Алексей ТАТАРИНОВ
Лермонтов как русский герой
Бондаренко В. Лермонтов. М.: Молодая гвардия, 2013.

Новую книгу Владимира Бондаренко я читал в Пятигорске. Здесь календарь подчиняется думе о Михаиле Лермонтове. Пять часов до Нового года – юный поэт оставляет очередную возлюбленную и удаляется прочь от житейского тепла. Опустевший город приходит в себя после праздничной ночи – скоро будет завершен удивительный «Валерик». Дня через два уставшие от отдыха туристы подтягиваются к официальному месту дуэли – на закате январского дня Лермонтов, преданный товарищами и постсоветскими биографами, отказывается от выстрела в Мартынова. Все у В. Бондаренко происходит сейчас . Жизнь, начавшаяся 200 лет назад, - не только мистерия настоящего , но и фатально нарастающая борьба: происходит защита поэта или совершается его повторное убийство.

Город у подножия Машука хранит память русского поэта. Автор книги – против Пятигорска. У «летнего филиала Петербурга», устроившего оранжерею пустоцветов в центре горной пустыни, нет оправдания. В. Бондаренко – против Петербурга: столица империи многое сделала для изгнания гения не только из аристократических салонов, но из самой жизни. Лермонтов должен был держаться Москвы: старорусский мир умел прощать ошибки и ждал новых стихов. Ему стоило больше ценить пензенскую и костромскую земли, возвращавшие чувство малой Родины. Поэта ждал Великий Новгород с исцеляющим морозом и снежными легендами.

Бондаренко – не против Кавказа: когда Лермонтов уходил в горы, он прорывался к своей истинной природе, связанной с Верхом и Низом, Раем и Адом. На опасной высоте совершалось преодоление тягостной горизонтали , которая размазывала его по «светскому и лживому Пятигорску». В битве пространств, столь значимой для автора, особое место занимает Шотландия – первая земля Лермонтова, где стал мифом средневековый Томас Лермонт (Рифмач), возможно, определивший стремление русского потомка познать духовную правду мистическими, а не каноническими путями. В. Бондаренко уверен, что, встречаясь с черкесами, сражаясь или дружески общаясь с ними, наш поэт узнавал в себе шотландского горца. Североевропейский воин, живший в родовой памяти Лермонтова, помогал ему быть русским героем. Националистического пафоса здесь нет. Есть пафос имперский, соединяющий разные крови в строительстве Русского мира.

О сложных эпизодах биографии В. Бондаренко пишет как взрослый мужчина, способный оценить нравственные движения давно ушедших людей. Портреты волевой бабки с тяжелой любовью, деда с театральным самоубийством, рано, слишком рано умершей матери, отлученного от сына отца – не просто знак формальной солидарности с давно известными фактами, но персональный опыт автора в осмыслении родовой стратегии лермонтовской судьбы. Да, он с детства был «подсажен» на большие деньги, избалован вниманием. Да, не мог отделаться от влияния Е.А. Арсеньевой – бабушки, зорко следившей за исполнением своих наказов в жизни внука.

Лишенный родителей, вырос Михаил не ответственным создателем очага, мечтающем о спокойной старости, а дерзким охотником, ищущим интригующих поворотов в бесконечном любовном сюжете . Бондаренко не скрывает: лучшей женой могла стать Мария Щербатова. Но больше всего Лермонтов любил свою любовь, поэтические вариации неповторимого чувства, а не женщину, готовую идти по житейским дорогам. Она приносила вдохновение, но недолго держалась в сознании, «подменяясь универсальными проблемами поэзии и метафизики». Житейскому счастью – конечно, убыток. Искусству – новые высоты.

Сложнее согласиться с В. Бондаренко, когда он обнаруживает позитивные моменты в порнографических фарсах «юнкерского периода». Действительно ли они помогают ищущему поэту преодолеть романтизм и, выбрав на время грязную, заплеванную землю, идти навстречу реализму? Скорее они свидетельствуют о наличии запущенной язвы – демона сарказма, желающего убедить в низости человека, съеденного распущенным телом, в его готовности смешаться с прахом в самых пакостных формах этого нижайшего из соединений. Следы мучительного цинизма есть и в «Демоне», и в «Герое нашего времени».

Типология эпох – одна из центральных проблем книги. В. Бондаренко находит у царя Николая и Владимира Путина одну, фатально повторяющуюся ошибку: борясь с опасной для страны революцией, они опираются на серость, на жиреющих лицемеров, догрызающих куски, украденные и у самых обездоленных соотечественников. Страх перед талантом и доверие к мелким подпевалам туманит сознание нашей власти, советует ей хвататься за лапы вампиров, сумевших в очередной раз притвориться достойными традиционалистами. Они – эти двуличные бездари – и привели Лермонтова к смерти. Так считает Владимир Бондаренко .

«Герой нашего времени» заставил царя стать классным литературным критиком, объяснившим, чем опасен главный персонаж романа, и почему самодержцу нравится Максим Максимович. Драма заключается в том, что Лермонтов считал себя обязанным писать о Печорине постоянно: перенося его на небо, отправляя на поля кавказских сражений или на петербургский бал. И совсем не собирался долго размышлять о Максиме Максимовиче. Царь желал высокой дидактики, требовалось новое «Бородино». Поэт шел своей дорогой, на которой было мало смирения.

Логика исследования, проведенного В. Бондаренко, подсказывает: Лермонтов построил действительно суровую модель взаимоотношений с миром, выступив против трех властей – светской, духовной и нравственно-бытовой. Так ли уж необходим властям рискующий поэт, далекий от нормативности? Удобнее скромный офицер, предсказуемый прихожанин, верный семьянин. Таким человеком Лермонтов никому быть не обещал.

Думаю, что для В. Бондаренко Лермонтов – не только мистический гений, но и воинствующая правда русской молодости. С ним не состаришься раньше времени! Обретенные системы спасительной жизни – у Достоевского, Толстого, даже у Гоголя, пытающегося задавить иронию. Лермонтов – другой. Страстной мечтой он гонится за красивой девчонкой, переходит к молитве и поднимается в небо, чтобы сойти на землю, наброситься эпиграммой на Мартынова, и вскоре оказаться в центре схватки с горцами. Автора восхищает умение Лермонтова быть разным: ребенком, повесой и старцем, всегда обманывающим узкие горизонты ожиданий. В нем было очень много жизни.

Поэтому ясен ответ Бондаренко на часто повторяющийся вопрос: не является ли рискованная жизнь Лермонтова, а также все его творчество, обращенное к сюжету смерти , плохо скрытым самоубийством? Не декадент ли Михаил Юрьевич, годами искавший собственного уничтожения? Ведь можно вспомнить его «дурной характер»: и «товарищей оскорблял», с «женщинами недостойно играл», «вскрывал пакеты с чужими дневниками». А ведь есть еще Владимир Соловьев, который на закате дней обвинил Лермонтова в тяжелейшей форме демонизма, призвав не читать поэта ради заботы о его душе, свалившейся в ад во время знаменитой пятигорской грозы.

В. Бондаренко отвечает: Лермонтов умирать не собирался, был русским героем, а не суицидально настроенным романтиком. Отсутствовала низость в его благородной душе, он не делал смерть собственными руками. Был подло убит, предательски застрелен на взлете. Его преждевременный уход отнял у нас «русского Шекспира», которым мог стать Лермонтов в годы расцвета. В. Розанов писал о «вечно печально й дуэли». Позиция В. Бондаренко – вечно преступная дуэль .

Мартынову – никаких оправданий! «Напыщенный самовлюбленный позер» прекрасно знал, на кого поднимает руку. Бездарный литератор, внимательно прочитавший «Героя нашего времени», не только обиделся на присутствие в романе своей сестры, но и усвоил дуэльный сюжет , представленный Лермонтовым. Никуда не денешь страх лечь в землю Грушницким, слишком очевидно желание Мартынова переписать роман, взять состоявшийся текст – и изменить его! А заодно вползти в историю, зацепившись за гения, нагло выставленного из жизни. Лермонтов не хотел стрелять. Мартынов в упор расстрелял товарища. И все свидетели, бросившие убитого поэта под ливнем, молчали до самой смерти. А за ними – Николай Первый, Бенкендорф, Нессельроде, французский посол со своим сыном. Впрочем, не только они.

Из двух источников гибели – обнаженной души поэта и усилий внешних врагов – В. Бондаренко отдает предпочтение второму, поэтому меньше внимания уделено поэме «Мцыри», способной разыграть перед читателем трагедию угасания в мире, так и не ставшем своим. Из двух ключевых сюжетов лермонтовской судьбы – социально-психологического и мистического – автор детальнее разбирается с первым, поэтому «Герой нашего времени» плотнее, материальнее присутствует в общем замысле книги, чем поэма «Демон».

«Суровый русский северный путь» - основная концепция прочитанной нами книги. Лермонтова, увиденного Бондаренко, мог нарисовать Константин Васильев: «Жена севера», «На севере диком»… Эти стихотворения представлены В. Бондаренко как личная исповедь – слово человека, рожденного в Петрозаводске. Дожив до старости, стал бы Лермонтов близок васильевскому «Человеку с филином», парящему между заснеженным лесом и холодным небом с мерцающими звездами ? Да, Лермонтов – «несостоявшийся народный богатырь». Но ведь путь павшего творца проходят его стихи, пылающие яркой свечой, поднимающейся из трагически сгоревшей жизни.

Читайте также:

Елена Вешкина ЛЕРМОНТОВ: МИСТИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ
Пётр Калитин. О РУССКОСТИ ЛЕРМОНТОВА
Андрей Рудалёв. К 200-ЛЕТИЮ ЛЕРМОНТОВА
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную