«Волжская пристань»

В Ульяновской области состоялся Всероссийский фестиваль литературных журналов

15-16 июня 2019 года в Ульяновской области проходил Всероссийский фестиваль литературных журналов «Волжская пристань».

Идея его проведения родилась ещё в прошлом году, когда на ульяновской земле состоялось Всероссийское Совещание молодых писателей «На родине Гончарова» под эгидой Союза писателей России. Ещё в июньские дни 2018 года председатель Правления Союза писателей России Николай Иванов, выступая в Ульяновске на Совещании, включил Ульяновск в тройку «литературных губерний» наряду с Белгородом и Курском и высоко отозвался об Ульяновске: «Вы – первая команда «Фрегата «Паллада»» в нашем общем литературном плавании <…>. Эти слова дорогого стоят. Тем более, что талантливая молодёжь, принимавшая участие в семинарах, уезжая из Ульяновска, обещала обязательно к нам вернутся! Тогда же и была высказана Губернатором С.И. Морозовым инициатива проведения фестиваля литературных журналов в Ульяновске.

И вот эта идея реализовалась. Фестиваль этого года совпал по времени проведения с сорок первым (!) Всероссийским Гончаровским праздником, который по традиции отмечается на родине писателя И.А. Гончарова и приурочен к дню его рождения.

В эти дни Ульяновск встречал широкое представительство литературных сил России – членов Правления Союза, главных редакторов и членов редсовета крупных столичных и региональных журналов от Калининграда до Красноярска. Жители и гости города встретились с редакторами, авторами и экспертами легендарных отечественных толстых литературных журналов и представителями литературных альманахов двадцати одного региона России:  Москвы, Самарской, Саранской, Пензенской, Кемеровской, Калининградской, Челябинской и других областей, Красноярского края, Татарстана, Мордовии, Башкирии.

На фестивале обсудили современную ситуацию с литературными журналами в России, роль литературных журналов в литературном процессе. Были затронуты актуальные для всех регионов проблемы: востребованность литературных журналов в настоящее время, финансовая поддержка, тиражирование и распространение, пути сотрудничества с молодёжью, проблемы взаимодействия столичных и региональных журналов и много других насущных вопросов.

Достаточно назвать журналы, чтобы понять значимость и широкую географию участников фестиваля: «Москва», «Молодая гвардия» (Москва), «Наш современник» (Москва), «Роман-газета» (Москва), «Волга XXI век» (Саратов), «Берега» (Калининград), «Аргамак» (Набережные Челны), «Огни Кузбасса» (Кемерово), молодёжный журнал «Странник» (Мордовия), «Русское эхо» (Самара), «Молодёжная волна» (Самара), «День и ночь» (Красноярск), «Дон новый» (Ростов-на-Дону), «Симбирскъ» (Ульяновск) и другие.

В Фестивале приняли участие: Николай Иванович Дорошенко, заместитель председателя Общероссийской общественной организации  «Союз писателей России»,  главный редактор газеты «Российский писатель» (Москва), Сергей Станиславович Куняев, заведующий отделом критики журнала «Наш современник», Валерий Васильевич Хатюшин, главный  редактор  журнала «Молодая гвардия» (Москва), Вячеслав Вячеславович Киктенко, заместитель главного редактора журнала «Москва», Юрий Вильямович Козлов, главный  редактор  журнала «Роман-газета» (Москва) и другие.

В фестивале участвовали руководители молодёжных литературных объединений 17 городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Волгограда, Челябинска и других.

Литературные журналы всегда были двигателями литературного процесса. Первые шаги в этом направлении сделал наш выдающийся соотечественник, писатель и историограф Н.М. Карамзин. Подхваченная А.С. Пушкиным, эта традиция развивалась классиками русской литературы, писателями и критиками В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым Н.А. Некрасовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным и др.

В советские годы популярность толстых литературных журналов была оглушительной, об этом свидетельствовали их высокие тиражи и очереди в библиотеках. Какова ситуация сегодня? Остаются ли они по-прежнему оплотами отечественной культурной мысли и стартовой площадкой для новых имён? – эти и другие злободневные вопросы обсудили в ходе двухдневной программы участники фестиваля.

На Круглом столе «Литературные журналы и молодые писатели: проблемы развития и взаимодействия» молодёжь безапелляционно задала вопрос маститым профессионалам, руководителям крупных литературных журналов: нужны ли вам молодые? Ответы прозвучали разные. В частности, Н.И. Дорошенко, заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Союз писателей России», главный редактор газеты «Российский писатель» задал молодым встречный вопрос: а нужны ли вы себе сами? Он мотивировал свой ответ тем, что молодёжь сама безразлична к творчеству своих товарищей по перу. «Вам не интересно, что пишут ваши ровесники! Более половины из вас плохо представляют себе современную русскую литературу, вы мало читаете! Мне с вами неинтересно работать. Я могу опубликовать вас, но где обратная связь? А она необходима. Нужен живой процесс творчества, обмен мнениями, комментарии, а не фрагментарные включения ваших текстов, которые будут неприякаянно висеть на газетной полосе». Николай Дорошенко порекомендовал молодым искать друг у друга хорошие тексты, продвигать своих наиболее талантливых ровесников, присылать их работы в журналы и вести активный диалог не только внутри своих молодёжных сообществ а и на станицах "взрослых" информационных ресурсов, вливаться в общий литературный процесс.

О старейшем русском литературном журнале «Наш современник» рассказал заведующий отделом критики журнала Сергей Куняев. На сегодняшний день этот журнал продолжает оставаться самым тиражным, с богатой историей, ведущей своё начало от А.С. Пушкина. С начала 70-х годов 20-го столетия на страницах журнала «Наш современник» сформировался русский писатель Валентин Распутин. Все его повести публиковались на страницах журнала. Журнал собирал из номера в номер самых талантливых провинциальных авторов, в которых горела искра творчества, чьи произведения были достойны внимания читателя. Многие из тех, кто тогда только пришли в журнал, теперь стали известными поэтами и прозаиками, среди них Марина Струкова, Елизавета Мартынова и другие. Это была многолетняя обоюдная работа. «Мы хотели видеть продолжение стволовой традиции журнала – традиции русской реалистической литературы, основанной на глубоком патриотическом чувстве любви и уважении к своему Отечеству. Это благотворная работа, когда на твоих глазах вырастает писатель. Лучшее отбирали с семинаров, эта работа продолжается и по сей день», – отметил Сергей Станиславович.

Сергей Куняев тоже попытался ответить на вопрос, нужны ли авторитетным журналам молодые писатели: «Без живой крови зачахнет литература. При всей высокой требовательности мы всегда на связи. Надо только молодёжи быть максимально требовательными к себе, отдавать себе отчёт, что литературный труд очень нелёгкий, он требует самоотдачи, литературе нужно отдавать всего себя».

Эту тему нужности молодых авторов продолжил и Валерий Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия». Он, в частности, отметил, что журнал «Молодая гвардия» замысливался как журнал для молодых. Сейчас журналу 97 лет. Молодые – да, нужны, но нужны талантливые! Если оглянуться назад, то можно вспомнить, что в 70-е и 80-е годы толстые журналы пользовались огромной популярностью, их читали, записывались на очередь в библиотеках. Пробиться в толстый журнал было очень трудно, но пробивались! Продолжая тему нужности творчества молодых, Валерий Васильевич требовательно подчеркнул, что ориентация журнала – на лучшее, на начитанного автора, постоянно совершенствующего себя. Валерий Хатюшин дал совет молодым как попасть в толстый литературный журнал: «Работайте у себя в регионах со своими старшими товарищами по перу, пусть они вас оценивают и дают рекомендацию нам в журнал».

Валерий Хатюшин говорил и о творчестве как таковом, как пожелании для молодёжи: «Каждый молодой человек, взявшийся за перо, должен спросить себя: зачем я пишу? Ведь накоплен громадный мировой пласт литературы, уже сказано всё и сказано гораздо лучше меня. Русская литература богата именами мирового уровня. Русская поэзия – самая великая поэзия в мире. Достигнуты небывалые вершины, а жизнь у многих поэтов была трагической. Что же могу привнести я?» – этот вопрос неизбежно должен задавать себе всякий молодой человек, занимающийся литературным творчеством. Просто писать можно. Но нужно ли? В силах ли вы вынести это бремя, ведь для того, чтобы чего-то достичь, нужно положить на это всю жизнь, отдать всю свою энергию, всю душу. Это путь сложный, даже страшный, бывают и случаи самоубийства от сознания своей творческой несостоятельности».

Разговор продолжила Марина Саввиных (Красноярск), редактор журнала «День и Ночь». Она отметила тот факт, что состав их писательской организации стремительно стареет. Как менять ситуацию? «Все мы твердим, что главное – талант. А как определить, насколько талантлив автор?» – так прозвучал её вопрос. Каждый журнал, согласно своему направлению и статусу, имеет приязнь на рукопись. Мы собираем на своих страницах державную русскую литературу, литературу, хранящую традиции поколений. Но всё же, где критерий талантливости? Может быть, нам, редакторам журналов, стоит его совместно выработать?» – задала вопрос Марина Олеговна.

О журнале «Дон новый» рассказал член редсовета журнала Алексей Береговой. «В журнале нет ни одной оплачиваемой должности. Все работают по личной инициативе на общественных началах». Как известно, журнал основал советский писатель Александр Фадеев, стоявший  с 1946 по 1956 годы во главе Союза писателей СССР, автор знаменитого романа «Молодая гвардия». «Дон новый» сохранил все традиции прежнего журнала. Журнал выходит 4 раза в год, пользуется большой популярностью. На страницах журнала проводится работа с молодёжью, в основном это литературные конкурсы для участников до 35 лет и выше. Каков механизм попадания молодого автора в журнал? Сейчас он разрабатывается. Подготовкой рукописей к печати будет заниматься Совет молодых литераторов, его председателя, Андрея Тимофеева, они планируют ввести в состав редсовета журнала.

Лидия Довыденко, главный редактор журнала «Берега» (Калининград) также обратилась к молодёжи: «Вы нам нужны! Да, есть Вера Полозкова, есть Ах Астахова. Но они не имеют никакого отношения к литературе. Прежде всего, конечно, надо быть образованными людьми. Источник этого – чтение хорошей литературы, в частности, классической. Надо осознавать, что предназначение литературы – это преображение человека. Грустно констатировать, что во многом сегодня преобладает личная безучастность ко всему».

Тема современных литературных журналов была продолжена и на Большом литературном собрании «Литературный журнал в современной России», состоявшемся 15 июня в Торжественном зале Дворца книги-Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина.

С приветственным словом к участникам фестиваля обратился Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов. Он отметил достижения региона в области литературы и развития литературного потенциала. Такими вехами в этом направлении стали: получение статуса самого читающего региона России, вхождение Ульяновска в состав сети литературных городов ЮНЕСКО и последнее достижение – регион вошёл в десятку городов-лидеров литературного туризма. Губернатор отметил тот факт, что мы сохранили библиотеки и стараемся сохранить интерес к книге своими резонансными проектами, такими как «Двенадцать симбирских литературных апостолов», «Литературная филармония», «Академия литературы» и другими. В Ульяновской области функционирует крупнейшее издательство «Дом печати», которое выпускает 10% тиража печатной продукции всей России. Ульяновской областью инициирована международная литературная премия имени И.А. Гончарова, пропагандирующая русскую классическую литературу и аккумулирующая научную общественность, занимающуюся изучением классического наследия. Губернатор обозначил эту премию сродни Нобелевской. К 2020 году в конкурсных номинациях премии появится номинация для авторов из литературных городов ЮНЕСКО. Сергей Иванович заверил литературную общественность в том, что наш регион приложит все усилия, чтобы стать Всемирной столицей книги. Старания Правительства Ульяновской области сейчас направлены на то, чтобы регион стал территорией чтения. В частности, будет преобразована улица Минаева как одна из главных литературных улиц города. Территория вокруг литературного музея «Дом Языковых» станет сквером «Двенадцать симбирских литературных апостолов». Отреставрированный дом сатирика Минаева станет со временем международной резиденцией писателей. На базе Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова создаётся Академия чтения. Губернатор поддержал предложение писателя Н.А. Полотнянко популяризировать произведения ульяновских авторов путём создания серии радио и телепередач. И ещё ряд других культурных преобразований озвучил Губернатор, которые будут способствовать коренному преобразованию Ульяновской области через литературную среду.

Заместитель председателя Союза писателей России Н.И. Дорошенко начал своё выступление с того, что поблагодарил Губернатора за постоянное внимание к литературе и отметил тот факт, что в Ульяновске не только сами писатели пытаются о себе заявлять, «… а и сама власть предоставляет им место под солнцем». В своём выступлении Николай Иванович прочертил траекторию развития литературы с прошлого двадцатого века до нынешнего времени. В 60-е, 70-е годы двадцатого столетия, отметил он, мы могли себя ощущать внутри всего мирового литературного процесса, мы читали не только отечественных авторов, а и Макркеса, и Сэлинджера, и Кэндзабуро Оэ. И если книги тогда имели самые высокие тиражи, то это потому, что тогдашний книжный рынок предлагал читателям в качестве товара не книгу из той или иной серии, а высокохудожественную или хотя бы с признаками интеллекта литературу. А сегодня рынок сам, минуя читателя, выстраивает литературную иерархию. В результате, например, Пауло Коэльо сейчас – один из самых издаваемых писателей, вот только мало кто может любую из купленных его книг дочитать его до конца.

Отмечая специфику и место журналов в литературном процессе, Николай Дорошенко добавил, что столичные и региональные журналы показывают литературный процесс хотя бы схематично, учитывая полноту жанров и географии. А чтобы вернуть литературе ту обязательную иерархию, без которой она всегда будет подобна свалке,  Николай Дорошенко предложил создать на сайте «Российский писатель» нечто подобное читальному залу, где можно было бы журналы не просто читать, а и обсуждать наиболее достойные пбликации.

На Большом литературном собрании выступил главный редактор старейшего в России журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин. В его выступлении также прозвучало желание итогового совместного решения обоюдных проблем. Валерий Хатюшин назвал журнал «Молодая гвардия» первым журналом, в котором заговорили о возрождении русской национальной культуры. «Это как первая русская партия, которая не подверглась репрессиям», – отметил редактор. Журнал, как и многие, претерпел изменения, обусловленные сложностью эпохи, противостоянием журналов разного идеологического направления. Сейчас тираж журнала всего 1000 экземпляров, а был когда-то 80 000! Критически оценивая ситуацию с толстыми литературными журналами, В. Хатюшин предложил создать при Союзе писателей России коллективный орган, который будет заниматься переговорами с Министерством культуры России с целью осуществления подписки для библиотек (в том числе и школьных) и учреждений культуры. В частности, он обратился с просьбой к Губернатору Ульяновской области выделить средства на журнальную подписку для областной и муниципальных библиотек.

На собрании выступил гость из Словении, представитель  сообщества литературных городов ЮНЕСКО Андрей Хочевар. В данный момент он работает в Ульяновске, в писательской резиденции. Он рассказал о своём журнале «LUD Literatura», которому 30 лет, это  ведущий журнал Словении. Журнал, как он выразился, вне политики, нацелен на раскрытие литературы разных идеологических направлений, так как в каждом поколении, у людей разных идеологических пристрастий, по мнению А. Хочевара, есть нужда в литературных журналах.

О журнале «День и Ночь» (Красноярск) рассказала его главный редактор Марина Саввиных. Журналу 25 лет, ему оказывает финансовую поддержку краевое правительство, журнал есть в Интернете и в социальных сетях. Однако стопроцентно о стабильности существования журнала говорить тоже нельзя, его состояние редактор назвала «зыбким». По мнению Марины Саввиных, настоящее искусство способно разрушить либеральное антиискусство и самодеятельное досуговое творчество. «Тотальное счастье многих – зарифмовать две-три строки, но ведь это же не искусство, а графоманские забавы!» – отметила М. Саввиных.

Сергей Куняев, заведующий отделом критики популярного в стране журнала «Наш современник» рассказал историю своего журнала. Журнал – один из старейших и уважаемых в России, ведущий традицию от Пушкина, взрастивший на своих страницах Распутина, Белова, Астафьева, Кожинова, Рубцова, Кузнецова, Горбовского и многих других корифеев русской прозы и поэзии, сегодня также испытывает трудности. «Нерасторжимая связь времён – на этом всегда стоял «Наш современник». Успех «Нашего современника» всегда базировался в обретении идеологии, духовной ауры, воспитании патриотизма, просвещении народа в духе православия, народности, суверенитета», – отметил С. Куняев. Когда-то, в 90-е годы, тираж журнала был 450 000 экземпляров, сейчас всего 4000 экземпляров.

О литературном журнале «Симбирскъ» рассказала его главный редактор Елена Кувшинникова. Журнал продолжает традиции русской реалистической прозы, идущей от Пушкина, Карамзина, Гончарова и других выдающихся земляков, собирает талантливые силы из глубинки, открыт для молодёжи и готов к сотрудничеству с другими регионами, которым постоянно предоставляет свои страницы.

Профессиональный заинтересованный разговор о будущем журналов был продолжен на следующий день фестиваля.

16 июня состоялся Круглый стол «Современный литературный журнал: проблемы распространения и развития». Его модератором выступил Юрий Козлов, главный редактор также старейшего журнала «Роман-газета». Он кратко обрисовал ситуацию со многими столичными литературными журналами. В настоящее время тиражи журналов упали, подписчиков на них нет, одна из причин – увеличиваются почтовые расходы на доставку, в розничной продаже толстых журналов нет. Говоря о возможных путях развития толстых литературных журналов и выхода их из кризиса, Юрий Козлов обозначил следующие пути: государственная поддержка, фонды, ассоциация журналов. Как вариант выхода из кризиса – создание Ассоциации литературных журналов, но совместно с крупными столичными и региональными библиотеками и учёным составом. Организационно-правовая форма – возможно НКО, обязательное сотрудничество с Министерством культуры России и агентством РОСПЕЧАТЬ.

В результате обсуждения многие участники Круглого стола сошлись во мнении создания Ассоциации литературных журналов и ходатайства перед Министерством культуры России о финансировании библиотек на приобретение журналов. Библиотеки должны стать узловой точкой распространения журналов. Прозвучали разные варианты кандидатур, кто мог бы возглавить Ассоциацию, в том числе и кандидатура Сергея Шаргунова.

Лидия Довыденко, главный редактор журнала «Берега» (Калининград) посетовала на отсутствие института меценатства в современной России, Алексей Береговой, член редакционного совета журнала «Дон новый» заявил, что «… необходимо вернуть тиражи советского времени. Тираж в 1000 экземпляров – это не тираж, прибыли от него не будет! А для этого надо вернуть читателя. Кто сейчас читает журнал? Мало, кто. Необходимо привлекать внимание к литературному журналу ещё в школе. Поэтому  необходимо проводить просветительскую работу, сотрудничая в том числе и со школьными библиотеками».

Результатом обсуждений на Большом литературном собрании и круглых столах стало общее мнение о необходимости создания Всероссийской ассоциации литературных журналов. Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Дорошенко предложил поставить этот вопрос на заседании секретариата Союза писателей России.

16 июня согласно программе фестиваля состоялись семинары редакторов с молодыми прозаиками и поэтами. Модераторами первого семинара выступили: Киктенко Вячеслав Вячеславович (Москва) – заместитель главного редактора журнала «Москва», Лайков Александр Дмитриевич (Ульяновск) – поэт, член Союза писателей России, лауреат поэтической премии имени Николая Благова, Анисимова Галина Юзефовна (Ульяновск) – поэт, член Союза писателей России.

Во втором семинаре модераторами выступили Саввиных Марина Олеговна (Красноярск), главный редактор журнала «День и Ночь», Шейпак Ольга Георгиевна (Ульяновск), член Союза писателей России, Даранова Ольга Николаевна (Ульяновск), член Союза писателей России. На семинарах молодые люди получили профессиональные рекомендации и пожелания, касающиеся своего творчества.

Встречи с редакторами журналов  «Молодая гвардия», «Дон новый», «Берега», «Волга-21 век», «Странник», «Аргамак» состоялись в библиотеках города Ульяновска: в библиотеке-филиале №8, №15 имени Николая Благова, № 17 «Содружество».

Заместитель председателя Союза писателей России Николай Дорошенко, председатель Самарской писательской организации, главный редактор журнала «Русское эхо» (Самара) Александр Громов, поэт из Сызрани Олег Портнягин побывали в Карсунском районе, приняли участие в Дне Карсуна, а также посетили знаковые памятные места нашего края, связанные с поэтом Николаем Языковым и русским живописцем Аркадием Пластовым – Языково, Прислониху.

Новым форматом на фестивале стала практическая лаборатория для руководителей молодежных литературных объединений из регионов России. На лаборатории молодые писатели обменивались различными методиками работы над текстом, разбора и редактирования. Оказалось, что у каждого ЛИТО свой подход к разбору текстов и работе с молодыми авторами. В ходе работы лаборатории обсуждались также лучшие и интересные подборки авторов, которые привезли на фестиваль руководители ЛИТО.

В рамках культурной программы гости также совершили теплоходную прогулку по Волге, посетили ульяновские музеи и скверы, возложили цветы к памятникам И.А. Гончарову, стали участниками акции «Читаем Гончарова» на площадках города, побывали в Винновской роще, у Гончаровской беседки, на церемонии вручения премии «Обломовское яблоко».

Материал подготовила Ольга ДАРАНОВА,
учёный секретарь Дворца книги-
Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную