Наталья ТЕРЁХИНА,преподаватель ГБОУ СПО «Старицкий колледж»
Живая вода Николая Иванова
Исследовательские материалы к уроку по произведению Н.Ф. Иванова «Брянская повесть»

21 век - время сверхзвуковых скоростей, бешеных ритмов жизни. Каждый мчится к своей цели ( хорошо еще, если цель достойная), старается чего-то добиться, схватить, успеть… Успех, успешность – вот, что сейчас определяет вес человека в обществе. В погоне за миражами мы порой забываем о нашем предназначении – быть не роботами (будильник – кофе – метро – работа – метро - компьютер – сон), а людьми, человеками ( отсюда «человечность»), то есть помещать в свое жизненное пространство окружающих, уметь видеть тех, кто нуждается в помощи, не проходить мимо чужой беды, уметь вовремя поддержать, спасти, просто согреть теплым словом. Делать на дороге жизни остановки внимания, доброты, любви…

Новелла Н.Ф. Иванова «Брянская повесть» учит нас делать такие остановки, быть милосердными, внимательными к людям. Писатель утверждает очень важную мысль – семечко сострадания, брошенное вами в мир, взойдет обильными всходами, и если каждый будет совершать добрый поступок, отступят силы зла и не смогут одержать победу в борьбе за человеческие души жестокость, цинизм, равнодушие,... Эта идея мастерски воплощается автором на всех уровнях композиции текста, и в первую очередь, на уровне фабулы и сюжета.

Сюжет новеллы несложен. Автор – рассказчик едет в Крестовоздвиженский монастырь за целебной водой для тяжелораненого друга. Ему необходимо успеть вернуться в Моздок до повторной операции Лешки, поэтому машина летит по шоссе на предельно возможной скорости. Но, как бы он ни торопился, не может проехать мимо старушки, спешащей в непогоду к своему деду, мимо подростка, замерзающего на остановке. И вот уже на окраине Севска, куда стремился герой, происходит авария. Удивительно, но рассказчик остался жив, не пострадал и автомобиль, на всей скорости влетевший в сугроб. Шоферы других машин, подоспевшая милиция помогают выехать застрявшей «Реношке», а монашки Крестовоздвиженского монастыря несут целебную воду к шоссе. Действительно, то добро, которое делал герой для людей, возвращается к нему по закону бумеранга.

Рассказ весь пронизан любовью. Любовью к человеку, к Родине. Автор создает необыкновенно обаятельный образ старушки: «Бежала уточкой, норовя обогнать свою палку – костыль… кивнула то ли мне, то ли небу за помощь и снова побежала, переваливаясь уточкой, к своему слепому деду-селезню». Вслед за автором нас восхищает красота этой простой женщины: ее внутренняя интеллигентность: « Прежде чем сесть, сбросила дождевик, как в деревне снимают галоши перед тем, как войти в дом. Смотала брезент в рулон, прижала к животу: если испачкает, то себя», ее жизнь, наполненная трудом, о чем говорят детали - увитая венами рука, лежавшая на клюке, ее замечание о том, что они (т.е. колхозники ) все работали, и то, что родила и вырастила пятерых детей, и ее трогательная забота о муже – отправилась в непогоду в дальний путь, чтобы отнести старому очки. Она мудра: « А ты не летай быстрее своего ангела, - утихомирила попутчица, всё замечая. - Раз сдерживает в пути, значит, хранит от беды, которая может ждать тебя впереди». И то, что с недоверием относится к проявлению бескорыстия (незнакомец предложил подвезти), говорит не только о тотальном равнодушии современного общества, но и о том, что привыкла всегда полагаться на себя в своей нелегкой жизни и быть благодарной за малое.

С большим сочувствием относится автор и к пареньку, который едет в свой день рождения к крестному. Мальчишка бедно одет, он голоден, у него нет денег на билет, но он не ожесточился душой, сохранил веру в добро: «А я всё равно думал, что кто-то добрый найдётся и не даст замёрзнуть… Это мне? Всё? – голос его дрогнул, в глазах показались слёзы. Не удержавшись, покатились по худым щекам, булькнули в компот. – А я еду и есть хочу. Еду и хочу есть»... Замечательный подарок получает Лешка в свой день рождения – не только пир в придорожном кафе, но самое главное – заряд доброты, который помогает ему укрепить веру в человека.

И даже гаишники, несмотря на подставу, ( не случайно используется параллелизм: «Не знаешь, что лучше: Кавказ со своей наглостью или родная глубинка с подвохом…) ведут себя гуманно – майор лезет в мотор «Реношки», вызывает трактор.

Главным героем является сам рассказчик. Именно он источник любви и света. Его глазами любуемся мы старушкой, по-доброму улыбаемся ее словам и жестам, подмечаем чистоту и простодушие паренька, вместе с ним мы прощаем капитану хвастовство : «Неделю назад в Нальчике летали на усиление…». Это он способен увидеть внутреннюю красоту души каждого, встречающегося на пути, и выявить, раскрыть эту красоту. Как не вспомнить Иешуа – «злых людей нет на свете …» Это особый дар – создавать вокруг себя пространство щедрости и благородства. Для автора характерно редко встречающееся в наши дни сочетание доброты , силы, великодушия, самоотверженности, скромности. Он воин, прошел Афганистан, служит на Кавказе, в Чечне, не раз бывал в бою, «лежал под огнем артиллерии». Еще вчера в Моздоке видел раны и страдания солдат. Поэтому и пейзаж мирной Брянщины он воспринимает, как военный: «Молоденькие деревца, летом зелеными солдатиками бежавшие по косогору в атаку, сейчас, убеленные седым инеем, выходили из боя по колено в снегу.» Он мужественный, волевой человек: «Последний раз перед опасностью закрывал глаза при первых прыжках с парашютом, будучи лейтенантом…». Надежный товарищ - ради спасения друга Лешки он летит за тысячи километров, самоотверженно выполняя его просьбу.

Остальные персонажи (игуменья, «воронята»- монашки, «сибиряк», мужик-механизатор, водители на дороге) – все задействованы в поле добра и света. Таким образом, уровень системы персонажей также способствует раскрытию авторского замысла.

Произведение называется «Брянская повесть» (новелла). Так повесть или новелла? Какова жанровая природа этого художественного текста? «Брянская повесть» - небольшое произведение, которое имеет необыкновенно емкое, глубокое содержание, как считает сам автор, « вмещает множество событий и судеб, тем и мотивов». Действительно, в рассказе 14 персонажей, не считая коллективных образов монашек, водителей, и у каждого есть, созданная несколькими штрихами, своя судьба, свой характер. Такое количество действующих лиц обычно для повести.

Событие связано с понятиями времени и пространства, выполняющими в произведении особую функцию.

Время у Иванова - сложная категория. В произведении есть реальное время - несколько часов на трассе, в течение которых с героем происходят истории, составляющие основу сюжета. Реальное время представлено деталями современной российской действительности, трудной для многих: для бабули в плаще, «сшитом во времена развитого социализма», и для паренька, забывшего, когда сытно ел, и для мужика – бывшего колхозника, и для гаишников, не от хорошей жизни устраивающих подставы. В нашей современности «хохлы» и молдаване – иностранцы, «Беларусь» - «то ли брат, то ли сестра».

Несколькими штрихами автор касается недавнего прошлого России, времени начала перестройки: «В Афгане ждали рождения своих детей, на Кавказе теперь – уже внуков. Страна не воспитала замены, Кремль с Белым домом… барахтались все эти годы в нефтяных, митинговых и барахоличьих проблемах…».

Историческое время Советского государства окрашено иронией в сочетании с гордостью и признанием бывших достижений: «…Красная коммуна», «Красный колодец». Не хватало еще какой-нибудь «Красной синьки» - в Питере в двадцатых годах называли так завод, выпускавший побелку. Но там был революционный подъем, а тут едешь как на быке», «…малого росточка мужичок» - «наверняка пахал колхозные поля» (совсем недавно еще повсеместно существовали колхозы и на полях действительно кипела работа). Вспоминает автор и о Великой Отечественной войне: « - А что это у вас дороги такие разбитые? – так война ж была. Не шутила, не ехидничала – правду говорила и верила в это». Фраза из фронтовой песни: «Мы вели машины, объезжая мины» вызывает в памяти военные будни.

И, наконец, историческое время перерастает в вечность. Вечность - в системе авторских оценок, в утверждении нравственных ценностей, принятых человечеством еще с библейских времен. Не случайна в произведении тема веры, святости, которая воплощается при помощи образов игуменьи, монашек, ангела, монастыря. Таким образом, можно представить вертикаль времени: историческое время – современность – вечность.

Не менее сложным оказывается и пространство новеллы. В начале текста перед нами российская провинция, с разбитыми дорогами, полями, заросшими березками, обедневшими деревнями и городками, такими, как Севск, Суземка. Постепенно пространство расширяется до пределов страны: упоминается Москва, Кавказ (Чечня, Моздок, Аргунское ущелье), Сибирь («сибиряк» ). В концовке рассказа пространством является уже Вселенная. Только сверху, из Космоса, можно увидеть, как «по белому полю, словно черные воронята, утопая в снегу, шли от Крестовоздвиженского монастыря монашки с бутылями воды». Горизонталь пространства выстраивается следующим образом: Брянская глубинка – Россия – Мироздание.

Если соединить вертикаль времени и горизонталь пространства, получается крест. «Крест» звучит в названии монастыря – Крестовоздвиженский. Почему крест? Это символ христианской веры, символ страдания, выпавшего на долю человеку (нести свой крест), символ очищения, святости. Он воплощает тему вечности и бесконечности. Вечности души и духа, нравственных устоев. Бесконечности пути.

Время и пространство соединяются в образе дороги, тоже сложном образе. Дорога - это шоссе, по которому едет герой. Как возникает ощущение движения? Во-первых, благодаря обилию глаголов со значением «быстрое передвижение»: рассказ начинается глаголом «бежала», и далее – «спешил», «торопилась», «летай», «ударить по газам», «рвануться вперед», «обгонять», «выбился из сил поспевать» … Эту же функцию выполняют образы ветра, поземки, снежного вихря, возникающие при помощи замечательных олицетворений и звукописи: «ветер С разбега Швырнул пригорШню снега в маШину…», «начинаюЩаяСя поЗемка била в грудь…», «поЗемка яРым наРуШителем движения пеРеСекла двойную СплоШную… неСлаСь в СнЕжное нетрОнутое безмОлвие полЕй» - ассонанс и аллитерация как будто передают свист ветра, завывание вьюги. Мотив движения усиливается и благодаря тематическим метафорам и сравнениям со значением полета, плавания: «крылья плаща», «двинула зажатой меж колен клюкой, словно штурвалом в самолете –вперед», «Фуры, волнами качая машину, проносились мимо», «Дорога пошла волнами…» , сравнений: «бежала уточкой», «словно черные воронята».

Дорога в новелле – это и жизненный путь, наполненный высоким смыслом, любовью к человеку. Здесь есть его начало – образ подростка Лешки, и приближающееся завершение – старушка и ее дед - рыбак. Несколькими штрихами автор рисует дорогу жизни главного героя.

Еще одно значение образа дороги – это исторический путь России. Автор верит в будущее страны, своего народа, в то, что живы нравственные основы, которые составляют человеческую сущность. Не случаен здесь образ колодца. Вспомним: «глубокий колодец», «бездонный колодец». Чем-то исконно русским, былинным веет от этого сочетания. Как не иссякнет в нем целебная вода, так непобедима будет и душа народа, наполненная любовью и светом.

Замечательная новелла Н.Ф. Иванова «Брянская повесть» и сама как глоток живой воды для современника, как напоминание о том, что жизнь – это не только бесконечный бег за прибылью, властью или успехом.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную