В.Ю.ТРОИЦКИЙ

ВЕРА И ЦЕЛОСТНОЕ ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ СЛОВЕСНОСТИ

1

Школа должна давать полноценное образование, а, следовательно, настраивать на целостное восприятие мира. Такое восприятие рождается из представления о главном в человеке и окружающей его вещественной и духовной действительности. Формируется при системном осознании умственного, чувственного и духовного опыта на основе веры, научных и культурных традиций.

Вера знаменует очевидное знание, начинает всякое понимание и завершает его, она означает безусловное доверие, наконец, целостное миропредставление, стремящее к Истине и этой самой Истиной освещаемое, миропредставление, включающее «недоказываемые начала», будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово» (Св. Максим Исповедник). Вера обретается с Божией помощью через надежду узнать Истину и через любовь к ней.

Подлинное знание также целостно. Знание – это система фактов осмысленных и осмысленно связанных между собой научной традицией и испытанным научным подходом. Вера и знание едины в стремлении к Истине как целостной основополагающей значимости мироздания. У веры и знания разные источники информации и способы видения, но знание без веры и вера без знания не могут дать полноты восприятия целостного представления о мире. Отсутствие целостности приводит к односторонности представлений, к неполноценности, убогости и в сущности – их ложности. Сохранить целостность помогает традиция.

Традиция – это путь естественного наследования человеческого опыта. Она лежит в основе образования и всей духовной жизни общества. Через неё осуществляется связь времён; она придаёт человеческому бытию, человеческой истории истинный толк, устойчивость, высокое значение и нравственный смысл. Она есть созидательный обычай, соприродный жизни порядок человеческого отношения к миру.

Культурная традиция формируется через осознание и признание абсолютных ценностей, увековеченных представлений, безусловных духовно-нравственных установок и определённых, единственно возможных решений в сфере культуры. Она проявляется в утверждении полноты вечных духовно-нравственных начал. Культурная традиция органична и созидательна. Она предстаёт на практике как духовная дисциплина и установка, созидательная организованность, живительная строгость.

2

Стремясь к подлинному знанию (в пределах школьного курса) мы не можем обойти проблемы целостного освоения, ибо целостность связана с понятием сущности. В противном случае школа будет давать (и в настоящее время даёт) неполноценные знания, присваивает зачастую искажённые воззрения, а значит, она не может заложить основы верного понимания действительности и служить плодотворному воспитанию учащихся.

Утверждая это, я не хочу сказать, что обучение в современной школе бесплодно. Нет. Оно ещё держится на остатках не уничтоженных «реформаторами» научно-образовательных традиций, на благодатном консерватизме самоотверженных учителей-подвижников. Но уже более чем очевидно намерение некоторых руководящих образовательных инстанций, глумящихся над здравым смыслом в деле образования, лишить школу возможности сообщать азбуку знаний преподаваемых дисциплин.

Пёстрый набор сведений, неурядица в построении программ по ряду предметов зачастую рассредоточивают внимание и мешают пониманию главного содержания, обеспечивающего полноценное образование и духовно-нравственное воспитание. Иные запущенные в школу инновационные установки, а также нарушение созидательной целостности дисциплин затрудняют формирование целостной картины предмета, возникающей на основах веры, знания и традиционных национальных духовно-нравственных начал.

Вопреки научному, профессиональному подходу к задачам средней школы и государственным интересам в сфере образования – совершенно открыто и настойчиво проводятся «мероприятия» и распоряжения, не только не содействующие успехам овладения знанием, но затрудняющими учёбу. Они играют роль механизма разрушения полноценного образования. Это, конечно же, Единый Государственный экзамен, проект не выдерживающий научной критики, не решающий декларируемых им задач и приносящий огромный вред делу образования. Оно не пригодно для выработки здорового и здравого осмысления предмета в процессе бытия, в системе причин и следствий, что является непременным условием целостного, здорового восприятия мира.

Для внедрения инноваций характерна замена разумного – рассудочным, главного – массой второстепенных сведений, закономерностей – активным навязыванием формально-логических умозаключений, ориентированных на интеллектуальную дрессировку. Вследствие этого возникает вульгарная технологизация обучения, размывание и выхолащивание смысла истинного образования, утверждающегося на ясном понимании основных понятий и важнейших закономерностей предмета. Ибо отсутствие точных понятий и, говоря словами П.Л. Чебышева, «нестрогие доказательства вредно действуют на умственные способности учеников, приучая их видеть там доказательную причину, где её нет».

Всё это вредит целостному развитию личности. Наконец, происходит катастрофическое снижение объёма содержания и уровня освоения многих важнейших предметов и прежде всего базовых гуманитарных дисциплин.

 

* * *

Чтобы научить по-человечески воспринимать мир, мыслить, познавать и действовать, необходимо, чтобы обучение шло одновременно с формированием личности. Только в том случае образуется целостное знание, соприродное человеческой сущности, непременно включающей: духовность, словомыслие, историческое бытие, веру и культуру. Ведь действительность осваивается не только умом, но сердцем и душою. Ученик может иметь верное представление о мире, лишь когда его сознание озарено духовным началом, верой, и он способен чувствовать или понимать, что кроме вещественных, прагматических ценностей в мире есть иные, духовные, более значительные и значимые, и не определяемые в категориях вещественного мира. Это сознание того, что естественным свойством человека является «рефлекс идеала» (И.П. Павлов), самоценное стремление к Истине, Добру и Красоте, к Богу. Это убеждение – знание о Божьем мире даёт возможность обрести через внутреннее сокровенное созерцание представление о бытии, внутренне ощущаемую целостную картину мира. Тогда и приходит внутреннее сознание, что добро – возрождает, созидает, оздоравливает, укрепляет, возвышает, облагораживает, освящает, несёт процветание и жизнь. Зло напротив – умертвляет, разрушает, приводит к болезни, ослабляет, опошляет, помрачает, несёт увядание и смерть. без духовной оценки мира учение и познание не может быть целостным и завершённым.

Становление личности – путь образования целостного мировоззрения при посредстве речевого общения.

Ученик будет иметь верное представление о мире лишь тогда, когда он владеет родным словом, источником сосредоточенного духовно-практического освоения жизни. Ведь через словесное наименование вещи или действия осуществляются духовно-материальная целостность мира и обретается «очеловеченная» форма его обратной связи с Творцом. Каждое слово за тем или иным «кадром» общения несёт целостный образ, спектр объединённых в нём смыслов. И только познавая их, человек воспринимает опыт поколений, преодолевая ограниченность ситуационного значения слова и заданность исторического момента.

Слово сосредоточивает целостный опыт и основу понятий, извлекаемых из национальной его сокровищницы, поэтому успехи образования зависят от уровня владения словом. Поэтому нельзя изучить язык якобы по учебникам и тестам; им можно овладеть только в живом освоении произведений классики.

Слово как мыслеобраз с ореолом присущих ему смыслов и оттенков в современной школе не изучают и не могут изучать за отсутствием достаточного количества литературных текстов в программе и крайне недостаточного количества часов на уроки словесности. Невозможно сформировать в школе целостное восприятие языка в лоне отечественной культуры, такое восприятие, когда слова «становятся на вкус, на цвет и запах родные» (А.Н. Толстой).

Школьное изучение родного языка окончательно сведено к орфографии и пунктуации. О семантике, лексике и стилистике при современном положении словесности в школе нельзя и подумать Но даже морфология преступно урезана. Один пример. При составлении нового варианта содержания среднего образования из стандарта по языку изъяли, например, разделы: «однокоренные слова», «богатство, красота и выразительность русского языка».

Только в текущем учебном году против русского языка совершено три вредоносных акции. Сочинение как обязательная форма экзаменационной работы по литературе отменено; экзамены по русскому языку переводят на тестирование; в младших классах количество часов на изучение иностранного языка увеличивают до 5 (это при острой недостаточности часов на изучение родного языка).

Эти безграмотные циничные нововведения разрушают целостное изучение родной речи, крайне затрудняют обучение самостоятельному письменного изложению мыслей и системному мышлению, подрывают основы читательской практики в условиях антикультурного террора СМИ и разнузданной агрессии массовой культуры. Преждевременное же введение иностранного языка в предложенном варианте корёжит нормальное языковое развитие и становится на практике одним из проявлений духовного геноцида русских. В результате значительная часть наших школьников уже сегодня не владеет русским литературным языком в той степени, какая необходима для полноценного приобщения к национальной культуре.

Целостности здорового языкового восприятия мира угрожают сегодня вирусы жаргона, сленга и непечатных слов. Проникая в речь, они становятся препятствием живой связи с историческим опытом, заключённым в великом, могучем и прекрасном языке нашем. Но слова эти преступно вводятся даже в детскую литературу, якобы для осовременивания и правдоподобия. На самом деле – это факт невежества и педагогическое преступление.

При нынешней засорённости языковой среды, особенно СМИ, при обескровленных школьных программах по языку и литературе, «тестовых» методах изучения словесности немногим удаётся преодолеть мёртвое знание языка, навязываемое школе сверху и приникнуть к сокровенному духовному содержанию слова, как это вдруг удалось Ивану, герою замечательной повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»:

«Из невольной вины перед заброшенным, ещё совсем недавно казавшимся таким сильным увлечением, он взял с собой из дому на всякий случай книгу пословиц русского народа и церковнославянский словарь. И на всякий случай, из того же чувства вины на третий или четвёртый день раскрыл словарь. Полистал, вслух повторяя осторожно и трогательно, словно пробуя на вкус и боясь спугнуть: лепота, вельми, верея, чресла, навет, златозарный, светосиянный… и откинулся в изнеможении: что это? Если отыскался человек, воспитывавшийся в глухом заточении и никогда не слышавший слов: мама, люблю, дорогой, спасибо, никогда от рождения своего не ведавший ласки и не засыпавший под колыбельную, он бы их тотчас понял и узнал при встрече, потому что он и не жил без них, всё ждал и ждал, когда прикоснётся к нему волшебная палочка их звучания и оживит его. Иван точно клавиши перебирал, и дивная музыка узнавания звучала в нём мягкими и торжественными аккордами. Все эти слова, все понятия эти в Иване были, их надо было только разбудить… всё-всё знакомое, откликающееся, давно стучащееся в стенки… Это что же выходит? Сколько же в нём, выходит, немого и глухого, забитого в неведомые углы, нуждается в пробуждении! Он как бы недорождённый, недораспустившийся, живущий в полутьме и согбении. «Душу мою озари сияньми невечерними», – пропел Иван, заглядывая в словарь и опять замирая в восторге и изнеможении».

Недруги нашего образования побеспокоились о том, чтобы такого восторга у наших школьников не могло возникнуть… Для этого нет материала в стандартах и не предусмотрено учебного времени.

В самом начале Великой Отечественной войны вышла детская книжка С.В. Михалкова «Рано утром на рассвете…». В этой книге среди грозящих нашему народу от фашистского ига опасностей – было сказано:

… Чтобы только по-немецки,

Даже дома по-немецки

Говорили я и ты…

Недруги нашего образования очень хотели бы (этому в полной мере соответствует принимаемы ими решения, поддержанные вакханалией СМИ),

Чтобы только на жаргоне,

Даже дома на жаргоне

Говорили я и ты.

Все мы должны воспротивиться этому государственному преступлению.

 

3.

Литература, прежде всего русская классическая литература, первенствует в развитии и формировании личности школьника. Она способствует становлению его ду­ховного опыта. Ибо «искусство есть явление духовное, а не просто вещественно-душевное», — заметил И.А. Ильин.

Литература может быть верно освоена в целостности духовно-религиозного, социально-исторического и худо­жественно-эстетического подходов, при соответствую­щей целостности ее созерцания, переживания и понима­ния. Бездуховное, безрелигиозное, безбожное сознание не способно извлечь из произведения искусства целост­ный смысл и не может воспринять полноту его пафоса. Ведь большая часть героев русской литературы чувству­ют и мыслят как люди верующие.

Изучение литературы (на любом уровне) — это движение от текста к образу и ответ на три вопроса: *то изобразил художник? как изобразил? почему именно так?; Ответив на эти вопросы, мы поймем смысл сотворено им.

Подлинное художественное (классическое) произведение — это, говоря словами И.А. Ильина, «выношен художником главное сказуемое им содержание». Оно знается верно лишь как художественное целое, «н влеченное понятие, а живой строй, развернутый в поведении искусства», совершенный поэтический орган, который может быть понят только через осознание согла­сованности и созвучия частей в художественном един­стве и абсолютной эстетической обусловленности дета­лей. Вне этой цельности и единства созвучий произве­дение искусства не существует, и невозможно понять ни его художественного смысла, ни эстетическую сущность И эстетическое совершенство.

Действительное освоение литературы невозможно без медленного, неравнодушного самостоятельного его про­чтения, без созерцания, целостного восприятия, сосре­доточенного внимания к деталям в соотнесении с целым, без строгости мысли, вдумчивого вживания в произведе­ние, без усердия, то есть всего того, от чего целой систе­мой нововведений и обстоятельств вроде тестирования и анкетирования отучают современного школьника...

Чтение — не просто получение информации, но непосредственное, личностное, «человеческое», целост­ное приобщение к ней. Ибо целостное освоение возможно лишь тогда, когда все потоки этой информации непосредственно воспринимаются читателем. Только при таком условии возможно плодотворное восхождение по ступе­ням мыслеобразов произведения в духовный мир автора, содержащий неповторимый опыт жизни и видения чело­века и космоса, видения всегда более широкого, высоко и значительного, чем то, на уровне которого был читатель до чтения книги.

Литература необходима прежде всего для того, чтобы пробудить в школьнике истинно человеческое, не дать подростку превратиться в полуробота, «механического человека», компьютерную особь. Все это нужно, чтобы человек не забыл, что у него есть бессмертная душа, которая «обязана трудиться», познавая Божий мир в об­разной целостности. Сегодня мы становимся свидетелями величайшей и небезобидной профанации в образовании.

В силу созданных для школы обстоятельств, необходимые для познания литературы условия оказываются трудно выполнимыми. Школьное «изучение» ( да и вузовское, пожалуй) нацелено на усвоение элементов со­держания и некоторых черт художественной формы или художественных «приемов», которые не могут дать прел ставление о произведении. Как полный набор всех лета лей машины, сложенный в груду, не дает представление о машине.

Как же быть? В каком направлении сделать первый шаг? Отвечаю: не только осознавать, но открыто и по­стоянно говорить правду: образовательные стандарты по предметам «русский язык» и «литература» для массовой средней школы вследствие организованной их ущербности непригодны для ориентации при обучении, имеющем целью дать полноценное среднее образование. Сокращен­ное количество часов — недостаточно. Создавшееся положение с преподаванием словесности разрушительно для школы в целом.

Второе. Добиваться на практике целостности в изучении словесности.

Третье. Совершенствовать методологию и методику школьного преподавания словесности. Современное ли­тературоведение признает, что литература, с одной сто­роны, «форма общественного сознания, с другой — художественного... И в общественной, и в художественной жизни литературы имеются свои законы, своя внутренняя логика, у каждой свои интересы и движущие си­лы, то есть своя история, в одном случае литературно-общественного, в другом — литературно-художественного развития». Этой характеристике, на наш взгляд, не хватает третьего: духовной составляющей, ибо она не может быть сведена ни к форме общественного сознания, ни к форме сознания художественного, хотя и составляет существенную часть ее содержания, а зачастую — основу ее смысла и пафоса.

Духовность — не общественная категория, она личностна. Духовная ипостась литературы должна, наконец, стать предметом размышления, исследования и преподавания, как по отношению к личности героя, так и ; отношению к жизненным обстоятельствам и общественному сознанию. Смысл и пафос произведений литературы, ее идейно-художественное, эстетическое содержав должно изучать в связи с ее духовным содержанием.

Тогда и будет достигнута целостность в ее освоении. При этом должно непременно учесть: полноценное осознание художественного мира русской классики требует внима­ния к постоянно противоборствующим в ней силам: православной духовности и нигилистическому противодействию. Понимание отраженных литературой внутренних противоречий жизни, типических конфликтов эпохи и исторических характеров невозможно вне представлений о православной духовности, о вере и их отношении к умонастроениям времени.

Да, литература может быть полноценно воспринята только в ее целостности. Такое восприятие проявляется не только в форме, выражающей единство умственного, чувственного и духовного опыта. Грамотное и здравое осознание формы и содержания произведения возможно лишь в контексте исторического движения литературы и судьбы автора. «Всякое произведение, выхваченное из своего исторического окружения, теряет свою эстетическую ценность, как мазок художника, вырезанной ножом картины, — писал академик Д.С. Лихачев. — Нужно знать эпоху, биографию писателя, искусство его времени, зако­номерности историко-литературного процесса...».

Надо сказать, что все это в пределах дидактической необходимости содержали программы по литературе се­редины XX века, в которых на изучение творчества А.С. Пушкина отводилось более 40 часов, а на «Войну и мир» Л.Н. Толстого — 30. Зато интеллектуальный потенциал и способность ориентации в мире у выпускников тех лет была несравненно выше. Тогда школьник имел общее представление о контурах развития и закономер­ностях движения отечественной литературы. Нынешние «стандарты» не дают такой возможности; биографии же писателей преподносятся зачастую самым жалким образом. В современной школе историко-литературный под­ход как способ выявления содержания произведения и логики литературного развития, как правило, лишен до­казательности или отсутствует вовсе.

Нельзя забывать, что учащийся может иметь целост­ное представление о мире тогда, когда он имеет точку опоры в реальном историческом времени и органически связан с историей своей семьи, своего народа и своей Родины, с любовью приобщён к их прошлому и чувствует и осознает органическое родство с ними, а значит, одухотворен чувством национального достоинства, преданности своему народу и Отечеству.

Тогда он становится способным полноценно воспринимать знание, оставаясь самобытно мыслящим, чувствующим и духовным существом, со своим опытом, свои­ми представлениями и характером, со своим внутренним миром, ориентированным на Истину. Тогда он оказывается способным подняться над «жизни мышьей беготней» и, обретая духовную зрелость, быть способным к нор­мальной созидательной жизнедеятельности, может противостоять растлевающему окружению и всевозможным социальным технологиям, имеющим целью посягнуть на его права и человеческое бытие.

Влияние этого растлевающего окружения СМИ, воздействие информационно-психологического оружия, основным средством которого является дезинформация и дезориентация народа в вопросах обыденного существования и духовно-нравственной сфере, продолжается непрерывно. Это мощное средство поражения сознания: его дробление, искривление, асоциальные вывихи мысли, растление и деградация личности.

Каждые несколько минут в нашем эфире, как страшном сне, можно услышать или увидеть либо непри­стойность и пошлость, находящуюся в полном противоречии с традиционными духовно-нравственными ценностями, которые обещала защитить Доктрина информа­ционной безопасности Российской Федерации, либо т. ношение русских святынь, издевательство над русской культурой, искажение русской истории или чистой воды — русофобию, которая в нашем отечестве практически безнаказанна.

Между тем близится «эра борьбы и конкуренции здоровых сознаний и производителей эффективных системных знаний». Поэтому всякая деятельность по разумению здорового, целостного сознания должна считаться преступлением перед человеком, а в крупных масштабах СМИ — государственным преступлением. Нам необходим закон об ответственности СМИ, находящихся на территории России, за состояние духовно-информационной среды нашего отечества.

Сегодня существует и реальная опасность использования корректирующих психотехнологий, воздействующих через тесты и тексты школьной учебной литературы, и зомбирующих методов преподавания, разрушающих естественные, традиционные, логически здоровые способы овладения знаниями и искажающих целостное и самостоятельное сознание свободной личности.

Да, сейчас напор разрушительной дезинформации ко­лоссален. Но вот что обнадеживает: мы еще стоим. Другой народ при таком напоре лжи и растлевающем воздействии давно уже свихнулся бы окончательно и бесповоротно. Мы же еще стоим, благодаря Святой вере и глубоким духовно-нравственным ценностям национальной русской православной культуры. О подобном стоянии хорошо сказал Ф.И. Тютчев

Ужасный сон отяготел над нами,

Ужасный, безобразный сон:

В крови до пят мы бьемся с мертвецами,

Воскресшими для новых похорон...

И целый мир, как опьяненный ложью,

Все виды зла, все ухищренья зла!..

Нет, никогда так дерзко правду Божью

Людская кривда к бою не звала!..

О край родной! — такого ополченья

Мир не видал с первоначальных дней...

Велико, знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!

Будем же с Божьей помощью служить святому делу просвещения и возрождения нашего Отечества!

 


Комментариев:

Вернуться на главную