Андрей ТИМОФЕЕВ

ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ
<<< Следующие записи     Предыдущие записи >>>

20. 06.2012 г.

ЕДИНСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ
(о романе А.Проханова «Человек Звезды»)

Если бы меня попросили выделить главную черту произведений Александра Проханова, как публицистических, так и художественных, я бы ответил – авторитарный образ автора, подавляющий читателя своей мощью. С публицистикой Проханова невозможно спорить, потому что она целиком основана на его идейно-волевых прозрениях, а логические аргументы в лучшем случае прилагаются в качестве декоративного оформления. С одной стороны, это минус – доводы автора невозможно рассмотреть объективно, приходится либо принять его мнение целиком, либо отвергнуть; с другой стороны – такая публицистика действует на сознание читателя непосредственно и даёт ему невероятный эмоциональный толчок. Что в идейной борьбе гораздо важнее точности логических аргументов.

В любом случае, публициста, настолько уверенного в своей правоте, нельзя не уважать.

 

С художественными книгами всё гораздо сложнее. Выскажусь на материале последнего романа Александра Проханова «Человек Звезды».

Во-первых, авторитарный образ автора в романе вытесняет образы всех героев. В литературе встречаются произведения, где лирический герой так близок автору, что в его мыслях «пробиваются» мысли самого автора. Но в романе «Человек Звезды» позиция автора не просто чувствуется – она доминирует, она – единственное, что есть в тексте. Доходит до смешного. Например, в двадцать восьмой главе главный злодей Маерс в разговоре с чиновниками «проговаривается» о своём отношении к ним и произносит гневный монолог против предателей русского народа. Конечно, я не верю, что это говорит Маерс – это автор «залез» в речь Маерса и проталкивает свою позицию таким странным неестественным способом.

Во-вторых, искусственность отношений между героями. Природа чувств Садовникова и Веры не имеет психологических оснований. Чудесного исцеления Веры, духовной силы Садовникова и доброты обоих героев мало для возникновения чувства, если автор хочет показать нам живых героев, а не условных положительных персонажей.

В-третьих, о борьбе добра со злом. Эпизоды изнасилования девочек губернатором Петуховским и пыток восьми «заговорщиков» (во всех красках выписанные автором) не вызывают у меня ничего кроме отвращения и внутреннего содрогания. По моему ощущению эти эпизоды только отдаляют читателя от Света, за который так радеет автор.

 

Но теперь о самом главном. Ознакомьтесь с любой из первых двадцати восьми глав «Человека Звезды», а потом спокойно, вдумчиво прочтите двадцать девятую. Вы поразитесь разнице! Это тот же автор, но как пронзительно звучит его голос, какое живое чувство разлито в обычных словах. Один момент, когда герой стоит у входа в комнату умершей жены, пугаясь встречи с её тенью, стоит десяти политических памфлетов. В этой тонкости подлинного переживания исчезает любая политика, любая борьба идей. Так почему же автор, умеющий писать так, двадцать восемь глав мучил нас своей тенденциозностью?!

На мой взгляд, подлинная художественность – единственное действенное оружие в борьбе, к которой так призывает нас Александр Проханов. Потому что авторитарно продавить свою позицию может и Маерс. А вот подлинная художественность Маерсам не доступна.


Комментариев:

Вернуться на главную