Татьяна ВОЕВОДИНА
ТАДЖИЧНИК

В прошлые и эти выходные у нас в посёлке были объявлены субботники по благоустройству территории. Собственно, особого благоустройства от них никто не ожидал, а надеялись слегка убрать мусор, скопившийся за сезон. Мусора у нас (как и везде в Подмосковье) – видимо-невидимо. В сущности, все Подмосковье – это огромная свалка. И виноваты в этом не власти, как принято считать, а сами граждане, которые гадят, не покладая рук. По берегам водоёмов, где отдыхают любители природы, в лесах, оврагах – словом, везде валяются полиэтиленовые мешки, бутылки, всякая дрянь, оставшаяся от пикников и просто от прогулок. Донести всю эту гадость до места сбора мусора – невмоготу. Я, как представитель старшего поколения, ещё помню домусорные времена, когда главным загрязняющим фактором были консервные банки, которые всё-таки ржавеют и разлагаются. А бутылки, стеклянные, сдавали за залоговую цену в 12 коп., а молочные бутылки – за 15. Какой зелёный был тогда наш посёлок! И ведь не ценили…

Тогда тоже выходили по весне на субботник – гребли, сжигали старую листву… Весело как-то было, было чувство весны, обновления. А ещё раньше были субботники в моё детство в Егорьевске, вернее, воскресники. В субботу-то тогда работали до обеда, а выходной был один – в воскресенье; это с 70-х годов стало по два выходных. Вот воскресным утром выходили на воскресник. С самого утра из горсада начинали звучать песни: «Сегодня мы не на параде,/ а к коммунизму на пути,/ в коммунистической бригаде,/ и с нами Ленин впереди». Выходили все жители нашего дома по ул. Советской 37, все. Управдом раздавал мётлы, лопаты, грабли. Я мечтала, чтобы нам с подружкой доверили окраску вазонов. Однажды доверили, дали ведёрко с извёсткой и кисточку. Мы очень старательно красили, потом сеяли настурцию. Почему-то была в моде настурция, у нас на балконе тоже росла красно-рыжая настурция. Мы, семья директора завода, которому принадлежал дом, тоже выходили на субботник, и это была наинормальнейшая норма. А как ещё-то может быть? Это же наш дом.

Вообще субботник – это совершенно не коммунистическое изобретение. Это древнее, крестьянское. Просто коммунистическое руководство подверстало коммунистическую идеологию под искони существовавшие традиции – как когда-то христианство соединило свои праздники с древними, языческими. С незапамятных времён русские люди по весне совместно убирали свои сёла, починяли мосты, поправляли дороги.

В 70-е годы придумали вот что: рабочие и вообще работники материального производства работали один день в году (это обычно приурочивали ко дню рождения Ленина 22 апреля) бесплатно, в качестве коммунистического субботника. Те, кто работал не в материальном производстве – те трудились по благоустройству, мыли окна, разбирали бумажные завалы. Но тогда уже радость совместного труда постепенно испарялась. Помню, меня поразила одна картинка, настолько поразила, что запомнила её на десятилетия. В лифте усталая мама ругала за что-то дочку, упрекала её: «Я работаю, как лошадь, да ещё бесплатно заставляют работать…» Я, школьница, подумала: «Как же так можно ребёнку говорить – это же наш субботник, что значит «заставляют» ?»

В 70-х жизнь всё больше стала казаться чем-то посторонним, внешним по отношению к человеку. Город, улица, страна постепенно переставали быть «нашими», и это проявлялось в общем равнодушии ко всему, что выходит за пределы собственной квартиры. Кстати, именно тогда появилась манера «укреплять» входные двери – сначала с помощью штырей, входящих в дверь и в стенку одновременно, а потом и вовсе перешли на сейфовые двери… Кажется, какая связь сейфовых дверей с субботниками? – а вот есть она, связь.

В этом году мой сын-строитель вывел своих сотрудников вместе с работягами-узбеками и таджиками на субботник. Фронт работ был заранее согласован с главой местной администрации. Они обрабатывали берега лесного озера. Вывезли несколько грузовиков мусора прошлого сезона. Приглашали мэра для совместного фотографирования; приехал он или нет – не знаю. Но точно знаю, что они засняли картинки ДО и ПОСЛЕ уборки и послали в нашу районку. Теперь сыну дадут грамоту, которую он вывесит в офисе.

Вы думаете, он из любви к родному посёлку вывел народ на субботник? Ну, может, отчасти и поэтому. Но главное – другое. В нашем районе запретили жилищное строительство до тех пор, пока не будут построены некие социальные объекты: детсады, поликлиники. Действительно километрах в семи от нашего посёлка построили гигантский район, безо всякой инфраструктуры, что вызвало обычный в таких случаях скандал: обещали инфраструктуру, а ничего не построили. Приезжал губернатор, была разборка, ну и до кучи запретили жилищное строительство во всём районе. Так что сын особенно старается поддерживать отличные отношения с поселковой администрацией: от них зависит, разрешат ли ему понемножку под сурдинку строить и зарегистрируют ли построенное. Вот на каком фундаменте сегодня строится трудовой энтузиазм участников субботников. Может быть, так и надо: материальная, коммерческая заинтересованность. Эффективность! Но мне лично ближе старый, наивный подход: это наш посёлок, наш дом, наша улица и в конечном счёте наша страна.

А знаете, сколько человек пришло на берега загаженного лесного озера просто так, по зову сердца? Ну попробуйте предположить. Сто? Десять? Один! Ровно один. Любопытно, что это НЕ житель нашего посёлка. Он москвич, житель прилегающего к нам московского района. Он по какой-то причине не попал на субботник в своём районе и решил сходить на какой-нибудь другой. Он любит ходить на это озеро – вот и пришёл к нам. Один-единственный. Вот столько у нас сегодня тех, кто считает город, посёлок, улицу, озеро – НАШИМИ. Для остальных это просто гадкая и враждебная среда обитания. Вас ещё удивляет, что жить в наших городах и посёлках становится всё более отвратительно? Это ведь не наш город. Не зря субботник в нашем-на нашем посёлке смешливые жители именуют «таджичником». Таджики же работают…

http://clck.ru/3rRVO

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную