"...Погром в литературе не прошёл даром"

Доклад по итогам литературного 2008 года

Жизнь художественной литературы в настоящее время напоминает овраг, заросший чертополохом и лебедой, среди которых попадается и специально посаженная конопля.

Оторопь берёт от того, что все эти «волчьи ягодки» бескультурья в огромном количестве осядут в библиотеках, которыми будут пользоваться как культурным фондом другие поколения.

Но в нашей темнице есть окошко, откуда проникает свет. Сохранились журналы, в которых могут публиковаться писатели. Журналы «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Роман-журнал - 21 век», некоторые региональные и даже заграничные журналы, например, прекрасный журнал «Балтика». Тиражи ничтожные для этого света в тёмном царстве.

В названных мной журналах за последнее время немало опубликовано произведений и серых, и сырых.

Одна из тенденций. Лидерами большой прозы стали публикации, материал которых ретроспективен. Это понятно, современная жизнь не радует, а для работы необходима радость в душе. Среди тех, кого можно отметить, Александр Старостин с повестью о детстве «Стрела летящая» (журнал «Москва»). Главный персонаж мальчик, он находится в эпицентре трагедии, происходящей в стране, — война, репрессии, — его отвезли в детдом и там, немного немало, он уверовал в Бога! Родители мальчика были не совсем атеистами, отец однажды его сводил в церковь, но религии ребёнка стала обучать в детдоме чужая бабушка-сторожиха. Повесть Александра Старостина «Стрела летящая» хорошо бы издать не только самым массовым тиражом, но немедленно поместить её в школьные учебники.

Роман Сергея Михеенкова о Великой отечественной войне «Поздний листопад» (журнал «Москва»). Автор, родившийся десять лет спустя после войны, пишет о ней хорошо. Битва под Москвой, Подольские курсанты, бои, потери, горящие танки, отступление. Написано с широким использованием документов, многие персонажи так и носят свои реальные фамилии. В этом романе много оригинальных пассажей, хотя уж переписали на эту тему много всего. Доказано здесь как необходимость, например, взятие «языка», без него неизвестно, куда идти, как воевать, можно погибнуть без информации. Вспоминаются невольно некоторые литературные негодяи и негодяйки, имеющие немалую славу и деньги за обесславливание вот таких ребят- разведчиков, группу которых, например, в этом романе уничтожают немецкие парашютисты, просто перерезав всех десантными ножами.

В повести Бориса Василевского «Заря космической эры или русская Атлантида» (журнал «Наш современник») лирический герой, ныне пожилой человек, не видящий ничего хорошего в современной жизни, окунается в жизнь прошлую, и в свои юные вояжи. И мы видим там, вдали, иной мир. Главное, о чём написал Борис Василевский в этой, по сути очень хорошей вещи, — о свободе.

Вспомните, как с начала перестройки всякие разрушители ратовали за свободу говорить пакости, писать пакости и наживаться на них же. И в итоге создали ужас затхлости и полнейшей несвободы в стране. В повести Василевского ясно, что свободы при советской власти было больше.

Роман Игоря Абросимова «Под чужим небом»...(«Роман-журнал 21 век») по своему характеру - автобиографический, воспоминания детства, которое прошло, действительно, под чужим небом, в Харбине: «Отец служил в управлении Китайско-Восточной железной дороги».

Игорь Абросимов насыщает текст массой деталей, воссоздавая незнакомую, но интересную картину. Живые сценки, живые персонажи... Как мало сейчас авторов, способных создавать такую живизну. Напротив, мертвячиной забиты все сочинения раскрученных писак. Говоря о том, что этот автор современен, хочется заметить,, что современность писателя не в том, к какому времени относится его материал (роман Игоря Абросимова по времени отстоит от нынешнего дня не менее, чем на полвека), а в том, как этот материал обработан и как он подан. Практически все популярные современные сочинители не являются современными авторами, так как современность — одна из признаков художественности, а её-то и нет у них.

Выделяется своим профессионализмом проза Василия Аксёнова. Это автор журнала «Москва», неизвестный широкому читателю в отличие от своего тёзки, разрекламированного нынешней пропагандой. Этот Василий Аксёнов — истинный писатель, деревенщик, уходящий корнями в Сибирь. Его повесть «Время ноль» написана на современном материале, и в ней есть всё, что сделало её блестящей художественной прозой, выгодно отличающейся от многих других произведений, написанных неплохими авторами о современной жизни, но, где, к сожалению, на первом плане не душа человека, как в прозе Василия Аксёнова, а перипетии безрадостной жизни с лобовыми трактовками.

Так как время для выступления, хоть и не «ноль», но мало, перейду к новеллистике. Когда по телику кто-то с большим апломбом произносит слово «новелла», имя ввиду какое-то заурядное техническое новшество, то приходится вздрагивать, потому что для меня лично слово «новелла» применимо только в одном смысле, в котором оно укоренилось традиционно в русском языке, в качестве синонима обозначения литературного жанра - рассказ.

Среди авторов рассказов наблюдается некая скорбная тенденция: большое количество однотонных дачных историй Здесь внесли свой вклад и талантливые авторы. Такое впечатление, будто они вынуждены насильно переживать в ceoei жизни одно и тоже: сбор свёклы на дачных участках н еинтересные отношения со своими жёнами, мелкие конфликты с соседями через плетень, и, конечно, однотипные истории с приблудными собачками, кошечками и скворцами... Пенсионеры! Хорошо ли, когда умелые, по языку великолепные авторы, и на писательской пенсии? А хорошо, когда из рядов отечественной армии, оборонки, прокуратуры и так далее поувольняли специалистов, которые либо спились, либо тоже превратились в дачников.

Обращусь к другим примерам. Новелла очень широко представлена журналом «Наш современник». Вот Андрей Гальцев («По ту сторону лица»), это интересный прозаик, прекрасно владеет языком, сюжетом, имеет яркое воображение. Способен создать психологический портрет персонажа в щедринской традиции.

Почти тоже можно сказать и о Захаре Прилепине. Язык, умение работать в этом жанре, включённость в современную жизнь, затрагивание нерва этой жизни, давая ей истинные оценки, и всё это с использованием точной образной системы.

Ещё один весьма перспективный автор. Андрей Рубанов. («Сиденья в целлофане»). Небольшой современный рассказ, умелый по части рефренов, диалогов и внутренних монологов. Безработный молодой человек, переодетый в успешного менеджера, используется в довольно страшной игре по продаже автомобилей, по сути ворованных с Тольяттинского «Ваза».

Павел Сакович. Новелла «Долг». Казалось бы на тему оккупации фашистами Белоруссии сказано много, но здесь имеется своеобразный взгляд. Дети оккупации оставались всё- таки детьми. Мальчишки были любопытны к технике, например, которой до прихода немцев никогда не видели в своём небольшом городке. В результате мальчик нажимает курок немецкой ракетницы, тотчас спалившей избу соседки. Рассказ, в основе которого такие далёкие события, выглядит вполне современным. Хороши и другие новеллы Павла Саковича, белорусского прозаика.

В журналах «Москва» и «Наш современник» опубликовано несколько рассказов женщин, но из всех выделю Ирину Косых («Роковая женщина»).

Небольшое злобное отступление: посмотришь в телевизор, а там сидит очередная вертихвостка и болтает нечто гламурное, а титр гласит: «Писатель». С опаской берёшь произведение женщины для чтения. Слава Богу, в случае с Ириной Косых это совсем не так. Её рассказы, отлично написанные, выстраданные, честные и со всеми признаками настоящего русского писателя. Они трагичны, что, впрочем, характерно именно для хорошей прозы.

Ещё один автор «Нашего современника» Леонид Южанинов («Новая куртка»). В новелле использован рычаг добра, и такой искренности, которая способна сжать спазмой горло читателю и вызвать слёзы радости. Тут вспомнишь, что мелких тем нет, а сострадание к маленькому человеку поистине величайшее проявление человечности вообще. Вторая новелла («На те же грабли») тоже хороша, здесь главный персонаж адвокат, вызволяющий из передряг простую женщину, фанатку- труженницу, накопившую за жизнь немало добра, и которую под старость так и норовят объегорить бездушные наглые родственники. И подумалось, что настоящий писатель он и есть адвокат тех, кто по жизни или не очень устроен или нуждается в душевности и доброте.

Ещё один автор «Нашего современника» - Юрий Красавин («Ямуга» и «Чертолом»). Исключительно яркий автор, по возрасту немолод, но никакой не пенсионер, не дачник, хотя в рассказе «Ямуга» и фигурирует дача, не своя, правда, а та, на которую тёмный какой-то предприниматель, но при этом неплохой человек, пригласил писателя писать о себе произведение. Остроумно, тонко и прямо-таки по-чеховски раскручивается сюжет, неоднозначно подаются персонажи.

Александр Цыганов, (журнал «Москва») в рассказе «Свой срок», работу сельских жителей на земле прерывает простой приход почтальона, от одного только её решительного вида огорчается почти до сердечного приступа мать; и это не удивительно: служат срочную «на чужой стороне» двое её сыновей. Персонажи рассказов Александра Цыганова и естественны, и близки любому читателю, так как их характеры выписаны с психологической точностью.

Разумеется, мы живём в гиблые для отечественной прозы (и поэзии, и драматургии) времена. Художественную экспрессию подменили экспрессией пахабщины, описаниями актов некрофилии и прочего абсолютно далёкого от культуры абсурда. А тех, кто упражняются в этой паскудности, объявили писателями, а это всего лишь криминальные предприниматели, поставляющие книжную наркоту и наживающиеся на ней. Истинные же писатели сейчас обречены на вымирание, часто - физическое. Да, следует признать: это геноцид русского писателя.

Журналы «Москва», «Наш современник», «Роман-журнал 21 век» читаешь, испытывая радость уже потому, что перед тобой не мусоросборники, в каковые превращена практически вся периодика, а сборники литературы... Как же низко нас опустили! Наша радость уже сродни радости госпожи Лебядкиной, у которой радость только оттого, что братец сегодня её не побил. Этот старший вездесущий брат, подглядывающий за нами будто в кинокамеру гигантского реалити-шоу, может радоваться - мы потеряли много за эти годы бедствия. Погром в литературе не прошёл даром, и остаётся лишь надеется, что те, кто наверху, опомнятся и дадут, наконец свободу истинным писателям.

Татьяна Чекасина

Вернуться на главную