Андрей ВЫПОЛЗОВ (Калининград)

ТИХИЙ БЛИЦКРИГ ГЕРМАНИИ:

как из русских калининградцев делают немцев

 
Карта распределения объектов немецкого влияния на территории Калининградской области

В предыдущем материале я рассказывал о «гибридной германизации» Калининградской области во временнóм аспекте . Сегодня поговорим об этих же процессах, упрямо не замечаемых региональными капитулянтами, в пространственном значении.

Передо мной лежит доселе не афишируемый серьёзный труд большого коллектива — географическая карта Калининградской области под названием «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ объектов немецкого влияния на территории Калининградской области». На документ скрупулёзно нанесены более 150 объектов, классифицированные по следующим типам:

— совместные российско-германские предприятия — 26;

— филиалы клуба российско-германской дружбы (фонд «Помощь для Кёнигсберга») — 12;

— гостиницы и гостевые дома — 7;

— объекты, курируемые землёй Шлезвиг-Гольштейн — 36;

— общины новоапостольской церкви — 6;

— немецкие кладбища Второй мировой войны — 10;

— музеи Восточной Пруссии — 3;

— церковные округа (евангелическо-лютеранские) — 7;

— евангелическо-лютеранские приходы — 36;

— пункты встречи Немецко-Русского дома — 9.


Карта была составлена 14 лет назад большим экспертным коллективом

О самой карте подробнее поговорим ниже, а пока пару слов, в каких условиях создавался этот продукт. Этому плану уже 14 лет. Материал был окончательно собран и размечен на карте к маю 2003 года.

Это было время, без преувеличения, бури и натиска (конечно же, в максимально культурном обличии) Германии на Калининградскую область, которую российское руководство в начале нулевых определило в качестве пилотной площадки для сотрудничества с Евросоюзом. Именно в 2003 году «сверху» было концептуально одобрено празднование в 2005 году спорного юбилея — 750-летия то ли Кёнигсберга, то ли Калининграда.

Именно в 2003 году было впервые учреждено генеральное консульство ФРГ в Калининграде, осевшее, правда, в гостинице (апартаменты предоставил местный предприниматель, руководитель калиниградского отделения Союза российских писателей Борис Бартфельдныне один из ключевых проводников «культурной германизации» в Калининграде), а первым генеральным консулом стал дипломат Корнелиус Зоммер, не такой уж и чужой этой стороне — его отец, будучи солдатом вермахта, погиб в Восточной Пруссии в конце 1944 года.

Совсем уж из «мелочей» 2003 года — в Калининграде побывал депутат Бундестага Эрвин Маршевски, руководивший в германском парламенте рабочей группой «изгнанных и беженцев» (пятнадцать лет назад под словом «беженцы» в Германии подразумевались отнюдь не арабские мигранты, а немцы, депортированные с новой территории Советского Союза и Польской Народной Республики). Порыв депутата на тот момент был шаблонен — выразить озабоченность экономическим будущим — цитирую — «Кёнигсбергской области, относящейся к проблемным регионам окраин ЕС».

Стоит отметить, что Маршевски был приглашён в Калининград тогдашним спикером Калининградской областной думы Владимиром Никитиным — ныне уполномоченным Калининградской области по правам человека. Тот же Никитин инициировал в 2003 году внесение в Госдуму изменений в Федеральный закон «О порядке выезда и въезда в РФ», согласно которым вводится безвизовый порядок въезда и выезда в Калининградскую область для граждан стран Евросоюза.

Спустя несколько месяцев после визита Маршевски группа немецких депутатов во главе с Юргеном Климке (он до сих пор депутатствует в Бундестаге) предложила создать литовско-российско-польский еврорегион «Пруссия», который соответствовал бы, по замыслу немецких народных избранников, «историческим границам территории Восточной Пруссии». И опять же парламентариями двигала исключительно забота «о будущем Калининградской области».


Кёнигсбергский пряник. 2005 год

Теперь вернёмся к карте распределения объектов немецкого влияния на территории Калининградской области. Расшифровывать все объекты на карте не позволяет формат статьи. Рассмотрим немецкую экспансию на примере нескольких знаковых населённых пунктов.

Итак, самая западная точка не только Калининградской области, но и России — по состоянию на 2003 год, закрытый для иностранцев военный город Балтийск, где дислоцирована главная военно-морская база Балтийского флота. Здесь отмечено три объекта немецкого влияния.

Первый — немецкое кладбище Второй мировой войны, открытое в 2000 году послом Германии в России Эрнстом-Йоргом фон Штудницем. На территории установлены гранитные плиты, на которых выбиты имена более 4 тыс. солдат и офицеров вермахта, погибших в первые месяцы 1945 года во время Восточно-Прусской стратегической наступательной операции Красной армии. Там же увековечена память пассажиров океанского лайнера, названного в честь нациста Вильгельма Густлоффа (первоначально судно называлось «Адольф Гитлер»). Судно затонуло в январе 1945 года после торпедной атаки советской подводной лодки С-13 под командованием будущего Героя Советского Союза Александра Маринеско.

Второй объект — курируемый землёй Шлезвиг-Гольштейн. С конца 90-х годов между администрацией города Балтийска и шлезвиг-гольштейнским городом Эккернфёрде сложились тесные партнёрские взаимоотношения. Следует отметить, что в Эккернфёрде, так же как в Балтийске, находится военно-морская база, которая так же имеет выход в Балтийское море. В настоящее время весь флот подводных лодок Германии базируется в Эккернфёрде.

Третий объект — российско-германское предприятие. С 1993 года в Балтийске функционировало акционерное общество закрытого типа «Совместное российско-германское предприятие «Вассертурм», занимавшееся оптовой торговлей. Также в уставе были прописаны дополнительные виды деятельности: строительство зданий и ресторанный бизнес. Учредителями выступили гражданин Германии Зигхард Эрдт из города Дуйсбург (неофициальной столицы бывших жителей Восточной Пруссии, осевших там после депортации) и комитет по управлению имуществом города Балтийска. В настоящее время «Вассертурм» ликвидирован.


На востоке Калининградской области — сгусток объектов немецкого влияния

Теперь обратим взор на восток Калининградской области. Сразу обращает на себя внимание скопление опознавательных значков на юго-востоке у городов Гусев, Нестеров, а также двух небольших посёлков — Ясная Поляна и Чистые Пруды. В этом квадрате насчитывается семь евангелическо-лютеранских приходов, шесть предприятий с немецким капиталом, четыре объекта, курируемых Шлезвиг-Гольштейном, три пункта встреч Немецко-Русского дома, пара гостевых домов для немцев и один филиал фонда «Помощь для Кёнигсберга».

Ясная Поляна и Чистые Пруды выбраны далеко не случайно. В начале 2000-х годов в Ясной Поляне «казахские» немцы построили целую улицу с немецкоязычными вывесками. Одна улица носила имя немецкого церковного реформатора Ульриха фон Гуттена (прямо по-немецки и было написано на дорожном указателе — Ulrich von Hutten-Str.), другая — имя кёнигсбергской поэтессы Агнес Мигель, писавшей оды Гитлеру и состоявшей в НСДАП.


Дорожный указатель улицы в калининградской глубинке

В 2002 году калининградские депутаты не поддержали (после жарких дебатов!) самоуправство немцев, постановив, что улицы Мигель в Ясной Поляне не будет, однако Гуттен «прокатил», несмотря на то, что в конце Великой Отечественной войны одна из фашистских пехотных дивизий была названа именем Ульриха фон Гуттена как борца «за свободу Германии».

В Ясной Поляне также установлен памятный камень с немецкой надписью (в переводе: «Нашим павшим товарищам от Союза ветеранов танкового панциркорпуса»). Речь идёт о гитлеровцах, которыми во время Сталинградской битвы командовал генерал-фельдмаршал Фридрих фон Паулюс (В Ясной Поляне, или Тракенене при немцах, было имение этого немецко-фашистского военачальника).


Памятный камень и знак немецко-фашистским захватчикам-танкистам Паулюса в калининградской Ясной Поляне

В Чистых Прудах находится объект, казалось бы, не принадлежащий немецкой истории. Это кирха, в которой расположен музей литовского поэта, зачинателя литовской художественной литературы Кристионаса Донелайтиса. Но это мы с вами считаем, что в Чистых Прудах сосредоточен элемент российско-литовского культурного сотрудничества. В Германии так не считают.

Возьмите хотя бы немецкоязычную «Википедию» (не говоря уже о более серьёзной литературе). Там Tschistyje Prudy упоминаются как важный населённый пункт в Калининградской области с точки зрения германского религиозного мировоззрения. Немцы делают акцент на том, что евангелистская кирха, в которой сейчас находится музей Донелайтиса, является «единственной кирхой во всём Калининградском регионе, которая был восстановлена в советские годы после разрушения» (в 1950 году в церкви произошёл пожар). Да и сам Кристионас Донелайтис упоминается в крепкой связке с реваншистским понятием «Малая Литва».

Анализируя карту объектов немецкого влияния на территории Калининградской области, приходишь к мнению, что львиная доля этих объектов завязана на религиозную основу. Прежде всего, это 36 евангелическо-лютеранских приходов (наверное, совпадение, что столько же — тридцать шесть — объектов курирует в Калининградской области власть и общество земли Шлезвиг-Гольштейн). Идею образования (сами немцы называют «возрождения») евангелическо-лютеранской церкви в Калининграде привнёс германский пастор Курт Байер из Дрездена, прибыв в Калининград в 1991 году. В 1994 году на католическое Рождество в Калининграде была зарегистрирована община евангелическо-лютеранской церкви.

Но ещё раньше в Калининград пришли представители новоапостольской церкви. По данным калининградского историка Игоря Гурова, первые новоапостольцы появились в регионе в 1989—1990 годах под влиянием пропаганды ряда германских предпринимателей, посетивших Калининград после того, как депутаты горсовета единоличным решением сняли статус закрытого города. В настоящее время Калининградская область по сплочённости новоапостольцев стоит в России на третьем месте после Свердловской и Мурманской областей.

Стоит также остановиться на организации «Помощь Кёнигсберга», филиалы которой в 2003 году были сконцентрированы в курортных приморских городах Калининградской области. «Помощь Кёнигсберга» также тесно сотрудничает с религиозными структурами Германии. Прежде всего, фонд работает с церковью Святого Петра и католическим благотворительным центром «Каритас».

Фонд принимал от немцев пожертвования, одежду, продукты, чтобы потом транспортировать в Калининград. Симптоматично, что в самой Германии организация называется реваншистски — «Помощь Кёнигсберга» (даже сайт имеет название koenigsberghilfe). Однако, понимая провокационный характер имени, организаторы просили сердобольных соотечественников паковать подарки с причёсанной надписью «Поддержка Калининграда». На другом немецком сайте со схожим названием мы видим фотографии калининградских детей на фоне сельской безнадёги под рубрикой Leben in Königsberg («Жизнь в Кёнигсберге») и подписью «Условия жизни в Кёнигсберге для многих людей очень схожи».


Жизнь в Кёнигсберге» от немецких «благодетелей»"

…Итак, этой карте уже 14 лет. Конечно, за это время многие объекты канули в Лету. Например, в 2015 году по решению суда была ликвидирована НКО «Ясно-Полянский союз немецко-русской культуры «Тракенен», а её руководителю Димитару Муниру запрещён въезд в Россию. Закрыт влиятельный Немецко-Русский дом, который организовывал загадочные «пункты встречи» преимущественно в восточной части Калининградской области.

Но наивно полагать, что за эти годы число объектов, выступающих инструментами германизации, сократилось. Проблема даже не в этом. Потенциал, заложенный в те годы, дал главный результат. Масса жителей Калининградской области начала географически осознавать себя живущей в Кёнигсберге, Тильзите, Инстербурге и пр. Посмотрите на самоидентификацию таких людей в соцсетях.

Недавно я общался с польским историком Михалом Глоком, который был поражён, как в «Фейсбуке» известные в Калининградской области журналисты и деятели культуры пишут в справке: «Живу в Кёнигсберге».

«Поляк никогда не напишет у себя в «Фейсбуке», что он живёт в Данциге, Эльбинге или Алленштайне, — сказал польский историк. — Представить себе такое невозможно! Мы считаем полученные немецкие земли исторически своей землёй, и если они и были немецкими, то это произошло вследствие немецкой оккупации. Под это дело с начала образования Польской Народной Республики была заточена польская историческая наука».


Примеры «жития» в Кёнигсберге на «Фейсбуке»

На мой взгляд, стратегической ошибкой в СССР было то, что после войны советская историческая наука не начала системно работать по созданию мощного краеведческого пласта, где утверждалось бы, что Калининградская область — древняя славянская земля, а немцы исторически являются оккупантами этой земли. Ведь Сталин дал верный сигнал советскому и мировому обществу, заявив на Ялтинской конференции, что передаваемая СССР часть Восточной Пруссии с Кёнигсбергом были исконно славянскими землями. Но со смертью Сталина похоронили и эту идею.

В советское время ситуацию с историческим самосознанием калининградцев решили радикальным методом — закрыв Калининградскую область от внешнего мира и истории. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Как только Союз рухнул, Германия, пользуясь политическим хаосом, идеологически оккупировала Калининградскую область.

Германия активировала диаметрально противоположную идеологему: Калининградская область — «исконно немецкая земля». Но чтобы у граждан России не произошло отчуждения от этой формулы, Германия поставила цель (и частично выполнила её) — влюбить калининградцев в немецкое прошлое. Поэтому калининградцы собирают немецкие пуговицы и кусочки черепицы, чего никогда, как признаётся Михал Глок, не делают поляки. Калининградцев заставили влюбиться в чуждую культуру и воспринимать её своей — на деле же немецкой.

В той же Польше если и есть некое заигрывание с немецким культурным наследием, то оно строго коммерциализировано, потому что в Польшу массово едут немецкие туристы (потомки живших в этих городах), которые приносят весомую прибыль в казну городов.

«Но к вам в Калининград немецкие туристы практически не ездят, а город завален немецкими вывесками, немецкими памятниками, немецкими праздниками. Это говорит о том, что вы делаете всё это не для приезжих немцев-туристов, а для себя, так как вы уже считаете себя немцами», — полагает польский историк.

С этим трудно не согласиться.

 

Маннергейт-2: Кёнигсбергский замок — «родина» калининградских властей


Кёнигсбергский замок в Калининграде доживает последние дни. Середина 60-х годов

Власти Калининградской области нашли элементы «патриотического воспитания подрастающего поколения» в воссоздании кёнигсбергского орденского замка. Такой вывод следует из ответа врио регионального вице-премьера Гарри Гольдмана ветеранам Великой Отечественной войны и участникам становления Калининградской области.

Напомним, минувшей осенью калининградцы обратилась к врио губернатора Антону Алиханову с письмом, требуя остановить «агрессивное проникновение германской культуры в общественную жизнь Калининградской области». Ключевая просьба общественников к главе региона заключалась в отказе от планов восстанавливать несуществующий ныне кёнигсбергский замок. «Даже частичное его восстановление приведёт к появлению германского символического центра в Калининграде, подстегнёт дальнейший рост германофильских настроений», — отмечали авторы.

Ответ, пришедший из правительства Калининградской области в феврале 2017 года, вызвал в патриотическом сообществе региона эффект разорвавшейся бомбы. В бумаге за подписью вице-премьера Гольдмана написана настолько провокационная информация, что остаётся лишь надеяться, что это личное мнение чиновника, а не консолидированная позиция администрации Калининградской области.

Итак, Гольдман пишет авторам обращения (среди них — участник штурма Кёнигсберга Иван Дмитриевич Тихонов, участник освобождения Украины и Восточной Европы Николай Павлович Щербаков и др.):

«Проведение работ по восстановлению из руин Королевского замка оценивается как воссоздание одного из немногих объектов, связанных с историей российско-немецких отношений периода 16−18 веков, и позволит усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения».

Чиновник продолжает:

«Согласно историческим сведениям, в Королевском замке в 1516 году принимали послов московского князя Василия III. После возведения западного флигеля четвёртый этаж занял большой зал для торжеств (одно из самых больших помещений замка), получивший после 1697 года название «Зал Московитов» в честь приёма здесь Великого посольства Петра I. В период Семилетней войны (1756−1763 гг.) благодаря усилиям российской администрации (в основном Василия Ивановича Суворова) был достроен восточный флигель. Зимой 1760 года здесь останавливался русский генералиссимус А. В. Суворов, приезжавший к отцу на отдых и лечение».


Фрагмент письма калининградского чиновника

Стоп. Вдумайтесь, что предлагает калининградский чиновник, пришедший во власть после успешной торговли баннерными площадями. Он предлагает русским людям узреть патриотизм в германском военном символе.

Хотите вы этого или нет, но кёнигсбергский замок на протяжении всей своей 700-летней истории олицетворял агрессивный милитаризм западной цивилизации по отношению к нашим далёким предкам. Так было, начиная с основания замка в XIII веке, когда рыцари Тевтонского ордена разрушили прусскую крепость Твангсте и на её месте возвели свой бастион. Именно орденский замок спасал псов-рыцарей после опустошительных набегов на прусские селения. Известно, что во второй половине XIII в. пруссы несколько раз безуспешно пытались штурмовать замок на Королевской горе.

Всё Средневековье замок являлся местом сбора германских войск, которые воевали со всей округой, а в середине XV века Кёнисгберг вообще стал столицей Тевтонского ордена. И гроссмейстер, поселившись в замке, первым делом распорядился укрепить новую резиденцию как главный военный объект ордена.

В середине XIX века прусский король Вильгельм IV утвердил проект мощнейших укреплений, окольцевав ими Кёнигсберг (т.н. ночная перина Кёнигсберга), тем самым подтвердив, что Королевский замок — это, прежде всего, стратегическое военное сооружение, но с развитием военной мысли уже имеющее изъяны, поэтому и нужны опоясывающие форты (в скобках зададимся риторическим вопросом — зачем в течение трёх десятков лет кёнигсбержцы построили свыше 30 капитальных фортификационно-оборонительных объектов? Ведь Восточная Пруссия тогда граничила с почти что союзнической — хотя бы с точки зрения монархических браков — Российской империей?).

Как только нацисты пришли к власти, в кёнигсбергский замок прибыл Гитлер, чтобы зафиксировать символичность места. Сохранились фотографии, где кёнигсбержцы готовят к посещению замок, помпезно украшая его полотнищами со свастикой. Преступная милитаристская сущность крепости Кёнигсберг выразилась в период немецко-фашистской агрессии на Советский Союз. В этом замке хранились сотни произведений искусства, похищенные немецкими варварами в нашей стране, в том числе Янтарная комната — вообще-то немецкий подарок России.

Вот только капля ценностей, которая была привезена в 1944 году и складирована в Королевском замке (цитата из сборника документа калининградского краеведа Авенира Овсянова): «В 65 ящиках находились 364 картины, девять скульптур, до 20 690 гравюр из Киевского музея западного и восточного искусства, 281 картина, 12 гравюр, 25 ковров и гобеленов из Харьковского художественного музея, неизвестное мне количество экспонатов Киевского музея русского искусства в 24 ящиках и Киево-Печерской лавры в 24 ящиках, в том числе более 1000 икон XVI—XVIII веков (возможно, в 54 ящиках)».

Во время бесславного конца весной 1945 года нацистские преступники также взывали к символическому понятию «крепость Кёнигсберг». Крайсляйтер НСДАП Эрнст Вагнер такими словами призывал фольксштурм: «Теперь мы до гроба связаны с судьбой Кёнигсберга. Мы или дадим убить себя в крепости как бешеных собак, или убьём большевиков у ворот нашего города…»

Комендант города Отто фон Ляш согласился на капитуляцию лишь после того, как 9 апреля 1945 года в 13:00 гвардейцы 1-й стрелковой дивизии полковника Павла Толстикова начали наступление на Королевский замок, в котором засел спецотряд немецких офицеров из 69-й пехотной дивизии Третьего рейха. Уже после войны германская реваншистская организация «Союз изгнанных» взяла изображение кёнигсбергского замка в качестве символа на свои знамена.


Братская могила участников штурма города-крепости Кёнигсберг

Учитывая все эти факторы, вовсе не «советско-пропагандистски» звучат слова из «Справки о предложениях по консервации руин Королевского замка в городе Калининграде» от 3 декабря 1965 года:

«Королевский замок в бывшем Кёнигсберге основан в 1255 году рыцарями Тевтонского ордена как опорный пункт для захватнических походов против славянских народов на берегах Балтики. Столетия этот замок, являясь резиденцией высших чинов ордена, а позднее прусских королей, был олицетворением разбойничьих устремлений тевтоно-прусских завоевателей против польских, русских, литовских земель и народов.

В период гитлеризма в нём неоднократно принимались Гитлер, Гиммлер, Геринг и другие видные нацисты. Всё это определяет особое к нему отношение со стороны апологетов фашизма. В настоящее время реваншисты в Западной Германии пишут научные трактаты, посвящённые роли замка в истории создания Пруссии, сожалея о его разрушении».

Спустя полвека современное население Калининграда ввели в заблуждение, заставив в 2005 году отмечать отнюдь не 750-летие города, а именно начало закладки (предположительно осенью в 1255 года) замка Кёнигсберг. Поселение же Кёнигсберг, разросшееся у стен каменной цитадели, получило городские права лишь спустя 31 год — 28 февраля 1286 года.

Прочитанного выше, думаю, достаточно, чтобы понять несоизмеримость «русского следа» в истории германского замка. Более того, попытка увековечить замок Кёнигсберг под «патриотическим» соусом, на мой взгляд, копирует скандальное «дело Маннергейма». Как известно, минувшим летом в Петербурге была вывешена мемориальная доска в честь финского пособника Гитлера.

Высокопоставленные российские чиновники (на церемонии открытия доски присутствовали глава администрации президента России Сергей Иванов и министр культуры Владимир Мединский) также говорили о «русском следе» Маннергейма, о его героизме в Первую мировую войну и пр. Но главному — преступлениям финского генерала — тому, что он

а) лично является соавтором и соучастником планирования и реализации блокады Ленинграда, приведшей к сотням тысяч жертв среди мирного гражданского населения;

б) лично является автором и руководителем военных действий, нацеленных на уничтожение Дороги жизни, снабжавшей блокадный Ленинград;

в) лично является организатором геноцида русского населения Карелии —

сознательно не придавали гласности, а многочисленные протесты ленинградцев именовались «выходками маргиналов». И только после массовой общественной волны осуждения и серии судебных исков доску гитлеровскому союзнику удалось снять. Но мемориальная табличка Маннергейму — это «мелочь» по сравнению с возрождением германского замка. После окончания строительства его уже не снимешь, как доску.


Доска гитлеровцу Маннергейму в Санкт-Петербурге, залитая краской 1 августа 2016 года, незадолго до снятия

Есть еще более жесткое сравнение обелению символа германского реваншизма — кёнигсбергского замка. Это свастика. Интернет забит статьями, где говорится, что до преступлений Третьего рейха свастика считалась символом «чистого бытия и благополучия» и была известна на Руси раньше, чем в Германии. Но чудовищные преступления гитлеровцев против советского народа поставили крест на любой популяризации свастики в нашей стране. Но только, как выясняется, не в Калининграде. Вспомним скверную историю минувшего лета, когда латвийская дипмиссия выставила на всеобщее обозрение этот нацистский знак, а калининградская «культурная» общественность вдруг вздумала искать в нем «древне-балтийские символы».

…Воссоздание кёнигсбергского замка имеет для определенной части немецкого общества особый смысл. Этот смысл прослеживается в Хартии изгнанных с родины немцев, подписанной еще в 1950 году. В документе красной нитью проходит требование к народам мира «почувствовать свою ответственность за долю изгнанных с родины как наиболее пострадавших от событий нашего времени» (страшнейшие бедствия от преступлений немецких соотечественников в Советском Союзе и Европе, по-видимому, не в счет). А далее, «изгнанные» прямо говорят, что оторвать человека от его родины — «значит, убить его духовно».

«Изгнанные» ждут «духовного воскрешения», и возрождение замка Кёнигсберг — монументального символического образа «новой Германии» — станет первым шагом сдачи русского города.

Опубликовано на страницах информационного агенства REGNUM

Андрей Выползов родился в Карагандинской области Казахской ССР.
Образование: исторический факультет Курганского государственного университета.
Руководит корпунктом ИА REGNUM в Калининграде с 2002 года.
Медиастартапы в Калининграде:
2006 — новостной портал «Клопс», 
2009 — еженедельник «Вечерний трамвай», 
2011 — информационно-аналитический портал «НьюсБалт».
Увлечение: нумизматика (ранний СССР)

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную