27 октября - день рождения Анатолия Дрожжина (1939-1994)

Нина ВОЛЧЕНКОВА (Брянск)

«СЕРДЦЕ, СХОЖЕЕ С ЗЕРНОМ»

(созвучные душе строки Анатолия Дрожжина)

Заглавие как ключевая фраза: что обозначишь штрихами, то явится тебе удивительным открытием общечеловеческой сути. Таким открытием стала для меня поэма Анатолия Сергеевича Дрожжина «Созвучие».

Слово, вынесенное в название, с точки зрения толкования многозначно: в музыке – это гармоническое сочетание двух или несколько тонов, в стихосложении – совпадение звуков речи, повторение в стихе сходных гласных звуков или сходное звучание концовок строк, то есть ассонанс и рифма. А если говорить о творчестве поэта, то в первую очередь мы обращаем внимание на лексический состав рифмующихся слов, как взятых независимо друг от друга, так и в определённом взаимоотношении. И они создают эмоциональное поле для раздумий не только по прочтении, но прежде всего до чтения.

Заглавие, предваряя содержание, способствует размышлению и антиципации (предугадыванию): о чём это произведение, чему посвящено, на какие дороги выводит нас автор, чьё детство опалено войной.

У А. Дрожжина есть такие стихи, которые не дают жить спокойно и в мирное время, – это «Пиджаки», «Эвакуация», «Старики», «Коровьи слёзы», «День Победы», «Колхозница», «Закроешь на щеколду дом», «У солнца сломаны лучи»… А сколько боли в поэме, посвящённой Н.И. Поснову «Один на дороге»?.. Всего не перечислить, да в этом и нет нужды! Но если соотнести темы его стихотворных шедевров с поэмой «Созвучие», то параллели несомненны.

Прочитав начало произведения, мы уже не отрываемся и соглашаемся с автором – содержание его строк близко нашему состоянию. В процессе чтения мы свою жизнь пропустим через главы поэмы А. Дрожжина и вдруг почувствуем, что создали собственный текст, созвучный творению поэта, в основу которого положен главный закон природосообразности:

Природе жить,
земле вертеться,
пока в стремлении одном
зерно,
похожее на сердце,
и сердце,
схожее с зерном,
ждут – воедино с миром слиться
по смыслу, будто по крови.

Автор с первых строк поэмы преподносит нам известный закон жизни:

…найдёшь себя –
и обретаешь
с деревней родственную связь.

Одна из тем обозначена штрихами, но масштабно – Пугачёв, Есенин, Л. Толстой. Кто стоит за этими именами, читателю известно, но снова и снова всплывают картины литературного пространства, отражающего «век нынешний и век минувший» (А.С. Грибоедов). Понимание нашего существования на земле созвучно мысли автора поэмы: «…не случайно предки наши жизнь основали  в деревнях». Для многих людей и сегодня основой жизни является крылатое утверждение Анатолия Дрожжина:

Пока деревня есть
в России, –
не стать ей колосом пустым!

Оно же, это утверждение, формулируется как проблема, раскрыть которую возможно, если сам являешься или являлся сельским жителем, и решать её по мере своих возможностей.

Поэма А.С. Дрожжина «Созвучие» – энциклопедия сельской жизни. Полотно её написано широкими цветными мазками, не исключая чёрные, и начинается не с весны, когда природа просыпается для жизни, а когда «время собирать камни»:

Сентябрь
ветровою полою
шуршал по кустам ивняка.
В моё дорогое былое
дорога была нелегка.

Прочитаем эти строки, вспомним не одну историю человеческую: живёшь, живёшь, и всё вроде хорошо, но приходит час или минута, когда ночами спать не можешь. И не во сне, а наяву идёшь по знакомым дорогам детства, согревающим босые ноги тёплой мягкой пылью, а потом ощущаешь утреннюю прохладу росы, и… не выдерживаешь, садишься в попутный транспорт и едешь туда, откуда родом – в свою дорогую деревню.

Рано или поздно, но человек возвращается к колодцу с родниковой водой, который ждёт его, чтобы напомнить о празднике, когда его чистили всем миром, облагораживали, сохраняли зелёный покров, а застолье после трудов праведных устраивали на взгорье, чтобы любоваться свершившимся. А какие песни лились до позднего вечера! Всё здесь и все здесь – этим и силён народ.

И возвращается человек к дому на малой Родине, приобретя жизненный опыт, согласившись с тем, что «завидный урок постоянства – деревьев оседлая жизнь». И принимает назидание:

в грозу либо лютой зимой
держаться
корнями за землю
и выше вставать
над землёй!

Путешествие в особую страну, откуда ты родом, всегда даётся очень тяжело, и мы не находим оправдания своему бегству, хотя и оправдываться нет необходимости. Лирический герой поэмы «Созвучие» испытывает не только стыд за долгое отсутствие в своей родной деревне, но и ощущает радость постоянства:

И так на душе хорошо,
как будто – что раньше утратил,
сегодня
внезапно нашёл.

Да, нашёл, только это находка с чувством тоски и растерянности:

Но оторопь душу берёт:
где дом был –
дорога,
а ясень,
посаженный дедом,
живёт.
Ознобно я дерево трогал
и воздух захватывал ртом.
Где дом был,
сегодня – дорога.
До-ро-га!
А раньше был дом.

О, как же нам созвучно это! Дом, куда тебя привезли маленькой, посадили на узлы с большой куклой, остался в памяти, которая не отпускает. В доме ещё нет побеленных стен, брёвна излучают свет, и в пасмурный день не надо зажигать керосиновую лампу или лучину…

Несмотря на уют в сегодняшней квартире, мы мысленно находимся в «тереме добра», который отправил нас в большую жизнь.

С героем Анатолия Дрожжина проходим весь путь от минуты осознания себя как существа мыслящего до понимания и принятия народной мудрости как аксиомы: «там, где сошёлся клином белый свет» – уголок и родной, и любимый, ты прости нас…

Всё творчество А.С. Дрожжина картинно: ясно видишь пейзаж, лица встретившихся людей, небо, солнце и… стога в тумане, напоминающие русских богатырей в шеломах, к одному из которых «ссутуленно плечом приткнулся» странник, отсутствующий здесь приличную часть своей жизни – целых двадцать лет. Отсутствующий, но не ушедший из памяти, где «срок детства… войной укорочен в загубленном лесу».

Военная тема заставляет пульсировать не только висок, но и сердце стучать по-особому. Время здесь словно бы остановилось, а в сознании героя и его «сословья безотцовых сорванцов» прокручивало тысячи метров киноплёнки:

Там фитиля заносчивое пламя
шибало бабке
копотью в лицо…
………………………….
У нас штаны свисали на подтяжках,
и были лица
не по-детски злы,
когда в упряжках
медленно и тяжко
валились с ног
упрямые волы.

Друг герою «помогал осваивать косу», и вместе они уходили «с головой в дела», замотанные работой по-взрослому. Могло ли быть иначе?

При чтении поэмы возникает ощущение, что она вся состоит из сравнений, но коснёмся пока военной темы, а все сравнения как смыслы найдём в тексте:
 
Мы, отроки,
как раки на безрыбье,
вдруг оказались
в славе и цене.

Созвучие встречаем в стихотворении «Поздняя весна», которое посвящено Н.Н. Денисову:

Отцы нас не качали на руках,
На блюдечках наук не подносили.
В двенадцать мы пахали и косили,
С достоинством ходили в мужиках.

А. Дрожжин видел собственными глазами и помнил всю жизнь картину эвакуации, когда люди прощались с домом, когда хозяин в возрасте преклонном

В сад прошёл,
Остановился сгорбясь.
Долго землю разминал в горсти,
и в кисет, пропитанный махоркой,
как ребёнка, в люльку опустил.
«Эвакуация»

Зло «являлось в обличье пожара и голода, одевалось в мундир ядовитой войны» («Старики»), а когда мальчишки увидели пленных фашистов, они вместе с матерями смотрели на «лица пожухлые, как осенью трава», и во весь рост поднималась человеческая жалость:

На их ногах лохмотья маскхалатов
пылили, точно в печке помело.
Солдаты их вели через село,
как гнали стадо пастухи когда-то.
Один – здоровый, рыжеватый, лысый
в растоптанных лаптях маршировал.
По сторонам поглядывали лица,
пожухлые, как осенью трава.
Коза орала за соседским садом,
и дым заречный небеса лизал.
Мы, пацаны, до помутненья взгляда
на этих фрицев пялили глаза.
Они устало горбили лопатки,
поддерживая рваные порты.
И почему-то матери-солдатки,
остолбенев, не раскрывали рты.
И не грозили больше кулаками.
И молвил дед:
«Усё, капут войне».
И мы в воронку сбрасывали камни,
освобождая руки от камней.
«Пленные»

«Люди на злобу сердца не растратили, / Зёрна любви прорастали в них заново», – созвучным в этой теме стало стихотворение «Патефон».

Отзвуки войны слышны в рассказах однорукого деда Павла из поэмы, которому очень жаль «онемевшую гармонь», а бывало,

Как он играл!..
……………….
Была извечно музыка подругой
любого удалого торжества.
…………………………….
Дедок грустит взаправду,
что гармони
сегодня богу душу отдают.

Это ещё одна грань поэмы, тема, переходящая в разряд ностальгических. А в довоенное и послевоенное время  

Гармоника наяривала чётко,
дробь сыпала,
как семечки стручок.
И требовала «Барыня»
чечётку,
и били пятки
пыльный пятачок.

Поэма многогранна и богата образами, которые будят человеческую память. Вспоминается и мне такой пятачок – «Кузин бугор» над озером, где земля была похожа на добротный асфальт, а вокруг трава-мурава, на которой сидели дети и смотрели на исполнение «Барыни», «Цыганочки», вальса «Амурские волны»; слушали широкие раздольные народные песни и очень хотели быстрее стать взрослыми, чтобы тоже танцевать и петь.

Яркой картиной сельского быта, а по сути – особой темой показа проявления деревенского духа стал предстоящий концерт студентов, приехавших на «картошку» (многим поколениям созвучна эта золотая пора):

…тщательно одеты,
чтобы сущность пола,
строго соблюсти, -
поспешают бабы
оценить студентов:
как поют и пляшут,
что у них в чести?

И сливаются мысли и взгляды деревенских и городских:

Нынче сёла то же,
что и город, пляшут,
нынче сёла то же
самое поют.

Гимн деревне в поэме А. Дрожжина звучит громко, победно, и мы соглашаемся с тем, что «утро начинается в деревне, а потом уходит в города», поэтому окутывает радость, что «высоковозрастный колхозный, устали не знающий народ» не воспитывал нас – мы были пропитаны тем же духом, что и наши родители, их родители, великая семья – единый советский народ! Это был способ жизни, дававший нам уникальные образцы присутствия на земле, которой «вертеться, …а листьям литься с берёз в опавшую межу». И мир сей, несомненно, создан «для солнца, веры и любви».

Тема любви даёт широкое представление о чистоте человеческих отношений, в какую бы ситуацию не попадали герои поэмы:

И непонятно, чья была вина,
что я благоволил
к соседке Зинке,
но таяла пред Летчиком она.

Родившееся когда-то чувство освещается разговором друзей двадцать лет спустя:

-  С Зинкой что же у вас?
-   Разошлись не сойдясь.
- Видно, сам виноват?      
- Попытаешь у Зинки?
- Виновата ли Зинка?
- Я ей не судья.

Осторожный мужской разговор предваряется двумя вопросами и ответами, к которым добавляется размышление как неотъемлемое, не уходящее из жизни насовсем:

- Уезжал из села?
- В Кулундинские степи.
- От любви?
- Надо было побыть одному.
Только знаешь…
Прицеп
от машины отцепишь –
не оставишь совсем,
а вернёшься к нему.

 И мы не просто соглашаемся, но и принимаем ещё один закон жизни:

… Кто из нас,
У любви обгорев,
не срывался,
не летел на край света,
не помня себя…

Но мудро всё устроено на свете:

…спокойно будильник
стучит на серванте,
и горит ночничок,
и детишки сопят.

Тема будущего звучит особенно – торжественно и свято:

Без малых деток
в доме нет резона.
Старайся, брат, покуда не в летах.
Из детской появляется мадонна
с малюткой
на неопытных руках.
На ней халатик
утренней окраски,
на грудь тугую падает коса,
и свежей удивительною лаской
освечены весёлые глаза.

Застенчивое счастье материнства…

В отрывке этом зарожденье жизни, закон, которому обязаны не подчиняться, но в сердце бережно носить. И вписан он в наше благодатное пространство,

Как хлеб,
что стол обеденный венчает,
обычай повсеместно на селе:
коль в доме чьём беда –
село в печали,
коль радость –
всё село навеселе.
Сегодня праздник.

Тема любви к Родине как «колыбель посреди земли» (Т.И. Грибанова).  Она является центральной, похожей на солнце, где деревня у него в ладонях, а лучи – дороги, по которым человечество идёт:

Сторона моя щедрая
в лесе да в реках…
……………………
Не под силу
выписать словами
светлый облик родины святой,
утро,
осенённое славянской
песенной осенней красотой.
………………………………
Да, в деревне утро,
паутинка тянется к виску,
и трепещет бабочка-белянка,
и рябится медленно затон.

И снова: «Утро, осенённое славянской песенной осенней красотой».

Отрадно видеть,
как листва роится
в оградах прокудахтанных дворов,
где не девчонка,
а краса-девица
хлопочет над поленницею дров.
…………………………..

А на поле гряды,
обнажая тёплое нутро,
золотые клубни сыпать рады
в беспокойно-звонкое ведро.
………………………………….
И давно тоскующей
по людям
хорошо так матери-земле!

Слова поэмы А.С. Дрожжина: «…болей Россией, славный человек!» – возвращают нас к теме бережливости русского народа – «про запас» (7 глава):
 
И, усвоив тяжёлый урок,
про запас
в каждой хате хранишь ты
ящик мыла и соли мешок.
…………………………….
ведь запасом
карман государства
тоже в чём-то обязан селу.
………………………………….
связки веников пышных, зелёных
про запас
чердаки берегут.
И грибы,
и сушёная мята,
и сенцо,
и словцо –
про запас….
…………………………………….
И, по-новому чувствуя землю,
я, чтоб впредь не пришлось
прозябать,
всё, что вижу и слышу, -
приемлю
и вбираю в себя
про запас.
……………………..
Сурова и праведна служба людская
на этой взыскательной
гордой земле…

И как не взять про запас поэму «Созвучие», в которой боль за Родину святую, за свою деревню звучит набатом:

Вот, говорят,
село неперспективным
означено в районных чертежах,
сломают хаты,
а людей – в квартиры…
И мыкайся в казённых этажах!

Да это ли крестьянину не горе?!

Всё нам дорого в этой поэме: от вешнего ветра до сентябрьской листвы золотой, от бережного отношения к уголку родной земли до Руси изначальной, и повторить вслед за замечательным, удивительным поэтом, каковым и сегодня (особенно сегодня!) остаётся Анатолий Сергеевич Дрожжин:

*  *  *
Вольно как!
И глазом не окинуть
эти рощи, речки да мосты.
Солнышко подталкивает в спину,
и вся Русь видна, как с высоты.

Вся – от буерака до былинки,
от гудка до песни соловья,
с каждым рослым деревом
былина,
каждой росной капелькой
своя.

И в который раз, как будто в первый,
поклониться в пояс ей легко.
И глядеть, как опадают перья
с перистых высоких облаков.

Повстречав славянку у колодца,
там, где поздно пятиться назад,
до немого вскрика уколоться
о её рассветные глаза.

И на сеновале, день итожа,
не вспугнув доверья голубей,
недоумевать:
за что, за что же
это всё отпущено тебе?

 

Анатолий Дрожжин: Поэма "СОЗВУЧИЕ"

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную