11 августа исполнилось 85 лет со дня смерти Максимилиана Волошина
Людмила ВЛАДИМИРОВА, кандидат медицинских наук, член Союза писателей России (Одесса)
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877 - 1932) рожден «в Духов День, когда земля – именниница». «Отсюда, – писал он, – вероятно, моя склонность к духовно-религиозному восприятию мира и любовь к цветению плоти и вещества во всех его формах и ликах». Рожденный 16 (28) мая 1877 года в Киеве, он отмечал не день рождения – именины. Шести дней не отпустила судьба, чтобы отпраздновать в 55-й раз. Он ушел 11 августа 1932 года, «в полдень, в свой час, в волошинский час» (Марина Цветаева). А 17 августа по Православному календарю – день убиенных «семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Константина и Антонина…» В 2017-м году мы отмечаем 140 летие и 85 лет со дня смерти Максимилиана Волошина, Русского поэта, художника, философа, искреннего, любящего, нелукавого сына своего Отечества.
«Молюсь за тех и за других...» Меня привела к Максимилиану Волошину Марина Цветаева (Живое о живом) более тридцати лет тому назад. К «планетарному», «знающему», мистику и провидцу, «духу земли», «огнепоклоннику», «огнеиспускающему» и огоньусмиряющему Максу Волошину. Надо признаться: было страшновато знакомиться с ним самим. Но они шли ко мне – его стихи и проза. Сами. Именно тогда, когда более всего были необходимы. Именно те, что более всего были нужны. Ведь беспредельность, космизм Волошина – очевидны. И обликом, и статью, и творчеством, и стилем жизни на выжженной солнцем земле Восточного Крыма – особенный, неповторимый. «Европеец» и эрудит – «француз культурой, русский душой и словом, германец – духом и кровью» (М. Цветаева). Но по отцу – из запорожских казаков, сын Александра Максимовича Кириенко-Волошина, «мирового посредника первого созыва, затем члена судебной палаты, общественника» (Е. Ланн). По матери – Елене Оттобальдовне, урожденной Глазер, – из обрусевших остзейских немцев. Поэт и художник, философ, глубокий знаток Востока и Запада; публицист, эссеист, переводчик; культуролог, искусствовед и литературовед. В ранней поэзии – символист, тяготеющий к античным, библейским, оккультным ассоциациям, мистике. Всегда пластичен, красочен, живописен. Его стихи, воспевающие пустынную, опаленную землю – его Киммерию, Коктебель – полотна. Мастер сонета и верлибра, родоначальник «научной поэзии» (Путями Каина), стихотворного портрета (Облики). Но с 1917 года – стихами о революции, гражданской войне, отторгнутый от России, – стихами о ней, лаконичными, но глубоко проникающими в ее горчайшую историю и сущность, исповедально-страстными, он – непревзойден. «Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека», – писал Волошин, аргументируя наибольшее значение в своей поэзии этих стихов. Первый поэт «самиздата», с 1918 года его стихи о революции ходят в «тысячах списков»:
…Почетней быть твердимым наизусть Особость Волошина и в готовности ко всему, что пошлет Судьба, готовности платить наивысшую цену за свободу чувствовать и мыслить по-своему: «Меня травили. <...> В каждой моей газетной статье я давал свои мысли, а этого не прощают». Гражданское и человеческое мужество: «Разве может быть что-нибудь страшно, если весь мир несешь в себе? Когда смерть является наименее страшным из возможных несчастий?», – напишет он 17 ноября 1917-го жене, М.В. Сабашниковой. И Волошин в статье Соломонов суд (1919) на территории, занятой белыми, скажет: «Бойкот большевизма интеллигенцией, неудачный по замыслу и плачевный по выполнению, был серьезной политической ошибкой, которую можно извинить психологически, но отнюдь не следует оправдывать и возводить в правило». А в Записке о направлении художественной школы в 1921 году, при советской власти, – твердо: «Искусство по существу своему отнюдь не демократично, а аристократично, в точном смысле этого слова: "аристос" – "лучший"». И сегодня, когда читаю его, мне – не страшно. Просветленно. Хотя вновь: ...И ты, и я – мы все имели честь Знаю: как бы не «опоражнивали дух», распахивая «дверь разрух», и какая бы «нежить» не «хлынула в сей дом»– ...Те бесы шумны и быстры, И, к тому же, – ...Не сами ль мы, подобно нашим предкам, На предложение А.Н. Толстого – настойчивое! – в 1919 году в Одессе эмигрировать, М. Волошин «кротко покачивает головой»: «Нет, Алехан. Когда мать больна, дети остаются с нею». Не замалчивая ни «красного», ни «белого» террора, всех ужасов безвременья, читая «в кровавых списках собственное имя», он спасал, по мере сил, культурные ценности народа, спасал людей – и белых, и красных, и монархистов, и эсеров. Укрывая в своем доме в Коктебеле. В Одессе, узнав о грозящей опасности поэтессе Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, арестованной и преданой военно-полевому суду в Екатеринодаре за то, что она, избранная в период февральской революции товарищем городского головы Анапы, «после прихода большевиков оставалась некоторое время на этом посту», организовал письмо, сбор подписей в ее защиту. Жизнь будущей Матери Марии тогда удалось спасти. Чуть позднее спасет он и Н.А. Маркса, крымчанина, учёного, генерал-лейтенанта российской армии, командующего войсками Одесского военного округа. «В 1905 году принял активное участие в Одесском Совете рабочих депутатов. Известна его речь на пристани, посвящённая восстанию лейтенанта Шмидта. Был избран членом революционного комитета». «В 1917 году перешёл на сторону революции. В 1919 году комиссар народного просвещения в г. Феодосия. В этом же году, когда в город вошла армия генерала Слащёва, был арестован, доставлен в Екатеринодар; подвергался угрозам самосуда со стороны офицеров» (Википедия). И если бы не вмешательство Волошина, не неотступное сопровождение (чреватое и для него...), не письма, в т.ч., самому Деникину, не избежать бы Н.А. Марксу горчайшей участи. В письме Б.В. Савинкову 11 октября 1920 года М. Волошин заметит: «...я не принимал никакого участия в Революции, если не считать того, что всеми силами, поскольку это было в моих возможностях, мешал истреблению одних русских людей другими». 12 января 1922 года в стихах На дне Преисподней, посвященным «Памяти А. Блока и Н. Гумилева» скажет: ...Может быть, такой же жребий выну, Да, – «...замученный и истерзанный, он приемлет бремя своего сыновства России, не отвращается от родины и в эту мрачную годину ее позора, ее бесчестия, ее содрогания» (Л. Львов). Миротворец. Может быть, это основное его предназначение, сущность. – Метод? – Убеждение, слово и – молитва. М. Цветаева писала о наставлениях Волошина: «Это совсем другой человек, чем ты, у него и для него иная мера. И по-своему он совершенно прав – так же, как ты – по-своему». Можно только удивляться и по-хорошему завидовать: «Всякую занесенную для удара руку он, изумлением своим, превращал в опущенную, а бывало, и в протянутую». «Молятся обычно за того, кому грозит расстрел, – писал М. Волошин, – И это неверно: молится надо за того, от кого зависит расстрел и от кого исходит приказ о казни. Потому что из двух персонажей – убийцы и жертвы – в наибольшей опасности (моральной) находится именно палач, а совсем не жертва. Поэтому всегда надо молиться за палачей – и в результате можно не сомневаться» (О Н.А. Марксе). …А я стою один меж них
«За тех» – восставших «из подполий, из ссылок, фабрик, рудников»; «за других» – «из рядов военных, дворянских разоренных гнезд». Бежать от врага – не относится к высшему порядку военных доблестей, но, тем не менее, те добрые обыватели, которые при сдаче Крыма бежали на добровольческих пароходах, после этого почувствовали себя вполне военными людьми. Эта маленькая и на первый взгляд невинная причастность к делу объединения России их всех превратила в непреклонных Катонов и неподкупных Брутов. Суровости их патриотизма нет предела. Они не могут говорить равнодушно о тех изменниках, предателях и негодяях, которые "не бежали" от большевиков. А те из оставшихся, кто, для того чтобы спасти от разгрома культурные ценности и предотвратить массовые расстрелы, простерли свое малодушие и трусость до того, что, с опасностью для собственной жизни, остались на своих постах и работали с большевиками, те не заслуживают в их глазах ни малейшего снисхождения: "Тем хуже, что они предотвращали расстрелы и спасали ценности: они помешали большевикам скомпрометировать себя. Теперь благодаря им может показаться, что Добровольческая армия более жестоко расправляется с населением, чем сами большевики, которые из подлой политики, чтобы привлечь к себе интеллигенцию, никого на этот раз не расстреливали за политические убеждения. И очень жаль, что они не расстреляли всех оставшихся". Кто же прав? Бежавшие герои или оставшиеся Трусы? Думается, что этот вопрос был уже разрешен в свое время царем Соломоном по поводу известного казуса о двух матерях и одном ребенке: "...и сказал Царь: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной, половину другой". И ответила та женщина, чей был сын, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости: "О, господин, отдай ей этого ребенка живого и не умерщвляй его!" А другая говорит: "Пусть не будет ни тебе, ни мне: рубите". И отвечал Царь и сказал: "Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте – она мать" (3-я Книга Царств, 3, 25). Дитя – это Россия (или – в данном случае – Крым). Одни говорят: пусть лучше все уничтожат и всех расстреляют, только бы не досталось большевикам. Другие же говорят: мы будем работать с вами, только не рассекайте нашего ребенка. Кто из этих двух истинная мать?» В стихах Дом поэта читаю:
...Усобица и голод и война,
«И правды восприять Христовой...» Энциклопедист, знаток многих философских учений Востока и Запада, переживший «этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магию, масонство, оккультизм, теософию», Максимилиан Волошин в зрелые годы «вернулся домой» – в Православие. Тому свидетельство – его цикл стихов Возношение, поэмы Протопоп Аввакум, Святой Серафим, стихи Сказание об отроке Епифании, Владимирская Богоматерь, заметки О Граде Господнем (1917), статья Вся власть Патриарху! (1918), и мн. др. «Несмотря на мои заявления об аполитичности моих стихотворений и моего подхода к современности, – понимал Волошин, – я не сомневаюсь, что у моих слушателей возникнет любопытствующий вопрос: "А все-таки... А все-таки чего же хочется самому поэту: социализма, монархии, республики? " И я уверен, что люди добровольческой ориентации уже решили в душе, что я скрытый большевик, так как говорю о государственном строительстве в советской России и предполагаю ее завоевательные успехи, а люди, социалистически настроенные, – что я монархист, так как предсказываю возвращение России к самодержавию. Но я действительно ни то, ни другое. Даже не социал-монархист, которых я предсказывал только что. Мой единственный идеал – это Град Божий. Но он находится не только за гранью политики и социологии, но даже за гранью времен. Путь к нему – вся крестная, страстная история человечества» (Россия распятая).
«Нехороший одесский период...» В двадцатых числах января 1919 года М.А. Волошин прибыл морем в Одессу из Севастополя, 10 мая отплыл на шхуне «Казак» в Крым. Неполные 4 месяца 1919 года... Надо сказать, что одесскому периоду в автобиографической прозе Максимилиана Волошина «не повезло». Только 4 абзаца из 11 предложений (некоторые в 1-3 слово), первое: «На следующую осень, в 1918 году, я надумал поехать в Одессу читать лекции, надеясь заработать» (О Н.А. Марксе). Волошиновед Владимир Купченко упоминает, что от всего одесского периода «дошло до нас только одно его письмо». Но благодаря его работам, других волошиноведов, воспоминаниям И. Бунина, Н. Тэффи, В. Инбер и др. уже многое известно. Из периодических изданий того времени – в 1919 году в Одессе издавалось 20 газет и 12 журналов (3 – юмористических), – многие не сохранились. Вообще, работы в «волошиноведении» еще немало. Не издано большинство его статей (всего – более 250), в основном «не повезло» статьям социального характера... «Лекционное турне» М. Волошина с середины ноября 1918 проходило через Ялту, где он читал лекцию «Скрытый смысл войны», собравшую около ста слушателей; об Э. Верхарне, переводом стихов которого был тогда увлечен, сборник был издан в Одессе; «Бунтарская стихия русской истории и ее провидец» (Жизнь и творчество Сурикова); «Жестокость в жизни и ужасы в искусстве». В заключение лекций читал свои новые стихи: в мае в Москве вышел третий сборник «Иверни». Очевидцы свидетельствуют об огромном успехе и лекций, и «стихов о России», в частности, Святой Руси, Дметриуса-императора, Стенькина суда, «звучавших очень революционно». Заметим, что Крым тогда был «у белых».Участвует в выставке «Искусство в Крыму». Из Ялты – морем в Севастополь, «на пароходе, набитом добровольцами», стоя, «плечом к плечу», а затем, впервые испытав «прелести железнодорожного путешествия в товарном вагоне», тоже стоя все 8 часов, но уже с солдатами, которые «все время поют хором и рассказывают крепкие анекдоты». «Такого обилия революционно-пролетарского фольклора, – писал Волошин матери, – я не слыхал во всю революцию». Но – «очень милое дружеское отношение друг к другу», «от людей впечатление скорее приятно». В Симферополе Волошин прочел за 10 дней 3 лекции, выручив 800 рублей, и «моральный успех был большой» (В. Купченко). 25 декабря М. Волошин в Севастополе участвует в работе «съезда Таврической научной ассоциации», общается со многими профессорами, присутствует при поднятии со дна бухты дредноута «Императрица Мария», читает лекции в Народном университете, в гимназии. Убеждается в том, что его работы, в частности, Протопоп Аввакум широко известна, воспринята «как литературное событие». О Волошине уже читаются лекции, поэма введена в учебный план студентов Таврического университета, школьные библиотеки охотятся за номерами журнала с поэмой. Стихи Волошина имеют успех, сравнимый с Двенадцатью Блока. Он надеется на перспективу «постоянного лекционного заработка». Прибыв морем из Севастополя в Одессу, М. Волошин остановился у Цетлиных (ул. Нежинская, 36), с которыми сблизился в апреле 1915 года в Париже, гостил на их вилле в Биаррице. Марии Самойловне Цетлин, урожденной Тумаркиной, доктору философии, жене чаеторговца, поэта и мецената М.О. Цетлина, посвящены несколько стихов Волошина. В одной комнате с Волошиным жили два видных деятеля партии эсеров А.Р. Гоц и В.В. Руднев. Город переполняли беженцы, работы не хватало, как и топлива, продуктов, промтоваров. Свирепствовал сыпной тиф, отключалось электро, водоснабжение. Процветало воровство, бандитизм. Но – «культурная жизнь била ключом». Концерты Изы Кремер, Н. Плевицкой, А. Вертинского, Л. Утесова, спектакли кабаре «Веселая канарейка», в цирке Труцци – гастроли И. Поддубного и др. Литературный кружок «Зеленая лампа» объединял А. Адалис, Э. Багрицкого, Л. Гроссмана, В. Инбер, В. Катаева, Ю. Олешу и др. В Одессе тогда находились И. Бунин, А. Толстой с Н. Крандиевской, Н. Тэффи, Дон-Аминадо, В. Дорошевич. Т. Щепкина-Куперник, многие журналисты, адвокаты, художника, профессора столичных вузов. Вспоминает Вера Инбер: «В большой комнате с окном на море <...> Максимилиан Волошин, тучный и благосклонный, читал свою новую поэму. Немцы маршировали в тишине полуосенних улиц. Море светлело, уходя к теплым турецким берегам, где не было никаких большевиков. Мы гасили свет. Максимилиан, врезанный прямо в созвездия, читал о том, что острова Эгейского моря были как "пчелий рой у чресел Афродиты"». Чудится ли мне ирония, но грустно за поэтессу, отметившую единственно запомнившийся образ из стихов Европа (1918)... Тех самых, где Волошин «пытается развить мысль» о будущем, о предназначении славянства, о Славии (см. выше). Да, он выступал немало – и «в Литературно-художественном кружке, затем в одном частном клубе»; в Татьянин день – в Клубе увечных воинов; «на благотворительном балу в зале Литературно-артистического общества»; в Русском театре на диспуте «Женщина перед судом женщины»; на вечерах кружков «Среда» и «Зеленая лампа» в помещении Камерного театра. Участвовал в Устной газете. Кстати, об этом выступлении он упомянул: «...выступал на литературных чтениях, иногда с бурным успехом (Устная газета, Тэффи)». Слово «иногда», упоминание о Н. Тэффи – поэте, писателе с тонким вкусом, позволяют предположить, что это действительно было иногда, и ситуация в «литературной» Одессе, увы, не могла удовлетворить Максимилиана Волошина. Впрочем, об этом прямо пишет Иван Бунин. О чтении «за некоторую плату своих произведений среди пивших и евших в зале перед ними "недорезанных буржуев"»... Стихов «о всяких страшных делах и людях как древней России, так и современной...» Бунин, восхищаясь и стихами, и чтением их, силой и ловкостью того и другого, «слушал его даже с некоторым негодованием». Так как «по обстоятельствам места и времени» полагал такое чтение, таких стихов кощунственным. Он же, Иван Алексеевич Бунин, оставил нам свидетельство буйных скандалов «оравы молодых поэтов», после занятия Одессы «красными», когда «особенно бесчинствует Катаев, Багрицкий, Олеша», клянясь «умереть за Советску власть», отвергая в лице Волошина «старых, обветшалых писак». А «Волошин бегает, сияет, хочет говорить о том, что нужно и пишущим объединиться в цех», когда же «вся орава в знак протеста покидает зал», «Волошин бежит за ними – "они нас не понимают, надо объясниться!"». Лекций Волошин в Одессе, похоже, прочитал немного: «в Литературно-артистическом обществе читал о Верхарне, на четверге Религиозно-философского общества – о жестокости». В печати были как скептические отзывы, так и благожелательные: «По глубине, мощи и чувству любви к России вровень им – только последние поэмы Блока, да, пожалуй, некоторые строфы Хомякова» (Одесские новости). В январе в Харькове вышел четвертый сборник стихов Волошина Демоны глухонемые, куда вошли его стихи о гражданской войне, о России. Их то чаще он и читал в Одессе. Взялся переиздать этот сборник одесский издатель Е.И. Рузер, якобы, даже ездил за бумагой в Константинополь, но издание не состоялось. Гранки книги были обнаруженв в Москве... в 1976 году. В единственном дошедшем до нас «одесском письме» от 28 марта 1919 года, матери, Максимилиан Александрович, в частности, пишет: «...устроил здесь уже 4 книжки». Издательство «Омфалос», принадлежащее Я.Г. Натансону, бралось переиздать Стихотворения 1910 года, издать стихи 1910-1919 годов, переводы из Анри де Ренье и Верхарна. «В конце концов в Одессе вышел из печати только один сборник – переводы из Верхарна». «Неясно, – пишет В. Купченко, – почему не взял на себя издание хотя бы одной из книг Волошина М.О. Цетлин: через год, в Париже, он основал на свои средства журнал "Современные записки"». М.С. Цетлин подарила Волошину для стихов «толстую тетрадь в сафьяновом переплете» и он «немедленно» стал заполнять ее, в том числе и ей посвященными строками:
...Ты дала мне эту тетрадь В одесских изданиях М. Волошину удалось напечатать стихи Преосуществление, Молитву о городе с предисловием о Феодосии «при большевиках», Видение Иезекииля. В предисловии к последнему писал о чтении библейских пророков, как более современном, чем чтение газет. Писал статьи, в частности, – На весах поэзии (Русская революция и поэзия). В Одессе Волошин много работал над переводами из Андре де Ренье. Стихи Ночь богов, Прощание, Море, Пленница, Ваза, Любовь, Девочка переведены Волошиным в Одессе. Последнее – «в день вступления григорьевцев», 5 апреля 1919 года. 4 апреля он проводил Цетлиных, А. Толстого с Н. Крандиевской в Константинополь, сам отказавшись участвовать в «общем бегстве», когда «мать больна». «Стрельба. Убийства», но здесь же – организация Союза искусств. И – волошинский проект его, и заседание 17 апреля по организации профсоюза литераторов, так ярко описанное И. Буниным... И – живой отклик, юношеский энтузиазм на приглашение участвовать в украшении Одессы к первомайским торжествам! Дорого стоившие... Не поняли ни те, ни другие «фантазерства» Волошина, его: «в жизни самое главное – искусство ("Красота спасет мир!"), и оно вне политики». Волошин предлагал, свидетельствует Бунин, «...например, натянуть над улицами и по фасадам домов полотнища, расписанные ромбами, конусами, пирамидами, цитатами из разных поэтов». Понятно, ромбы и конусы – дань тогдашнему авангардизму, а вот цитаты – вечная, неистребимая тяга образовать народ, просветить, вывести из без-Образного состояния. Увы, увы... И. Бунин, отговаривая от участия в первомайской комиссии, напоминал, «что в этом самом городе, который он собирается украшать, уже нет ни воды, ни хлеба, идут беспрерывные облавы, обыски. аресты, расстрелы, по ночам – непроглядная тьма, разбой, ужас... Он мне в ответ опять о том, что в каждом из нас, даже в убийце, в кретине сокрыт страждущий Серафим...». Художик А. Нюренберг, комиссар искусств Одессы, собрал группу художников, куда кроме Волошина входили «Олесевич, Фазини (брат И. Ильфа), Экстер, Фраерман, Миллер, Константиновский и скульптор Гельман». Работали «в художественном училище на Преображенской». Руководителями «литературного отдела» были «Волошин и некий Монастырский». Р. Александров указывает, что «литературный отдел первомайской комиссии, руководителем которой стал Максимилиан Волошин», работал «в помещении нынешнего Дома ученых». Что «в очень трудных условиях», когда «не хватало красок, кумача, бумаги», все же «отдел сумел выпустить 40 тысяч листовок со стихами А. Блока Двенадцать, Скифы, Э. Верхарна – Восстание и Метель, У. Уитмена – Бей, бей барабан. И над Думской площадью, где «принимал парад частей 3-й Украинской Советской Красной Армии командующий вооруженными силами Украины В.А. Антонов-Овсеенко», эти листовки были сброшены с самолета. На площадях было организовано «чтение революционных стихов», а по улицам разъезжали «колесницы красных поэтов». В ИРЛИ хранится письмо М.А. Волошина – его неопубликованный ответ на статью И. Квитко «Необходимо приступить к чистке». В статье автор, сетуя, что «в наши учреждения <...> уже успели пролезть белогвардейцы и буржуазные прихлебатели, меньшевики и прочая нечисть», отзывался о Волошине: «Сотрудник социал-реакционного "Дела", он с небольшим талантом, но с большим подъемом описывал в стихах и прозе ужасную участь Феодосии, расстрелянной апокалиптическими матросами. А теперь он подготавливает литературную часть первомайских праздников. Не откажутся ли все-таки наши товарищи матросы (а также и рабочие) от его таланта и услуг?» По словам Бунина, Волошин был уверен, что его ответ – «письмо в редакцию, полное благородного негодования», «не могут не напечатать, обещали...» Напечатали лишь: «Волошин устранен из первомайской художественной комиссии». «Горько жаловался», – писал И. Бунин. А в ответе было: «Есть разница между тем Вам ли оказывают услугу или Вы ее оказываете. Художественная комиссия по устройству 1 мая обратилась ко мне – и я оказываю ей услугу, незаинтересованный ни морально, ни материально. После статьи в "Известиях", я, конечно, и охотно прекращаю мое сотрудничество. Что же касается моего сотрудничества в с-р. "Деле", которое Вам кажется таким преступным, то могу Вам сообщить, что я писал в десятках органов, от самых правых до самых левых, и ни один из них не соответствовал моим политическим взглядам, так как я имею претензии быть автором собственной социальной системы, не соответствующей ни одной из существующих». В советской Одессе М.А. Волошин «успел выступить в Университете; дважды посетил кружок "Зеленая лампа"; бывал в "Омфалосе". Общался с поэтами, художниками, философом К.А. Кузнецовым, фотографом Л.Н. Масловым. Часто бывал у Буниных. 10 мая 1919 года М.А. Волошин отплыл из Одессы на шхуне «Казак», вместе с тремя матросами из Особого отдела (чекистами) и Татьяной Давыдовной Цемах, врачом-бактериологом и поэтессой (псевдоним Татида). Последний вечер Волошин и Татида провели у Буниных. И хозяева, и отъезжающие волновались: «Бог знает, как-то сойдет это плавание на дубке до Крыма... Беседовали долго и на этот раз почти во всем мирно. <...> Прощаясь, волновались, обнялись». Вскоре Бунины получили открытку, написанную 16 мая в Евпатории, где, в частности, было: «Очень приятно вспоминать последний вечер, у вас проведенный, который так хорошо закончил весь нехороший одесский период». «Путешествие» не обошлось без приключений и... стихов: переводов из Ренье (Раковина, Видение, Тревога), даже под обстрелом. «Нас встретили пулеметами, – вспоминал Волошин, – Я сидел, сложив ноги крестом, и переводил Анри де Ренье. <...> Мои матросы <...> ответили малым загибом Петра Великого. Я мог воочию убедиться, насколько живое слово может быть сильнее машины: пулемет сразу поперхнулся и остановился. <...> Нас перестали обстреливать, дали поднять красный флаг и, узнав, что мы из Одессы, приняли с распростертыми объятиями». А до того, «против Тендровой косы», где «стоял сторожевой катер», общаясь с французским офицером, поэт «рекомендовался "буржуем", бегущим из Одессы от большевиков», вызвав веселье и уважение спутников (О Н.А. Марксе). 12 июня, уже в Коктебеле, будут написаны стихи Плавание (Одесса – Ак-Мечеть, 10-15 мая 1919). В них – строки об Одессе:
...А сзади – город, Лишь только чужеземная рука касается ее жизненных средоточий, немедленно рождается неожиданный ответный удар, который редко исходит из сознательной воли самого народа, а является разрядом каких-то стихийных, охраняющих ее сил. Татары, поляки, Карл ХII, Наполеон – все в свое вемя испытали его. Так те, кто прикасался к библейскому Ковчегу Завета, бывали поражены ударом молнии». Избранность России определяется, по мнению Волошина, заданностью ей для разрешения «тех социально-материальных задач, без ответа на которые погибнет вся Европейская культура». Ей даны для того «непримиримые противоречия» – «с одной стороны, безграничная, анархическая свобода личности и духа, выражающаяся во всем строе ее совести, мысли и жизни; с другой же – необходимость в крепком железном обруче», в «крепких огнеупорных стенах тигеля, в котором происходят взрывчатые реации ее совести...» Свобода частной жизни россиян при монархии, по мнению Волошина, была несравненно большей, чем граждан любой из европейских стран. Не путать с политической свободой! Последняя «всегда возмещается ущербом личной свободы – связанностью партийной и общественной». Вкусив в годы революции «от вожделенного плода» политической свободы, нетрудно понять, «что нам не столько нужна свобода политических действий, сколько свобода от политических действий». И продолжает: «Это мы показали наглядно, предоставляя во время революции все более ответственные посты и видные места представителям других рас, государственно связанных с нами, но обладающих иным политическим темпераментом. Поэтому нам нечего пенять на евреев, которые как народ, более нас склонный к политической суете, заняли и будут занимать первенствующее положение в русской государственной смуте и в социальных экспериментах, которым будет подвергаться Россия» (Россия распятая). Неоднократно в стихах и статьях М. Волошин пишет о неизбежности, закономерности возводимых большевиками «стен», совпавших «с только что разрушенными стенами низвергнутой империи». Перед этим большевики постарались «ускорить падение России в ту пропасть, над которой она уже висела». Действовали с немыслимой в царские времена жестокостью и беспощадностью. Как и Петр I, большевики «хотят создать ей (России) новую душу хирургическим путем», а в методах создания этой души – европейской (Петр), мировой – (большевики) – «между Преображенским Приказом и Тайной канцелярией и Чрезвычайной комиссией нет никакой существенной разницы». Но – «Сквозь дыбу и застенки, сквозь молодецкую работу заплечных мастеров, сквозь хирургические опыты гениальных операторов выносили мы свою веру в конечное преображение земного царства в церковь, во взыскуемый Град Божий, в наш сказочный Китеж – в Град Невидимый... Воистину вся Русь – это Неопалимая Купина, горящая и несгорающая сквозь все века своей мученической истории». И – «Никакая одежда, взятая напрокат с чужого плеча, никогда не придется нам по фигуре». «Угроза большевизма еще не намечалась», а Волошин предсказывал, что Россия «пройдет через ряд социальных экспериментов, оттягивая их как можно дальше влево, вплоть до крайних форм социалистического строя, что и психологически, и исторически желательно для нее (sic! – Л.В.) Но это отнюдь не будет формой окончательной, потому что впоследствии Россия вернется на свои исторические пути...», и – «едва ли в сторону парламентаризма» (Россия распятая). Ибо –
...Единственный критерий Когда я знакомлюсь с современными крупными работами Александра Панарина, Михаила Назарова, Валентина Непомнящего, Петра Палиевского и др., то поражаюсь емкости кратких работ начала 20-го века, пророческой силе Максимилиана Волошина. Крест России видит В. Непомнящий «в том, что самим своим существованием, своим опытом назначена она опровергать <...> идеал благополучного устроения в падшем, во зле лежащем мире; назначена разоблачать идею сооружения (на путях ли научно-технических свершений, или социального прогресса, или революционного переустойства) безблагодатного эдема, рая без покаяния, без преображения; назначена, храня веру в Христову правду, в образ Божий в человеке, томясь по Небесному Граду, удерживать мир, пока он еще не растерял все человеческое, от ожидающей на утопических путях позорной катастрофы». И – «не мечтать надо о том, чтобы "разодрать" и перекроить наш духовный строй по общепринятым меркам, причесать Россию по-иному и приспособить к интересам "цивилизованного мира" ("потребительской "империи добра", с ее "западной культурой", чреватой "пресыщением, смертельной тоской и страхом"), а Бога молить о том, чтобы она оставалась такою же странной, такою же неудобной для этого мира страной, ибо – "Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь..."(2 Фес. 2: 7)» (Удерживающий теперь, 1996). П.В. Палиевский писал: «Это практическое дело и призыв истории – воссоединение двух мировых идей, захвативших в разные эпохи русский народ, этих противоположностей, которые были несовместимы, – коммунизма и веры. Не для того, чтобы подменить одной другую, но чтобы сотрудничать в развитии основных ценностей народа и противостоять силам растления, которые не раз доказывали свое умение проедать насквозь людские верхи обеих сторон» (И вот берег..., 1990).
...Мы погибаем, не умирая.
Вместо заключения 11-е, а там и 17 августа... Даты Ухода и Дня Ангела «поэта космических предчувствий» М.А. Волошина. Вот и попыталась я, в преддверии их, вспомнить и из старых своих работ, и дополнив, зная весьма неоднозначное восприятие и жизни, и творчества Максимилиана Волошина, представить, в меру сил, свое видение. Затронув лишь некоторые, но актуальные вопросы. Надеясь привлечь внимание к «связанному знаньем звездной тайны» – он предсказал многое. В частности, в 1923 году, – «интра-атомную энергию» и «облики чудовищных теней», которым может быть отдано «грядущее земли»... И – в 1920-м – возможное разделение путей северной и южной России, но – временное. Ведь – «...если у нас есть надежда на то, что самостийность русских окраин будет преодолена, то потому только, что перед Европой встает на Дальнем Востоке древней исторической угрозой призрак монгольской опасности, который потребует новой имперской спайки племен, населяющих Великую русскую равнину и Сибирь. На этом основывается наше предположение, что Россия будет единой...». И – «...ничто, по существу, не мешает ужиться» социализму и крепкой государственной власти, единодержавию: «...социализм сгущенно государственен по своему существу. Он неизбежной логикой вещей будет приведен к тому, что станет искать ее в диктатуре, а после в цезаризме».
В год столетия Революции я снова и снова читаю статьи, поэмы, стихи Максимилиана Волошина. Естественно, статья Россия распятая привлекает особо. Верю, ибо – очевидно: Россия революцией – «единственным выходом из того тупика, который окончательно определился и замкнулся во время Европейской войны» – приняла «чужих страстей, чужого зла / Кровоточащие стигматы». Собою предотвратила «погибельные тропы» других стран Европы. Как и в древности, стояла «как щит меж двух враждебных рас» (А. Блок).
Замечаю и из уже цитированного письма М. Сабашниковой (1917): «За духовную сущность России у меня нет страха: рушится только государственность, то есть то, что давило и оберегало одновременно, но что рано или поздно должно было быть разломано внутренним напором. Глубочайшая моральная идея Святой Руси прорывается сейчас всюду среди самых нелепых и кровавых форм. Она брезжит во всем, что, с точки зрения государственности, является непростительной глупостью и преступлением». 1997 – 2017, Одесса. |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | ||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| ||||