Валерий СКРИПКО (Красноярск)

«Живой дух русского реализма»

Обзор журнала «Сибирь» № 4 за 2019 г.

Поэтическая русская классика представлена в разделе «Хрестоматия» творчеством поэта Дениса Давыдова. Не в первый раз на страницах «Сибири» один из наших отечественных поэтов предстаёт как бы в отдельно взятом ярком качестве. Например, в одном из предыдущих номеров Александр Пушкин был показан, как борец за честь и славу России.

Денис Давыдов – один из первооткрывателей военной, патриотической поэзии. Лирика воина и защитника отечества со временем станет, по сути, одной из отличительных черт нашего менталитета, особенно на переломе эпох, когда судьбоносные перемены коснутся каждого гражданина. Давыдов преподал нам еще один «урок» поэзии – полную эмоциональную погружённость в тему: удаль гусар, их духовный подъём среди смертельного риска войны. Гусар-это не просто род войск, это русский характер, который отличает удивительно светлое, оптимистическое отношение к самым жестоким сражением, когда они во имя защиты Отечества. У героев стихов Давыдова-православных людей - отсутствует ужас смерти и гамлетовский трагизм.

Подборка стихов Анны Ахматовой словно продолжает военную тему, начатую в журнале «Сибирь» -поэтом Денисом Давыдовым.  И добавляет новые черты к психологическому портрету русского воина:

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас!

Журнал «Сибирь» отмечает 130-летие со дня рождения Анны Андреевны.    Творческая смелость Ахматовой поражает. Она не боится парадоксальных сравнений, спорных выводов, одновременно вызывающих возражение и удивляющих нас своей глубиной!

Конечно, служенье муз – не терпит суеты, но от   кабинетного, спокойного сочинительства набившими оскомину четверостишиями с перекрёстной рифмой-  нынешняя поэзия перестаёт быть особым жанром, в котором эмоциональное слово соседствует с музыкой, живёт с нею в гармоничном единстве, как в музыкальном спектакле. На примере стихов Анны Андреевны еще раз убеждаешься в одной истине: чтобы стих- размышление стал произведением искусства и прочно утвердился в памяти читателя – нужен талант уровня Анны Ахматовой.

 В разделе «Поэзия» -впервые за многие годы читатели познакомятся с   подборкой стихов поэта Юрия Аксаментова. В этом году ему исполнилось бы восемьдесят лет. В предисловии сказано, что «дальнейшая судьба его неизвестна». Но вот стихи остались. Что он хотел нам сказать? Каким был его мир?  Понимаешь, что написано талантливо, а ясной картины его собственной «вселенной» не вырисовывается. А ведь она есть, он должна быть…Просто не выявлена…Некому из критиков это сделать!

Наброски «карандашом» встречаются во многих стихах, например, вот в этом:

Хочу я быть задумчивой рекой,
Нести счастливых на спине широкой,
Давать уставшим воду и покой,
И укрывать их от борьбы жестокой.
Хочу, чтоб вечно на моей спине
На легких лодках плавали мужчины,
А женщины бельем стирали мне
С упругих щек мгновенные морщины.

Совсем иначе видит мир другой поэт Виктор Коврижных. Но в его подборке тоже, чаще всего, наброски «карандашом», например, «Сельский лирик» …. А так хочется картин…маслом! «Людей неинтересных в мире нет, их судьбы как истории планет!» –писал поэт. Часто в современной периодике даются подборки стихов с аннотацией, где сообщается, что один автор издал 17 сборников, а другой 20 сборников…Но где миры, запечатлённые в тысячах рассыпанных по сборникам строк? Где особые планеты? Кто-то должен изучать и обобщать накопленный поэтический потенциал…

Может, по примеру сайта «Российский писатель» в каждом журнале или ином издании надо завести «Авторские страницы» на каждого поэта, чтобы читатели постепенно «вчитались» в его стиль и образность и поняли, чем он отличается от остальных людей –«планет»! 

«Русь-ты вся поцелуй на морозе!  утверждал поэт Велемир Хлебников. По ассоциации с этим образом, прочитав воспоминания Иннокентия Чулкина «Лёня» о поэте Леониде Лебедеве, хочется воскликнуть:

«Сибирь-ты вся – ягода, завёрнутая в бумажные кулёчки, на которых напечатаны стихи сибирского поэта.» Вот так продавал ягоду самородок Лебедев, и просил удивлённого покупателя ягод после угощения развернуть кулёк и почитать то, что напечатано на листе пишущей машинкой.

Такой способ донести своё искусство до читателя забыть невозможно. Журнал «Сибирь» по сути только приоткрывает нам творчество автора, которого уже нет с нами.  Но для встреч с читателями поэт всегда жив и полон сил. Он способен увлечь нас и поднять наш дух над серой повседневностью:

Под родным непридуманным небом,
У истоков всемирных начал
Вдруг закружится Огненный Лебедь
И звезда упадет на причал.
Над священной землей славянина,
Под космический рокот ветров
Вновь поднимет моя бригантина
Алый Серпень своих парусов.

Знать бы, сколько осталось в России творцов, с красивой, открытой душой-живущих «под родным непридуманным небом»? Эту простую и яркую строку можно сделать девизом патриотической газеты и творческого союза! Девизом творчества русского человека вообще!

Раздел «Лад» открывает большой очерк писателя Анатолия Байбородина под названием «Русский обычай», который посвящён народной этике.  В материале подробно исследуется очень сложный вопрос соотношения языческого и христианского в наших обычаях, обрядах.  Верховная идея выражена в прологе очерка: «История России – история крестьянства, ибо на заре прошлого столетия крестьяне в патри­архальном Русском Царстве составляли абсолютное большинство населе­ния. Лишь на безумном закате прошлого века, когда глобальная технократическая цивилиза­ция почти погребла природный мир и слитый с ним крестьянский, сельских жителей изрядно убавилось; но даже бывшие крестьяне, что перешли в другие сословия, и порой даже те, что родились оторванные от земли, в сокровенной глуби души и по сей день не утратили крестьянского духа и томительной, отрадной тяги к матери-сырой земле. Исконно русские крестьяне, коих не постигли либеральные западники, побитые молью порочного европейского просвещения, и славянофилы, заложники барского происхождения, – исконно русские крестьяне, не ведавшие азы, буки и веди, но обладавшие вселенским знанием, что передавалось из колена в колено, изустно постигавшие Святое Писание, смиренные, негорделивые, покаянные, были христолюбивее и царелюбивее, чем иные российские сословия».

Самое трудное   для любого автора - быть понятым правильно. Но для этого, читателю необходим не только просвещённый ум, но еще и участие умного сердца! Российским читателям новых, уже постперестроечных поколений очень сложно внушить, что имеет право на жизнь не только представление о смысле жизни, сформированное Западной цивилизацией!

На существующую здесь научную проблему в своё время обратил внимание наш учёный В.В. Кожинов в своей книге «История Руси и русского слова».  Он писал: «надо различать реальное содержание эпох и нравственное отношение к ним, этическую оценку их.» (1) Но в том –то и беда, что «оценщики», начиная с первых лет европейской эпохи Просвещения, пользуется исключительно своим «прейскурантом» духовных ценностей, родившимся в головах европейских философов, далёких от истинного понимания христианской веры. Научные термины одинаковы, но смысл в них каждый народ вкладывает свой и по своей глубинной сути эти «смыслы» часто не совпадают.

В. Кожинов в той же книге писал: «Запад воспринимает иные цивилизации планеты только как не обладающие собственной духовной ценностью «объекты приложения своих сил.» (2) 

 В этих непростых условиях, каждый раз, автор, увлечённый русским народным творчеством, чувствует некую «прохладу», отчуждённость вокруг его изысканий! «Ан Вселенная- место глухое! - писал поэт. Для русских довольно часто и Россия –глухое место, где без оглядки, без перехода на шёпот, о своём русском и не скажешь…

Очерк Анатолия Байбородина возвращает нас к истокам нашей цивилизационной матрицы. Как реликтовое излучение в космосе, яркие древние «звёздочки»-слова несут нам зашифрованную в них информацию о движениях души наших предков. Но тут встаёт поистине гамлетовский вопрос: есть ли потребность в этой исторической памяти у тех многочисленных российских потомков, которые вынуждены подчиняться требованиям технологического уклада двадцать первого века, жёстким правилам выживания во всемирном обществе потребления? Чаще всего, наши активные сограждане ищут совсем другую информацию, другие «ориентиры», чтобы противостоять своим соперникам в борьбе за это самое выживание!

Мы продолжаем говорить о нашем особом национальном бессознательном архетипе: хранителе нашей культурно-исторической памяти; о врожденных установках, определяющих наше мировосприятие. А реальная жизнь России решительно перемещается в большие города, которые «перемалывают» все наши особенности и всеми средствами пытаются превратить представителя Русского мира в среднеевропейского обывателя с ограниченным кругозором, в основе которого лежит этика протестантизма и философия гедонизма, далёкая от Православия. Социологи из Санкт-Петербурга провели исследование облика современного горожанина. Опрос проводился среди представителей в основном среднего класса. Результаты удручающие. Мегаполисы внутри России- это словно небольшие отдельные страны со своими вкусами, этикой, эстетикой, образом жизни!  Мрачновато даже на научном языке звучит вывод учёных с берегов Невы. Вот что они пишут: «Российские «средние» переключают своё внимание на деятельность по комфортизации быта и развлечений.» (3)

 Конфликт русского национального архитипа с Западом в принципе неразрешим какой-то «боевой ничьей», потому- что в нас заложены разные цивилизационные цели. Либо мы «придём в себя» по меткому выражению одного святителя…, либо доведём российское сообщество потребления до печального логического конца. Мегаполисы всех превратят в одинаковых рабов бессмысленного потребительского существования под управлением «хозяев мира» сего!

 Раздел «Публицистика» запомнится материалом Валентины Семёновой с «круглого стола», посвящённого теме: «Валентин Распутин и семейное воспитание в современном мире». Особый интерес у меня вызвало выступление поэта Василия Козлова, озаглавленное «Окно в некуда», где он делает вывод, что «наши депутаты и чиновники любят говорить о сохранении государственного суверенитета. Но традиция, культура-важнейшие, если не сказать, главные скрепы независимости страны. Насаждение чужой культуры-лишение страны суверенитета. Нет культуры, нет суверенитета.»

Здесь важно расставить все акценты. Большинство нашей так называемой элиты и среднего класса по своим мировоззренческим взглядам – эгоцентристы и гедонисты. От культуры им нужны только развлекательные жанры, от театра и книг-шокирующие новинки постмодерна, от телесериалов – новая информация, как другие «волки бизнеса» разруливают конфликты с партнёрами, ссоры с любовницами, драки за наследство между родственниками. 

 В этом смысле, чуткие на прибыль хозяева СМИ никакой чужой культуры не насаждают. Это они так настойчиво утверждают свою, родную!  У них такая «своя» культура», под неё – у преуспевающего социального слоя – есть преданная её рыночным ценностям- «своя» творческая интеллигенция».  Под неё –есть «свои» чиновники от культуры и бюджетные средства.

По своим философским и религиозным взглядам, эта публика бесконечно далека от православной интеллигенции, от её взглядов, которые решительно не приемлет ни в каком виде!  Почти любая передача на канале «Культура» с ведущим Александром Архангельским-  для православного зрителя кажется разговором инопланетян…Вроде бы на русском языке, но с незнакомым значением привычных слов, где чёрное –это белое и наоборот!

Говорить о единой культуре в России в этих условиях не приходится. Её просто нет!

И нечего напрасно воображать себе, что это может продолжаться бесконечно. Одна надежда – за традиционной культурой «Русского мира» пойдёт большинство нашего народа.  А что касается суверенитета, то в условиях глобализации и экономической интеграции, правящая элита еще не определилась с политическим суверенитетом. Здесь возможны успехи и победы!

 А вот, с культурным суверенитетом сложнее – правители так и будут метаться между культурами и религиями, стремясь примирить иудея и мусульманина, протестанта и православного в единую «симфонию» исключительно для улучшения прибыльности мирового хозяйства. У кормушки всемирного общества потребления затихнут войны, все сольются в едином блаженстве благополучия. Об этом мечтает римский папа, когда моет ноги арабским беженцам.

 Украшает раздел «Проза» рассказ Владимира Личутина «Пожар в мастерского художника». На самом деле - это точное описание духовного «пожара» в российской искусстве и литературе. По образному выражению Достоевского дьявол с Богом борется и поле битвы – сердце человека. Но это поле битвы человека русского мира, который стремится доказать, что наш дух своей любовью, своим исполнением заповедей Нового Завета способен добиться истинной гармонии с жизнью и подлинного счастья, что недоступно для человеческих сообществ, живущих по расчёту, одним «усовершенствованным» умом.

 Дьявол с Богом борется и в каждом представителе Западной цивилизации, но поле битвы там – Разум человека. То есть, там совсем другое «место сражения», и другой участник! Создаётся впечатление, что сердце рассудительного западноевропейского гражданина в такой битве принципиально не желает участвовать. Оно любит покой и тишину в уютном гнёздышке.  Для духовной подпитки европеец использует материальные символы. Это заметил наш академик Д. Лихачёв, который писал, что «англичане могут жить в неудобном, но старинном доме». (4) Старинные стены дают европейцу ощущение связи времён. (Есть исторические данные о том, что перед Второй мировой войной англичане и немцы даже договорились не бомбить особо охраняемые архитектурные объекты)

Российские историки удивлялись «жестокости» глав семейств немецких бюргеров. Если того требовало дело сохранения капитала, они не выдавали замуж старшую дочь, чтобы не тратиться на приданное. Безжалостно лишив возможности иметь семью дочерей-представительниц двух, трёх поклонений, семейство бюргеров получало желанное «гнёздышко»-усадьбу и какое-нибудь прибыльное дело.

В отношении православного купца такое себе представить невозможно. Были всякие странные женитьбы на Руси. Но чтобы вот так сознательно лишить дитя личного семейного счастья… Этого греха русская душа позволить себе не могла.  Для неё духовные ценности первичны. Возможно, зря Д.С. Лихачёв упрекал нас: «если бы в русском народе эта привязанность к старине существовала в середине ХХ века, мы бы не потеряли столько, сколько заставили нас потерять архитекторы и градостроители, полностью, к несчастью для нашей страны, лишённые чувства истории.» (5)

Может, «чувство истории» у них другое? Если не уберегли, значит, и не особенно ценили. Но зато одно письменное «Слово о полку Игореве» способно было вернуть нам в наши души огромную часть древнего русского мира. Наш легендарный воин Илья Муромец в реальной жизни, за то, что его не пригласили на один пир, с досады мог стрелять из лука по куполам церквей… а потом постригся в монахи и многие годы провёл в молитвенном подвиге.

Эта особенность – одновременно и наша самая уязвимая черта. Другие народы хранят древние внешние правила и обычаи и живут по ним, а мы, жаждем большего, мы хотим сохранить свой православный дух…. Сделать это труднее всего, помешать нам в этом нашим врагам – легче всего! Достаточно спрятать оригиналы самых важных литературных памятников, а «научными» комментариями извратить сам христианский дух духовных творений!

 В.Кожинов в той же книге «История Руси и русского слова» описывает как в первые годы советской власти шёл разгром всей системы русской духовной культуры. От комиссаров–космополитов чудом спасли даже мощи святителя Серафима Саровского. Сотрудники хранилища спрятали их от глаз строгого начальства.

Это ж надо было нашему народу дожить до таких времён, чтобы, как от разбойников, прятать от чужаков при власти свои святыни!!  

Любителям европейского «уютного» существования вряд ли по нраву слова Марка Подвижника о том, что «надо жить духовными актами, пребывать в них, наполнять их своей душой, строить себя ими, полагать их в основу своего бытия.»  А ведь это, по сути, точное описание особого способа существования русского народа -через духовные акты, которые всегда на первом месте. Этим кардинально отличается человек «Русского мира». Глубокий учёный –священник Олег Стеняев в своих проповедях не раз говорил, что нас - из вятичей, кривичей и других народностей, как единую русскую нацию сформировало именно православие.

Еще не так давно в «Литературной России» от 18.05. 2012 года можно было прочесть статью Андрея Рудалева под характерным заголовком «Общество взыскует о воинственном православии». А оно и не должно быть другим, ибо «противником» на пути в благодатную духовную вечность у христиан стоит самый беспощадный враг - «воинствующее» Зло и греховность человеческой натуры.

 Наш великий философ Иван Ильин писал: «в борьбе за подлинный религиозный опыт необходимо трезвление и очищение, а также великое чувство ответственности и дисциплинирующая сила суждения» (6) Сейчас в России не так много изданий, которые бы приняли на вооружение «воинствующее» (в духовном смысле) Православие. В основном это региональные журналы. Один из них - иркутская «Сибирь». Всё острее и острее звучат в материалах «Сибири» призывы к соотечественникам осознать масштабы духовной трагедии народов России. А.Байбородин завершает свой очерк «Лад» со словами надежды:

«Спасение русского народа, возрождение Святой Руси случится лишь тогда, когда народ не из традиции лишь, а по велению измученной души, жаждущей праведности, вернется в лоно Русской Православной Церкви; когда народ возродит древнюю народную монархию, подвластную Церкви, одухотворенную и окормленную любовью к Вышнему и ближнему, к русской земле».

В разделе «Скрижали истории» митрополит Иоанн (Снычев) ведёт разговор об этом: «когда это стремление к чистоте и святости овладевает целым народом, он становится носителем и хранителем идеи столь высокой, столь сильной, что это неизбежно сказывается на всем мироустройстве. …В этом положении народ и его государство неизбежно подвергаются испытаниям самым тяжким, нападкам самым безжалостным и коварным».

 Митрополит Иоанн остро чувствует, что проходит время благих общих пожеланий. Хватит делиться на «красных» и «белых», хватит также увлекаться безудержным «миролюбием» (напоминающим, к сожалению, при ближайшем рассмотрении паралич державной воли).

Но, чтобы бороться за наш национальный тип человека, надо знать с чем и с кем бороться! Митрополит Иоанн пишет, что «. в 1054 году христианский мир испытал страшное потрясение: от вселенской полноты Православной Церкви отпал католический Запад, прельстившись суетой и обманчивой славой мирского величия.»

С тех пор много событий произошло. Масштаб проблем вырос до небес. Речь идёт уже не только об обывательском «мирском величии». Всё больше зреет убеждение, что защитники Православия вынуждены бороться с целой Преисподней, которой Господь попустил странным образом «помыкать» большинством цивилизованного человечества. В целом, развитие мира пошло по пути рационализации и прогресса исключительно в материальной сфере. С каждым новым технологическим укладом становился всё более востребованным тип рационального человека, который превыше всего ценит земные радости и максимальное материальное благополучие!

 Во всех развитых странах –светское воспитание постепенно заменило церковное! Этот «вектор» мирового развития похоже есть ни что иное, как усыпанная розами дорожка к приходу Антихриста. О том, что это вселенский проект, направленный против Христианства, говорит вся история Просвещения и научно-технической революции. У эпохи Просвещения в Западной Европе было всего два идейных противника – Жозеф де Местр и Иоханн Георг Хамман. Оба учёных мужа настаивали на спасительной роли народных традиций, семьи и церкви. Но для целой эпохи европейского Просвещения двух истинных учёных-христиан слишком мало, чтобы изменить общий вектор развития.

В 12-м веке у западно - европейских верующих были еще попытки вырваться из лицемерных условностей католической псевдо-веры и создать полу-монашеские общины Бегинок. Но не благословил Господь их дальнейшее процветание.

 «Русь сохранила верность Православию, презрев политические выгоды и соблазны ради подвижнических трудов и даров церковной благодати», - пишет в журнале «Сибирь» митрополит Иоанн. Вопрос: как теперь выступить единой духовной общиной против новых «вызовов» 21-го века? Истина соборна! - утверждали святые отцы церкви, - она не даётся одному.

Община существует в пёстром и разнообразном мире среди противоречий разных социальных слоёв общества. Перед нами в России, как и перед другими странами с рыночной экономикой, стоят те же важнейшие задачи, о которых писал автор книги о социальной психологии учёный Эрик Хоффер. Надо (как он выразился «принудительно») вести социальный диалог, чтобы создать общую социальную и этическую среду. (7)

Эту тему журнал «Сибирь» поднимает постоянно. Вот и в четвёртом номере этой проблеме много внимания уделяет материал Алексея Шорохова под общим названием «Ганина яма и лествица к небеси». (Новый роман Личутина к столетию цареубийства») Статья получилась доброжелательно искренней. Особенно интересны мысли автора статьи о русском и нерусском в нашей действительности. А. Шорохов с грустью констатирует: «Сегодня это уже даже и не действительность (как было раньше), а какая-то самоорганизация на уровне программы и манифеста. Время половинкиных — и в жизни, и в литературе. Где автобиографическое даже в именах: Джон Половинкин, Гамлет Хайдуллаев, Отелло Качерян, а то и вовсе Святослав Рабинович. Смех смехом, но свои личные проблемы культурной и этнической самоидентификации они переносят на цельный и тысячелетний русский народ и пытаются навязать ему свои комплексы… Они, половинкины, это глубинное отторжение чувствуют, и порой даже пытаются «понять» русское, пробиться к нему, порой даже совершенно искренне. Но тут же совершенно серьёзно обижаются, когда русское от них молчаливо закрывается. Обижаются надолго, чаще всего — на всю жизнь. Оно и легче — нырнуть обратно в свой тёплый муравейник, где все такие свои, проверенные, связанные тысячами видимых и невидимых линий. Уютно, сытно. Что ещё российскому интеллигенту надо.»

Со всем можно здесь согласиться, кроме определения, что «наш народ цельный». С этим-то как раз и основная проблема. Явной цельности нет и в помине!  Для тех, кого волнует этот вопрос, отрезвляюще звучат суровые слова всё тех же социологов из Санкт-Петербурга. Представители нашего среднего класса «минимизируют риски, связанные с инвестированием эмоционального капитала.» В переводе с языка фондовой биржи, это означает, что не желают наши самые активные сограждане, без крайней деловой надобности, «общаться душами», делиться чувствами друг с другом.

А всё потому, что, по мнению всё тех же социологов с берегов Невы: «такое рациональное отношение к миру чувств характеризует «глобальное эмоциональное охлаждение».

В целом, элита и средний класс на глазах обосабливаются в существующий отдельно от других социальный слой со своей философией гедонизма, культурой постмодернизма, и даже с религиозными взглядами, протестантскими по –преимуществу. В распоряжении благополучного социального слоя – все необходимые финансовые возможности по утверждению своих взглядов через систему грантов и премий, издания журналов и книг.

«Русский мир» выживает в крупных регионах. Возрождение там издания толстых журналов, деятельности культурных центров, театров с классическим репертуаром –вселяет надежду, что «эпидемия» болезни под названием «общество потребления» охватила далеко не всех.

Но много еще в нас такого, что пока не удаётся выправить Православию. Саму Веру мы только учимся понимать правильно. И это естественно, потому что целое столетие мы были лишены возможности изучать весь православный опыт, обычаи и народные привычки, которые позволяют оставаться в православном духовном мире. Отсюда и затянувшаяся пауза по формированию общих жизненных правил.

Блестящую отповедь дал В. Шорохов идеологами нашей правящей элиты. А точнее «нами правящей», элиты, по духу чужой здоровому государствообразующему большинству, которое создаёт ВВП (валовый внутренний продукт) державы на предприятиях, растит и делегирует детей в войска, в полицию и на вахты!

Совет «элите» дан замечательный: «Не заиграйтесь, господа. На ухабах русской истории и не такие ловкачи вылетали из птицы-тройки на полном скаку, да и терялись в пыли от её копыт, даже имя их исчезало навеки. Надо посерьёзней как-то. И если серьёзно, выход из этой ситуации представляется только один — воцерковляйтесь и обрусевайте как Пастернак или Михаил Тарковский («родным в родную речь войти»), а если не получается или коробит… Сбережений у вас достаточно, счетов на Западе тоже. Дальше сами знаете…»

Эх, еще никогда в истории –мы не были сами себе хозяева. «Проснёмся от спячки - будем!» Уверенность в этом дают все материалы журнала «Сибирь».

Раздел «Вернисаж» стал традиционным в журнале.  В этот раз он посвящён рассказу о жизни и творчестве художника Аркадия Вычугжанина. Читаешь и словно сам становишься частью удивительного мира художников Приангарья. Материал Фёдора Ясникова рассказывает о судьбе выдающегося русского живописца, который «был на пороге тициановского величия!», который жил и трудился в эпоху гениальных художников, подобных Корину и Пластову.

Федор Ясников утверждает: «Творения Аркадия Ивановича Вычугжанина и всех тех, кто нес и самоотреченно несет сегодня живой дух русского реализма, для нас, стоящих на краю инфернальной пропасти, жизненно необходимы, как глоток живой воды». Особенно «в наш… гибельно рационалистический век, когда на смену человеколюбию, состраданию, жертвенности приходят ценности совершенно иного порядка, когда мерилом человеческих отношений становится упругость кошелька…»  

В завершении статьи автор предлагает создать в Иркутске Дом Русского творчества, который бы носил имя Аркадия Ивановича Вычугжанина.

Приложение:
1) Вадим Кожинов «История Руси и русского слова», г. Москва, Экспо- пресс», 2001 г. Стр.36.
2) Там же.
3) «Новый быт в современной России». С.Петербург,2009 г. Коллективная монография.
4) Дмитрий Лихачёв. «Заметки о русском», стр.318.
5) там же.
6) И.А. Ильин «Аксиомы религиозного опыта», издательство Белорусского экзархата,2006 г. Стр.32
7) Дэвид Мемет. «Дети царей и цариц», Москва,2014 г. Стр. 69-70

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную