Олег ТРУШИН
Святогорье

Пройдясь дорогами Михайловского, Тригорского, насладившись простором, красотой и величием пушкинских мест, так искренне и точно отраженных в своих произведениях Александром Сергеевичем, мой дальнейший путь лежал на Святогорье или как теперь называют это место Пушкинские горы – небольшой поселок городского типа, хаотично разбросанный по отрогам Валдайской возвышенности. Дорога по поселку извилиста и неровна – то поднимается вверх, то круто спускается в низ. Вобщем-то поселок как поселок – много таких в России. Такие же домишки, порой не радующие глаз, покосившиеся, тронутые временем, словно пригорюнившиеся над своим бытием. Тут и там встречаются огромные деревья – липы, вязы, - разменявшие не один век.

Поселок, нехотя превратившийся в городишко, в сущности, так и остался тем самым Святогорьем, Святыми горами пушкинской поры, связав свое существование с именем великого поэта земли русской. Пушкинские горы – село на разъезде – вот дорога на Псков с Санкт-Петербургом, а вот и на Михайловское с Тригорским. Отправляйся куда хочешь! Но нет! Уж коли, попал с Святогорье, остановись. Не спеши с этих мест. На крутой горе поднялся белокаменными стенами Святогорский Успенский монастырь – небольшой, с одним лишь собором.. Размеренно, изо дня в день, в тиши и уединении, течет в нем монастырская жизнь.

Есть на Руси монастыри и повнушительней. Но этот особенный и, наверное, один из самых посещаемых. Непрерывен сюда поток люда – и млад и стар, идут на его землю с букетами цветов и открытой душой поклонения. Осторожно ступают они по истесанным монастырским ступеням старой лестницы, подымаясь ввысь, к Святоуспенскому собору и замедляют шаг на самом подъеме, оттого, что нет свободного местечка от людей обступивших святое место – могилу Александра Сергеевича Пушкина.

* * *

Монастырь времен Иоанна Грозного – каким он был в пушкинское время? Да вобщем-то таким и был, что предстает сегодня взору посетителей: утопающий в зелени липовой рощицы, со святым собором и братским корпусом, окаймленный монастырской стеной, с непременным посадом.

Со Святогорским монастырем Пушкина связывало многое. Здесь в тиши монастырской библиотеки он работал над «Борисом Годуновым», останавливаясь на постой в монастырской келье братского корпуса. По преданию, поэт писал свои заметки и стихотворения прямо на выбеленных стенах кельи. Заходил он в монастырь и во время своих посещений Святогорской ярморки поклонится «отеческим гробам» - тут у стен Святогорского собора на холме погребены дед поэта Осип Абрамович Ганнибал и его жена Мария Алексеевна, родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна, брат Платон умерший во младенчестве похоронен в самом соборе. В последний раз Пушкин посетил Святогорский монастырь в апреле 1836 года - хоронил мать. В этот раз, словно предвидя собственную близкую смерть, он выкупает у монастыря и место для своей собственной могилы…

Трагедия на Черной речке. Можно было ли ее избежать?! Наверное нет, как и нельзя было изменить то хрупкое и тревожное время, в котором жил поэт.

…. Лютовали крещенские морозы и вьюги провожая в последний путь Александра Сергеевича. За трое суток траурный извоз добрался из Санкт-Петербурга до Святогорья. Да немного сбившись с пути, заглянули в Тригорское. «Вдруг видим в окно: едет к нам возок с какими – то людьми, а за ними – длинные сани с ящиком. Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По – французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не знал хорошенько дороги в монастырь и перезябши, вместе с везшим гроб ямщиком приехали сюда… на утро, чем свет, поехали наши гости хоронить Пушкина, а с ними и мы обе – сестра Маша и я, что бы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто – нибудь из близких. Рано утром внесли ящик в церковь (гроб с телом А.С.Пушкина во время панихиды в Святоуспенском соборе стоял в южном пределе церкви – О.Т.), и после заупокойной обедни всем монастырским клиром с настоятелем, архимандритом, столетним стариком Геннадием, во главе, похоронили Александра Сергеевича в присудствии Тургенева и нас, двух барышень.» - так описывает пушкинские похороны одна из дочерей П.А.Осиповой – Екатерина Ивановна. Произошло это 6 февраля 1837 года по старому стилю, спустя четыре года на могиле поэта был установлен памятник выполненный мастером А.М.Пермагоровым по заказу вдовы поэта Натальи Николаевны Пушкиной.

* * *

Тут в Святогорье, когда стоишь у могилы Александра Сергеевича Пушкина, охватывает тебя чувство краткости бытия и … человеческой жизни в миру. Размеренно шумят кронами над могилой Пушкина монастырские липы – они свидетели тех похорон. Грохочет за монастырской оградой мирской жизнью дорога с небольшой площадью. Известный ученый конца 19 века М.П.Розберг так описывает могилу Пушкина в Святых горах: « Могила Пушкина, осененная со всех сторон развесистыми деревьями растущими в диком беспорядке, на самом краю обрыва горы, откуда открываются прелестные виды в неизмеримую даль, на окрестные поля и леса; вблизи, справа и слева, врастают в землю подернутые мхом каменные плиты с едва уже заметными надписями…»

Сегодня о старом кладбище Святогорья пушкинской поры говорят лишь родовые ганнибаловские могилы, да несколько массивных каменных крестов стоящих у самого входа в собор, да … могила самого Александра Сергеевича. Если посмотреть на литографию 1838 года выполненную И.С.Ивановым, то описание Розберга в точности совпадает с оригиналом – монастырь действительно весь окружен зеленью, хорошо виден Святоуспенский собор с колокольней, монастырские постройки. Конечно же, сегодняшний вид от монастыря, от могилы Пушкина несколько другой – цивилизация изменила облик окрестностей. Подобрала «горы… окрестные поля и леса», изменив Святогорье. Но и в этом новоделе без труда угадывается красота того места, где стоит монастырь, хранящий на своей земле прах великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Думал ли поэт о том, что место его последнего земного пристанища будет столь посещаемым. Наверное, думал! А иначе бы не написал: « Я лиру посвятил народу своему.»

В небольшом ларьке, что находится прямо у Анастасьевских ворот монастыря, у той каменной лестнице, что ведет к собору, я обратил внимание на лист, с виду походивший на грамоту, такую, что вручают успешным работникам на производстве. Но была она какая-то особенная, необычная с виду. Посмотрел получше - сверху, крупными буквами было начертано: «Паломнику по пушкинским местам.» Надо же! Паломнику! О чем это говорит!? Да все о том, что за годы прошедшие с той поры, когда жил Пушкин, - он, Россия и народ, стали понятиями не разделимыми и пройти теми местами, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин, соприкоснуться с тем уголком России к которому он тяготел, есть наверное долг каждого. Любовь к России, Пушкину, есть свята и не разделима. И пока есть русская земля, «не зарастет народная тропа» к могиле поэта, и всегда на ней будут живые цветы как символ человеческой любви. И сбылось пророчество издателя «Московского телеграфа» Н.Полевого, сказанное им в дни после смерти Пушкина: «И сильно забьется сердце юноши при взгляде на этот мрамор, на эту бронзу. И тихо задумается странник, зашедший в ветхие стены уединенной святогорской обители, где почиет незабвенный прах поэта нашей славной Русской земли!»


Колокол памяти.


Монастыские кельи. Где-то тут работал Пушкин над Борисом Годуновым.


Святоуспенский собор.


Тут похоронен Пушкин.


Комментариев:

Вернуться на главную