НАША АНКЕТА
Во весь рост!

1. Ваше самоощущение в современном обществе?
2. Вам как писателю в первую очередь хочется высказаться или – создать произведение искусства (хотя, вроде бы, важно и то, и другое)?
3. Свыше получает, читателю передает – таким было всегда представление о писателе. Насколько утратил сегодня писатель своё сакральное значение? Нет ли у вас ощущения, что современный литературный процесс уже не является своего рода общегражданским форумом? Какова перспектива у коммерческой литературы, доверившейся ощущению, что «Бог умер» даже не в религиозном, а в общефилософском значении этого ницшеанского образа современного мира?
4. У нас теперь появились «фабрики звезд», в том числе, в литературе, и, скажем так, талант перестал быть главным компонентом на пути к славе. Мечтаете ли вы, противостоящий медийным фабрикам кустарь-одиночка, о славе? Или все-таки – «нас мало избранных»?
5. Каковы ваша самая горячая мысль и ваше самое тревожное обращение к современному читателю?
6. Мы живем в новом тысячелетии, после многих революций и связанных с ними катастроф, после двух коренных ломок общественного строя, причем вторая предполагает полный отказ от христианских норм жизни, а, следовательно, коренным образом меняет наш национальный менталитет. Возможна ли в современной литературе связь с литературой прошлых эпох? Какие книги из прошлого, включая ХХ век, могу быть актуальны сегодня и почему?
7. Какого вопроса вы от нас не дождались и что бы вы на этот вопрос ответили?

Ответ не должен превышать 12 000 знаков (одна газетная полоса). Если будут предложения по содержанию вопросов рубрики, мы будем рады принять их.

Игорь Тюленев: "Мы не имеем право проигрывать битву ".

1. «Рифму русский народ полюбил сразу» - заметил когда-то Фёдор Михайлович Достоевский. И любит до сих пор, что бы там не говорили московские тусовщики - на поэтические вечера которых приходят считанные единицы слушателей. До такой ситуации довели любителей поэзии мёртвородящие столичные поэты и критики своими выхолощенными текстами, с бессодержательной игрой метафорами. К сожалению, Москва поэтическая за последние годы мутировала в Москву банкиров и чиновников. И это закономерно. «Дурно пахнут мёртвые слова». В России слово всегда было на особом месте – в сердце и в душе.

А в столице всё происходит, как у Гёте в «Фаусте»:

Кропанье пошлостей – большое зло,
Вы этого совсем не сознаёте.
Бездарных проходимцев ремесло,
Как вижу я, у вас в большом почёте.

Большой почёт – это современная мода на бездарность, ибо дар – от Бога, а бездарное творчество – от лукавого. Много стало модных стихотворцев, но что такое «Мода» - обратное прочтение «адоМ», ад зарифмован в обратную сторону. Раскручивая «таких» писателей издатели решают, таким образом, свои рыночные проблемы, увеличивая тиражи разрекламированных пошлых, построенных на низменных инстинктах продажных книжек. Занимаются тиражированием зла, забывая слова поэта: «Но без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет». Но русская литература выстоит!

Классическая русская литература подарила миру огромную душу – на весь земной шар хватает… До сих пор читают книги в сельских и поселковских библиотеках…

А в русской глубинке выступление поэтов собирает полные залы…

Заверяю вас, что нет читателя благодарнее, чем простой русский человек. Там нас действительно ждут.

Вся сила и мощь зреет в провинции. Мы самые крутые, мы самые талантливые, мы самые сильные. Об этом я всегда спорю с московскими поэтами и критиками. Поэзия развивается не по горизонтали, а по вертикали: от земли – к небу, от души к Богу…

Поэтому не важно, какое время и какое сейчас общество на дворе – для меня ничего не изменилось. Как писал, так и пишу, так, надеюсь, и дальше буду писать.

2. В первую очередь я просто без этого (поэзии) уже не могу жить, а уж потом можно и высказаться, и создавать произведение искусства, по мере того, сколько тебе таланта отпустил Господь. И всё…

3. Все поколения в России всегда жалуются на плохую молодёжь и слабую литературу. Но литература отражает состояние сегодняшнего общества! Что на зеркало пенять, если рожа кривая? А Бог не умер, как говорил Фридрих Ницше. Просто Господь воскресает в мятущихся русских душах в очередной раз!

4. В поэзии нужно быть солдатом. Поэзии нужно служить - помня о долге, верности и чести.

Русская поэзия – это, конечно, червленое знамя, это цвет крови, цвет солнца, цвет жизни, цвет огня. Европейская поэзия? Наверное, бледное какое-нибудь знамя больше переходящее в голубизну… Поэтому там поэзии нет. А в России поэзия была, есть и будет, такая же яркая и горячая, как и её знамя, ибо под таким знаменем она никогда не будет бездушной, скучной и пустой.

А «фабрики звёзд» или «избранные»? В любезном Отечестве в одном поколении могут творить не более десяти настоящих поэтов. Вспомним Золотой и Серебряный века русской поэзии… Наше время не исключение. Хотя только в России в профессиональных писательских союзах состоят на учёте несколько тысяч человек пишущих стихи. А бесчисленные антологии, приюты, альманахи, коллективные сборники… Хотя говорил же классик; чтобы появился один писатель, нужно, чтоб 100 000 начали писать.

Правда - выше денег, а поэзия - выше правды! Э, как завернул! И ещё – можно обмануть женщину, а музу нельзя. Я не стану выстраивать рейтинги поэтов. Не так и важно кто первый с конца, а кто первый с начала. Всё меняется даже на глазах одного поколения. Взять хотя бы феномен Андрея Вознесенского. Нет феномена! Всё больше и больше мест на духовном олимпе занимает поэзия моего учителя Юрия Кузнецова. Хотя он и говорил мне когда-то, что стихи его будут читать лет через пятьдесят, не раньше… Ошибся! И ещё добавлю – если ты умеешь читать, а тем более писать, то сам легко построишь всех по росту, а кое-кого заставишь упасть и отжаться. Это, мой дорогой читатель, мы наблюдали с тобой не раз. Взять давнюю статью Аллы Марченко «Сергей Есенин» написанную через сорок лет после его смерти. Не может она понять его стихи. Пишет, что Сергей Есенин очень известен потому, что печатался в широко распространяемых изданиях, а Пастернака, Цветаеву никто тогда не знал… Зато сейчас куда не ткнись – Пастернак, куда не заверни - Цветаева. Но разве сейчас Сергей Есенин стал менее популярен? Среди русского народа он всё равно популярней и известней этой «сладкой парочки». Хотя вряд ли со мной согласятся две злобные ЛИТЕРАТУРНЫЕ-ЖАБЫ с одного либерального телеканала. Ну и плевать на них! Я живу в своей стране, политой не раз и не два, кровью моих предков, и выбираю сам СВОИХ ПОЭТОВ.

5. Нужно возжечь свечу или запалить костёр до небес, чтобы осветить все тайные тропы и метущиеся по ним заблудшие души. Чтобы помочь русским людям выйти к свету.

Потому что враги России - все светоносные тоннели умудряются захлопнуть перед нашим курносым носом. Или мы очень медлительны, или слишком уж доверчивы. Но сейчас на кону стоит наша Родина, и мы не имеем права проигрывать Битву. Наши предки и гениальные русские поэты нам этого не простят.

6. Если вдруг не будет у русских поэзии, то они не смогут говорить ни друг с другом, ни с Богом, ни с другими народами, не смогут понять их. Без поэзии нет музыки, мира и даже войн – «поэт во стане русских воинов». Поэзия свет и мрак, море и пустыня. Язык поэзии - это кровь народа. Меня очень волнует читательский интерес к поэзии. Убийца нашего великого реформатора Петра Столыпина – Мордка Багров говорил, что жизнь - тысяча съеденных котлет… А вот для русского человека жизнь другое - это борьба и молитва! С нашим обществом всё более-менее понятно. Хочу рассказать о зонах, ибо живу на Урале в краю, где очень много лагерей. На российских зонах мне приходилось неоднократно выступать, в том числе и в детских колониях. Приходилось в одном городке прохаживаться по улице Свободы, которая начинается у тюрьмы, а заканчивается кладбищем. Это ли не поэзия! Так вот был я на самой страшной для зеков зоне «Белом Лебеде» ставшей в последнее время всемирно известной – после посадки на неё на короткое время чеченского террориста Салмана Радуева. Но и до Радуева в «Белом Лебеде» сидели не менее знаменитые фамилии, например зять Леонида Брежнева генералЧурбанов и т.д. Но дело не в этих знаменитых сидельцах. Бывая на зонах, я всегда прошу показать мне библиотеки (а там они есть) и поэтические сборники. Интересно же, что читают люди в полосатых робах? Вот парад имён – Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Фет и, конечно же, Сергей Есенин! Все книги одинаково засалены и потрёпаны. Читатель, вот горние вершины русской поэзии, которые видны даже из-за колючей проволоки и высоких заборов с вертухаями на вышках!

Русские классики и современники – это братья. А среди братьев есть и старшие, и младшие и дурни. В большой семье всегда так! А наша литература – огромная семья.

Александр Твардовский сказал замечательно, как будто отвечая на вашу анкету: - «То, что я напишу, не напишет Лев Толстой». А нам остаётся надеяться, что в нашем любезном Отечестве, хорошие книги будут всегда востребованы и сегодня, и завтра, и всегда…


Комментариев:

Вернуться на главную