Терпугова А.Г., Терпугова Т.Г. (г. Челябинск)

«Будь сторож брату твоему …»

 
 
 

В художественном тексте, как правило, ценности не декларируются открыто, как в отдельных жанрах фольклора. Ценностная составляющая произведения – в авторской концепции мира и человека, проявляющейся через миромоделирование.

В традиционной картине мира «хаос» воспринимается как временное состояние в переходный период, который приводит к созданию «порядка». А ныне, по наблюдению Н. А. Ягодинцевой: «…хаос подается …в качестве состояния базового, естественного и даже желанного уже хотя бы потому, что оно не обременяет индивидуума или сообщество даже минимальными ограничениями – не говоря уже о самых глубоких, нравственных» [1, 219].

В условиях теперь уже нескрываемой идеологической агрессии эти процессы требуют внимания и осмысления через анализ творчества российских поэтов, продолжающих «глубинный ток» [2, 172] русской лирики. Ярким примером может служить творчество челябинского поэта Олега Николаевича Павлова.

Считаем Олега Павлова ещё непрочитанным, неоцененным по достоинству автором. В простых, на первый взгляд, строках заявлены корневые ценности: Россия, родной язык, русский лес с его обитателями, родники, хлеб насущный, семья, отчий дом, славянский мир, небесный Свет да солнышко. Автор не произносит никаких деклараций, избегает пафоса, «не рвёт рубаху на груди», «не умствует», говорит с нами на прекрасном русском языке.

Стихотворение «Родники» - размышление о вековых традициях, сохранении русского мира, Родины. Но какая боль в каждой строке!

Во деревне Родники
Брошенные избы…
Кабы жили мужики,
Детки повелись бы.

Во деревне Родники
Ни креста, ни храма…
И далее:

Позабудут Родники,
Как забыли детство,
Только родинке с руки
Никуда не деться.

У Павлова – приоритет жизни, облекаемый в поэтическое слово, а не первенство словесного образа, подчиняющего себе реальные явления и события, как у иных авторов.

Поэта удручает, что в России всё больше «Иванов, не помнящих родства», забросивших могилы предков, потерявших связь с ними. Для него это признак утраты  исконных народных корней:

У Непомнящего родства
Морок долог, а век короток.
Он дедов-то помнит едва
Но эстрадных помнит трещоток…

В стихотворении «Планета» поэт тревожится за судьбы мироздания и «смертельно раненой в Пушкина» России. Благодаря поэтическому мастерству, Павлову удаётся вложить в короткое стихотворение глубочайший смысл. В одном тропе сливаются метафора, эпитеты, олицетворение. Чего стоит эпитет – «голубая Жизни жемчужка»! У поэта ощущение, что «откуда-то смертью дунуло» на планету, «оживлённую Негасимым Господним светом»:

И не друга ей, ни подружки нет
И давно болит ЕвразИя,
Где смертельно ранена в Пушкина
Умирает моя Россия.|

Для поэта родное Слово священно, оно служит спасению славянского мира, народа. А значит – и  России. Вот строки из стихотворения «Поэты»:

Господь даёт им страждущую душу,
Природа – слух, а Родина – язык.

Далее автор сетует, что «граждане» –

не чтут поэтов, каркают над ними:
Мол, что их жизнь - безумна и хмельна!

Но, может, их молитвами чудными
Земля пока ещё и спасена?

О непрочитанных книгах, непонятых поэтах стихотворение «Воскреси!»:

Нет поэту страшнее мести,
Чем забвенья пустая пасть.
Для поэта – пропасть без вести –
Всё равно, что в пропасть упасть.

(Автор мастерски владеет техникой стихосложения, смысл усиливают аллитерации: СТрашнее, меСТи, пуСТая, паСТь, проПаСТь, без  веСТи, в ПроПаСТь, упаСТь!). То же в последнем катрене:

Нет поэту желанней чести,
Чем восславиться на Руси…
Отыщи пропавших без вести
И прочтением воскреси!

Некоторые критики высказывают сомнение, православный ли поэт Павлов. Конечно, да. Но он не идёт по лёгкому пути пересказа библейских сюжетов или заповедей из Евангелия. Крайне редко и осторожно включает фразы из этих текстов там, где без этого не обойтись:

Хлеб наш насущный, данный нам днесь,
Зёрен пшеничных тёплая взвесь –

Я тебя сталью не оскорблю.
Я как Учитель тебя преломлю…

Семеро душ, что доверены мне,
Вызреют, встанут, как рожь на стерне.

Вырастут дети и в семьях своих
Хлебы преломят на семерых…

Наполнены любовью к людям строки поэта: «Будь сторож брату твоему – не отпускай его во тьму».

Избегая модернистского экзистенциального отчуждения, автор близко к сердцу принимает проблемы отдельного человека и человечества. В поэзии Павлова ощутимая связь с душами и ушедших, и приходящих. Так в стихотворении «Радуница» лирический герой «у Пречистого порога» обращается к Господу, но не просит «ни пары лишних дней, ни внеочередного воскрешенья». Он просит сил и смелости, чтобы «поднять и крест любви, и цепь воспоминаний, чтоб можно было вечность коротать наедине с родными  именами».

Молитвенное благоговение, преклонение перед природой звучит в каждой  строке. В стихотворении «В осеннем лесу» автор видит «сердечек рябиновых грозди», слышит как «филин вопит скоморохом», как «звенит стрекоза», уверен, что где-то присутствуют лешие и межевые. Вот они славянские языческие (ведические?) корни, прекрасно сосуществующие с русским православием! Невольно вспоминается рубцовское: «А чем утешены, что лес покинули все черти, лешие и все кикиморы?». Заканчивается повествование об осеннем лесе двумя полновесными философскими строками, нарушающими благостный настрой читателя:

Где звучание вечности прячется в рощах теней,
Где дыхание смерти предвидит дыхание жизни.

Автор погружается в мир природы намного глубже, чем иные поэты, для которых она просто объект для любования.

Пронзительным по искренности и воздействию на читателя является  стихотворение «Звонок брату». В нем воплощены практически все ценности, исповедуемые Олегом Павловым. Обращаясь к давно ушедшему в мир иной брату, автор рассказывает ему что «пока жива ещё страна наша, что покамест жив ещё язык русский, что читают Тютчева и Гумилёва…». Он не верит ни в какие «кликушки», потому что «хранит Россию поэт Пушкин, да и ты хранишь – по своей силе…». Заканчивается стихотворение так:

Я доволен, Господи, Твоим Светом.
Только вот хотел бы позвонить брату.

Олег Николаевич верен себе в стремлении «вечность коротать наедине с родными именами»
.
Олег Павлов – блистательный прозаик, не случайно его книга «Дом в Оболонске, или поэма о чёрной смородине» отмечена Первой Южно-Уральской литературной премией и премией имени Мамина-Сибиряка. Это книга о судьбах поэтов, русской поэзии, утрате традиций русского мира, о любви, памяти, предках. Книга не придуманная, выстраданная, выношенная автором, как и его стихи.

Как секретарь Союза писателей России, председатель правления Челябинской областной писательской организации СП России, Олег Павлов ведет активную просветительскую работу в защиту русской поэтической традиции, поддерживая настоящих новаторов. Дает отпор «типа поэтам».

И когда бы меня спросили:
«Чем они вам не хороши?»,
Я б ответил:
- В них нет России.
И поэтому
                 нет души.

Библиографический список:

  1. Ягодинцева, Н.А. Технология хаоса / Н.А. Ягодинцева // Наш современник, 2015, №3. – с. 216-225.
  2. Павлов, О.Н. Глубинный ток русской поэзии / О.Н. Павлов // Терпугова, А. Г. Связь времён: заметки о русской поэзии А.Г. Терпугова. – Челябинск: Челяб. обл. орг. ООО «Союз писателей России», 2014. – С. 172-175.
  3. Павлов, О.Н. О плюсах, минусах и планов громадье / О.Н. Павлов // Южный Урал: лит.-худ. альманах / Челяб. обл. писат. орг. ООО «Союз писателей России». – Челябинск: Павлин, 2017. – № 12(43). – С. 2-4.

Терпугова Алевтина Григорьевна (1942), поэт, литературный критик, член Союза писателей России, член НО «Рубцовский творческий союз» (Москва).
Терпугова Татьяна Германовна (1965), кан-т культурологии, доцент, зав.кафедрой литературы и русского языка ФГБОУ ВП «Челябинский государственный институт культуры»

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную