НАШИ ВОПРОСЫ КАНДИДАТАМ В ПРЕЗИДЕНТЫ

В Союз писателей России поступают десятки предложений и вопросов к кандидатам в президенты.

При всём том, что каждый может обратиться к ним самостоятельно, мы приняли решения все писательские предложения и вопросы собрать в единый пакет, с тем, чтобы в ближайшее время передать его адресатам.

Мы рассчитываем, что кандидаты в президенты не оставят без внимания все то, что сегодня волнует писателей и в удобной для них форме изложат свои ответы.

Секретариат правления Союза писателей России

 

Мы начинаем публикацию поступивших в адрес кандидатов в президенты писательских обращений.

Всех, кто сочтет нужным написать собственные обращения, мы просим присылать их на сайт "Российского писателя" по адресу sp@rospisatel.ru (с пометкой "вопрос кандидату") до 15 февраля. На наш взгляд, в первую очередь вопросы должны касаться проблем государственной политики в области литературы и культуры .

 

 

ВОПРОСЫ КАНДИДАТУ В ПРЕЗИДЕНТЫ РОССИИ

 

Вопрос кандидату в президенты РФ В.В. Путину

В мае этого года старейшему литературному журналу «Молодая гвардия» исполнится 90 лет. Я, конечно, понимаю, что власть не обратит на эту дату никакого внимания. Но хотелось бы всё же спросить: почему высшее руководство страны так упорно игнорирует патриотическую прессу, обрекая ее на самовыживание в условиях финансового террора, и всячески холит, материально и морально поддерживает прессу русофобскую, антигосударственную, прозападную и разлагающую? И можно ли при таком отношении ожидать от русских писателей и патриотов России поддержки нынешней власти?

Валерий Хатюшин , главный редактор журнала «Молодая гвардия».

* * *

Особой заботой власти должен быть русский язык, язык нашего единения, язык нашей культуры, одна из фундаментальных основ существования и развития нашей нации.

Один из писателей прошлого писал: «Падение русского языка и литературы есть в то же время падение русского духа… русского сознания, русской литературы, языка, но не менее страшное действие, чем война или голод». Почему же царит полное безразличие к русскому языку в государстве, страну захлестнул поток безграмотности, иностранщины, пошлости, сквернословия, попросту мата, заполнившего эфир, полосы газет, театральные подмостки. Почему до сих пор не принят Закон о русском языке ? Что за тормоза? Какие антироссийские, антирусские силы держат их? Иногда говорят, что этим обидим национальные республики. Это ложь. Там знают, что мы, писатели, поддерживаем развитие национальных языков, а мы знаем, что писатели, работники культуры, все труженики этих национальных регионов выступают за то, чтобы русским языком владел любой житель России.

Почему сократили часы изучения русской литературы, почему перестали учить на память лучшие стихи, создающие образ России?

«В дни сомнений и тягостных раздумий» для великого Ивана Сергеевича Тургенева русский язык был опорой и надеждой. Почему для власти, администрации всех уровней, наших олигархов, нашего капитала и предпринимательства язык перестаёт быть не только опорой, но и надеждой?

Просим ответить, что будет делать президент? Какая программа у него по защите и распространению русского языка, по принятию Закона о русском языке?

Валерий Ганичев, Валентин Распутин, Фёдор Тарасов, Станислав Куняев, Всеволод Троицкий, Феликс Кузнецов, Виктор Потанин, Владимир Гусев, Ольга Фокина, Егор Исаев и др.

* * *

Вопрос о Шолохове

Михаил Александрович Шолохов — духовный основатель нашего Союза. Его записи о проблемах русского народа, сбережении культуры не раз потрясали верховную власть Советского Союза. Он согласился в секретариате возглавить работу с молодыми. Он был личный старший товарищ многих из нас (Ганичев), да и многим покровитель.

Мы создали в Союзе писателей Центр Шолохова , как центр музейный пребывания великого писателя в Москве, центр работы с молодыми писателями, приобщение их к великому таланту и мысли, центр русского языка, центр казачества, знакомства с историей, культурой и бытом, как центр «Тихого Дона». Однако никакой помощи в организации такого центра (как, например, центр русского зарубежья имени Солженицына) мы не получили ни при обращении в Министерство культуры России, ни в мэрию г. Москвы. Память великого русского писателя власти не интересуют, хотя разговоров на эту тему много. мы обращаемся к Вам с просьбой об утверждении такого центра, о его финансировании и оказании помощи в его работе.

В. Ганичев, В. Распутин, С. Котькало, В. Левченко, В. Середин, Ф. Кузнецов, В. Осипов, В. Береговой, С. Куняев, А. Стручков и др.

* * *

О Доме СП

С 1970 года по постановлению Совета министров РСФСР дом был передан Союзу писателей России (добился этого С.В. Михалков). Когда наступили лихие 90-е, его каким-то образом его передали Москве, разрешив нам взимать субаренду. В 2000-м его решили передать Госкомимуществу опять непонятно по каким законом и правилам. Олигархам передавали за бесценок гигантские предприятия, собственность, а у писателей России отбирали наследие — Дом Шолохова, дом Леонида Соболева, С. Михалкова, П. Проскурина, дом писателей-фронтовиков. Мы во всей красе познакомились с методами современного рейдерства, неправедных судов, грабительских попыток выселить, выжить нас отсюда. Конечно, было поднято общественное мнение, сотни и тысячи писем во власть (то не очень помогало). Мы боролись в суде, Наш представитель был с визитом у С. Степашина, В. Чайки, Арбитражном суде, у руководителей всех политических партий С. Грызлова (он ещё и спикер ГД), Г. Зюганова, С. Миронова (он ещё был спикером СФ). Мы обращались с письмом к Патриарху Алексию II и он подписал письмо Президенту в 2008 году с просьбой оставить Дом писателям, Союзу писателей, как учредителю Всемирного Русского Народного Собора.

В 2009 году это сделал и Патриарх Кирилл. Власть хранила молчание. После похода Г. Зюганова к президенту и премьеру дело сдвинулось. В 2010 году в июне А.В. Путин подписал решение о передаче Дома (Комсомольский проспект, 13) в безвозмездное пользование СПР. Это было важное решение, но оно не решило судьбу нашего Дома.

Просим рассмотреть вопрос о законном возвращении в собственность Союза писателей России нашего Дома и признать наш Союз как некоммерческую социальнозначимую общественную организацию и на этом основании оказать государственную финансовую помощь.

Секретариат Союза писателей.

* * *

В России по вине укоренившейся литеральной и антироссийской идеологии оплёвана история Великой Отечественной войны.

Единственный случай в истории, когда победившая страна, благодаря этим взглядам, победила вопреки Главнокомандующему, который возглавлял войска, фронты, тыл и благодаря оголтелому антисталинизму, который с радостью подхватил Запад, ОБСЭ, куда мы так стремимся, выяснилось, что наша война не была никакой не Отечественной, не Священной, а войной двух тиранов. войной двух тоталитарных систем и, следовательно, фронтовики должны стыдиться своего участия в Отечественной войне. Что думаете об этой многоступенчатой операции, которую осуществляют до сих пор как недобитые фашисты, так и новоявленные цивилизаторы с лицом борцов за права человека?

Писатель-фронтовик, лауреат премии «Прохоровское поле» автор книги «Минное поле» Михаил Годенко.

Из литературы почти вычеркнуты, в школе не изучаются «Наука ненависти», «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Василий Тёркин» Твардовского, «Молодая гвардия» Фадеева, «Горячий снег» Бондарева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, песни, творчество М. Исаковского (первого из всех писателей, получившего Государственную (Сталинскую) премию за свои духоподъёмные песни), не известны стихи К. Симонова, С. Суркова, А. Прокофьева, О. Бертгольц, А. Ахматовой, М. Фатьянова. Проявлена трогательная забота о творчестве А. Солженицына, а о творчестве тех, кто духом обеспечил Победу, забыли.

Мы требуем восстановить великие произведения, которые написаны об Отечественной войне, поставить их в программы, научить наших внуков песням, с которыми жила страна, с песнями нашей памяти.

Писатели-фронтовики С. Борзунов, М. Годенко, М. Лобанов, В. Бушин.

* * *

Нельзя ли все же принять современное законодательство о статусе творческих союзов, об их развитии и государственной поддержке?

Закон о творческих союзах не проходит сито Госдумы уже второе десятилетие, а проекты, которые предлагаются, содержат скорее бутафорский характер, чем конкретные меры по поддержке людей творческого труда. Между тем для этого не требуется особых усилий. Достаточно, чтобы государство:

а) в законодательном плане было провозглашено принцип господдержки (финансовой, передачи зданий, имущества, коммунальных и налоговых льгот) именно исторических творческих союзов (а не просто общественных организаций, к коим они сегодня отнесены);

б) решить вопрос о ставках гонорара за литературные произведения (сегодня уже нет ни былых ставок, ни самого гонорара).

Полезно было бы вернуться не только к советскому опыту ( например, всс издающие организации в обязательном порядке перечисляли суммы в Литературный фонд, журфонд, музфонд, худфонд), что и формировало материальную базу творческих союзов.

Есть современный опыт наших соседей, бывших советских республик.2012 год в Белоруссии объявлен Годом книги. Наряду с этим принят специальный указ Президента Республики Беларусь о поддержке отечественного книгоиздания, творческого труда писателей, правительство утвердило меры по господдержке.

Союз писателей России и Союз писателей Белоруссии совместно создали Союз писателей Союзного государства. Он прошел юридическую регистрацию, нужно начинать работать. Но из-за отсутствия денег российская сторона не в состоянии даже пригласить своих белорусских коллег для проведения пленума Союза. Может, такие связи творческих организаций больше не нужны, или развитие культуры перестало входить в приоритетные задачи строительства Союзного государства?

* * *

Многие из нас помнят выдающиеся до- и послевоенные фильмы об Александре Невском. Суворове, Петре I , Ушакове, Нахимове, Богдане Хмельницком, Пирогове, Попове, Мичурине, Шевченко. В этих фильмах был высокий подвиг во имя народа, бескорыстное служение России, глубокая вера в будущее предназначение Отечества. Ныне можно обнаружить все типы псевдоисторических подделок, отражающих художественную немощь и антиисторические амбиции создателей фильмов. А у владельцев капитала желание дать средства на создание патриотических фильмов отсутствует. Так, например, денег на создание художественного фильма об адмирале Ушакове, которого уже десять лет как канонизировали в лике святого наша церковь, так и не нашлось, несмотря на то, что святейший Патриарх благословил создание такого фильма. А разве у Газпрома или других крупнейших компаний нет на это средств, ведь спонсируются же многочисленные хоккейные и футбольные команды, конкурсы красоты, шоу-концерты. Не следует ли возвратиться к социальным заказам на так необходимые для историко-патриотического воспитания книги фильмы?

Мы в Союзе писателей России готовы создать группу консультантов для этой тематики.

Николай Иванов, Лариса Баранова, Николай Переяслов.

* * *

О народном писателе России

Во всех национальных республиках и автономиях, наряду со званием народный артист, народный художник, есть звание народный писатель (поэт). Они гордятся этим званием, естественно, получают свои республиканские льготы, имеют дополнительные издательские возможности. Народным поэтом Дагестана был Расул Гамзатов. Кабардино-Балкарии — Кайсын Кулиев, Калмыкии — Давид Кугульдинов, Башкирии – Мустай Каримов и т.д. В России лишь для русских нет звания народный писатель (поэт) России .

Это в очередной раз подчёркивает пренебрежение культурных органов, властных организаций к русским писателям, к тем, кто выражает дух русского народа, является созидателем русской культуры. Считаем необходимым принять решение Госдумы, Правительства России, Президента России об учреждении звания народный писатель России (или русский народный писатель), т.к. у всех националов это звание есть. Для начала назвали бы такие имена, как Валентин Распутин, Василий Белов, Владимир Костров, Михаил Ножкин, писатель Владимир Молчанов (Белгород).

В. Ганичев, секретариат правления Союза писателей России.

* * *

Вопрос: Почему все-таки нельзя разрешить преподавание закона Божьего по просьбе и согласию родителей?

Крупин Владимир Николаевич, сопредседатель Союза писателей России, первый лауреат премии Патриарха им. Кирилла и Мефодия.

* * *

Вопрос: Вы обещали помочь литературным журналам. Ничего не изменилось. Возможно, следует определить список 20 – 30 журналов и из них 10-15 периферийных («Сибирские огни» (Новосибирск), «Подъём» (Воронеж), «Новая Ладога», «Нева» (С.-Петербург), «Волга» (Саратов) и другие) и всё-таки дать возможность держать литературу в стране на уровне художественных ценностей, нравственности, гуманизма и патриотизма.

Куняев Станислав Юрьевич, главный редактор журнала «Наш современник», лауреат премии Союзного государства России - Белоруссии.

* * *

Владимир Владимирович, писатели неоднократно обращались к Вам с просьбой оказать помощь историко-культурному заповеднику «Переделкино». Есть хорошая идея о строительства на его территории центра имени М.А.Шолохова, которую Вы лично поддержали. Но Ваше распоряжение о подготовке конкретных предложений чиновники просто проигнорировали под тем предлогом, что земля в Переделкино принадлежит Международному литературному фонду. Ну и что? Это в первую очередь имущество писателей России, благодаря Центру им.М.Шолохова можно было бы иметь практически в Москве мировой центр пропаганды русской литературы, творчества и общения писателей.

Кстати, именно такой подход позволил бы прекратить многочисленные посягательство на переделкинскую землю, ее растаскивание, хотя ведется это под видом осуждения сталинских традиций поддержки писателей, рудимента тоталитаризма и т.д.

С. Куняев, И. Переверзин, В. Середин.

 

* * *

Тревожит то, что в мир детский жизни через литературу, телевидение вторгся изуродованный, шаржированный, дегероизированный персонаж. Он обязан обмануть, околпачить всех и вся, вывернуться из всех ситуаций. Детям навязывается некий западный супергерой, всех убивающий и уничтожающий, беспощадный и примитивный, с ним рождается нигилизм и уныние. Главное в таких образах — зубоскальство, дурачество, «прикол». Для нашей же литературы, русской словесности, детской души такой образ антигероя противопоказан.

Это беда, если мы не выведем на экраны, в книги образы, которые создавали для детей Пушкин, Гоголь, Чехов, Некрасов, Шергин, Бажов, Михалков. Не появится новый Незнайка Николая Носова, Буратино, герои изумрудного города.

Союз писателей проводит блестящий литературно-художественный детский конкурс «Гренадёры, вперёд!» Его победители опираются в своём творчестве на классику, литературу отечественной войны. Необходимо поддержать усилия писателей старшего и молодого поколения по созданию добрых, интересных, занимательных книг для детей. Мы не против Гарри Потера, но Незнайка должен превратиться в «Знайку», который поможет людям и отечеству.

Мы готовы в рамках конкурса «Гренадёры, вперёд!», получив поддержку, организовать такой контур.

Оргкомитет детского литературно-художественного конкурса «Гренадёры, вперёд!», писатели В. Бахревский, М. Ножкин и др.

 

* * *

Мы признаём ответственность и вину отечественных литераторов, да и всей литературы в том, что она не смогла в полной мере противостоять напору, разрушающему нашу нравственность и культуру. Они нередко становятся заложниками политических ситуаций. Но нельзя не увидеть уход государства от забот об издательском деле, попечении книг. Тиражи художественно полноценных книг упали в 10 — 1000 раз, тиражи литературных «компасных» журналов стали микроскопическими, государство отдало литературу сначала Соросу на разор, а сейчас вообще умыло руки. Один писатель воскликнул: «Неужели Русскому народу, нашему государству не нужна поэзия, не нужна словесностьь? Неужели отомрёт книга?

Что думаете Вы о том, чтобы возвратить нашему народу статус читающей, может быть даже самой читающей нации.

Телевизор должен быть не губителем книги, а возродителем её, лучших образцов нашей классической и современной литературы, всей нашей словесности. Что нужно сделать, чтобы воссоздать всероссийскую систему книгораспространения?

В. Грунтовский (С.-Петербург)

 

* * *

1. Современная технологическая цивилизация породила известные искушения и угрозы, которые в большей степени коснулись идеологического поля культуры. Идеологического не в смысле политических лозунгов, а в смысле идей, которыми русская культура, в частности литература, руководствовались со времен Крещения Руси. Понятно, что эти идеи на протяжении тысячелетий претерпевали некоторые изменения, но всегда оставались в русле христианской традиции. Многими поколениями создавалась "златая цепь искусств", которая в иные, "железные" времена, разрывалась, но восстанавливалась вновь творческим подвигом народа. Не кажется ли Вам, что эта "златая цепь" сегодня опять разрубается. Какие современные культурные угрозы Вы бы могли отметить? Как от них можно защититься? Не лучше ли их предупредить?

 

2.  Среди сил, оппозиционных власти, сплотившихся на Болотной площади, было много деятелей творческих профессий, известных, широко разрекламированных и растиражированных писателей. Кроме других в их требованиях подразумевалось требование изменения национального культурного вектора, внедрения чуждых нам западных традиций. Не будем забывать, что византийские истоки русской культуры носят вселенский характер, они проистекают от культур Запада и Востока, Греции и Рима, даже Египта. Взаимодействие культур — плодотворно. Считаете ли Вы, что заимствование, подражательство, модное ныне калькирование, высмеивание и унижeниe национальных традиций и человеческого достоинства влияет позитивно на развитие литературного процесса? Не кажется ли Вам, что оно разрушительно для русской культуры, впадающей в соблазн самоуничтожения?

Валентина Ефимовская, заместитель главного редактора журнала «Новая Ладога» (С.-Петербург).

 

* * *

Я основательно порылся в интернете в вопросах к ВВП — они практически одни и те же. Вот один из них: «Вы говорите, что стержень, скрепляющий уникальную русскую цивилизацию — русский народ и русская культура», а при этом не любите русских писателей.

На совещание к себе пригласили удачливых сочинителей «палёной» литературы. На книжную ярмарку в Париже взяли всё тех же «россиян», а Госпремию дали писателям, среди которых …один русский. Как это понимать? Хотелось бы получить ответ.

Юрий Пахомов, член Высшего творческого совета Союза писателей России, капитан 1-го ранга, участник боевых действий и интернациональной

 

* * *

Нет общей площади для общей идеи

Самая большая идея, которую может сегодня найти B . B .П утин для будущего президентства — продолжение своего проекта по возвращению России статуса великой державы. Его первый шаг, который сегодня скомпрометирован «свободолюбивыми» СМИ, был единственно верным в то время, когда он произвел прямое назначение губернаторов из Центра. Ибо проект «Конфедерация» к тому времени был практически осуществлен.

Вторым шагом должно было стать упорядочение первой статьи последней Конституции России. Г де после почти 80 лет отсутствия имени Родины в Главном Законе государства и заменой его именем политической системы «СССР – РСФСР», ей было возвращено почетное, но второе место в этой самой Конституции. Большинством всего в несколько голосов имя Родины — Россия было поставлено после имени политического устройства этой самой Родины: «РФ, Россия», что дало возможность превратить общую территорию Отечества в дробное пространство с множеством заплат-автономий, тут же декларировавших свои почти конфедеральные права. Закон о двух государственных языках бывших автономий с бюджетами на эти языки в силу отсутствия общей русской национальной программы для государствообразующего русского народа был использован в пользу языков малых и средних народов. Русские же оказались впервые разделенным народом на территории собственного государства. За 20 лет это привело к тому, ч то появились признания типа: «У меня две Родины: Татарстан и Якутия» и тому подобное. Несмотря на то, что положение и с православной религией, составившей основу общей нравственности большинства народов России, считавшими себя православными, и состояние русского языка оставляли желать много лучшего, чем положение остальных религий и языков, традиционно существовавших в России, но никогда не занимавших такого комплиментарного процентного соотношения, как в последние 20 лет. Ибо русский язык был превращен в язык межнационального общения по тип — английский-американский. И полностью забыт как национальный язык русского народа.

В связи с разговорами о полах — женском и мужском — и назойливо внедряемом «третьем» поле, который должен быть внесен в новые паспорта граждан России, предлагаю вернуть в эти паспорта графу «национальность», ибо традиционная нравственность русских не предусматривает терпимости по отношению к гомосексуализму и лесбиянству.

Заслуживают внимания усилия Министерства национальностей Республики Коми по поощрению и созданию русских межрегиональных землячеств: архангелогородского, пермского, вологодского и кировского с укреплением связей с русскими национальными областями, окружающими Республику. И разработка им межрегионального проекта общественного объединения «Русский мир» параллельно с разработкой «Программы Мир финно-угорский». Это лично мое представление о главных задачах сегодняшнего дня, возбуждения исторического оптимизма русского и генетически русского православного народа, представляющего сегодня свыше 80% населения государства. Без активной поддержки этой части населения любые проекты проваливаются. А разговоры о демократии только помогают дальнейшему распаду государства. Верю в политическую волю будущего президента и до сегодняшнего дня последовательно остаюсь его сторонником. Надеюсь, что моя вера не беспочвенна.

Русский национальный поэт, народный поэт Республики Коми Надежда Мирошниченко.

 

* * *

Дети — будущее России

а) Что и когда может предпринять власть для ограждения детей и подростков от скверны растления, в которое их погружают СМИ, рекламные щиты на всех уличных просторах и домах Москвы?

б) Можно ли рассчитывать, что воспитательные и образовательные программы будут пересмотрены на основе системы ценностей, формирующей личность гражданина Отечества, укорененного в традиционную русскую православную культуру?

в) Учитывая нарастающий кризис нравственного состояния общества, подтачивающий основы государственности, не считаете ли Вы полезным переключить все виды и каналы СМИ на выполнение задач исторического, литературного, этического, духовно-нравственного просвещения народа.

г) Считаете ли Вы полезным с экранов кино и телевидения, в образовательных учреждениях рассказывать о правилах поведения, об отношении к родителям, собственным детям, о милосердии и других ценимых народом достоинствах русского человека, о вреде курения, о том, насколько вредны для здоровья человека наушники, в которых барабанит рок-музыка. Но никто об этом не говорит. Можно ли надеяться, что СМИ займутся этими вопросами. Или по- прежнему народ будет лицезреть интенсивный процесс с участием государственных структур расчеловечивания наших детей?

д) Как Вы, уважаемый ВВ, рассматриваете обязательства России по отношению к подписанному нами Болонскому соглашению? В чем Вы видите преимущества следования этому соглашению перед традициями отечественного просвещения?

е) Что Вы более цените в специалистах: знания (которые давала отечественная система образования) или информационную компетентность (которую ныне считают главной целью образования).

ж) Будут ли приняты нормативные акты, квалифицирующие как преступность пропаганду извращений с театральных подмостков и видеопрограмм?

Группа писателей, пишущих для детей: Н. Петрова, Н. Старченко, Н. Ананичев и др.

 

* * *

Закрепить исторический опыт в издательских проектах

1. Сегодня многие мировые и внутренние силы пытаются разрушить пассионарность, исторический культурный код русского народа, разрушить целостность российского государства.

Противопоставить этому можно усиленную работу по изучению отечественной культуры, опыта по освоению пространства, в том числе, по включению истории племён и народов уже обживавших эти земли.

Мы хотели бы, чтобы государство, власть поддерживали те культурно-издательские начинания, которые начались или проработаны, в том числе, у нас, в Союзе писателей России.

Хотелось бы получить поддержку в выпуске благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» проекта «Тобольск и вся Сибирь», где началась работа по сохранению уникального культурного наследия Сибири.

Первые тома выдающихся писателей уже выпущены (В.К. Арсеньев, С. Марков, Б. Василевский, Е. Милькаев и др.). Этой «Библиотеке» суждено большое будущее, тем более что она делается на высоком издательском, полиграфическом, художественном уровне.

2. Уже давно задумана, проработана, тематически оформлена идея 150-томной «Сибирианы» — библиотеки художественной, исторической, этнографической литературы о нашей Сибири, Урала и Дальнего Востока. Этот проект разработан и внесён в РАН, Минкульт ещё в 2005 году (внесли проект В. Распутин, В. Ганичев, академик Деревянко и др.). Вы поручили его изучить. Думаю, что он созвучен многим Вашим предложениям, высказанным в последнее время. Мы считаем возможным его поддержать.

От имени писателей Сибири и Урала Н. Ягодинцева (Челябинск), А. Кердан (Екатеринбург), В. Тверская (Омск), А. Родионов (Барнаул) и др.

Вернуться на главную