«НАС ОБЪЕДИНЯЕТ РОДСТВО ПО ИСТОРИИ»
О работе секции ВРНС«Современная литература в контексте отечественной истории»
Highslide JS
Highslide JS
Highslide JS
В рамках работы XVI Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России была проведена секция «Современная литература в контексте отечественной истории». Ее возглавили Председатель Союза, доктор исторических наук В.Н. Ганичев и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Главными темами обсуждения стали вопросы исторической достоверности в литературе как важнейшее условие формирования общей исторической памяти, издательские проекты, направленные на воспитание патриотизма. Отдельной обширной темой стало обсуждение образовательных вопросов, особенно ЕГЭ по литературе и истории.

После открытия секции обширный доклад сделала критик и литературовед, статс-секретарь СП России Л.Г. Баранова-Гонченко, коснувшись вопросов исторической поэзии и прозы, проследив литературные тенденции последних лет. Доктор экономических наук, арабист М. Мусин затронул вопросы межнациональных отношений, необходимости тонкого баланса в сосуществовании православной и мусульманской культур в рамках общеисторического русского патриотизма. Известный писатель, лауреат Патриаршей премии по литературе В. Крупин говорил о братских народах Украины и Белоруссии, нашей общей культуре и исторической памяти, ныне нуждающейся в защите. А. Романовский, проректор Харьковского политехнического института, многолетний попечитель общественного форума «Уроки Переяславской Рады» в своем выступлении поддержал мысль о необходимости общего исторического и культурного поля.

Участники секции «Современная литература в контексте отечественной истории» Всемирного Русского Народного Собора приняли Резолюцию.

Нас объединяет родство по истории
Резолюция секции Всемирного Русского Народного Собора «Современная литература в контексте отечественной истории»

Общая историческая память – это целый комплекс важнейших исторических событий, единая оценка которых отточена веками общей исторической судьбы, а признание этой оценки и обозначает, собственно говоря, твою принадлежность к народу. Общая историческая память – это чувство (осознанное или неосознанное) единства исторической судьбы народа. Наконец, общая историческая память – это и вполне реальное ощущение причастности твоей отдельной, частной судьбы к чему-то большому, значимому, великому, причастности современных поколений к исторической судьбе своего народа, понимание ими собственной исторической и нравственной ответственности за свою землю и свой народ перед прошлыми и будущими поколениями. В целом же, общая историческая память – это неотъемлемая и важнейшая часть русского национального сознания, более того, это одна из кардинальных основ существования нашего народа (наряду с языком, верой, единой территорией, единой культурой, единым государством и т.д.).

Поэтому одним из главных качеств русского национального сознания является не «родство по крови», а «родство по истории». И до тех пор, пока «родство по истории» существует, будет существовать и наш народ. От наших ответов на исторические вопросы зависит не только современное положение, но и будущее нашего народа, более того, само существование нашего народа.

Сегодня мы стоим перед необходимостью разработки очередной общепринятой интерпретации отечественной истории. Решение этой задачи невозможно без обращения к исторической науке. Однако ныне существует много различных научных интерпретаций истории, и далеко не все они «одинаково полезны». Одни служат укреплению общей исторической памяти и становлению народа, развитию и утверждению традиционных идейных, духовных, социально-политических основ народного бытия. Другие же, наоборот, своим гиперкритицизмом или же ориентацией на иные, не традиционные для России ценности, разрушают общую историческую память, способствуют дальнейшей атомизации российского населения и Российского государства.

Понимая это, мы, участники секции ВРНС «Современная литература в контексте отечественной истории» заявляем: русскому народу, объединившему вокруг себя в границах Российского государства другие народы, сегодня необходимо общее представление об истории России - героическое, духоподъёмное, укрепляющее нас и нашу историческую память, объединяющее наши силы, утверждающее наше место в истории, в современности и в будущем. Для выработки подобного представления об истории России необходимо опираться не только на научное знание, но и на традиционные, в первую очередь, православные ценности русского народа, с учетом духовных ценностей других народов России, потому что именно православная вера и Русская Православная Церковь сыграли выдающуюся роль в созидании нашей истории. Именно такое единство придаст новый и благодатный творческий импульс историческому развитию нашего народа.

В этом отношении Всемирный Русский Народный Собор выражает поддержку благотворительному образовательному проекту «Гордиться славою наших предков» (издательство «Русское слово»), в рамках которого осуществляется подготовка и издание учебно-методических комплектов по истории для общеобразовательных учреждений. Но одновременно ВРНС заявляет, что разработка национально ориентированных, основанных на традиционных духовных, нравственных, культурных и исторических ценностях нашего народа учебных программ и учебно-методических комплектов по литературе и русскому языку остается пока не выполненной, но важной общественной задачей.

Участники Всемирного Русского Народного Собора с сожалением отмечают, что руководство Министерства образования и науки РФ так и не услышало многочисленные требования общественности об изменении формы проведения ЕГЭ по литературе и истории, более того, в 2013 г. планируется уменьшить на 5 минут время, отведенное на экзамен по литературе. ВРНС вновь решительно требует возвращения экзаменов по литературе (в виде сочинения) и истории (устно) в число обязательных федеральных экзаменационных испытаний, наряду с русским языком и математикой

Участники Всемирного Русского Народного Собора считают необходимыми следующие меры:

– Не допустить перевода на платную основу части содержания общего среднего образования, т.е. государственного финансирования лишь небольшой части общего образования.

– Остановить бездумное копирование европейских стандартов образования, зачастую устаревшего и не отвечающего отечественным национальным интересам.

– Рекомендовать включить православный компонент в стандарты и программы по истории, литературе и русскому языку России; увеличить в школьных курсах и курсах гуманитарных предметов количество материала, посвященного изучению истории Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий России.

– Создать курсы подготовки и переподготовки преподавателей истории и обществознания, литературы и русского языка на базе педагогических вузов с участием РПЦ.

– Подготовить на всех уровнях достойную встречу 100-летия начала Первой Мировой войны, вошедшей в исторические анналы всех стран мира как Великой войны.

Участники XVI Всемирного Русского Народного Собора

Вернуться на главную