Ив. ВЕРИСТИН

БЕГ НА МЕСТЕ

Область отечественного образования, судя по всему находящаяся под фактическим контролем неких сил разрушения, сегодня нередко напоминает сцену оперы в момент, когда действующие лица громко поют: "Бежим, бежим ..." и – стоят на месте.

Понятно, что в государстве, претендующем на независимость в условиях агрессивной глобализации и активных усилий международного жандарма подавить самостоятельность и свободу любой страны, не подчиняющейся дисциплине глобального помрачения и насилия, – образование и культура служат центральными целями информационной войны. Поэтому велики здесь наши потери.

Но огромные масштабы урона в этих областях объясняются и тем, что разрушение, согласно законам информационной войны, производится руками самих россиян. Конечно, нашим недругам весьма помогают невежды, люди низкой квалификации. Не обходится, наверное, и без предателей, благополучно и преспокойно действующих в иных "руководящих структурах" и "совершенно невинно" помогающих нашим противникам распоряжениями, несовместимыми с интересами страны своего проживания. Но речь не о них. Мы коснёмся лишь вопросов о сугубо научных причинах успехов разрушителей. Разрушители навязывают современной школе ненаучные или антинаучные взгляды и "теории", сознательно "забывая" простые, основополагающие научные истины.

Напомним: только самостоятельное державное строительство на путях самобытного развития может обеспечить государственную независимость. Образование, соответствующее условиям существования независимой страны, у нас разрушено; современная его система официально ставит иные задачи и цели: воспроизводство потребителя, обучение грамотного исполнителя.   Но независимой России нужен не просто "грамотный исполнитель", но человек, воспитанный в лоне отечественной культуры, способный к самостоятельному обретению информации, ориентированный на творчество, обладающий достойной культурой мысли, одухотворённый идеалами добра и созидания.

При формировании такого человека нельзя недооценить роли гуманитарных дисциплин в становлении личности, в жизни общества и в научно-техническом развитии. Гуманитарные науки сегодня выступают, как сила, способная влиять на качество, уровень, интенсивность и быстроту научно-технического прогресса, координируя его с экологией в целом. И здесь всякому гражданину независимой страны необходимы личные созидательные качества человека нравственного, духовно богатого, обладающего способностью к самообразованию и творчеству. Это исключает штамповку людей, воспитанных в режиме послушных механических исполнителей. Независимой стране нужны люди творческие...

Не так давно открыта дискуссия по поводу новых школьных программ по литературе. В ней высказывались мнения очень разные. Но судя по содержанию выступлений, весьма многие участники либо не представляют, что такое классическая литература и какова её роль в нормальном развитии полноценного человека, либо не ведают, в чём непременные задачи нормальной средней школы независимой страны.

Не обладая об этом грамотными представлениями, серьёзно рассуждать по поводу современной программы по литературе для школы – бессмысленно.

Позволю себе повторить некоторые азбучные истины. Классическая литература как и всякое истинно высокое  искусство не может устаревать. Говорить, что она "устарела" и "неинтересна" могут только неграмотные или очень малообразованные люди. Их мнение о школьном филологическом образовании не стоило бы и упоминать: оно остаётся за пределами сколько-нибудь серьёзной научной дискуссии.

В связи с этим напомню кое-что из прошлого. В начале ХХ века один из имеющих подобные взгляды, С.С.Юшкевич, писал: "Мы должны испортить русский язык, преодолеть Пушкина, объявить мёртвым русский быт, словом заслонить Русь от современности и русский народ от русского общества, свести на нет русскую оригинальность". Несколько позже невежественные "перестройщики" предлагали "сбросить Пушкина с парохода современности". Чуть позже говорили о "новом искусстве", которое приходит на смену старому...Но в результате – классика осталась и утвердилась, на ней воспитались новые поколения людей высокой культуры...Это помогло России выстоять.

Прислушаемся к мнениям, в которых дана оценка смысла и значения классики. "Русская литература,– писал известный филолог С.А.Венгеров, – была всегда одной из тех святынь, в общении с которой человек становится чище и лучше...Русская литература – центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца".

Конечно, если желать, чтобы современная молодёжь не становилась "чище и лучше", не приобщалась к тому в чём "сошлись лучшие качества русского ума и сердца", то нужно "заслонить" от неё классику. В этом пытались преуспеть недруги нашего народа, но, к счастью, в конце концов не преуспели...

Замечу: верное отношение к классике утвердилось отнюдь не только на русской почве. В середине прошлого века один из ведущих американских учёных заявил, что Россия угрожает Америке..."системой образования". В связи с этим, оценивая гуманитарные успехи советской школы, верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг заметил: "Сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры (выделено мной – И.В.), пренебрегает уроками прошлого".

Нужно помнить ещё одну прописную истину: только читая отечественную классику, можно достойно овладеть русским литературным языком. Иного пути нет.

Всё сказанное – урок современным невеждам (или недругам?), безграмотно (или убеждённо-враждебно?) отрицающим безусловную необходимость русской классики в современной школе.

Как говорят, пока – всё. Да здравствуют грамотные и  истинно желающие доброго возрождения отечественной школы участники дискуссии!

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную