Путевые заметки Камиля Зиганшина

Все записи

Пача-Мама

ГЛАВА 5. Древняя столица инков - Куско и его окрестности

     В Арекипу вернулись в сумерках  и  сразу пересели на автобус, направляющийся в Куско – древнюю столицу Империи  Четырёх Сторон Света, которая объединяла территорию нынешних Перу, Боливии, Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии.  Ехали всю ночь. Судя по карте, дорога петляла по  весьма живописным местам, но воочию  убедиться в этом мы, из-за темноты, не могли.
     К городу подъехали с  первыми лучами солнца,  осветившими множество   ярко-оранжевых квадратиков, густо  залепивших овальную впадину и отчасти склоны  гор. 



     Если прежде мы  повсеместно  видели крыши покрытые листами оцинкованного железа и профнастила или просто плоские бетонные площадки с нацеленной в небо арматурой, то здесь все  крыши  из  черепицы и двускатные –  стало быть дожди  не редкость.  Аэропорт в Куско (как и в Лиме) среди  жилых кварталов, да и железная дорога   петляет прямо   по улицам  в трёх метрах от  зданий.
    Тротуары заполнены, несмотря на  ранний час, бегущими трусцой мужчинами и женщинами  самых разных возрастов. Я и не предполагал, что индейцы такие ярые приверженцы здорового образа жизни. Ещё одно удивительное наблюдение: мы  до сих пор не видели в Перу  ни одного курящего. Это какая-то невероятная фантастика!
     Куско расположен    в Священной Долине реки Урубамба, являющейся главной  осью всей инкской цивилизации. Инки считали, что Млечный путь на небе  всего лишь отражение этой реки.  Название города   переводится с  кечуа как «Пуп Земли». В нём жила знать,  аристократия, жрецы и их слуги.  Город защищали отряды воинов, несущих службу  в хорошо укреплённых крепостях, разбросанных по всей долине и на подступах к  столице.

к которым вели узкие тропы,

проходящие сквозь горы:










     Под защитой мощных стен инки выращивали на террасах маис, картофель, бобы,

и поливали их водой стекавшей с гор.



     Сам центр Куско на высоте 3400 метров, а окраиныб ещё  на сто-триста метров выше.  К таким высотам я уже адаптировался –  ни  намёка на горную болезнь.
     Современных зданий  мало. Большинство домов  построено в 17-18 веках в традициях колониального стиля.



     Но как  не старались  завоеватели  в стремлении придать Куско типично европейский вид,  стереть  с  лица земли  следы «языческой» культуры,  это оказалось  им  не под силу – настолько основательны и прочны были  постройки инков.  Потомки конкистадоров вынуждены  были    надстраивать свои храмы и здания прямо на них.      
 
     Поселились мы  в отельчике,  в узеньком проулке (и маленькому грузовичку   не проехать), мощёном, как  и все  улицы,  твёрдым   вулканическим камнем,  прямо у  стены  громадного монастыря Санта Доминго.



     Прежде на его месте красовался  храм Кориканчу,   построенный специально для  главного божества инков  — Отца Солнца  (Инти), от которого, как утверждали жрецы, и вели своё происхождение инки. В Куско    прославляли Инти   не случайно: уровень ультрафиолетового излучения здесь самый высокий в мире!
    Стены храма  в те времена были облицованы золотыми плитами,  крыша покрыта золотыми листами, а внутренняя площадь  — «Солнечное поле», была заставлена  статуями   пумы, ягуаров, лам, змей в натуральную величину из чистого золота.  На ветвях  деревьев сидели золотые птицы, на цветах – бабочки.  Но вся эта красота  была переплавлена «культурными» испанцами в звонкую монету. Археологи нашли лишь небольшие фрагменты.


    Большая часть храмовых стен сохранилась, и мы имели возможность  увидеть, с какой точностью  подогнаны друг к другу многотонные каменные блоки. Благодаря  пазам и выступам, соединяющим их,  они так прочно сцеплены друг с другом, что  сохраняли целостность даже  при самых разрушительных землетрясениях. 


     В особо ответственных местах камни  скрепляли, заливая в Т- образные пазы расплавленное серебро.  Застывавший профиль, похожий на рельс в разрезе, соединял их  намертво.
     Но сначала мы прошли по улицам


 и осмотрели   другой  архитектурный шедевр   — кафедральный собор на центральной площади Оружия.



Слышимость внутри  него изумительная.  При всей  внушительности сооружения  во всём чувствуется необычайная лёгкость. Своды белые, не давят. На стенах, выложенных из  светло-серого   камня, писанные маслом картины с сюжетами из  жизни Христа и Девы Марии, чередуются с резными панно из красного дерева. На устремлённой в небо колокольне  уже 300 лет   висит семидесяти пудовый колокол из  золота.
   Когда мы вошли,  на клиросе торжественно и проникновенно пели  мою любимую  «Аве Мария».  Потом мне весь день  чудилось, что с небес продолжает литься эта божественная мелодия!    
   Как не противились испанцы, в архитектуре  местных католических храмов  всё равно заметно влияние культуры инков. Так, например,  костёлы увенчаны не остроконечными шпилями, а полусферами наподобие башкирских юрт. 

   В Куско дух древней цивилизации  ощущается в каждом уголке. Поэтому туристов, несмотря на  конец сезона,  и сейчас довольно много.  Горожане приветливы.

   Порой  казалось, что  они и  живут тут  лишь    для того,  чтобы демонстрировать гостям   уникальные достопримечательности своего города.

 

     Вот на этой фотографии запечатлён момент окраски шерсти.


 
     А на этой - ткачиха за работой:

     Что любопытно индейские орнаменты в одежде очень даже похожи на башкирские и татарские.



     В музее познакомились с замумицированными представителяит древней цивилизации.

     До темноты успели ещё подняться  на столообразную, господствующую над городом вершину  на которой   высятся руины крепости   Саксайуаман ( в переводе с кечуа — Хищная птица серокаменного цвета)  с  тремя вместительными  башнями,  десятками  бастионов и мощными,  в три ряда  зигзагообразными  стенами,  сложенными из циклопических блоков самых  разных форм и размеров.



     Вес иных  исполинов  превышает  150 тонн!  При этом искусные мастера так плотно   подогнали  их друг к другу, что между ними  невозможно даже  иголку  просунуть.

 Подобная  точность избавляла  древних строителей от необходимости  использовать  скрепляющий раствор.       
   Нам трудно понять как они  так ровно кололи, пилили,  перемещали,  поднимали и устанавливали  эти  необычайно твёрдые, колоссальных размеров  монолиты. Тем более, что инки   не знали   ни колеса, ни  рычага (по крайней мере не применяли их), представления не имели о железе (его им заменяло  серебро и золото).   
   Не удивительно, что  сам вид этих сооружений вызывал у первых европейцев суеверный ужас, полагавших, что они построены  не без помощи чародейства дьявола. Как бы там ни было, ясно одно: великие американские цивилизации шли своей дорогой, и она очень отличаласьот путей развития Старого Света. Поэтому и сегодня многое из того, что мы видим в Перу, кажется нам невероятным. А на самом деле всё это достигнуто индейскими цивилизациями  напряжением собственных сил, без вмешательства демонов. И соответствовало мироощущению этих народов, органичному окружающей их природе.
    Когда видишь   подобные творения древних, кроме восхищения испытываешь   ещё и  неловкость   оттого,  что,  мы, имея    мощную технику зачастую не в состоянии  повторить достижения  этих умельцев.
    Невольно вспомнился отрывок из книги «Надземное»: «Однажды, когда Он проходил с учениками мимо циклопической стены, ученики спросили – что есть единение? Мыслитель указал на мощную кладку:
— Смотрите, как эти камни держат друг друга. Мы не можем сказать, который из них самый главный. Они ничем не связаны, а стоят уже много веков. Их держит лишь единение и естественное соединение плоскостей. Люди придумали скреплять камни глиною  и разными искусственными составами, но такие построения быстрее разрушаются».
    Крепость Саксайуаман являлась центром  всей,  хорошо продуманной, оборонительной системы  столицы   империи Инков.  Во внутренних помещениях имелись   хранилища для зерна, ёмкости для сбора воды, акведуки,  лестницы для подъёма на  дозорные площадки. От главных башен в город вели подземные ходы.
    Стоя у  столь неприступных  фортификационных сооружений, невольно задаёшься вопросом – как  многочисленная армия инков* умудрилась проиграть  войну  нескольким сотням испанских завоевателей.  Ведь по признанию самих конкистадоров индейские воины  отличалась высочайшей дисциплиной и выучкой.  Их армия имела чёткую иерархарическую структуру с десятниками,  офицерами. На самом верху иерархии стоял главнокомандующий – Сапа Инка  — Единственный  Инка.


   
* В империи инков каждый мужчина в возрасте  от 25 до 50 лет должен был отбыть  пятилетнюю  воинскую повинность. Поскольку в период своего расцвета на её территории  проживало 12-16 миллионов (аборт карался смертной казнью всех участников  преступления) император  легко   мог в короткий срок собрать армию в 200 тысяч человек.   Правда за время опустошительных эпидемий чёрной оспы и кори, принесённых испанцами, за первые годы колонизации  население страны  сократилось почти наполовину.
 
   Все воины  были хорошо вооружены. Во время сражения сначала  пускали в ход пращи.  При приближении к противнику, использовали  дротики. В рукопашном бою  пробивали  врагам  черепа прикреплённым к  плетёному ремню  каменным либо золотым шаром  с острыми шипами.  Также в ближней сече  использовали дубину-палицу с  медным навершием в виде шестигранной звезды.

   Когда в страну вторглись испанцы с конями, стальными доспехами,  огнестрельным оружием и пушками, инкам пришлось прибегнуть к   другой тактике. Для поражения  непривычных целей они  стали использовать «болу» — три камня соединённые длинными  плетёнками из сухожилий  лам.  Такой снаряд раскручивался и с силой посылался  навстречу  противнику. Сухожилия обвивались вокруг ног лошади и та падала, увлекая за собой  закованного в латы всадника. Но, как известно, не все победы одерживаются в открытом бою
   Историки полагают,  что одной из основных  причин  поражения  инков  было то, что перед началом решающей экспедиции  конкистадоров, империя  была  ослаблена кровопролитной гражданской войной 1527 – 1532  годов,  начавшейся из-за борьбы за наследование трона между сыновьями  императора Уайна Капака,  умершего от чёрной оспы, занесённой сюда  уже рыскавшими  по стране католическими миссионерами (разведчиками по совместительству). В решающем бою победил, точнее сказать, совершил государственный переворот, один из  младших братьев  — Атауальпа  (по закону императором  должен был стать самый старший  – Уаскар, кстати,  весьма лояльно относившийся к младшему брату).
    И когда в 1532 году на тихоокеанское  побережье высадился отряд хорошо вооружённых испанцев под предводительством Франциско Писарро уже не раз, начиная с 1525года бывавшего здесь с командами меньшей численностью, империя ещё не  оправилась от междоусобицы и  эпидемий оспы и кори. Испанцы выбрали для колонизации  очень удачный момент. С ними в этот раз  была и  группа заранее подготовленных переводчиков. Понимая, что  инков в лоб не возьмёшь,  Писарро стал  действовать по проверенному принципу «разделяй и властвуй». 
    «Благородного идальго»  на этом пути не остановили ни доверчивая искренность, душевная чистота, ни совершенно беспрецедентное гостеприимство «дикарей».  Тактика интриг  по отношению к индейцам  была особенно эффективна поскольку эти прямодушные люди  не знали обмана – если человек сказал, что я твой друг, то это    не  подвергалось сомнению. Идальго  умело   склонял на свою сторону вождей  подвластных инкам  племён, внушая, что испанцы пришли сюда «как  друзья  и союзники»,  сулил  им поддержку в борьбе за самостоятельность.
   Тем  инкам, которые были возмущены незаконным приходом к власти Атауальпа, Писарро  давал слово предать самозванца суду.   А самому Атауальпа клялся в дружбе и  убеждал,  что для упрочнения его   власти   необходимо устранить старшего  брата. Расположив к себе императора,  он убедил его приехать в Кахамарку  для дружеской беседы и совместного  богатого застолья. Оставив  своё 30-ти тысячное войско* на подступах к городу, Атауальпа вошёл  в него  в сопровождении пятитысячной свиты,  не взявшей с собой, в виду миролюбивости встречи,   оружия.   Когда  вся процессия оказалась на площади, из засады,  по команде  Франциско Писарро, со всех  улиц ринулись  всадники в стальных доспехах.
     Инки были настолько ошеломлены подобным коварством,     что даже не защищались. Да и что могли сделать безоружные люди  в одеждах из шерсти и кожи, против  изрыгающих огонь и смерть  мушкетов европейцев закованных к тому же в  железные  латы.  За несколько часов    кровавого побоища   свиту императора  перестреляли   и изрубили  мечами,   а самого Атауальпа пленили. Из испанцев естественно  никто не пострадал.
    Так европейцы до смешного  малыми силами  добились победы над  мощной, но тоталитарной  «коммунистической» империей*.
   *В империи  инков не было частной собственности – всем ведало и всё распределяло государство, заботящееся, чтобы все работали, но при этом  никто, в том числе старые и немощные, не голодали, были одеты, обуты и имели крышу над головой. Благодаря  строгости законов (воровство, коррупция и.т.п. карались смертной казнью) в империи практически не было преступности.

 
     А этот аленький цветочек из Перу — всем  женщинам РГО в подарок.


     Ваш покорный слуга Камиль. 
     Желающие смогут прочитать продолжение ГЛАВЫ 5  дня через три.

Все записи


Комментариев:

Вернуться на главную