режиссурой мероприятия, автор с прозвучавшими стихами, люди-зрители с искренними впечатлениями – все в единстве.

Ведущий – поэт Виктор Кирюшин, представляет героя дня, рассказывает о жизненном пути Алексея. Человек с русского Севера, мурманчанин. Детство и юность там, в отчем доме, на лоне суровой северной природы. Молодость - неуемная, звонкая, порывистая, мятущаяся – это Москва, Литературный институт. Этап становления личности – это путешествия по России, очарование среднерусской природой, постижение сознанием духа тысячелетий. Зрелость – война на Донбассе, боль, выплеснутая в поэзии. И кропотливая, добросовестная, литературная работа – в юности, в молодости, в зрелости. Одухотворенная любовью – к жизни, к природе, к родине, к женщине, к друзьям.

Автор читает стихи. Звучат строки, посвященные родителям. Иначе и быть не может: верность характера начинается с верности корням. В самом начале жизни родители привили маленькому Алексею любовь к природе. Доверие к родителям приоткрывает исток другой привязанности – к отчему краю.

Из верлибра:

«Грибы пахнут Мурманском, мамиными руками», «Потертая куртка отца была порукой тому, что все в мире идет, как надо».

И другое стихотворение:

«Знакомый с детства снежный край
Край замерших просторов,
Где в тишине собачий лай
Мерещится озерам».

Бережно передал это нежное чувство Алексей Полубота своим троим сыновьям. Средний сын Никита, который вместе со старшим Вячеславом присутствует в зале, принял поэтическую эстафету от отца:

«Слышу: плещется в плесах форель,
Нет восторженней звука на свете».

«Не за рыбой сюда я спешил.
Вот за этим забывчивым счастьем».

Суровая северная природа. Зимой – ослепительные снега, чахлые березки, вой ветра. Летом – замшелые валуны, плесы с мерцающими солнечными бликами. Первый секретарь Союза писателей России, поэт ГеннадийИванов тоже остро ощущал «вечность» на Кольском полуострове, где прошли его отрочество и юность. Алексей работал электромонтером в мурманском рыбном порту. А Геннадий Иванов несколькими десятилетиями раньше уходил с грузом из этого порта Северно-Ледовитым океаном на полярные станции. Так пути близких по духу людей пересекались в жизненном пространстве местности. Сегодня пересеклись в реальном времени. А в духовном пространстве пересекаются стихами. Строки Геннадия Иванова о северном крае:

«Когда-нибудь все кончатся туманности
И мы вернемся к ясной первозданности.
Но после этой ясной первозданности
Ведь нам опять захочется туманности.
Но есть ли путь, обратный до туманности
Из той обетованной первозданности?»

Для Светланы Владимировны Молчановой, кандидата искусствоведческих наук, в книге «Вечность» важно ощущение пути. Север не дал лирическому герою той «русскости», какой он бы хотел напитаться. Имея неиссякаемую силу жизни и жажду путешествий ,герой оказывается в Москве. Поначалу столица вызывает внутреннее неприятие. Там серые дома, серый асфальт, и в «симфонии мертвых машин птичьи скрипки все реже и реже». Постепенно отношение к Москве теплеет. Здесь и девушки – «как глоток свежий воздуха, и гитара «хоть иногда, но звенит», и Пушкин на площади склонил свою курчавую голову, будто благославляя.

«Так чего же я кляну напрасно
Это имя древнее «Москва»?

Но подлинная любовь героя к родине явно выразилась в средней полосе России – во Владимире и Суздале. Здесь муза поэта полностью раскрылась, стихи полились вместе с колокольным звоном. «Это край, надеждами звенящий», «родниковая страна звонких колоколен. Богородица видна в синеве над полем».

«Честность – вот основной двигатель творческого процесса», - так считает еще один неслучайный человек на вечере – писатель Лидия Сычева. Честность всегда выведет автора к правильным произведениям. Честность – черта характера Алексея Полуботы. Она находит отражение в его стихотворениях. Честностью и преданностью делу наполнено и его общественное служение. Алексей Полубота возглавляет Комиссию по сохранению творческого наследия выдающегося русского поэта Николая Тряпкина. Рассказывая об этом, Алексей употребляет местоимение «мы». Мы – Григорий Шувалов, Евгений Богачков, Руслан Кошкин, Анастасия Чернова, Людмила Семенова. Потому что «Один в поле не воин». « Мы поставили поклонный крест на месте исчезнувшей деревни Саблино – родового гнезда Тряпкина. И теперь эта деревня живет в нашем сознании. Мы проводим конкурсы, чтения, фестивали имени Поэта. Мы установили памятныйзнак в Степурино и гранитный могильный памятник на кладбище в Ракитках… Мы с друзьями ездили на Донбасс…» Здесь приоткрывается другая жизненная и творческая грань поэта Алексея Полуботы.

На вечере состоялась премьера документального фильма «Зайцево. На линии фронта», где Алексей выступил, как режиссер. Надрывные, страшные своей будничной простотой на фоне смерти, кадры. Пролетающие снаряды, дома с выбитыми стеклами и дырявыми пробоинами, заделанными фанерой, в которых продолжают жить люди. Детки из воскресной школы, рисующие ангелов в неотапливаемом помещении, где несколько месяцев до этого не было света. Их мамы ходят в храм в одной и той же одежде. Потому что если снайпер не узнает, то может убить. Предупреждающий выстрел впереди, сзади. Может прозвучать и третий выстрел. Тогда мама уже не сварит борщ к обеду. На проповеди отец Николай разрешает прихожанам есть тушенку из гуманитарной помощи во время поста, когда никаких других продуктов уже нет. Ведь Господь не придет с вопросом: «Что ты ел на завтрак?» Он спросит: «Ты любишь? Веруешь? Прощаешь?» Эти понятия о любви, вере, смирении присутствуют и в поэзии Алексея Полуботы, и в его фильме, находят не буквальное, а метафизическое воплощение.

После такого пронзительного фильма тяжело говорить. Но фильм сплачивает. Поэту Марине Пономаревой тоже близка «тема донбасской войны». Она сблизила их с Алексеем Полубота. Сплотила и других людей, сидящих в зале. Говорить трудно. Но можно петь. Алексей Полубота заканчивает вечер песней.

Все в жизни писателя Алексея Полуботы взаимосвязано: путешествия, люди, любовь, потрясения, переживания. Из всех этих важных вех в творчестве создается образ мира, близкого всем нам, осязаемого, ощущаемого. А не этот ли мир – вечность? Когда личные переживания открывают в сердцах других людей глубины мироздания? Вместе с презентацией книги «Вечность» состоялось постижение жизни русского человека русским.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную