Живут в России имена

На блаженную кончину русского поэта Ларисы Васильевой

 

Пожалуй, более красивой, свободной и независимой в жизни и творчестве, какой была Лариса Николаевна Васильева, русская литература рубежа XX-XXI веков не знает. Она была во всем самодостаточной, дерзкой и, подчас, пугающе откровенной. Её смелость, бескомпромиссность, упрямство и настойчивость заставляли трепетать «сильных мира сего».



Лариса Васильева умела любить. В дружбе всегда оставалась верной. Она была доброй матерью для своих детей и студентов.

Каждая новая книга Ларисы Николаевны являлась событием не только России, но и далеко за её пределами.

Лариса Васильева из тех шестидесятников, которые любили свое Отечество и верно служили ему до конца дней. Тому свидетельство «Книга об отце» и Музей истории танка Т-34, созданный по её инициативе в Подмосковье в память своего отца, конструктора Николая Кучеренко.

А разве можно забыть «Русские имена» Ларисы Васильевой:

Нет, не из шёлка,
Не из ситца,
А из сурова полотна,
Что на хозяйстве пригодится,
В России сшиты имена.

Лукаво, ласково, степенно,
Легко сплетается венок:
— Алёнка!
— Леночка!
— Елена!
Голубоглазенький Ленок!

Чу – ветер дунул:
— Дуня! Дуня! –
А сам, юродивый, бегом,
Простоволосая колдунья
Идёт по лугу босиком.

Как спелый помидор
Со свёклой
Хозяева соседних гряд –
Румяный Фёдор
С белой Фёклой
На лавке рядышком сидят.

А им на встречу
Зов ненастья,
То затихая, то трубя:
— Спасите!
Утопилась Настя!
Ивана до смерти любя!

И пашет, пашет, пашет
Паша,
Лишь пот стекает ручейком.
Не уставая, машет
Маша
Ему зелёным рукавом.

Привычно, ясно,
Смутно, странно
Живут в России имена.
А степь по имени
Степана
Однажды степью названа.v

Нет, Лариса Николаевна Васильева не ушла. Она только на время уснула, чтобы назавтра мы узнали, что в Москве новая улица названа именем поэта Ларисы Васильевой, ибо память её отныне в род и род.

Писатели России

 

СТАРШЕЙ СЕСТРЕ – ОТ САДКО…

Только что я целовал ей руку в фойе ЦДЛ, она сидела на кресле с гостями 15-го Съезда и роняла какие-то властные указания. Мне, например, летом говорила: «Время летит быстро. Подумай, что можно сделать к 200-летию Некрасова. Это – наш третий и недооценённый поэт!». И вот – убийственная весть…

При жизни Ларисы я этого не говорил, но теперь – признаюсь: именно она стала для меня настоящей наставницей - русским учителем ("Васильевой - дань сердца и вина!" – написал я ей на первой книге). Ещё студентом Литинститута после громкого выступления в ЦДЛ с гитарой я был замечен и попал в огромную группу писателей, полетевшую на Дни советской литературы в Краснодарский край. Это был застойный 1972 год. Первый секретарь крайкома Медунов принимал нас шикарно. Руководил представительной делегацией Герой Соцтруда Алим Кешоков, который, как все фронтовики – особенно танкист Сергей Орлов, относился к Ларисе с отеческой теплотой. А она, как молодая коллега, взялась опекать ещё более молодого меня. Познакомила прежде всего ещё в самолёте с Виктором Фёдоровичем Боковым, которого боготворила. Рассказывала о других - своим грудным голосом, иронизировала, приободряла… В гостинице, после первого же ужина с вином, собрала небольшую группу поэтов и  приказала петь. Мне было неудобно,  и я начал с Окуджавы: «Простите пехоте». Она прослушала подчёркнуто равнодушно и сказала: «Теперь своё!». Я спел «Колокола Суздаля», она вскочила, приобняла и поцеловала. «Вот – это и впрямь твоё!».

В Москве созвонились, и она пригласила на дачу, на станцию Луговая, где потом, через много лет, я снимал её для программы «Русский дом». А тогда мы отправились на соседний луг. Говорили о поэзии, о планах, она рассказывала о встречах с Гагариным о том, как внушала ему, что он – представитель не только СССР, но прежде всего великого русского народа. Внезапно перекинулась на моё будущее: «Ты не должен увлекаться этими модными веяниями, рассчитывать на дешёвый эстрадный успех Евтушенок, заигрывать с теми чужаками, от кого в литературе так много зависит. У тебя – русский, славянский путь. Перечитай Тютчева, вникни: «панславянизм – хоть имя дико, но мне ласкает слух оно»… Пусть гитара, но она должна звучать, как гусли. Я буду тебя звать Садко». 

Тот разговор в летний полдень запал мне в душу, перевернул многое в сознании - так убедительно говорила Лариса. Потом мы встречались у неё дома по всяким литературным делам, она помогала мне отобрать стихи для подборки в «Юности», на открытие книги «Дань», продолжала поддерживать всё самое русское и органичное во мне. Потом уже и я начал её публиковать в «Литературной России», в том числе заметки и стихи из Англии. Мы общались, как коллеги, она всегда впрягала в работу, требовательно спрашивала: «Что можешь написать для уникальной книги «Душа Москвы» - Лужков на банкете обещал деньги выделить». – «Могу написать о московской песне» - «Замечательно! Жду».

За огромным издательскими и общественными проектами продолжала оставаться Женщиной и Поэтом:

…и голос мой неповторим,
не потому, что так хорош,
а потому, что не похож
ни на кого…

Года пройдут
и новый голос приведут,
и для него начнутся вновь:
          Судьба,
          Война,
          Мечта,
          Любовь… 

Позвали Война и Судьба, потом была книга про отца и создание Музея танка Т-34 на Дмитровском шоссе, приезжал туда, брал интервью, помогал пропагандировать в эфире. Лариса рассказывала о былой славе, обо всех своих «Кремлёвских жёнах»: «Меня обобрали все. После смерти мужа Олега я осталась благодаря Ельцину, как и все, с одним рублем. Но помогли выжить  западные и восточно-европейские издательства.  «Эксмо» мне даже 8-томник испортил. Но мне уже некогда было заниматься литературой – музей захватил. По сравнению с ним все стало так мелко…».   Всегда делал то, что просила, а то и повелевала старшая сестра по песне. Перед первым своим большим юбилейным вечером в ЦДЛ  сказала: «Я хочу, чтобы только три мужика были на сцене – Сергей Михалков, Юра Кузнецов и ты». Кузнецов прочитал своё стихотворение о чайке (Лариса – с греческого чайка), в котором есть гениальная деталь: «против ветра роняет перо», а я стихи, написанные в Новгороде:

Так ли уж ты от меня далеко?
Стихла гостиница. Надпись «Садко»
Светится ночью зелёным.
Бывало,
Ты меня в юности так называла –
Брата меньшого по песне. Ну, что ж,
Может, и был на него я похож
Тем, что осенние лебеди-гуси
Клики роняли, а слышались – гусли.
Звук их доныне готов мне помочь…

Полночь. Один. В Новегороде ночь.
Дремлет гостиница рядом с лугами,
Видится всадника тень меж стогами.
Верю, спешил он, во мгле пропадая
Полой, Ловатью –
К отрогам Валдая,
К водоразделу великой земли…

Нам не бывать друг от друга вдали!

Постоянно чувствовал её рядом на огромных расстояниях Русской равнины и Европы, всегда читал её стихи и явственно слышал красивый грудной голос. Его, как и гусли Садко, всегда будет доносить нестихающий ветер…

Александр БОБРОВ

ДУША ЕЕ СВОБОДНА И ВОЛЬНА

Горестно осознавать, что в эти дни не только Русская Поэзия, но и в целом Русская литература понесла невосполнимую утрату — смерть Ларисы Николаевны Васильевой… 

Я и мои однокурсники по Литературному институту: Валерй Латынин, Сергей Хомутов, Бати Балкизов, Аминат Абдулманапова и др. ребята из семинара Владимира Ивановича Фирсова хорошо помним, как занимаясь в главном здании института, в его большой аудитории, через наш зал в свой небольшой кабинет проходила Лариса Николаевна (которая во время нашей учебы в 80-е годы тоже работала в Литинституте и вела творческий семинар), — и мы с восхищением всякий раз смотрели ей вслед. К тому времени имя Ларисы Николаевны было уже широко известно во Всесоюзных литературных кругах. И мы с ребятами тоже были ее поклонниками, обмениваясь на семинарах друг с другом ее стихами, которые издавались отдельными книгами, а также часто публиковались в журналах «Юность», «Молодая гвардия» др. популярных художественных изданиях… 

По сей день я помню и люблю ее самобытную поэзию и, работая с литературно одарёнными детьми из Детского литературного клуба «Братские роднички» во Дворце детского и юношеского творчества (пытающихся выразить свой внутренний мир художественным словом), — я знакомлю ребят на занятиях с ее незабываемым творчеством. 

И сейчас, глубоко скорбя и отдавая дань светлой памяти, Большого Русского Поэта, Ларисы Николаевны Васильевой, хочу процитировать запавшие мне в душу ее стихи: 

Летят года вперед, как птицы 
И им нельзя остановиться: 
Замедлить бег свой невозвратный 
Иль повернуть свой путь обратно. 
И мы бежим за ними следом 
По радостям или по бедам, 
Живем, стареем, умираем, 
Работаем или играем. 
Спешите, люди, насладиться. 
Ведь что погибло - не родится. 
А что родится - умирает 
И человек не выбирает. 

* * * 
Верните время! На две секунды, 
на вдох и выдох, я всё успею: 
Вернусь из прошлого Ниоткуда, 
где липкий сумрак залил аллеи. 
Сломаю стрелки, чтоб сны зависли, 
по ржавым стенам размажу горе, 
сотру всю память, что смяла мысли 
и топит утро моё в миноре. 
Закрою окна — бессмертный ветер 
гуляет в доме ушедших в море… 
Верните время!, и я, поверьте, 
на жизнь со смертью ещё поспорю. 

* * * 
Пережила, перемогла, 
переждала, перетерпела 
все то, что в сердце берегла, 
чего сберечь я не сумела. 
И радуюсь напевам птиц, 
ветров невидимому чуду, 
и счастье тысячами лиц 
глядит свирепо отовсюду. 


Сколько неистребимой веры в торжество и бессмертие жизни звучит в этих неповторимых строках! 

Особо хочется сказать и об ее стихах о любви. В них она не молит по-нищенски счастья и любви у своего возлюбленного, а по по-женски с достоинством переживает все размолвки и разлуки с ним. Яркой иллюстрацией тому служит стихотворение: 

Забыл? 
Я так и знала, 
Изверился, остыл. 
Мне, впрочем, нужно мало: 
Услышать, что забыл. 
Напрасными слезами 
Лица не орошу, 
Что было между нами, 
Припомнить не прошу, 
И не пошлю проклятья 
Забывшему вослед, 
прохожему в объятья 
С тоской не кинусь, нет. 
В той радости высокой, 
Что вместе нас свела, 
Всегда я одинокой, 
Всегда ничьей была, 
И не тебя любила, 
а мир в одном тебе, 
за то, что не забыла, 
Кладу поклон судьбе, 
Щедра она со мною: 
Ни день, ни час, ни год 
Не ходит стороною, 
Наотмашь в сердце бьет, 
Свободно и легко мне, 
Наверно оттого. 
Забыл? Ты прав, не помни. 
Не стою я того. 


Глубоки размышления Ларисы Николаевны Васильевой и об искусстве. Здесь душа ее свободна и вольна, как птица. Её творчество не зависит от случайных строк: ибо оно глубоко прочувствовано и пережито душой. 

Великое искусство— 
изведать свой полет, 
извлечь из мысли чувство, 
как из полыни — мед, 
мечтой парить раздольно, 
взлетая высоко, — 
а если сердцу вольно, 
то на душе легко, — 
сразиться с зимней вьюгой 
и летнею волной, 
но круговой порукой 
связать себя с весной, 
растоптанные травы 
попробовать поднять — 
и это выше славы, 
ужели не понять? 


Царствие Небесное рабе Божией, Ларисе Николаевне Васильевой. 

Владимир КОРНИЛОВ, г. Братск, 01.03.2018 г. 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную