Молодо, да не зелено

Обзор январского выпуска литературно-исторического журнала «Александръ», №1 (40) за 2020 год

Даже не склонному к мистике читателю не может не броситься в глаза игра цифр и чисел: юбилейный 40-й номер журнала (20+20) и причудливое чередование двоек и нулей в дате. Журнал молод, но не настолько, чтобы относиться к нему снисходительно и панибратски, он уже порядком возмужал, как издание и представляется уже не мальчиком, а мужем, зрелым и основательным.

Первый номер наступившего года – не исключение, хотя целиком отдан молодым. Поймал себя на уступительным союзе «хотя», зная, что что творчество молодых ни в каких бы то ни было уступках не нуждается.

Более того, в заглавной статье номера Андрея Тимофеева «Отцы и дети в современной литературным процессе», полной молодого задора и дискуссионного огня, утверждается пафос приоритета чистоты, девственности, отсутствия политической заторенности и дидатического указывающего перста. Не скажу, что, мол так и хочется, «задрав штаны», бежать за Андреем Тимофеевым, но по прочтении стихов малой прозы молодых авторов номера, непроизвольно соглашаешься с тезисами Андрея.

Чем же привлекло меня нынешнее издание и взволновало ли?

Спрятать сердце нельзя под листвою страниц
Могут вырвать и сжечь беспощадные звери,
Я тебя выделяю из тысячи лиц.
Губы шепчут: «Привет». Сердце – «я тебе верю».

Читал я каждое из восьми миниатюр далеко не «тихой» лирики Екатерины Ровдо из Минска (с. 75-77) и завидовал читателям, которые в новый год встретятся с ними. А сам под каждой из них по давней учительской привычке ставил высший балл и нагружал его несколькими плюсами.

А как еще можно оценить, например, стихотворение «Книги… Они ведь по сути плакаты». А мне вспомнился гимн книги «Повесть временных лет» - «Книги суть реки, наполняющие вселенную».
Разве мы, читатели, не вскроем здесь феномен прецендетности, т.е. непроизвольную связь творческих линий с отечественной традицией.

Вспомним оценку А. Пушкиным поэтических опытов нашего земляка Евгения Боратынского: он «мыслит» и глубоко «чувствует».

Вот это сочетание мысли и глубокого чувства мы найдем у Татьяны Курмазин из Минска.

Смотри в глаза угрюмой пустоте
И насладись свободой и покоем.

А Никитенко из Витебска погружается в неизведанное поэтическим словом: «Шатания», «Индия», «Сон Акия». А «Поэтесса» просится на сцену.

Кира Марченко из Брянска в поиске отгадок разгадок секретов слова, его потаённого смысла, наконец, сверхзадачи его вступления в связь с другим не менее многозначного слова.

Искренность и глубина чувств Влады Баронец из Санкт-Петербурга:

И каждого родившегося боль
Я чувствую. И каждый смертный бой
Во мне звучит чужим сердцебиением.

В глубину медитативных раздумий погружаешься вместе с Елизаветой Мартыновой (Даниловой) из Саратова.

Считаю, что из семнадцати поэтов представленных в журнале, восемь имена женские. Они по боратынски умеют мыслить и чувствовать, ибо у большинства – филологическое образование и по пушкински пробуждать «Чувства добрые».

Более всего меня воодушевила зимняя сказка «На цыпочках по радуге» Ольги Луценко.

Хочется особо выделить жанр рассказа-миниатюры Алёны Шамысовой (Старцевой) г. Сыктывкар). На семи страницах журнала уместилось 23 рассказа. Какая находка для родителей, учителей и их питомцев. Живо напомнило умные книги – «Что я видел» Б. Житкова и «Лесную газету В. Бианки.

Умная книжка всегда такова (а «Солонка с сюрпризом» именно такова!) и потому, уверен, будет востребована…

Итак, выездное заседание секретариата Союза писателей России «Старик Державин нас заметил. Вопросы творческого наставничества», подготовленный главным редактором Анатолием Трубой, который прошёл в Мичуринске и Тамбове и о котором дан развёрнутый отчёт в журнале №1 располагает богатым материалом, опубликованным на его страницах.

До новых встреч, в Новом году, молодые авторы! И, конечно же, читатели!

Обозреватель Василий ПОПКОВ

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную