Страница: 1 2 3 4  Все

Алекс 23.08.24 21:06
Приветствую! Почитать бы вам Тайные записки 1836-1837 годов Пушкина, изданные в 25 странах
http://www.mipco.com/SJAd.html
А также побродить по сайту издательства mipco.com
Максим Жуков 6.11.21 23:12
Наталье Радостевой

Не все точки зрения угодны правообладателю сайта. Но они есть:
https://souzpisatel.ru/maksim-zhukov-priznanie-sobstvennogo-porazheniya/
Юрию 2.11.21 22:10

" в своём глазу бревна не видит" - часто приходит на ум, когда читаешь некоторых поучающих на сайте, прощать надо не только себе.
Юрий,. вы умудрились в своём маленьком комментарии допустить две ошибки, поправляя В. Лютого:
"професСионализм" и "обеСпокоенность". Пишу без имени, неудобно поправлять вас.

Евгения Емельянова 2.11.21 02:27
И Тимофеев такой молодой,
И старый октябрь позади!
Наталья Радостева 2.11.21 01:19
Мне разговор представился скучным, заявленную изначально тематику не раскрывающим, на предварительно поставленные самим же Андреем вопросы не отвечающим. Видимо, все, имеющие какую-то точку зрения, высказались ранее, и дискутировать особого желания не имели) Вообще, показалось странным, что при столь продолжительной и существенной рекламе возможности пообщаться и многословии статьи "О перспективах..." об активности членов СМЛ, откликнувшихся на приглашение оказалось столь мало. Комментарий В. Лютого остаётся актуальным и ни на йоту не утратившим своё значение. Был ли в нём "ляп", даже не интересно; и сама грешна, и уважаемым авторам о таковых пишу обычно в личку. Жаль, по итогам статьи и встречи не вижу пока обобщений писателей-критиков масштаба пера тех же Боброва, Лютого, Дорошенко...
Юрий Серб 1.11.21 03:20
Спасибо Николаю Ивановичу и Елене Игоревне за это мероприятие и, конечно, Андрею Тимофееву за внимание и терпение. Жаль, что не он у нас министр иностранных дел, где приходится отвечать на массу неудобных вопросов.
В целом ощущается сильный крен молодых в сторону "технократического" професионализма при недостатке внимания к духу, парящему над буквой. Обезпокоенность Вячеслава Дмитриевича легко понять и хочется вполне разделить. С другой стороны, когда писатель и критик не склоняет топонимы типа Переделкино, то возникает мысль, что он забыл "про день Бородина".
Андрей Тимофеев 28.10.21 12:15
Дорогие коллеги и друзья! Спасибо вам за ваши вопросы и за внимание!
Спасибо огромное Николаю Ивановичу и Елене Игоревне Дорошенко за возможность провести эту встречу на "РП" и особенно за возможность открыто рассказать о нашей деятельности, её деталях и тонкостях, а также обсудить острые вопросы, которые с ней связаны.
Мне кажется, что даже экспрессивные комментарии некоторых коллег и наши разные иногда взгляды не отменяют главного - мы единый большой Союз писателей России.
Андрей Тимофеев 28.10.21 11:54
Наталье Радостевой:

Отвечаю конкретно:
1. СМЛ не комсомол, там нет членства. У нас одно членство - в Союзе писателей России. СМЛ - рабочая структура. Если человек работает в структуре, он член СМЛ.
2. Официальный возраст "молодого писателя" - 35 лет. До этого возраста он может принимать участия в Совещаниях молодых.
3. Совещания бывают разных уровней: у Союза есть много региональных совещаний, где и мастера, и авторы представляют один регион. Вопрос в уровне рукописей. Обычно по итогам региональных совещаний - 1-2 лучших авторах рекомендуются на Химки. А там уже собираются лучшие ребята со всех регионов.
4. Обсуждение рукописей проходят в небольших группах (10-12 человек). Группы специализируются (детская проза, детская поэзия и несколько семинаров поэзии и прозы). У каждой "группы" свои мастера.
5. Работы много. Только ведением социальных сетей при 3 постах в день у нас занимается несколько человек (один готовит рубрику лучших авторов 20 века, другой отслеживает новости регионов для репоста и т.д.). А на организацию фестиваля у меня лежит листок с алгоритмом, где перечислены по пунктам задачи (хотите - пришлю).
6. Все могут заниматься чем угодно. Мы просто организуем конкретные процессы.
Если у вас есть ещё вопросы, пишите на nika-tim@yandex.ru
Наталья Радостева 28.10.21 00:09
Андрей, Вы не ответили на мой вопрос, потому уточню его:
В каком возрасте и каким образом СМЛ уведомляет вышедших из "молодёжного" возраста писателей о том, что они более не члены данного образования.
Да и насчёт "движухи" (иначе не знаю, как назвать) моё впечатление из многократного повторения в Ваших статьях о работе, работе и ещё раз работе, общении и прочем сложилось. И ещё из информации некоторых молодых, что посещали фестивали не единожды. Хоть я действительно плохо представляю содержание столь важной, видимо, миссии СМЛ. Обсуждения новых произведений что - на фестивалях проходят, при таком скоплении народа? А если приезжают только что-либо новое написавшие, все обсуждают друг друга? Наверно, как-то делясь на группы? Но почему данные обсуждения не могут проходить в отделениях СПР по месту учёта члена СМЛ - там что, оценить-посоветовать совсем некому?
Извините, но если я чего-то не поняла, то только потому, что необыкновенной многословности и заявках, Вы почти не о чём не писали конкретно - скорее, туманно.
Мне интересно: Чем могут заниматься молодые писатели в СМЛ - чем не могут заниматься вне его? И чем они занимаются в своих отделениях? А если там не занимаются тем же - почему?
Андрей Тимофеев 28.10.21 00:06
Григорию Блехману:

Григорий Исаакович, я ваш вопрос хорошо понимаю. И он для меня - про ответственность.
С одной стороны ты как писатель не можешь не чувствовать ответственности: как отзовётся слово, к чему приведёт. С другой стороны - вот ты живёшь в обычной жизни и тоже можешь поступком неосторожным обидеть, задеть или даже убить. Но ты всё-таки не Бог, чтобы отвечать за всё. Ты отвечаешь за себя и свои мотивы - а другой отвечает за себя.
Так и писатель, на мой взгляд. Вопрос для него не в том, что его слово может "отозваться" и повести ко злу, а в том, чтобы выразить правду, максимально полно и честно. Если он это сделал - что тут скажешь, жизнь такая. Не может же он писать, постоянно оглядываясь, к чему приведёт моя правда.

Но вот далее, когда произведение написано, он может осмыслить его, уже как бы перестав быть автором. И не только как писатель, но как человек решить - скажем, это публиковать не стоит (сейчас не стоит) и т.д. Это уже его выбор.
Но на процесс написания произведения подобные "оглядки" влиять, на мой взгляд, не должны.

В принципе - мы с вами примерно одинаково этот процесс описали, и, думаю, сошлись примерно на одном.
Андрей Тимофеев 27.10.21 23:58
Екатерине Некрасовой:

Катя, спасибо за тёплые слова и поддержку! Нам важно, что вы говорите и думаете так. Важно чувствовать, что то, что мы делаем, нужно и полезно. Вместе мы большая сила. Давайте работать и поддерживать друг друга!
И писать, конечно, потому что в первую очередь наша задача - писать. Осмыслять жизнь в творчестве, преображать её своим талантом и своими силами.
Андрей Тимофеев 27.10.21 23:54
Кристине Соколовой:

Я бы делал акцент собственно на творчестве, а не на его продвижении. Я убеждён: писать и продвигать написанное должны разные люди (продвижение своего - на мой взгляд. неконструктивно и ведёт к деградации творчества). Нужно отдельно писать, совершенствуясь, познавая себя и жизнь. И отдельно профсообществу выстраивать продвижение как технологию.
Поверьте, если вы напишите хорошее произведение, его обязательно заметят - участвуйте в конкурсах и семинарах. Сейчас для молодых писателей приятное время в этом смысле. Пишите и подавайтесь в Химки!

Стиль - выражение вашего вашего взгляда на жизнь и вашей личности. К классикам не надо стремиться. не надо подражать, но их надо читать всех и пытаться понять, как они смотрели на мир, как выражали этот взгляд, в общем - у них надо учиться (в самом полном смысле этого слова).
Но для начала - читать!

А про государство я уже чуть ниже отвечал Александру Рухлову: государство должно стремиться к поддержке литературы в идеале, но всё-таки государство это механизм, который по некоторым социальным законам действует. Если их понять, то и его отношения с другими областями (в частности, с литературой) станут понятнее.
Андрей Тимофеев 27.10.21 23:47
Ксении:

Разные программы Химок в 2022 году будут разделены по времени: всё пройдёт с 3 по 12 июня. По задумке: сначала Конференция, потом оргпрограмма, потом творческая. Естественно это предположения, всё может измениться. Мы вымотались "держать" одновременно по 2-3 программы, больше не будем так.

Методический семинар - хорошая идея! Будем думать об этом. Я бы, конечно, видел это сначала как серию статей по методологии (или истории методологии или истории каких-то аспектов "школы", исследование условной "советской" и "американской" школы, их разницы и т.д.) от разных людей. Чтобы было что обсуждать в рамках методологического семинара. Это полезно будет, и может запустить очень серьёзный разговор.
Андрей Тимофеев 27.10.21 23:43
Наталье Радостевой:

Вы, наверно, не совсем себе представляете, что такое "движуха". Молодому писателю не нужно ездить по фестивалям, ему достаточно одного, может, двух обсуждений в год. Надо сначала написать что-то новое, а потому куда-то ехать. Мы не призываем кататься с фестиваля на фестиваль - напротив.
Единственное "оправдание" постоянным поездкам: это если человек в них работает, собственно является одним из организаторов этих фестивалей.
Все участники и даже организаторы, чаще всего, едут на фестивали за свой счёт - это обычная практика. Сейчас нет возможности делать иначе.

С переходом из одного возраста в другой ничего особенного не меняется. Писатель продолжит писать. Организатор продолжит организовывать. Наверно, это будут другие произведения (более зрелые) и другие проекты (более масштабные).
Что с возрастом точно должно усиливаться, это ответственность: и творческая, и человеческая (брать на себя больше, во всех смыслах).
Андрей Тимофеев 27.10.21 23:35
Татьяне Ефимовой:

Вот 4 ноября в Уфе состоится онлайн-круглый стол "Литперевод - диалог 21 века". К нему можно подсоединиться из любой точки страны. Там мы попытаемся обобщить опыт работы в этой сфере разных регионов и двинуться к созданию единого ресурса - базы подстрочников. Но это сверх-задача, мы просто попробуем пока. Адекватных ресурсов у нас нет, но вдруг найдутся человеческие. И это не совсем про СМЛ, конечно. Здесь мы просто стараемся включиться в общую работу Союза.

Отдельное направление по переводу в СМЛ пока не сложилась. Люди нужны! Будут люди, готовые отдавать этому часть жизнь, будет и направление.
Андрей Тимофеев 27.10.21 23:28
Саше Максимовой:

Саша, спасибо вам за тёплые слова!
Я пишу сейчас два больших текста: книгу о критике "Философия литературы" и роман (конечно, о России - о чём ещё может быть роман)). Но они далеки от конца. У ФЛ скоро будет закончена первая часть, и тогда я её целиком опубликую. А роману - не видно конца и края...
Общественно-трудовая деятельность забирает много времени, просто уйму. Я теперь уже мечтаю о том, что выделю в неделе один день для СМЛ и полностью отдам его общественной работе. Но нет, всё больше и больше... При трёх работах личное творчество становится вещью совсем призрачной. Но всё-таки время почему-то находится.
Но притом я понимаю, что общественная деятельность очень много даёт для понимания жизни и людей. Все эти знакомства, конфликты, необходимость выстраивать процессы, организовывать команды людей, создавать атмосферу в коллективе и т.д. - всё это даёт огромный человеческий (а соответственно и писательский) опыт.

Возвращаться к авторам, которых я читал лет 10-15 назад, помогает институт. Задашь студентам что-то и приходится освежать перед парой - очень полезный опыт! Вообще институт заставляет держать себя в тонусе. Вот время половина двенадцатого, а завтра первой парой - статья Кожинова, второй - книга стихов Леты Югай, третьей - глава из сценарной книги Макки, и это надо посмотреть с утра. Тебе приходится в интеллектуальном поле находиться непрерывно, ты не забываешь то, что было читано раньше. Это выматывает, и в тоже время - это прекрасно!

В произведениях молодых авторов - хочу видеть, в первую очередь, их личность. С их опытом, эмоциями, мыслями - "физиономию", как говорил Толстой (причём необязательно естественно писать о себе, но личность видна в любом случае). Ну а от уже зрелых "молодых" (Лунин, Эдин, Антипин, Иваськова, Белоусенко, Декина) - хочу видеть выход за субъективность, чтобы они мне объяснили, как сегодня жизнь устроена. объёмную картину мира хочу (увиденную их талантливым и самобытным взглядом).
Андрей Тимофеев 27.10.21 23:13
Екатерине:

К критике отношусь по-разному: критика критике рознь. Я очень люблю конструктивные предложения и замечания (а ещё больше люблю, когда человек говорит: лучше сделать так, я готов сделать - вот такие люди идеальны, они нам нужны!). Бывает, я просто вижу, что человек задет и "бьёт" только ради того, чтобы вылить своё раздражение. Ему дело не важно, он в нём мало что понимает, а уязвить и показать себя умным хочется. Такую критику довольно болезненно воспринимаю (хотя казалось бы, её механизмы понятны, а подсознательно не могу ничего с собой сделать). В такие моменты меня начинает увлекать в "вихрь": я пытаюсь подобрать аргументы, чтобы доказать, что вот моя позиция такая, что я так считаю потому-то и потому-то. А противник обычно аргументы не приводит, он просто слюной брызжет. Это меня ставит в тупик, честно говоря.

По поводу параллельной структуры - я уже много раз говорил: СМЛ структура внутри Союза, направленная на привлечение талантливых и творчески состоятельных авторов нашего поколения и на профподготовку будущих активных организаторов. Время тяжёлое сейчас. Мы все знаем проблему: выпало поколение, нарушилась преемственность. Будем работать, а главное - говорить друг с другом. Чем больше говорим, тем больше понимаем. Надеюсь, сегодняшняя встреча обретению этого понимания тоже поспособствует.

По поводу Николая Фёдоровича - мне нравится с ним работать. И да, он, конечно, меня критикует и корректирует (не далее как на последнем секретариате).
У меня вообще "трудности" с иерархией - за почти 15 лет моего "трудового" стажа я почти никогда не работал внутри жёсткой структуры, у меня не было руководителей - был свой маленький бизнес, где сам отвечаешь за себя, сам принимаешь решения (и ответственность естественно сам несёшь). Последнее время у меня появились руководители: Елена Юрьевна Коломийцева в институте культуры (но там не подчинение, а забота в чистом виде - я чувствую себя как за каменной стеной - занимайся педагогическим творчеством, не отвлекаясь ни на что больше); Станислав Юрьевич Куняев (но там я пока ещё не понял ничего за полгода работы: просто до сих пор испытываю трепет, когда тебе звонит большой русский поэт Куняев и говорит найти материал - это что-то про "голос сверху", а не про подчинение).
С Николаем Фёдоровичем история в полной мере про иерархию в рабочей структуре, и это со мной в первый раз. Но это не "начальник сказал - дурак-подчинённый сделал", так это не работает в Союзе, я уже в статье об этом писал. Н.Ф. слышит тебя, для него важно то, что ты говоришь, и он сам всегда объясняет, что именно в этом месте рабочего процесса ему важно. Это что-то про "мы все движемся на север", но ты делаешь шаг в сторону "северо-востока", а он спокойно говорит: "сейчас нам как структуре важен северо-запад, туда мы идём сегодня, и твой восток входит в противоречие с западом, пожалуйста, сейчас востока не надо". И ты понимаешь, в чём дело, слышишь и осознаёшь, как устроен весь процесс. И можешь согласиться, даже если ситуативно тебе кажется восток важен. Потому что понятны цели, задачи и механизмы решения.
Вот так, на мой взгляд, лидерство и должно быть устроено. Иного лидерства ни я, ни люди моего поколения в принципе не принимают.
Андрей Тимофеев 27.10.21 22:47
Эллине Савченко:

Мне кажется, это очень важно и это нужно делать!
Но я вижу это как свободный неуправляемый "из Москвы" процесс: регионы договорились, провели семинар, обменялись опытом. Мне можно об этом сообщить, только чтобы поделиться новостью в нашей группе в соцсетях (и соответственно мотивировать другие регионы к этой прекрасной инициативе).
Вообще я понял по опыту, что лучшая организация это та, где ты лишь иногда вмешиваешься в процесс и что-то корректируешь. И разрабатываешь пути развития. Я вам всем очень доверяю - такие встречи можно и нужно проводить, не ставя меня в известность. Работайте, обменивайтесь опытом - это замечательно!
Кристина Соколова (Краснодар) 27.10.21 22:46
Здравствуйте, Андрей Николаевич

1. По вашему мнению, писателю (как начинающему, так и нет) стоит продвигать свои работы за счет конкурсов, личных сайтов/групп в различных соцсетях или на сайтах издательств?

2. Стоит ли стремиться молодому писателю к стилю классиков?

3. Как вы оцениваете отношение государства к писателям и их творчеству? Можно ли сказать, что государство стремится развивать литературу в стране?
Андрей Тимофеев 27.10.21 22:39
Евгении Емельяновой:

Судя по тому, что вы говорите, семинары вам, действительно, не очень нужны. Если нет запроса, то и не надо!
Могу сказать по своему опыту: минуты вдохновения это прекрасно - действительно бывает ощущение, что ты выражаешь нечто, большее себя. Но потом наступает черёд тщательной работы. Что-то из "пришедшего" не попадает в итоговый вариант, потому что понимаешь, что это не выдерживает твоего трезвого "невдохновенного" взгляда.
Андрей Тимофеев 27.10.21 22:35
Дарье:

Мне не кажется, что есть особые писатели, которых нужно советовать именно молодым (наверно, методически верно советовать классиков, потому что пока молодой писатель не прочитал Толстого и Достоевского, Шолохова и Платонова, можно в принципе современную литературу и не читать).
Из современных авторов могу назвать тех, кто мне кажется наиболее значительным: Вера Галактионова, Петр Краснов, Олег Павлов, Николай Дорошенко, Михаил Попов, Алексей Иванов, Михаил Тарковский, Юрий Козлов, Андрей Убогий.

Но я занимаюсь непосредственно молодыми (может, кстати, читать молодым молодых важно - общие проблемы. общий взгляд на мир). Назову имена тех, кого особенно ценю: Юрий Лунин, Андрей Антипин, Евгений Эдин, Женя Декина, Ирина Иваськова, Ирина Богатырева, Алёна Белоусенко, Дмитрий Филиппов,, Александра Яковлева, Юрий Фофин, Константин Куприянов, Елена Тулушева, Наталья Мелёхина, Дмитрий Лагутин, Анаит Григорян, Игорь Корниенко, Дарья Тоцкая и другие. Список длинный, особенно если не знаешь никого и не понятно, с кого начать. Можно начать тогда - с Лунина, которого я очень люблю и считаю почти "классической" нотой в нашем поколении (Три века русской поэзии, Клетка, Через кладбище, Святой день. Фиолетовая рыба и т.д.)

Конечно, это проза, потому что я именно прозой занимаюсь.
Кстати, у нас был "внутренний" список из 55 авторов нашего поколения, который общими усилиями выделил экспертный отдел СМЛ. Мы его не опубликовали, пользуемся им в основном для соцсетей (чтобы в группе в контакте вести рубрики смл_поэзия и смл_проза). Но, возможно, стоит опубликовать.
Это будет, конечно, не "официальный список", который надо канонизировать. а просто мнение некого сообщества, экспертного отдела СМЛ.
Андрей Тимофеев 27.10.21 22:25
Марии:

Спасибо за вопрос!
"ЛИТОсфера" - важный конкурс, позволяющий руководителям лито по всей стране не только "показать себя" и победить (как лито "Авангард" из Анапы в прошлом году) или занять призовые места (как Ульяновск и Омск), но главное - обменяться практиками. В перспективе это возможность - повысить уровень обучения в лито, перенять опыт. Я ещё раз оставлю здесь ссылку на конкурс, срок подачи заявок в этом году - 30 ноября, остался всего месяц: http://pisateli-rossii.ru/novosti/konkurs-literaturnyh-obedinenij-litosfera-2021/
Мы призываем всех руководителей литобъединений участвовать в нём. Просим всех руководителей писательских организаций передать информацию в свои лито. Победители в этом сезоне будут объявлены на Конференции по литературной педагогике в Челябинске в апреле 2022 года.

Информация о победителях прошлого года, отрывки из их "отчётных роликов, а главное - список литературы для работы в лито собраны на сайте СМЛ: https://smlspr.ru/proekty/litosfera-konkurs-molodezhnih-lito
Андрей Тимофеев 27.10.21 22:18
Артёму:

Такая практика есть по итогам любых совещаний молодых: рукописи некоторых авторов рекомендуются к публикации в толстых журналах. Чаще всего, это происходит так: руководителям работают редактора этих журналов, и они просто говорят организаторам - вот этого человека я хочу напечатать.
У нас была попытка реализовать другую схему: рекомендуют все мастера (являются они редакторами или нет), а мы потом пересылаем рукописи в сеть толстых журналов, с которыми у нас есть договорённость. Сначала казалось, что будет трудно договориться с журналами. Но нет - связи налажены, могу назвать десяток хороших толстых журналов, готовых публиковать авторов по итогам наших совещаний. Но система была громоздкой: у редакторов толстых журналов свои предпочтения, надо договариваться конкретно с самими авторами (один хочет в этот журнал, другой в другой; какой-то журнал согласен на перепубликацию, какой-то нет и т.д.).
К Химкам-21 мы приняли решение создавать свой интернет-журнал и рекомендовать авторов туда (а в журналы процесс пойдёт сам тем самым "обычным" порядком: понравится руководителю-редактору текст, он его и возьмёт, а нам даже не скажет, и прекрасно). Но сил на реализацию интернет-журнала у нас не хватило (Женя Декина устроилась в Яндекс, Яндекс приобрел, Женя, наверно, тоже, а мы в общем как структура снизили свою пробивную "мощь"))).

В общем, мы пока настраиваемся на "естественный" порядок рекомендации в журналы. Хотя если из нашей среды выделится человек, который скажет - я готов заниматься всеми "техническими" моментами и трудностями, которые возникают при переходе от Совещания к конкретной публикации, мы ему дадим право и возможность этот процесс отладить.
Екатерина Некрасова 27.10.21 22:11
Не вопрос, а просто огромная благодарность Андрею Тимофееву и его команде, а также председателю СПР Николаю Фёдоровичу Иванову за создание и многолетнюю поддержку Совета молодых литераторов, работу с молодыми авторами из регионов. В наше непростое время нужно, конечно, не разделяться ( по возрастным или каким другим критериям, неважно), а только общими усилиями стараться удерживать стремительно повсеместно падающий уровень культуры. Была на первом, втором, и нынешнем совещании СМЛ. За этот период внутри этой структуры произошли большие перемены, завязались межрегиональные литературные связи, возникло множество отделений СМЛ в регионах, в работу которых вовлекается всё новая и новая пишущая, ищущая, думающая молодёжь. Стали проводиться фестивали, издаваться сборники, причём иногда на энтузиазме и за личные средства самих молодых литераторов. Молодые авторы приезжают на совещания, растут, появляются новые имена..Это прекрасно! И за это еще раз спасибо и СМЛ и СПР.
Ксения 27.10.21 22:06
Добрый вечер, Андрей Николаевич!
Вопросы о будущих Химках:
1. Будут ли разделены по разным дням программы (творческая, конференция, орг-прогпамма)?
2. Возможен ли некий формат для обсуждения общих формулировок того, что в статье обозначено как "школа", методический семинар? Для создания в дальнейшем некой методички по критике от СМЛ.
Спасибо)
Андрей Тимофеев 27.10.21 21:56
Александру Рухлову:

Надо вернуть - сомнений в этом нет. Ну и, конечно, это вопрос политический. Возможно, созданная недавно Ассоциация будет стараться воспользоваться своими рычагами воздействий. Движения в этом направлении вроде были...

Но это вопрос не моего "уровня", поэтому могу себе позволить просто поговорить на тему. Вижу здесь два важных момента.
Первый - государство это бюрократическая структура, ему важно, чтобы была ясная формальная логика, для него культура это цифры - количество людей, посетивших театр, количество мероприятий в библиотеках и т.д. И государство, думаю, могло бы давно решить этот вопрос, если бы внутри профессионального сообщество было хоть какое-то согласие на эту тему (скажем, был бы один Союз писателей, и государство могло бы считать стаж от момента приёма - формально всё ясно, цифры считаются, деньги выделяются, осваиваются и все довольны). Но согласия нет: мы считаем профессионалами одних, СРП других, а есть толстые журналы с хорошим уровнем, которые вообще к союзам не относятся и т.д. Просто не понятно, как считать, нет критериев, тот профессионал, а этот нет, а этот наполовину. Где-то в моих мечтах Союз писателей России привлекает к себе всех лучших писателей в стране и становится единым авторитетным (это утопия, потому что есть устоявшиеся формы бытования в литературе, противоречия и т.д.) Где-то чуть ближе к реальности моё желание реализовать эту схему в поколении 20-30-летних (тоже утопия, но такая, более осязаемая - всегда ведь кажется, что всё по силам, пока ещё есть время, силы и здоровье). Более реалистичный сценарий - профсобщество договаривается и выявляет критерии. Но тот, который будет на самом деле реализован, - государство выделит "легитимные" по его мнению формы и скажет - мы хотим финансировать, если вы создадите "надстройку", мы ей дадим денег. А "формы" скажут: куда нам деваться, и пойдут.

Второй момент - государство по идее должно тоже предъявлять какие-то требования к литературе. Ему литература нужна не сама по себе, а для чего-то (отсылаю вас к вопросу, зачем Сталину нужны были фильмы "Александр Невский", "Иван Грозный", зачем нужна была "Поднятая целина" и т.д. - тут, думаю, всем всё понятно). Так вот требования государства к литературе – вещь довольно естественная (не говорю о цензуре, а просто о совместном решении каких-то общественных задач). Но, глядя на политику в театральной сфере, понимаешь, что государству, видимо, это не надо - оно не хочет даже свои естественные права предъявлять на деньги, которые расходуются. Ну что мы сделаем... Скажем ему: предъявляй права, ты имеешь на это некоторое право вообще-то.

Наше государство второй пункт для себя решило проигнорировать. И вопрос всего лишь, как формализовать. Чтобы чиновникам было удобно. Ну и хорошие люди были довольны.

В целом эта формализация в любом её виде будет полезна.
Андрей Тимофеев 27.10.21 21:26
Сергею Лёвину:

Ридеро это "технический" портал, это как электронная почта - можно с помощью неё прекрасный роман отправить кому-то, а можно гадость написать. Такое время - каждый может написать на стене в соцсети то, что думает и теоретически тысячи людей это могут прочитать. Каждый может книгу издать, как хочет.

С точки зрения удержания профессионализма, конечно, плохо. Ответственности нет. Плохо даже для хороших авторов - потому что работа с редактором (особенно таким крепким профессиональным редактором) это возможность посмотреть на своё произведение под несколько иным углом, поправить, "собрать" заново и т.д. Даже если ты сам редактор, например, "другой" всё равно может сделать книгу лучше.

В чём здесь выход - должны быть профессиональные площадки, публикация на которых значит больше, чем просто публикация. Это либо успешность (издательство, которое может поддержать хорошие тиражи и подать на престижные премии). Или "элитарность" литературная - издание, которое позиционирует себя как издание с очень высоким уровнем и держит предельную планку качества.

Ну, кстати, эти две сферы сейчас постепенно разделяются. Я очень хорошо это почувствовал, например, на семинаре Алексея Портнова, редактора РЕШ. Это человек высокого уровня профессионализма, и тот семинар был очень полезен для меня. Но я ясно почувствовал, насколько у Алексея всё-таки иная система координат, потому что он заточен на конкретный продукт - книгу. А для книги, может, не так важно "качество художественной ткани" (собственно говоря, проза это или нет), глубина освоения действительности; важнее, как она "сбита", держится ли нерв на протяжении всего повествования и т.д.
Мне, конечно, "система координат" редакторов толстых журналов ближе, это скорее - про подлинную литературу. Но та сфера тоже есть, и у неё есть свой профессионализм (на всякий случай дополню, "система координат" в этом случае - понятие исключительно эстетическое, это не про нравственную систему координат - уж приходится оговариваться, мало ли как тебя поймут... и это не значит, что я считаю нравственную систему координат не нужной, тоже придётся добавить, - просто вопрос касался именно того, чего касался)

В общем, возвращаясь к словам Сергея: и то, и другое - в целом полезно, в отличии от самиздата. Но это не значит, что самиздат нужно запрещать или дискредитировать - пусть будет...
Наталья Радостева 27.10.21 21:23
А каким образом, Андрей, Вы видите выход из СМЛ по возрастным показателям (кстати, каким?) переросших его ранее "молодых"? Привыкших к "движухе", фестивалям и прочему - в мир тех, кто и без приглашений к приятному времяпрепровождению и общению, без чьей-либо работы над этим, без проблем читает произведения писателей разных регионов, общается между собой в соц.сетях и на мероприятиях Союза, куда приезжает за свой счёт, за свой же счёт выпуская книги..., в мир, которым Вы предложили заняться кому-нибудь другому, но которым не факт, что кто-то таки займётся))
Вы вообще представляете "ломку" выдворяемых за пределы комфортного круга определённых благ?))
Татьяна Ефимова 27.10.21 21:13
Добрый вечер, Андрей. Скажите, планирует ли СМЛ развивать такое направление как "литературный перевод" и работать с авторами, занимающимися переводами стихов и прозы?
Андрей Тимофеев 27.10.21 21:10
Ирине:

Не могу сказать, что совсем недоволен, но тревога присутствует.
Я уже перечислял нескольких лекторов, которых мне хотелось бы привлечь: Вячеслав Лютый, Алексей Татаринов, Сергей Куняев, Капитолина Кокшенёва, Фёдор Гиренок + кто-то, кто мог бы внятно и полно изложить основные моменты "русской философии" Николая Ильина (потрясающая книга, ещё раз отсылаю к ней всех тех, кто интересуется современной национальной философией, она у нас и правда есть!). Но тут надо понимать, что Химки - сфера общей ответственности.
Во-первых, у нас есть люди внутри исполкома СМЛ, которые отвечают за образовательно-критическую часть. Это, прежде всего, Рома Круглов, чей "образовательный курс" выходит частями на РП (насколько я видел, пока только вступление вышло, но в целом эта работа Ромой закончена). И это Маша Четверикова, которая в прошлом году формировала список наиболее полезных книг для работы в литературных объединениях (по следам конкурса "ЛИТОсфера"): https://smlspr.ru/spisok-literaturi-dlya-raboti-v-lito . Они представят своё виденье, мы обсудим это сообща. Ещё есть ребята, вовлечённые в эту работу, - Юра Фофин, Лиза Мартынова и другие.
Во-вторых, я же не для красного словца дал почту СМЛ и предложил всем, кто заинтересован в улучшении Химок, писать туда свои предложения: sml.spr@yandex.ru Мы же Союз, каждый член Союза может участвовать в этом общем деле. Организаторы Химок это не закрытый кружок. Всё проанализируем и рассмотрим.
Ну и, наконец, Химки это один из важных проектов Союза, и там не я принимаю итоговые решения. После того, как у нас появилось своё "виденье", я иду к Николаю Фёдоровичу и мы последовательно обсуждаем все моменты, и он корректирует то, что мы предлагаем. Естественно всех руководителей творческих семинаров утверждает только Председатель.

В общем, это работа большая. Надеюсь, мы будем развиваться и "усиливать" это направление и другие с каждым годом!
Саша Максимова 27.10.21 20:58
Добрый вечер, Андрей!
Хочется задать вопрос: есть ли рассказы, повести, книги на старте, так сказать. Которые вот-вот выйдут. Или общественно-трудовая деятельность забирает уйму времени и на что-то свое остается ну очень мало сил и минут? Также интересно, читаете ли вы авторов, которых, например, читали лет десять-пятнадцать назад, или не возвращаетесь к ним? Что нового ждете (может, ждете не то слово, может, правильнее, хотели бы видеть) в произведениях современных авторов?
Спасибо вам за книгу "Навстречу". Рассказы необыкновенные. "На несколько мгновений" читала несколько раз. Очень в душу запал.
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:52
Дмитрию Воронину:

Дошёл до вашего вопроса только сейчас, пока недостатка в вопросах не вижу, пью третью чашку кофе.
Может, работаем плохо - подумаем об этом. Может, руководитель не очень интересный и уже всем надоел... Я потом проанализирую итоги онлайн-встречи и поделюсь, если что-то важное пойму.
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:49
Елене Альмалибре:

Лена, с таким вопросом вам на программу для организаторов в Химках))
И в идеале общаться не со мной, а именно с теми ребятами, которые работают в регионах: они бы сказали, что действенно, а что нет...

Но в общих чертах я вижу, как примерно должен быть устроен "идеальный" СМЛ. Это обязательно "центральное ЛИТО", где собирались бы лучшие молодые писатели региона (и привлекались бы вновь найденные). Хороший мастер для такого лито очень необходим! Второй момент - фестиваль. У нас есть несколько регионов, где "молодёжная" жизнь строится вокруг фестиваля (скажем, Уфа или Челябинск, или Самара, или Кемеровская обл.). Фестиваль позволяет объединить тех, кто не может принимать участие в литературной жизни на регулярной основе, позволяет "сличить". в правильном ли направлении я иду. Фестиваль это и мощное средство привлечение к культурной жизни молодых. Уфимские "Корифеи" в этом смысле умеют сочетать и требовательные семинары, и "движ" (так привлекательный для молодых читателей). Соцсети у регионального СМЛ - нужная вещь, можно привлекать с помощью них ребят из своего региона, делиться важными ссылками и т.д. Установление контактов со СМИ в регионе - важно (чтобы потом все ваши инициативы не оставались "междусобочиком", а широко освещались). Свой журнал или электронный ресурс - хорошо, потому что есть стимул у молодых: публикация, а если публикация, то её надо быть достойным, надо работать над своими произведениями. Ну и поиск ресурсов - на любой большой проект нужны деньги, поэтому в идеале в регионе должны быть люди, умеющие заполнять грантовые заявки (другой вариант - связи с властью, библиотеками, вузами, которые заинтересованы поддерживать вашу деятельность).

Но это абстрактная модель. Дальше надо смотреть, что есть в регионе. Скажем, у писательской организации есть хорошее лито, но нет социальных сетей - надо заниматься ими. Есть хороший "взрослый" журнал, тогда, может, нет смысла создавать свой - а молодых ориентировать на будущую публикацию там. Ну и т.д.

Дальше уже - опыт и творчество (потому что организация это тоже творчество). Но более обстоятельный разговор уже можно вести с конкретными ребятами из регионов, которые готовы поделиться, что сработало у них.
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:29
Наталье Радостевой:

Слово "безнадёжный" стояло в кавычках по тем причинам, которые я объяснил в статье. Приведу цитату: "В последние три десятилетия Союз писателей России оказался в уникальной ситуации: с одной стороны как федеральная общероссийская организация мы претендуем на ведущую роль в литературном процессе и должны выполнять огромный объём организаторской работы, а с другой стороны – не имеем практически никаких ресурсов (в том числе для оплаты этой работы)". Кавычки обыгрывали этот момент. Естественно кавычки - несут иронический смысл, потому что в статье я пытался как раз доказать, что можем решать большие задачи сообща.

Мы использовали онлайн-формат во время пандемии. Так совещание "Москва-Владивосток", объединившее 60 молодых писателей и 15 руководителей из ЦФО и ДВФО, практически полностью было в режиме онлайн (в этом смысле ковид нам даже помог, вряд ли бы мы смогли собрать столько ребят из Дальнего Востока "вживую" и вряд ли бы занялись этим, если бы не пандемия). Думаю, вы правы в том, что в отдельных случаях (например, тот же ДВ) разумно проводить онлайн-совещания (лучше так, чем никак). На Химках-2021 было несколько онлайн-семинаров.

С другой стороны каждый, кто был на таких совещаниях, скажет вам, что "живой" семинар и онлайн - разные вещи. Онлайн больше напоминает запись своего высказывания на видео. Вживую ты можешь определить, понимает ли тебя человек, задать уточняющие вопросы, вместе посмотреть на рукопись с пометками и обсудить каждую - в общем, это работа иного уровня "погружения" в разбор. Кроме того, совещания это не только литучёба не семинарах - это ещё и общение. Не тусовка ради развлечения, а зачастую напряжённый и интересный разговор о поэзии и прозе, о любимых авторах, чтение стихов и своих, и чужих - это атмосфера, которая позволяет связать такие нити, которые будут поддерживать автора долгие годы. Познакомиться друг с другом, а потом познакомиться с творчествам друг друга, а потом обсудить его в курилке.
Постоял, покурил с большим писателем - не помнишь потом, о чём говорил, но будто прояснело. и на душе просветлело.

Да, будем экономить, если по-другому не получается. Но всё-таки приоритет - совещания "вживую".
Екатерина 27.10.21 20:19
Здравствуйте, Андрей Николаевич! В комментариях к вашим размышлениях о деле СМЛ звучали чуть ли не открытые обвинения в том, что вы создаете организацию, противопоставляющую себя и даже подрывающую деятельность Союза. Как вы вообще относитесь к критике? И, кстати, критикует ли вас (как руководителя СМЛ) Н.Ф. Иванов?
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:17
Кириллу Яблочкину:

Однажды мы обсуждали проект молодого, но очень дельного человека из ЯМАО. В проекте в частности фигурировала газета "Красный тундровик", и это нас как-то сильно умиляло и веселило, экзотика такая для москвичей. Мы дали обратную связь, что-то посоветовали по развитию проекта, упаковке его в грантовую заявку... На этом мой гигантский вклад в работу с коренными народами Севера закончился.... Но то ли ещё будет...

А если серьёзно про Север, то в Якутии такая работа и правда проводится. У них даже есть выделенный семинар на республиканском совещании для авторов, пишущих на языках малых народов Севера.

СМЛ организуется, в основном, в региональных центрах, поэтому очень удалённых уголков нет (разве что мы все сможем перенять опыт Димы Филиппенко и организовать "ячейки" во всех маленьких городах наших областей - тоже всё впереди). А так: самая западная точка - Калининград, самая восточная - Благовещенск (ну или Якутия, они примерно на одной долготе). Самая северная - Мурманск, самая южная - Краснодар.

Эллина Савченко 27.10.21 20:08
Уважаемый Андрей Николаевич, доброго времени! Скажите, пожалуйста, каковы перспективы развития рабочих онлайн встреч между литературными группами разных регионов в рамках мастер-классов (разбор произведений)? Т.е. не только внутри группы учебный процесс идёт, но и обмен опытом происходит. Насколько это интересно и актуально? Спасибо!
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:06
Марии Ларкиной:

"Химки" мне запоминаются ярче всего, наверно... Это долгая подготовка, нервы, тревоги и, наконец. катарсис в последний день. Последний день Химок - самое яркое, что бывает в литературной жизни))

Но есть много хороших фестивалей со своим лицом. Драматургия слова в Уфе - особая энергетика, где, скажем, в 2020 году Александр Иванович Казинцев читает стихи в ночном клубе в полной тишине.. Фестивали Анищенко и Бельмасова, Беловские чтения, Карабиха, Ульяновск, Воронеж, Левитовфест в Липецке, невероятный Болдинский слёт в палатках у озера - как это забыть! Это и работа, и друзья, и стихи по ночам, и обсуждения...
Андрей Тимофеев 27.10.21 19:59
Ирине Кучушевой:

Я благодарен Николаю Ивановичу Дорошенко, который когда-то разрешил мне публиковать на РП практически всё, что я пишу в рубрике "Дневник читателя". Сейчас я естественно не могу читать эти заметки - но их публикация и постоянное нахождение в публичном поле (комментарии, возражения) мне очень много дали.

Говорить о себе сложно. Наверно, я выделил бы повесть "Навстречу". При всей наивности там есть какая-то "густота" чувства, которая мне и сейчас приятна. Вторым бы я назвал рассказ "Последняя страница", опубликованный в НС (№8 2020), он, наверно, близок к тому, что я хотел бы писать дальше, только не в рамках рассказа, а на более широком пространстве. Мне хотелось бы уметь выражать субъективный голос человека о себе самом и делать это для разных людей, составляя при этом большую мозаику. Это сложно, и у меня пока не очень выходит. Но в жанре рассказа "изнутри одного человека", кажется, это удалось в какой-то мере.

Из критических текстов мне кажется удачной старая статья "Победы и поражения "нового реализма"" в Вопросах литературы и работа о Лобанове и Бахтине ("Лобанов и Бахтин: несостоявшийся диалог", которая была опубликована на РП.
Но главная моя задача, боль и радость это книга - "Философия литературы" (по аналогии с философией науки). Первые главы её вышли в Сибирских огнях (№2,3 2021).
Евгения Емельянова 27.10.21 19:46
Уважаемый Андрей Николаевич! Как Вы отнесётесь к такому моему мнению, что научить писательству невозиожно. Ибо я считаю, что писатель - это ретранслятор Высших Сил. И вся лично моя работа при написании художественных текстов заключается в умении посреди ночи, часа так в три, - проснуться, схватить заранее, с вечера, приготовленные тетрадь и авторучку и записать мысли, выраженные в словах, которые вьются вокруг, как пчёлы, и не дают уснуть, пока их не зафиксировать.
Наутро оказывается, что текст высокохудожественный, и мне самой интересно его прочесть. И даже некоторые журналы его публикуют.
Чему тут можно научить?
Андрей Тимофеев 27.10.21 19:38
Анне Харлановой

Да, фестиваль Левитова это, наверно, первый проект, который мы действительно помогли запустить (немного помогли, остальное решило невероятная работоспособность Анны Харлановой и её команды): то есть он прошёл все стадии - обсуждение на программе для организаторов, помощь в заполнении грантовой заявки - кроме одной: собственно получения самого гранта... Но, надеюсь, всё впереди!

На фестивале удалось создать тёплую атмосферу, был очень высокий уровень семинара (участниками были и те, кто сами уже вёл семинары - и это дало разговору конкретность и уровень). Важно было то, что мы ездили в село Доброе, где встречались со школьниками, было несколько выступлений для "обычных читателей". Очень правильно, что фестиваль не замыкается на литературной учёбе, а направлен ещё и на читателей, популяризирует литературу, привлекает к ней внимание. Литературный фестиваль как центр культурной жизни региона - вот к чему в идеале стремимся.

Победили авторы очень достойные. Более того, скажем, в одной из номинаций первое место от третьего отделял один балл. Премия всегда в определённой степени - случай и субъективность. Но об уровне такая плотность говорит.
Надеюсь, премия и фестиваль будет жить и привлекать всё больше профессионалов как из Липецка, так и со всей страны.
Андрей Тимофеев 27.10.21 19:29
Игорю Жарихину (продолжение):

Как видите, это не совсем о наследии Лобанова, это просто хорошие критики, которые могут поддержать разговор на высоком интеллектуальном уровне. Но и это уже немало!
Я был бы рад, если бы онлайн-конференция на постоянной основе работала бы, и даже технически это ведь легко осуществить. Вопрос только в том, кто будет отвечать на вопросы... Но ваше предложение побудило к мыслям в этом направлении! Такого формата, кажется, ещё не было...


Григорий Блехман 27.10.21 19:28
Андрей Николаевич, добрый вечер.
Мы с Вами давно знакомы, и о моём хорошем отношении или высоком мнении о Вашей организаторской работе в СПР, как лидера СМЛ, а также, о Ваших литрературно-аналитических статьях Вы знаете.
В связи с Вашими недавними публичными размышлениями о главном в оценке писателя, у меня вопрос -
Скажите, пожалуйста, вот, допустим, человеку, обладающему способностью к этому, мягко говоря, нелёгкому делу приходит вдохновение, и он профессионально реализует в слове то, что в тот момент душе навеяло.
Достаточно ли ему потом, когда чуть отлежится свежая рукопись, взглянуть на неё лишь с точки зрения профессионального мастерства, или неплохо бы подумать ещё и над тем, что "словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести"?
Т.е. ограничиваться ли человеку, имеющему талант изобразительного или образного слова, только первой фазой своего литературного проявления - САМОРЕАЛИЗАЦИЕЙ, или сремиться выйти на уровень высший, о котором в одном из стихотворений поведал, ощутивший это состояие задолго до 30-летнего возраста Алексадар Блок:
"...Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И всё уж не моё, а наше,
И с миром утвердилась связь..."?
Дарья 27.10.21 19:25
Андрей Николаевич, здравствуйте! Скажите, кого из писателей вы бы привели молодому поколению литераторов в качестве эталона? О каких писателях стоит говорить чаще, о каких - меньше, и почему?
Андрей Тимофеев 27.10.21 19:24
Игорю Жарихину:

Мне раньше казалось, что таких людей можно найти или, скажем, воспитать. Сейчас я как-то разочаровался в этой идее... После смерти Лобанова у меня было сильное и беспрерывное чувство недовольства - ничего вокруг не дотягивало до его "планки". Люди в литературе вели себя, как люди, а не как "должны были" (потому что человек из литературы представлялся мне тогда таким, как Михаил Петрович, других я особо не знал); критики говорили ерунду и "ничего не понимали". Вячеслав Лютый был для меня тогда наиболее близок этому отчаянно желанному "идеалу" (и сейчас я Лютого очень ценю). Соответственно и к себе это тоже относилось: всё было плохо - и мысли куцые, и прозы искусственная и жалкая...

Но прошло время, и я как-то привык. Наверно, идею обучающего курса по критике (сквозь призму Лобанова) я не оставил, во МГИКе пытаюсь реализовать на старших курсах, заставляя бедных студентов читать к каждой следующей паре огромные статьи... Но понял, что самобытность и "апокрифичность" (если так можно выразиться) критика можно и нужно ценить.
Например, в 9 номере журнала "Наш современник" опубликована замечательная статья Алексея Татаринова "Вперёд, к русскому неомодернизму! (где в один ряд поставлены Проханов - Прилепин - Антипин). Я не согласен с основным посылом, но это очень высокий уровень общения и анализа. Татаринов разрабатывает свой "концепт" и создаёт свой мир осмысления, практически как художник. И я считаю эту статью своим достижением как редактора.

Я очень ценю Капитолину Кокшеневу, которая, к сожалению, сейчас пишет о театре, а не о литературе. Её "Я уцелел, но без всего" действительно изменило понимание каких-то важных моментов в современной литературе (в частности она высказывалась как раз около той темы, которую поднимали вы в вопросе!). Ну и просто это очень умный человек. Тоже рад, что в ближайшем номере "НС" идёт её статья о Николае Ильине и русском философе Астафьеве.

Мне нравятся молодые критики: Михаил Алпатов, Михаил Хлебников (прекрасная статья о Быкове - вот так надо писать о Быкове, и больше ничего не надо писать!), Анна Жучкова (её концепт "метамодернизма" это тоже в каком-то смысле критический апокриф, но он мне более близок. чем даже апокриф Татаринова). Очень ценю умного человека Михаила Гундарина, особенно после его небольшой заметки о Бахтине на "Текстуре", где он точно и ясно объяснил, почему для понимания национального образа мира Кожинову понадобилось отказаться от "формалистической рациональности".
Мария 27.10.21 19:24
Андрей Николаевич, расскажите, пожалуйста, в чём на Ваш взгляд смысл проекта "Литосфера"? Что, кроме выявления лучших лито, он даёт? Наше молодёжное лито собирается участвовать в этом году, но ведь смысл не только в распределении мест?
Артём 27.10.21 19:18
Андрей Николаевич, насколько плотно СМЛ работает с толстыми журналами? Насколько вероятно, что молодой автор, получивший высокую оценку на творческом семинаре или сделавший серьезную работу над ошибками, с помощью СМЛ опубликуется в каком-нибудь серьёзном издании?
Александр Рухлов 27.10.21 19:08
Андрей Николаевич, добрый вечер!
Интересно узнать ваше отношение к идее, которая очень часто обсуждается в литературных кругах, особенно старшим поколением: профессию "писатель" необходимо вернуть в официальный реестр профессий.
Нужно ли это, на Ваш взгляд, и что это даст пишущим людям?
Сергей Лёвин 27.10.21 19:07
Андрей, как Вы относитесь к таким порталам, как Ридеро, которые плодят тысячи авторов, начинающих считать себя писателями после выпуска электронной книги без редактуры и корректуры? Это шанс для молодого писателя или тупик, который может в дальнейшем повлиять на его литературную судьбу, ежели таковая будет в принципе?
Андрей Тимофеев 27.10.21 19:04
Евгению Рыжову:

Какой точный вопрос, Женя! Есть такая проблема. Тут два момента. Первый: имеем то, что имеем. Если, скажем, в регионе нет фигуры, равной Владимиру Михееву или Нине Ягодинцевой, то учат те, кто учит. На самом деле на определённом этапе, может, даже особый профессионализм и не нужен - скажем, хороший учитель литературы может ввести школьника в мир слова, побудить его читать, дать какие-то советы и просто запустить процесс рефлексии над творчеством и жизнью.
Другой момент: нам нужно думать о том, как создать систему полноценного дополнительного образования (в том числе для тех, кто сам уже "учит"): не только семинар, но курс (на год, например). Наверно, это формат большого образовательного портала, где работали бы лучшие преподаватели из Союза.

Но важно ещё добавить - писатель это ведь не только образование, но и судьба и знание жизни. А этому, к сожалению или к счастью, не учат даже на самых лучших "образовательных порталах".
Ирина 27.10.21 18:58
Андрей Николаевич, вы упоминали о своём недовольстве "образовательной" частью программы Химок. Расскажите, пожалуйста, как вы собираетесь исправлять этот недостаток в следующем году?
Дмитрий Воронин 27.10.21 18:53
Андрей Николаевич!
Прошёл почти час Вашей онлайн-встречи, и за это время Вам было задано 3 вопроса. ТРИ вопроса со всей страны! Не показатель ли это равнодушия "молодых" к СМЛ России, к его деятельности во имя их же блага? Или может это результат не очень качественной работы со стороны руководства СМЛ?
Спасибо.
Андрей Тимофеев 27.10.21 18:53
Алексею Ханыкину:

Мне всегда казалось, что держать в уме читательскую аудиторию - очень плохая творческая установка (разве что детская литература может себе такое позволить). Бог его знает, для кого. Вопрос в том, есть ли писателю, что сказать. Если есть, он транслирует это "что-то" своему "идеальному читателю", как собеседнику, с которым вступаешь в разговор, чтобы выразить наболевшее. Второй этап - начинаешь понимать, что это "что-то" надо выразить наилучшим и точнейшим образом, и тогда уже начинается работа над "формой".
А дальше - "не дано предугадать..."
Как-то так я это вижу.
Андрей Тимофеев 27.10.21 18:48
Григорию Шувалову:

Второй вопрос - сложнее. Последнее время мы слишком остро проводим грань между "молодыми" и "старшими", и я в этом сам виноват. К сожалению, и последняя статья воспринялась "старшими" не как анализ или попытка поделиться наработанным опытом, а как чрезмерное восхваление работы "молодых", как желание "вбить клин", даже как провокация. Моя ответственность в этом тоже есть. "Наши" это не молодые (в противовес старшим). "Наши" это те, кто самоотверженно и зачастую бесплатно работает, кто не замыкается внутри узкой группы "своих", а жадно привлекает к себе всех тех, кто имеет отношение к литературе, кто понимает, что такое литература.
Личное продвижение, кстати, может интересовать и молодых писателей (их даже в большей мере, наверно). Желание личного продвижения само по себе вполне здорово - вопрос только в адекватности самооценки и в том, заслоняет ли это желание других.

Если я вижу, что ситуация в регионе тяжёлая, то пытаюсь по мере сил что-то менять (в меру возможностей и формальных механизмов). С другой стороны - это ведь нужно не одному мне и не горстке людей на Комсомольском. Если ситуация в регионе тяжёлая, работа почти не ведётся, ничего не проводится, то от этого плохо и сам писателям. Выражайте недовольство руководством, ставьте вопрос на собрании - у нас есть демократические процедуры, добивайтесь их выполнения (тем более, если они вдруг нарушаются!).
Другой вариант - создавайте свои проекты в рамках поля Союза писателей России. Собственные проекты возможны, мы будем вас поддерживать всеми силами, если проект полезный. Но поддерживать сможем только "свои" проекты, если это будет другой союз - то, как структура, СМЛ не сможет с вами работать (повторяю - как с хорошим писателем сможет, и будет заинтересована в приёме, если он ещё не состоялся, но с проектом под эгидой другого союза - к сожалению, нет).
Андрей Тимофеев 27.10.21 18:29
Григорию Шувалову

Дима Филиппенко поразил нас. Мы, конечно, и раньше знали, что он хороший организатор, проводит несколько лет уже фестиваль им.Бельмасова в Ленинск-Кузнецком, издаёт журналы, проводит презентации - но та работа, которую он ведёт сейчас, это очень хорошо и сразу заметно. Он руководит Кемеровским СМЛ меньше полугода, но за это время объездил более десяти городов области, везде собрал актив из пишущих молодых людей. Там хорошая работа с минкультом, так что Диму в этих городах рассматривают практически как представителя минкульта) Думаю, через год-два эта работа даст плоды, которые все увидят. Такая форма работа - оправдана, внедрять её хорошо бы. Вопрос, конечно, во времени и силах региональных руководов СМЛ. Мы постоянно даём информацию об СМЛ Кемерово и этих поездках, в каком-то смысле мотивируя других. думаю, на ближайших Химках Дима ещё поделится результатами и анализом этой деятельности и будем, как говориться, "тиражировать".
Елена Альмалибре 27.10.21 18:12
Андрей Николаевич, посоветуйте основные шаги для активной работы молодёжного совета СПР в регионе. Какие практические действия (конкурсы, сборы) срабатывают лучше всего по опыту СМЛ?
Наталья Радостева 27.10.21 18:08
Чем многочисленные и дорогостоящие фестивали лучше и полезнее той же возможной работы с начинающими писателями регионов в формате, допустим, видеоконференций?
Наталья Радостева 27.10.21 18:01
Андрею Тимофееву - о названии статьи "О ПЕРСПЕКТИВАХ НАШЕГО «БЕЗНАДЁЖНОГО» ДЕЛА":
О каком "ДЕЛЕ" идёт речь?
Суда по кавычкам, Вы имеете свою точку зрения, нО:
Кто именно и каком количественном показателе может предполагать его безнадёжным?
Яблочкин Кирилл 27.10.21 17:50
Андрей Николаевич, расскажите, пожалуйста, о самых удаленных уголках страны, где есть отделения СМЛ. Планируете ли вы работу с корреными народами Севера?
Мария Ларкина 27.10.21 17:49
Добрый вечер, какой литературный фестиваль (в каком городе) вам запомнился больше всего?
Ирина Кучушева 27.10.21 17:05
Андрей Николаевич, я прочла всё, что было опубликовано на "РП". А когда была объявлена эта встреча с вами, то особо запомнившиеся мне публикации даже и для проверки своих впечатлений прочла заново.
Не буду называть то, что мне особо понравилось, скажу лишь, что со времен вашего давнего "Дневника" вы превратились в писателя вполне зрелого даже и по высоким меркам "РП". И вопрос у меня такой:

Назовите не более трех своих прозаических и не более трех критических текстов, в которых вы, по-вашему собственному мнению, в наибольшей степени самореализовались либо творчески, либо личностно.
Анна Харланова 27.10.21 16:48
Андрей Николаевич, мне довелось побывать в программе для организаторов литературного процесса на фестивале Анищенко в Самаре и в Химках, это очень помогло при создании первого литературного фестиваля в Липецке «ЛевитовФЕСТ» и премии Левитова, второй сезон которой стартует 1 декабря. Возможность познакомиться и пообщаться с организаторами из других регионов, прослушать лекции, получить советы о том, как подготовить проект к подаче на гранты - это бесценно, благодарю вас!
Вопрос очень простой: какие у вас впечатления о ЛевитовФЕСТе и в целом о премии Левитова? Уровень текстов не разочаровал?
Игорь Жарихин 27.10.21 16:47
Андрей Николаевич, признаюсь честно, я не только от вас, а и вообще уже ни от кого не ожидал столь высокопрофессионального и обстоятельного ответа на мои недоумения по поводу интервью Проханова и статьи Суркова. Возможно, это потому, что вы все-таки являетесь литинститутским учеником М.П. Лобанова.
Понимаю, что новый мой вопрос может выглядеть провокационным, способным вызвать обиды у многих литературных критиков, которых вам, как одному из общероссийских литературных чиновников, надо объединять для общей работы по линии СМЛ, поэтому свой новый вопрос сформулирую в более узкой плоскости:
- Кого из современных критиков можно искать в сети как унаследовавших от М.П. Лобанова его ракурсы в оценке современной литературы?
- Можно ли СМЛ и СПР создать постоянно-действующую онлайн-конференцию литературных критиков отвечающей на вопросы о текущей литературе?
Евгений Рыжов 27.10.21 16:45
Андрей Николаевич, добрый вечер! В ходе ответов на комментарии Вы затронули тему дилетантизма и депрофессионализации литературной сферы. Это процесс, захвативший в нашей стране практически все области, подразумевающие наличие неких специальных навыков. Нынешние молодые, как Вы правильно заметили, уже становятся (стали) взрослыми. В ходе совещаний, форумов, мастер-классов можно пройти курс молодого литературного бойца, но для полноценного становления в литературе, критике, педагогике, в конце концов, требуется куда больше времени. Нет ли у Вас опасений, что в регионах наставниками для молодого поколения начнут становиться вот такие волшебники-недоучки?
Алексей Ханыкин 27.10.21 16:32
Если спросить автора: "для кого ты пишешь?" можно получить разные ответы: для издателя, для себя, для народа, чтобы расслабиться, и др.
А если рассматривать в обобщенном вопросе: для кого сегодня должен писать автор, если полки ломятся от книг, а самиздат ежедневно пополняется десятками историй?
Григорий Шувалов 27.10.21 15:30
Андрей Николаевич, я внимательно слежу за деятельностью региональных отделений СМЛ. Как вы относитесь к той форме взаимодействия с молодежью, которой занимается, например, СМЛ Кузбасса, проводя встречи с пишущей молодежью во всех районах области? Насколько такой широкий охват является оправданным, имеет ли смысл такой формат внедрять и в других регионах? И второй вопрос, в чем-то дополняющий первый. Как вы планируете взаимодействовать с регионами, где не ждут никаких изменений, не хотят взаимодействовать с молодежью, опасаясь потерять свой статус, поскольку их интересует только личное продвижение, а до литературной смены им дела нет?
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА