Вдохновенное волхование

В ЦДЛ презентовали научно-популярное собрание сочинений Владимира Личутина в 14 томах

 
 
 

Представили  издание главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев и ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Алла Большакова
.
Выход в свет многотомного издания – всегда событие. Но в наши дни, как сказал главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев, это – чудо.  Книги были изданы по призыву «Литературной газеты» на народные средства, Скидывались всем миром – кто сколько сможет: от 500 рублей до 500 000 тысяч.                                                               

Алла Большакова, литературовед, критик:   

«Тома составлялись по хронологическому принципу. Издание представляет практически полный свод личутинских текстов.  Не вошли  некоторые ранние произведения– к примеру, до сих пор востребованный читателями «Последний колдун», но написанный, по мнению автора, слабее “Фармазона” или “Крылатой Серафимы”.

В итоге в собрание сочинений вошли романы и повести трех периодов: 1. Поморская хроника и исторический роман  “Скитальцы” о вероискательстве в 19-м веке; 2. Романы, написанные в период горбачевской перестройки - “Любостай”, историческая эпопея  “Раскол”, за которую Владимир Владимирович получил государственную премию России; и, наконец, 3. Постсоветские романы: знаменитые “Миледи Ротман”, “Беглец из рая”, книга размышлений о русском народе “Душа неизъяснимая”  и только что вышедшие “В ожидании Бога»  и “Я ведь брат твой”.

Поначалу затея с изданием казалась несбыточной. Всякий раз казалось: вот-вот издание прекратится. Первый человек, перечисливший деньги, предприниматель Роман Мороз разорился. Но получилось. На сегодня – это единственное некоммерческое собрание сочинений современного писателя.

Был некий внутренний конфликт с издательством, который мы всё-таки преодолели. Издательство мыслило издание как собрание отдельных, независящих друг от друга книг, которые надо немедленно двигать в массы. Мы же, редколлегия, ориентировались на будущее, ставили своей целью  представить прозу Владимира Владимировича в динамике и развитии в пределах определенного литературного пространства, –  чтобы будущий читатель, будущий исследователь его творчества не бегал по библиотекам и архивам, а мог из издания получить нужную информацию.

Личутин – живой классик.  Такого же уровня, как Бондарев или Распутин. И он, конечно же, заслуживает собрания сочинений, а главное, – это собрание  сочинений заслуживает читатель.

Мы живём в плену мифов. Один из них – о невостребованности серьезной литературы.  Лично меня ошеломил такой факт: когда у меня был некомплект, издательство не смогло вернуть из магазинов недостающие тома –   все они оказались распроданными».

Поздравить писателя пришли известные мастера слова, литературоведы, критики и просто читатели.

Первый секретарь правления Союза писателей России Геннадий Иванов  вручил ему диплом Международной премии им. Андрея Платонова и (с намёком на хождения по мукам) бюст А. Н. Толстого.

С ярким, вдохновенным словом выступила член-корреспондент РАН Наталья Корниеко, отметившая сказовую, песенную природу личутинского творчества. В своей речи она также затронула проблему сохранения произведений современных авторов для будущих поколений.

Трогательные слова о виновнике торжества произнёс писатель Сергей Шаргунов. «Вдохновенное волхование», – такое словосочетание подобрал он, характеризуя личутинскую прозу, а самого писателя определил как «переводчика с природного на русский».

«Дивный писатель», – так отозвался об известном прозаике культуролог, критик, профессор Литературного института и общественный деятель Евгений Сидоров.

«Художник редкой музыкальности», – сказал о  Личутине профессор Литературного института Владимир Смирнов.

«Горько, что многие ещё не поняли великолепия и внутренней свободы личутинской прозы. Сладко, когда смотришь на этот до отказа заполненный зал, на людей, для которых она сделалась наилучшим сегодняшним русским художественным словом», – сказал в своём выступлении прозаик Борис Евсеев. - Личутин – живой, накрепко слитый со своими произведениями символ неубиваемого русского слова».

«Это ведь тоже чудо, когда писатель и научный редактор находят друг друга, - подчеркнул  литературовед, профессор МПГУ Владимир Сигов. - Издание  состоялось во многом еще благодаря энтузиазму Аллы Большаковой, её самоотверженному труду».

Во время творческого вечера было сказано немало слов о традициях Василия Белова, Степана Писахова, Николая Лескова. Вместе с тем отмечался собственный стиль Личутина, не похожий ни на какой другой.

Дополняя сказанные добрые слова, на вечере демонстрировались кадры из документальных фильмов о Владимире Личутине. Подлинным украшением встречи стало выступление вокалистки из Великого Устюга Елены Пятницкой, которое гармонично вплелось в сюжетную канву мероприятия.

 

Борис Евсеев, прозаик,  лауреат государственной премии России

ЧАСОВНЯ ЛИЧУТИНА

Проза  Владимира Личутина не дидактична, но открыто нравственна. В неё входишь как в чисто вымытую и выскобленную избу, где в каждом углу, под каждой накидкой и книжечкой живёт что-то заветное, свято хранимое.

Жизнь каждого отдельного слова в прозе Личутина удивительна. Порой одно слово стоит целой истории. Или за словом история –  даже небольшая повесть –  вырастает. Слова «оследился», «спузырился», «голова ковыльная», «ествяная привада» звучат как северо-русский музыкально-словесный неповторимый лад.

Проза Личутина молода. Не странно ли звучит для писателя давно разменявшего седьмой десяток? Ничуть. Его неистрёпанные упругие слова создают новые неожиданные культурные контексты. Новые культурные контексты – создают реальное, а не мнимое ощущение «молодости» текста. А молодость текста, по сути, и есть художественная информативность.

Проза  Личутина исторична, в ней не только гул ушедших веков, но и предвиденье будущего. Да, проза Личутина прозорлива.  Словно какой-нибудь отшельник-северянин, он прозорливо занялся построением неповторимой деревянной, без единого «иностранного» гвоздя Часовни русского языка…Только не нужно думать, что Личутин – «упёртый» архаист. «Его северные пи?сьма» – как современные иконы: они учитывают  даже ХХ1 век. В прозе Личутина  нет «культурного принуждения» времени, однако культурные «шевеления» и нашей, и предшествующей эпох в ней ощутимы и зримы.

Русская проза несказанно богата. По самому скромному счету в ней семь  школ прозаического письма. Личутин принадлежит к Северной школе. Когда Борис Шергин принес свою рукопись в один из московских журналов, его спросили: «На каком языке вы пишете?» Ведь и тогда  (да и  сейчас!)  многие знали и язык лишь по газетам. И хорошо, если по «Литературной газете».  В романе «Беглец из рая» я прочитал: «Ведь кто-то сказал однажды, что вначале было Слово, и это слово было Бог. Но никто не сказал, отчего слово не воробей, его не залучить сладкой приманкой. Оно живет само по себе и особую силу имеет. Неправильно сказанное слово, не правильно и действует».

Личутин – любомудр-философ. «Несколько грустных уроков заимел я по смерти родительницы», - пишет он в четвертой части романа «Беглец из Рая». На такие вот грустные философские уроки Личутин большой мастер. Но ведь не от сладкого крепнет душа человеческая, чаще – от горечи. Чем горше жизнь – тем правдивей и ярче проза!

Горько, что многие еще не поняли великолепия и внутренней свободы личутинской прозы. Сладко, что некоторые поняли, и она сделалась для них наилучшим сегодняшним русским художественным словом.  Как раз перед войной 1914 года Есенин написал: «Если крикнет рать святая:/ «Кинь ты, Русь, живи в раю!»/ Я скажу – «Не надо рая/ Дайте родину мою!» Русский язык – тоже родина,  одна из мощнейших мировых стихий, наряду с огнём, водой, землей, воздухом и эфиром. Владимир Личутин писатель, который хочет не просто перебирать архаические пласты: он в стихии русского языка, в своей родине хочет отыскать истину. Но ведь пока не убежишь из рая, пока не лишишься эмпиреев, –  истину не ухватишь. И высказать эту истину следует в определённой форме, через определённый лад и образный строй. Апостол Филипп сказал: истина  не приходит в мир обнаженной. Она приходит в образах и символах».

Владимир Личутин и есть живой, накрепко слитый со своими произведениями, символ неубиваемого русского слова.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную