Несерьёзно о серьёзном
или
страшная месть

«Для них совершенно неважно, какая
конъюнктура… Главное – попасть в
денежную струю или на конвейер служебной
выгоды».

Б. Можаев. «Литературная Рязань – 2011» стр. 241.
(Очерк Г. Черновой)

1

Эти заметки наверняка будут приняты писателями Рязани неоднозначно, да и писателей ныне немало: на всех не угодишь. Но если осуждение подкрепится обсуждением – мне всё-таки станет легче. Хотя перевоспитываться мне поздно, потому что всё, что ведет к разъединению, расколу, отчуждению людей в творческих сообществах, я воспринимал и буду воспринимать болезненно.

С 2005 года, пятнадцать лет пребывая в подвешенном состоянии, рязанские писатели пытались, если уж не объединиться, то хотя бы согласовать с помощью обкома профсоюза культуры условия выживания творческих союзов. В ту пору в планах развития культуры области слово «писатель» напрочь отсутствовало.

Много невидной, но напряженной дипломатической работы было проведено. Были публикации по конкретным проблемам рязанских писателей в областных газетах, статьи по общеписательским российским вопросам, неформальные встречи и переговоры, в том числе с губернатором Георгием Шпаком.

Благожелательно относился Шпак к культуре и писателям, но, похоже, не успел разрешить обещанное; не исключено, что повлияли публикации «смотрящих» за писателями и прочей сочинительской братией: А. Обыдёнкина из «Новой газеты» и Е. Сафроновой – ближайшей соратницы газетчика.

Хлёсткие статьи обоих судей современного литературного процесса в Рязани разоблачали «почвенный», провинциальный отстой и мрак замшелого регионального отделения Союза писателей России, задавившего, якобы, в поэзии всё светлое, новое, прогрессивное, то бишь «демократичное», «либеральное», «продвинутое» – единственно допустимое.

Правильно или не совсем излагаю смысл презрительного возмущения обоих авторов – не знаю. Но цель их публикаций вполне определённа – раскол в среде серьезно работающих со Словом. (Ведь тысячи лет известно: «Разделяй и властвуй».)

 

2

Писательское отношение к этим «товарищам» было устойчивым: «Чем бы дитяти ни тешились – лишь бы не гадили!» Поэтому отозвались лишь единожды на обличительно-презрительное сочинение воинствующей Сафроновой, обрушившей гнев на рязанский «отстой» по поводу отсутствия в местном отделении СПР своей собственной поэтической школы в том виде, в каком её видит сплотка: Сафронова-Обыдёнкин. Наш горячий мещерский парень (Серж, не обижайся) в областной правительственной газете попытался ответить нашим «героям», но явно не ублажил Сафронову, поскольку попал мимо её темы. Разве на это она рассчитывала, старалась изо всех своих дамско-критических сил!

Между тем, давно ожидаемое произошло. Правительство области, новый губернатор Олег Ковалёв «пошли навстречу пожеланиям трудящимся» над текстами. Были выделены средства на издание альманаха, на писательские стипендии, обозначены другие добрые намерения. Факт, безусловно, знаменательный, если не исторически важный для культуры области, для авторитета её в словесном литературном поле страны. Хотя бы частично была преодолена литературная «немота» региона в сравнении с другими.

Правда, средства на издание альманаха выделены не писателям, а на весь пишущий электорат, а вся ответственность, огромный дополнительный труд свалились на писательское сообщество, в основе – на количественно более мощное и творчески более зрелое отделение Союза писателей России. Но эти мелочи, конечно же, не омрачили радости писателей, тем более могучей армии сочинителей.

 

3

И вот «Литературная Рязань – 2010» увидела свет. «Свет» же в лице Обыдёнкина («Новая газета») незамедлительно осветил это событие по брезгливому принципу: «Я не читал этот «кирпич», но я и так всё знаю!»

Разборка с редколлегией (точнее – с вражеской силой СПР) состоялась по поводу обиженных и угнетённых, т. е. обиженных невниманием гениев и талантов рязанской литературы. Как наиболее вопиющий факт – полузабвение Е. Сафроновой. Она в лонг-лист какой-то попала, а в альманахе – ноль внимания. Ну, не сущее ли это безобразие, товарищи дремучие мужики из редколлегии! Она и в столичные журналы продвинулась, и в виртуальном гольфстриме да в командном столичном мейнстриме нежится и премии получает, а рязанским хоть бы что! Ну, какая же женщина, попадавшая в «лонг», может перенести подобное, тем более простить! Лишь один Обыдёнкин, «рыцарь без страха и упрёка», посочувствовал смертообиженной леди, заступился за её честь. Отомстил жёстко, по-своему патриотично: коли не почтили таких великих, то что может значить этот дрянной альманах! А стало быть, в какую прорву бухают бюджетные деньги! Государственный подход, господа. Забота о народе. В итоге статейка: «Размах на рубль – удар на три копейки». Сафронова не отстала от Обыдёнкина. «Размазала по стенке» альманах, разразившись статьёй: «Почва» для поэтической школы».

Теперь вопрос: могла ли администрация области не учесть сии субъективные мнения, в купе с невнятной позицией солидной столичной газеты, читаемой во многих странах зарубежья? Если считаете, что пусть и случайно, но промежуточную победу раскольников следует признать: ассигнования на второй альманах были значительно урезаны. Ещё значительнее увеличилось количество желающих печататься. Объём работы редколлегии неподъёмно возрос… Но – «хозяин-барин» – остального бы теперь не лишиться…

 

4

И вот издан новый (пока не исключено, что последний) альманах «Литературная Рязань – 2011». В Рязани состоялась презентация. Повсеместный траур: Сафронова не почтила вниманием презентацию, да ещё не опозорилась публикацией в «ЛитРязани». Трагедия!

Из Паутины узнал последние законодательные шедевры «великой и ужасной». На сайте «7 Инфо» размещено 15. 03. 12. её сочинение «Литобъединение литобъединению рознь». Тема общая: литкраеведение, клуб «Автор». Но, ясный корень, с обличительной страстью, с непременным разделением на «чистых» и «нечистых»; господствующих и угнетённых (обиженных редколлегией «ЛитРязани» и «особистами» из её состава). Ослепительно «чистым» жалует Сафронова виртуальные судейские мантии со своего королевского плеча; т. е. Почётные звания Культуртрегеров (культуртрегер – человек, осуществляющий свои неблаговидные цели под прикрытием распространения культуры): «журналист и культуртрегер Анатолий Обыдёнкин», «поэт и культуртрегер Петр Иванов». Королева культуртрегеров настолько обожествляет закордонные словечки, что порой закрадывается подозрения: а сама-то улавливает ли смысл этих слов? Заглавным «нечистым» назначается Евгений Артамонов. Не буду перечислять все его бесплатные общественные нагрузки. Но «злодействует» он в пьесе культуртрегерши в трёх «зловещих» ролях: состоит в СПР, в редколлегии «ЛитРязани», руководит «Автором» в качестве соведущего. Ну, сами посудите: авторы из «Автора» в «ЛитРязани» есть, а вот свою руководящую роль Артамонов не соизволил выпятить: не поместил статью о клубе. Мало того, на (цитата) «словосочетание «Поэтический клуб «Автор» выпало восемь раз на 60 электронных страниц». Чудовищно!

Дальше ещё преступнее: « не удалось выпустить коллективный сборник», «собственной козырной акции у клуба «Автор» не получилось», «с громкой публичной заявкой о себе … у клуба «Автор» ничего не вышло», «такая эволюция зовётся деградацией». Расправляясь с клубом (Артамоновым), культуртрегерша «великодушно» плеснула серной кислоты на память покойного Бориса Жорова (хотя он был коллегой её по Союзу). Похоже, межсоюзное разделение писателей мелковато будет для великой и ужасной. Вот ещё бы рассорить всех и каждого внутри Союзов – да, сверхзадача глубокая, «архиважная». Недаром её высочество призывает в помощь и Господа, и Бога. Но судейское преследование продолжается. И тут обнаруживается немыслимое: обвиняемые без должного «энтузиазма» воспринимают её допросы. Кара незамедлительна!

 

5

Шутки шутками, но пора бы посерьёзнее отнестись хотя бы к одной фразе Сафроновой, где она повелевает редколлегии: «…сам Бог(!) велел быть в этом альманахе хотя бы скромной подборкой – по стихотворению с носа – с предисловием…» Патриотично опять же: сам Бог, понятно, – правительство области. А как же иначе – Сафронова служит правительственной газете «Рязанские ведомости» (или редакция служит ей?). Известно лишь, что она командует в газете пропагандой западной литературы (обстоятельнее об этом в Интернете высказался писатель Владимир Пронский). Но вернёмся к фразе. Поддержка начинающих, особо юных дарований – бесспорно первостепенная задача именно писателей. Однако статья Сафроновой – о литобъединениях в целом. «Автор» – только повод для обобщений. Это означает, что альманах обязан печатать каждого желающего («с носа» да ещё с предисловием). Базовое понятие слова «литератор» – просто сочинитель. Серьёзная ситуация: втискивать в областное издание всю макулатуру, в том числе и ту, которую с трудом отбраковывают редакции районных газет и школьные учителя? Теоретически и это возможно. Так и сейчас претензии к качеству «ЛитРязани» (особенно к прозе) совсем небезосновательны. И такой путь – прямой путь в бучило действительного литературного болота. На то и расчёт культуртрегеров.

А если не поддаваться натиску поголовного печатания? Тоже вполне самоубийственно: условия правительства конкретны. Головоломка непростая. А пока – опять побеждают культуртрегеры (специально насыщаю текст этим словом). Могу предложить свой вариант в копилку мнений.

1. Нужен не кулуарный, а публичный, постоянный диалог писателей с властью и читателями. Нужна своя газета (центральная власть, кстати, настойчиво призывает всех к открытому диалогу).

2. Литература – часть общеобразовательного процесса, и почему бы именно министерству образования не финансировать выпуск отдельного литературного журнала для юных и начинающих, разгрузив тем самым «ЛитРязань» от произведений пока не российского уровня качества.

Можно со временем сделать альманах не хуже столичных изданий, но сначала бы надо знать: нужно ли это правительству области?

Виталий УСПЕНСКИЙ,
коллега Елены Сафроновой по Союзу российских писателей.

Кораблино, Рязанская область


Комментариев:

Вернуться на главную