БЛОК И АВРУТИН … И чудится, что в мире ты один, Один поэт читает другого поэта. Читает ночами, читает «истово», примеряя на себя его судьбу: «Я тоже бы принял чужого младенца, // Когда бы младенца она принесла». Читает так, словно хрестоматийный, антибуржуазный, «огнедышащий» Блок, «трагический тенор эпохи» (по определению Ахматовой) всё ещё не прочитан нами. С блоковских времён прошло сто лет, и России понадобился новый трагический голос в поэзии. Не читатель, а собеседник Блока, Анатолий Аврутин преодолевает время и перекликается с любимым поэтом в своих мыслях о Родине. А. Блок: «Пыльная», «больная», «забытая» Отчизна, «где стылые дуют ветра, // Где вечно забыты суровой судьбины уроки»; холодная, сумрачная Родина, которую Анатолий Аврутин видит «вечно пропитой, вечно – страшащейся», пронизывает всё пространство его поэзии. Россия Аврутина – это страна-жертва, отданная на растерзание силам зла: Как будто бы из всех родимых мест Отчизну, «где монахи крадут, // Где Антихрист стал страстно молящимся», некому защитить: «…чей-то голос кличет Пересвета, // А в ответ: «Все наши полегли…»; «И горячим июлем // Всё избы горят по России, // Ибо некому стало // В горящую избу войти…». Последнее, что осталось, - сыновняя любовь к Родине и к её народу. Но и она в этих обстоятельствах принимает болезненные, мучительные формы: И в душе запеклась, Трагизм восприятия судьбы своей страны доходит у Аврутина до предела, и порою вслед за ним читатель испытывает «только ужас – Отечеству равновеликий»: Есть два понятья – Родина и смерть, В душе Блока ещё могли рождаться феерические надежды и дерзновенные мечты. Он то прозревал в России новую Америку (неизведанную страну, которая поразит мир своей экономической мощью), то угадывал в метельном вихре революции второе пришествие Христа, избравшего своими апостолами рядовых красногвардейского патруля. Но у Аврутина, который скован событиями новейшей истории, нет таких надежд. Двадцатый век остался у него за спиной. Революция, братоубийственная гражданская война, создание невиданной доселе цивилизации – Страны Советов, бешеные темпы строительства, репрессии и сталинские лагеря, четырёхлетняя битва с фашизмом, и наконец - крушение СССР и установление товарно-рыночных отношений на постсоветском пространстве… Носить в своём сердце, переживать и ежедневно осмысливать такой исторический опыт способен не каждый поэт. В этом смысле Блоку было легче. Легче и тем современникам, кто старается не заглядывать в эту чёрную, дымящуюся, гигантскую воронку. Анатолий Аврутин – один из тех художников слова, кто осваивает это трагическое пространство, преодолевая нестерпимую боль, от которой пока что не придумали средства.
«ЦЕЛАЯ ВЕЧНОСТЬ УТРАТ» Вот стихотворение Аврутина (по моему мнению, одно из шедевров его лирики), особенно характерное для его творчества и проникнутое «аврутинской» исторической безысходностью: Не со щитом, так хоть на щит… Неужто, вовсе ни о чём, Хоть сечь опять сменяет сечь, А следом – новая напасть, Опять идут за татью тать, Не всякий павший – знаменит… Родная для Аврутина Беларусь особенно пострадала во время Второй мировой войны и стала в прямом смысле «полем брани». Но поэт намеренно расширяет географические и временные рамки стихотворения, снова вторя Блоку («И вечный бой! Покой нам только снится…»). «Только утраты, утраты, утраты – целая вечность утрат», - констатирует Анатолий Аврутин, характеризуя двадцатый век. Эти утраты и страдания людей конкретизированы в стихотворении «Грушевка», где солдатские вдовы «смывали с одёжки войну», стирая «обноски ребячьи // Да мелкое что-то своё», и лишь одна из женщин – счастливица – «рубаху мужскую // В тугую крутила спираль». Такова печальная бытовая статистика послевоенных лет. Сапожник, себе в ущерб, бесплатно чинит мужскую обувь, «… если редкий клиент // На верстак его старый // Ставил пахнущий порохом грубый башмак // Иль кирзовый сапог, не имеющий пары» («В сорок пятом сапожнику трудно жилось…»). Вот, с лагерным номером на руке, «курит женщина, слёзы прячет» («Курит женщина в коридоре…»). Драматическая линия излома иногда проходит внутри одной семьи. Отец («Служил у белых… Умница… Хирург…»), так и не смирившийся с советским названием Ленинграда, в 41-ом году гибнет «за Петербург», сражаясь в отряде народного ополчения. Его сын (очевидно, блокадник), доживший до сегодняшних дней, не признаёт новых реалий «…и Ленинградом Петербург зовёт - // Не говорите с ним о Петербурге!». Но разве кого-то из них – отца или сына – мы можем назвать неправым?! Так и текут – мир этот в мир иной – Да возможно ли и самому поэту разорваться между прошлым и настоящим? Ведь и он родился в той стране, которой сейчас уже нет: «В двадцатом столетье осталась страна, // Меня снарядившая в эту дорогу». Стихи Аврутина, посвящённые своим детству и юности, проникнуты особым чувством невозвратного счастья. И это не просто ностальгия по прошлому, по бесшабашной, полной сил молодости. Это печаль по уникальному времени, которое никогда не вернётся. Анатолий Аврутин родился в 1948 году и принадлежит к поколению, которое можно назвать «детьми победителей». Несмотря на скудость быта, послевоенная атмосфера в СССР была наполнена оптимизмом и верой в светлое будущее. Страна, обескровленная войной, постепенно приходила в себя, и казалось, что каждый день приносит что-то новое и улучшает жизнь. «Какая мостовая – а по ней // Какой же чудо-обруч гонит Юрка!». Пусть не у тебя, а пока только у соседей, но всё же появляются новшества техники. Например, телефон. И патефон. «Его за ручку можно покрутить - // Тебе дадут, ты ночью в сад не лазил….». Любимое обиталище подростков - неуютная товарная станция, «где души светлели от копоти чёрной // Под старою башнею водонапорной». Обитатели полуголодного переулка претерпели немало бед – «но били в корыта весёлые струи, // И имя Господне не трогали всуе…». А вот годы молодости. «Порою - по три дня ни хлеба и ни денег», зато на книжном базаре можно купить «запрещённых» авторов. И снова – каждый день влекущая новизна: Уже в ходу Бальмонт… Ещё не издан Ганин… И пусть молодой поэт – пока лишь деповский рабочий в промасленной телогрейке. Зато среди тяжёлой работы он мечтает о том дне, «…когда придёт ответ в расцвеченном конверте, // Что вдруг твои стихи отобраны в печать…». Какие там цены на колбасу?! «Чудесная пора… Газета – две копейки, // А за копейку даст напиться автомат». Но где же сегодня заветный переулок детства - место лучезарных надежд и крылатых мечтаний? Он погиб вместе с эпохой, которую вынес на своих плечах: Где дом мой? Картаво проносят вороны Если патефоны, примусы и корыта естественным образом уходят в прошлое, повинуясь техническому прогрессу, то безвременно утраченные человеческие жизни – жизни друзей и ровесников – безусловно на совести «злобного и гулкого века»: Всё сплыло… Всё в Лету бесплотную сплыло – Не пригодились на постсоветском рыночном пространстве и друзья-писатели – бессребреники, «слепцы и поэты», наивно мечтавшие о том, что «скоро – первая книга, // Наверно, пойдёт нарасхват…». Умеющие дружить, но лишённые привычки бороться за место под солнцем, они тоже погасли, как свечи на ветру эпохи: Не толкались друзья мои – Анатолий Аврутин не вершит своего суда над историей, не зачитывает приговоров тем или иным политикам – он лишь заставляет нас задуматься над происходящим. И всё же многие его строки звучат как горький упрёк в непоправимости содеянного. В сердце поэта нет радужных надежд, и лишь стоицизм ещё ведёт его по жизни: В двадцатом столетии… Горе уму,
«…ОТЗОВЁТСЯ ТОСКА МИРОВАЯ» Анатолий Аврутин – поэт, необычайно остро ощущающий быстротечность жизни, краткость земного бытия, бессилие и одиночество человека перед лицом вечности. Эта философская составляющая усиливает и без того невесёлый социальный мотив его стихов, ставя человеческое бытие на грань трагедийности. Один среди вселенской воли, Скорбел, что так оно промчало, И это тихое звучанье Соединяя «в миг сквозной» остроту одиночества («Стою один… Не понятый никак», «И вдруг станет ещё одиноче // От того, что гульба вдалеке», «Каждый – в своём одиночестве») с бренностью жизни («Мы пришли и уйдём… // И от нас ничего не останется», «О, эта жизни быстротечность, // Где вечность жаждет тишины», «Сосёнка шумит над обрывом, // А корни подмыло уже…», «Свет остановится в бледных очах, - // Значит, так надо….»), Аврутин не раз подчёркивает, что такова же юдоль и русского поэта: Писать стихи, пить водку, верить в Бога… Невостребованность высоких помыслов, прозаичность жизни и приземлённость мечтаний, ставшие нормой человеческого существования, ранят поэта больше, чем «худые башмаки», чем «в кармане дыра, и в убогой котомке - дырища». Есть у Аврутина стихотворение «И солнце в зените. И, радостный, я…» - о некогда модной песне «Гренада»: Все знали, конечно, что автор – Светлов. Бесхитростная история «Гренады» - о том, как во время гражданской войны простой украинский парнишка покидает хату и уходит сражаться, «чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Юный красноармеец гибнет («отряд не заметил потери бойца») не за свой земляной намер, не за собственное корыто, а за далёкую «Гренадскую волость» в Испании, которую он всего лишь «в книжке нашёл». Вот уровень притязаний, вот мера бескорыстия и возвышенность задач, достойные человека! Аврутин подчёркивает, что гибель безвестного мечтателя не оказывается напрасной: ведь «землю – в Гренаде! – крестьянам отдать // Давно, между прочим, успели» (поэт имеет в виду, что в Испании прочно утвердились элементы социализма). А русские ребята снова идут в бой, но уже не знают – за что и за кого? И снова на бархат похожий закат «Новые песни придумала жизнь. Не надо, ребята, о песне тужить!» - уверял Светлов. Не знал он, какие песни «придумает жизнь». Корпоративный мажор, буржуазный гламур – вот что сегодня горланит «молодость мира». Хороша или плоха была страна, объединявшая шестую часть суши, - но она подвигала человека на грандиозные задачи, на дерзновенный полёт мечты, на безудержную смелость замыслов. Отбери у человека такую возможность – и его существование становится бессмысленным. Вот отчего у Аврутина «…бесцельная жизнь остаётся единственной целью»; «…нам нечего сказать, нам некого беречь – // Последняя звезда сгорела в травостое». «Только грохни ведром – отзовётся тоска мировая…». Эта мировая тоска по возвышенному смыслу жизни и связанное с ней ощущение бесцельности пути в поэзии Аврутина часто выступают как образ темноты или тьмы («извечной тьмы», вселенской тьмы»): «Опять недолог день… // Бредёшь меж тьмы и тьмы…», «Вновь темнеет… Резко… Скоро…», «…Тёмен полдень, тёмен день. И живёшь вчерне…», «Тьма во тьму переходит, что хуже всего…», «Не темноту презрев, но тьму, // Напрасно вглядываюсь в полночь…», «Ты всё бродишь по свету, не зная, что кончился свет». О, дайте свет! Пусть тусклый, пусть неверный, Свет – противоположность тьмы – олицетворение смысла жизни и надежд на будущее. «Дайте свет!.. Хоть бы капельку света, // Хоть бы тихую строчку, // Чтоб громко воскликнуть: «Живём!», - заклинает поэт. «Только б видеть и видеть, // А всё остальное – не в счёт». Свет нужен «забытому народу», тому «смурному мужичонке», который не только «с получки ночует в бурьяне», но и «…ловок // Венец за венцом возводить колокольню». Он терпеливо вынесет физическую боль, но с укоризной пожалуется на боль душевную: «Кто заступник народный?.. // Чего он опять не идёт?..» И всё же бывают восхитительные минуты, когда свет открывается взору поэта. «Но какой горизонт! // Но какой горизонт просветлённый!» И опять на песке блики белого-белого света, В такие мгновения невольно рождается мысль о том, что «тьма – предвестье будущего света», и надежда на спасение неразрывна с судьбой Родины: Россия… Родина… Рябина… Парят… Схлестнулись в этом пенье, Продолжая лучшие традиции русской лирики, Анатолий Аврутин прочно утвердил в поэзии свой голос, свою интонацию. Ему выпала не самая лёгкая задача - пронести классическую лиру «сквозь сумрак времён», быть провидцем и стоиком в чуждой ему по духу стихии. Но рукописи не горят, и жизнь не окончена. |