Путевые заметки Камиля Зиганшина

Все записи

Мытарства в непогоду

29 марта 2011 года.
Третий день, как спустились с белоголового Бейкера и дышим воздухом без примесей сероводорода. Этот вулкан обеспечил нам такую мощную разминку, что до сих пор у всех болят мышцы (особенно ног).

Доехать до города Сиэтл к вечеру 27 марта нам не удалось. Пришлось заночевать на лесистом склоне метрах в двухстах от озера под аккомпанемент звонких трелей голосистых лягушек (Наши поют помягче и помелодичней. Здешние же иногда даже петуха дают). Пока Алексей готовил ужин, я зашёл в захламлённый лес пофотографировть обвешанные мхами деревья и через метров пятьдесят упёрся в проволочную ограду со свежеокрашенными металлическими столбиками. Лес за ней был очищен от древесного хлама, трава выкошена, между стволов оранжевые флажки, а местами виднелись почерневшие от времени надгробные плиты и памятники. Я понял, что передо мной кладбище. Найдя проход в ограде, зашёл на его территорию и увидел в центре, под новеньким двускатным навесом план кладбища с номерами могил и фамилиями с указанием даты рождения и смерти ( многие в возрасте не более трёх лет). Рядом надпись: «Кладбище восстановлено в 2008 году».



Ничего не скажешь — молодцы! Не забывают своих предков, чтят память о них. Судя по самым ранним датам захоронений, этому кладбищу 141 год.

В Сиэтл въехали в 10 утра. Город вытянулся с севера на юг узкой лентой вдоль берега ещё более узкого фиорда. Центр, как всегда, забит небоскрёбиками местного пошиба. А в целом город малоэтажный, с преобладанием частной, весьма уютной застройки. Пробок нет: дороги с двух- и трёхярусными развязками, подземными тоннелями. Таких громадных рекламных щитов, как у нас, тоже не видно. Их здесь, во-первых, в разы меньше, и самые большие — 2 метра на 4 метра (у нас 3 на 6). В Сиэтле, наконец, купили полупрофессиональную видеокамеру «Сони». (До этого нам предлагали только любительские, для съёмки фильма не пригодные).



Выехав из вылизанного Сиэтла, направились на юго-восток к вулкану Рейньер высотой 4294 метра, расположенному в одноимённом национальном парке. В число семидесяти тех, что мы должны обследовать, он не входит, но Костя не устоял — до него по карте было всего шестьдесят километров. По заросшим глухим, непроходимым лесам, отрогам и глубоким ущельям поднимаемся к нему по первой дороге и упираемся в мощный шлагбаум. Возвращаемся и поднимаемся по второй — опять шлагбаум. Находим на карте ещё одну дорогу — проезд тоже закрыт. Ночь нас остановила на четвёртой. Утром продолжаем подъём, но на высоте 987 метров вынуждены вновь отступить — машина не в состоянии пробить колею в оледеневшем снеге. Да и скаты тут такие крутые, что можешь на узкой дороге соскользнуть в пропасть. А они здесь такие глубокие, что шум речки едва доносится.

Так и не увидев скрытый низкой облачностью и непрерывно сеющей моросью Рейньер, поехали на юг попытать счастье на одном из красивейших вулканов Америки — Сент-Хеленс. В 1980 году он потряс округу мощнейшим извержением, изуродовавшим его идеальный конус и выбросившим столько лавы (под ней погибло 62 отказавшихся эвакуироваться человека, в их числе ветеран горы — 84-летний Гарри Труман), что в нём образовался ступенчатый кратер глубиной 600 метров. Этот агрессивный «прыщ» тоже вне графика, но как не воспользоваться возможностью заглянуть в саму преисподнюю?

Сегодня сделали попытку подъехать к нему с запада, но за мостом, перекинутым через ущелье, заваленным сотнями свежеошкуренных горным потоком стволов, снег лежал уже полуметровым слоем. Под проливным дождём спустились в долину, чтобы завтра попробовать заехать с востока.

Что можно сказать о впечатлениях последних дней? Уже с уверенностью можем констатировать, что уровень жизни в США выше, чем в Канаде. Особенно это заметно по домам. В Штатах каждый из них, благодаря интересным архитектурным решениям, имеет своё лицо. Радуют глаз грамотно спланированные участки и красивый ландшафтный дизайн. Много декоративных и фруктовых, уже цветущих, деревьев, цветов (в долинах тепло — несмотря на дождь, плюс 10 — 12 градусов). Участки большие — наверное, не меньше одного гектара.

В предгорьях — это в основном виллы, а по долинам речек — дома фермеров (у них участки побольше — 4-12 га). Они здесь в основном занимаются животноводством. Некоторые коровники стоят в 30 метрах от дороги, а специфического запаха не чувствуется.

Восхищает то, как бережно американцы хранят и как гордятся предметами старины. У кого-то стоит надраенный до блеска автомобиль начала 20 века, у кого-то телега или колёсный трактор.



На самом видном месте городков — деревянные вагончики с узкоколейки, либо крохотный паровоз.



Ещё много на постаментах брёвен диаметром больше двух метров. Их защищают от дождя специальными навесами.



Вообще леса здесь много и он намного крупнее и выше, чем в Канаде. Как-то, во время обеда, на берегу горной речки мы для интереса попытались обхватить ствол одного местного «патриарха» — впятером еле руки соединили. Получается — около 10 метров!

Лесоразработки ведутся довольно активно и в больших объёмах, преимущественно в горах (в том числе на самых крутых склонах). К делянкам проложены хорошие гравийные дороги. Лес берут сплошняком — пилят даже мелочь. На освоенной делянке остаются одни сочащиеся смолой пеньки. Но уже в первую же весну её плотно засаживают ёлочками. Пройдёт лет 80, и лесорубы опять могут приехать сюда снимать выращенный урожай. Когда смотришь на склоны сверху, то хорошо видно, что одним посадкам 25 лет, другим 10, а третьи чуть торчат из-за свежих пней.

Среди населения абсолютное большинство — белые. Темнокожих практически нет. Встречаются выходцы из Азии (филиппинцы, китайцы...). Они в основном заняты подсобными работами. Бросается в глаза большое число людей с избыточным весом. Особенно среди молодёжи. У некоторых тело при ходьбе аж колышется, будто незастывший студень. При этом ещё во рту что-то жуёт. О чём думает эта биологическая масса? Похоже, только о том, чтобы ещё чего-нибудь вкусненького съесть? Так и живут: едят, а между приёмами пищи гоняют музыку или смотрят фильмы. Когда взрослеют, ещё и работают. Правительству это только и надо.


Участок смытой дороги

Все записи

Вернуться на главную