Страница: 1 2 3 4  Все

Андрей Тимофеев 27.10.21 22:35
Дарье:

Мне не кажется, что есть особые писатели, которых нужно советовать именно молодым (наверно, методически верно советовать классиков, потому что пока молодой писатель не прочитал Толстого и Достоевского, Шолохова и Платонова, можно в принципе современную литературу и не читать).
Из современных авторов могу назвать тех, кто мне кажется наиболее значительным: Вера Галактионова, Петр Краснов, Олег Павлов, Николай Дорошенко, Михаил Попов, Алексей Иванов, Михаил Тарковский, Юрий Козлов, Андрей Убогий.

Но я занимаюсь непосредственно молодыми (может, кстати, читать молодым молодых важно - общие проблемы. общий взгляд на мир). Назову имена тех, кого особенно ценю: Юрий Лунин, Андрей Антипин, Евгений Эдин, Женя Декина, Ирина Иваськова, Ирина Богатырева, Алёна Белоусенко, Дмитрий Филиппов,, Александра Яковлева, Юрий Фофин, Константин Куприянов, Елена Тулушева, Наталья Мелёхина, Дмитрий Лагутин, Анаит Григорян, Игорь Корниенко, Дарья Тоцкая и другие. Список длинный, особенно если не знаешь никого и не понятно, с кого начать. Можно начать тогда - с Лунина, которого я очень люблю и считаю почти "классической" нотой в нашем поколении (Три века русской поэзии, Клетка, Через кладбище, Святой день. Фиолетовая рыба и т.д.)

Конечно, это проза, потому что я именно прозой занимаюсь.
Кстати, у нас был "внутренний" список из 55 авторов нашего поколения, который общими усилиями выделил экспертный отдел СМЛ. Мы его не опубликовали, пользуемся им в основном для соцсетей (чтобы в группе в контакте вести рубрики смл_поэзия и смл_проза). Но, возможно, стоит опубликовать.
Это будет, конечно, не "официальный список", который надо канонизировать. а просто мнение некого сообщества, экспертного отдела СМЛ.
Андрей Тимофеев 27.10.21 22:25
Марии:

Спасибо за вопрос!
"ЛИТОсфера" - важный конкурс, позволяющий руководителям лито по всей стране не только "показать себя" и победить (как лито "Авангард" из Анапы в прошлом году) или занять призовые места (как Ульяновск и Омск), но главное - обменяться практиками. В перспективе это возможность - повысить уровень обучения в лито, перенять опыт. Я ещё раз оставлю здесь ссылку на конкурс, срок подачи заявок в этом году - 30 ноября, остался всего месяц: http://pisateli-rossii.ru/novosti/konkurs-literaturnyh-obedinenij-litosfera-2021/
Мы призываем всех руководителей литобъединений участвовать в нём. Просим всех руководителей писательских организаций передать информацию в свои лито. Победители в этом сезоне будут объявлены на Конференции по литературной педагогике в Челябинске в апреле 2022 года.

Информация о победителях прошлого года, отрывки из их "отчётных роликов, а главное - список литературы для работы в лито собраны на сайте СМЛ: https://smlspr.ru/proekty/litosfera-konkurs-molodezhnih-lito
Андрей Тимофеев 27.10.21 22:18
Артёму:

Такая практика есть по итогам любых совещаний молодых: рукописи некоторых авторов рекомендуются к публикации в толстых журналах. Чаще всего, это происходит так: руководителям работают редактора этих журналов, и они просто говорят организаторам - вот этого человека я хочу напечатать.
У нас была попытка реализовать другую схему: рекомендуют все мастера (являются они редакторами или нет), а мы потом пересылаем рукописи в сеть толстых журналов, с которыми у нас есть договорённость. Сначала казалось, что будет трудно договориться с журналами. Но нет - связи налажены, могу назвать десяток хороших толстых журналов, готовых публиковать авторов по итогам наших совещаний. Но система была громоздкой: у редакторов толстых журналов свои предпочтения, надо договариваться конкретно с самими авторами (один хочет в этот журнал, другой в другой; какой-то журнал согласен на перепубликацию, какой-то нет и т.д.).
К Химкам-21 мы приняли решение создавать свой интернет-журнал и рекомендовать авторов туда (а в журналы процесс пойдёт сам тем самым "обычным" порядком: понравится руководителю-редактору текст, он его и возьмёт, а нам даже не скажет, и прекрасно). Но сил на реализацию интернет-журнала у нас не хватило (Женя Декина устроилась в Яндекс, Яндекс приобрел, Женя, наверно, тоже, а мы в общем как структура снизили свою пробивную "мощь"))).

В общем, мы пока настраиваемся на "естественный" порядок рекомендации в журналы. Хотя если из нашей среды выделится человек, который скажет - я готов заниматься всеми "техническими" моментами и трудностями, которые возникают при переходе от Совещания к конкретной публикации, мы ему дадим право и возможность этот процесс отладить.
Екатерина Некрасова 27.10.21 22:11
Не вопрос, а просто огромная благодарность Андрею Тимофееву и его команде, а также председателю СПР Николаю Фёдоровичу Иванову за создание и многолетнюю поддержку Совета молодых литераторов, работу с молодыми авторами из регионов. В наше непростое время нужно, конечно, не разделяться ( по возрастным или каким другим критериям, неважно), а только общими усилиями стараться удерживать стремительно повсеместно падающий уровень культуры. Была на первом, втором, и нынешнем совещании СМЛ. За этот период внутри этой структуры произошли большие перемены, завязались межрегиональные литературные связи, возникло множество отделений СМЛ в регионах, в работу которых вовлекается всё новая и новая пишущая, ищущая, думающая молодёжь. Стали проводиться фестивали, издаваться сборники, причём иногда на энтузиазме и за личные средства самих молодых литераторов. Молодые авторы приезжают на совещания, растут, появляются новые имена..Это прекрасно! И за это еще раз спасибо и СМЛ и СПР.
Ксения 27.10.21 22:06
Добрый вечер, Андрей Николаевич!
Вопросы о будущих Химках:
1. Будут ли разделены по разным дням программы (творческая, конференция, орг-прогпамма)?
2. Возможен ли некий формат для обсуждения общих формулировок того, что в статье обозначено как "школа", методический семинар? Для создания в дальнейшем некой методички по критике от СМЛ.
Спасибо)
Андрей Тимофеев 27.10.21 21:56
Александру Рухлову:

Надо вернуть - сомнений в этом нет. Ну и, конечно, это вопрос политический. Возможно, созданная недавно Ассоциация будет стараться воспользоваться своими рычагами воздействий. Движения в этом направлении вроде были...

Но это вопрос не моего "уровня", поэтому могу себе позволить просто поговорить на тему. Вижу здесь два важных момента.
Первый - государство это бюрократическая структура, ему важно, чтобы была ясная формальная логика, для него культура это цифры - количество людей, посетивших театр, количество мероприятий в библиотеках и т.д. И государство, думаю, могло бы давно решить этот вопрос, если бы внутри профессионального сообщество было хоть какое-то согласие на эту тему (скажем, был бы один Союз писателей, и государство могло бы считать стаж от момента приёма - формально всё ясно, цифры считаются, деньги выделяются, осваиваются и все довольны). Но согласия нет: мы считаем профессионалами одних, СРП других, а есть толстые журналы с хорошим уровнем, которые вообще к союзам не относятся и т.д. Просто не понятно, как считать, нет критериев, тот профессионал, а этот нет, а этот наполовину. Где-то в моих мечтах Союз писателей России привлекает к себе всех лучших писателей в стране и становится единым авторитетным (это утопия, потому что есть устоявшиеся формы бытования в литературе, противоречия и т.д.) Где-то чуть ближе к реальности моё желание реализовать эту схему в поколении 20-30-летних (тоже утопия, но такая, более осязаемая - всегда ведь кажется, что всё по силам, пока ещё есть время, силы и здоровье). Более реалистичный сценарий - профсобщество договаривается и выявляет критерии. Но тот, который будет на самом деле реализован, - государство выделит "легитимные" по его мнению формы и скажет - мы хотим финансировать, если вы создадите "надстройку", мы ей дадим денег. А "формы" скажут: куда нам деваться, и пойдут.

Второй момент - государство по идее должно тоже предъявлять какие-то требования к литературе. Ему литература нужна не сама по себе, а для чего-то (отсылаю вас к вопросу, зачем Сталину нужны были фильмы "Александр Невский", "Иван Грозный", зачем нужна была "Поднятая целина" и т.д. - тут, думаю, всем всё понятно). Так вот требования государства к литературе – вещь довольно естественная (не говорю о цензуре, а просто о совместном решении каких-то общественных задач). Но, глядя на политику в театральной сфере, понимаешь, что государству, видимо, это не надо - оно не хочет даже свои естественные права предъявлять на деньги, которые расходуются. Ну что мы сделаем... Скажем ему: предъявляй права, ты имеешь на это некоторое право вообще-то.

Наше государство второй пункт для себя решило проигнорировать. И вопрос всего лишь, как формализовать. Чтобы чиновникам было удобно. Ну и хорошие люди были довольны.

В целом эта формализация в любом её виде будет полезна.
Андрей Тимофеев 27.10.21 21:26
Сергею Лёвину:

Ридеро это "технический" портал, это как электронная почта - можно с помощью неё прекрасный роман отправить кому-то, а можно гадость написать. Такое время - каждый может написать на стене в соцсети то, что думает и теоретически тысячи людей это могут прочитать. Каждый может книгу издать, как хочет.

С точки зрения удержания профессионализма, конечно, плохо. Ответственности нет. Плохо даже для хороших авторов - потому что работа с редактором (особенно таким крепким профессиональным редактором) это возможность посмотреть на своё произведение под несколько иным углом, поправить, "собрать" заново и т.д. Даже если ты сам редактор, например, "другой" всё равно может сделать книгу лучше.

В чём здесь выход - должны быть профессиональные площадки, публикация на которых значит больше, чем просто публикация. Это либо успешность (издательство, которое может поддержать хорошие тиражи и подать на престижные премии). Или "элитарность" литературная - издание, которое позиционирует себя как издание с очень высоким уровнем и держит предельную планку качества.

Ну, кстати, эти две сферы сейчас постепенно разделяются. Я очень хорошо это почувствовал, например, на семинаре Алексея Портнова, редактора РЕШ. Это человек высокого уровня профессионализма, и тот семинар был очень полезен для меня. Но я ясно почувствовал, насколько у Алексея всё-таки иная система координат, потому что он заточен на конкретный продукт - книгу. А для книги, может, не так важно "качество художественной ткани" (собственно говоря, проза это или нет), глубина освоения действительности; важнее, как она "сбита", держится ли нерв на протяжении всего повествования и т.д.
Мне, конечно, "система координат" редакторов толстых журналов ближе, это скорее - про подлинную литературу. Но та сфера тоже есть, и у неё есть свой профессионализм (на всякий случай дополню, "система координат" в этом случае - понятие исключительно эстетическое, это не про нравственную систему координат - уж приходится оговариваться, мало ли как тебя поймут... и это не значит, что я считаю нравственную систему координат не нужной, тоже придётся добавить, - просто вопрос касался именно того, чего касался)

В общем, возвращаясь к словам Сергея: и то, и другое - в целом полезно, в отличии от самиздата. Но это не значит, что самиздат нужно запрещать или дискредитировать - пусть будет...
Наталья Радостева 27.10.21 21:23
А каким образом, Андрей, Вы видите выход из СМЛ по возрастным показателям (кстати, каким?) переросших его ранее "молодых"? Привыкших к "движухе", фестивалям и прочему - в мир тех, кто и без приглашений к приятному времяпрепровождению и общению, без чьей-либо работы над этим, без проблем читает произведения писателей разных регионов, общается между собой в соц.сетях и на мероприятиях Союза, куда приезжает за свой счёт, за свой же счёт выпуская книги..., в мир, которым Вы предложили заняться кому-нибудь другому, но которым не факт, что кто-то таки займётся))
Вы вообще представляете "ломку" выдворяемых за пределы комфортного круга определённых благ?))
Татьяна Ефимова 27.10.21 21:13
Добрый вечер, Андрей. Скажите, планирует ли СМЛ развивать такое направление как "литературный перевод" и работать с авторами, занимающимися переводами стихов и прозы?
Андрей Тимофеев 27.10.21 21:10
Ирине:

Не могу сказать, что совсем недоволен, но тревога присутствует.
Я уже перечислял нескольких лекторов, которых мне хотелось бы привлечь: Вячеслав Лютый, Алексей Татаринов, Сергей Куняев, Капитолина Кокшенёва, Фёдор Гиренок + кто-то, кто мог бы внятно и полно изложить основные моменты "русской философии" Николая Ильина (потрясающая книга, ещё раз отсылаю к ней всех тех, кто интересуется современной национальной философией, она у нас и правда есть!). Но тут надо понимать, что Химки - сфера общей ответственности.
Во-первых, у нас есть люди внутри исполкома СМЛ, которые отвечают за образовательно-критическую часть. Это, прежде всего, Рома Круглов, чей "образовательный курс" выходит частями на РП (насколько я видел, пока только вступление вышло, но в целом эта работа Ромой закончена). И это Маша Четверикова, которая в прошлом году формировала список наиболее полезных книг для работы в литературных объединениях (по следам конкурса "ЛИТОсфера"): https://smlspr.ru/spisok-literaturi-dlya-raboti-v-lito . Они представят своё виденье, мы обсудим это сообща. Ещё есть ребята, вовлечённые в эту работу, - Юра Фофин, Лиза Мартынова и другие.
Во-вторых, я же не для красного словца дал почту СМЛ и предложил всем, кто заинтересован в улучшении Химок, писать туда свои предложения: sml.spr@yandex.ru Мы же Союз, каждый член Союза может участвовать в этом общем деле. Организаторы Химок это не закрытый кружок. Всё проанализируем и рассмотрим.
Ну и, наконец, Химки это один из важных проектов Союза, и там не я принимаю итоговые решения. После того, как у нас появилось своё "виденье", я иду к Николаю Фёдоровичу и мы последовательно обсуждаем все моменты, и он корректирует то, что мы предлагаем. Естественно всех руководителей творческих семинаров утверждает только Председатель.

В общем, это работа большая. Надеюсь, мы будем развиваться и "усиливать" это направление и другие с каждым годом!
Саша Максимова 27.10.21 20:58
Добрый вечер, Андрей!
Хочется задать вопрос: есть ли рассказы, повести, книги на старте, так сказать. Которые вот-вот выйдут. Или общественно-трудовая деятельность забирает уйму времени и на что-то свое остается ну очень мало сил и минут? Также интересно, читаете ли вы авторов, которых, например, читали лет десять-пятнадцать назад, или не возвращаетесь к ним? Что нового ждете (может, ждете не то слово, может, правильнее, хотели бы видеть) в произведениях современных авторов?
Спасибо вам за книгу "Навстречу". Рассказы необыкновенные. "На несколько мгновений" читала несколько раз. Очень в душу запал.
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:52
Дмитрию Воронину:

Дошёл до вашего вопроса только сейчас, пока недостатка в вопросах не вижу, пью третью чашку кофе.
Может, работаем плохо - подумаем об этом. Может, руководитель не очень интересный и уже всем надоел... Я потом проанализирую итоги онлайн-встречи и поделюсь, если что-то важное пойму.
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:49
Елене Альмалибре:

Лена, с таким вопросом вам на программу для организаторов в Химках))
И в идеале общаться не со мной, а именно с теми ребятами, которые работают в регионах: они бы сказали, что действенно, а что нет...

Но в общих чертах я вижу, как примерно должен быть устроен "идеальный" СМЛ. Это обязательно "центральное ЛИТО", где собирались бы лучшие молодые писатели региона (и привлекались бы вновь найденные). Хороший мастер для такого лито очень необходим! Второй момент - фестиваль. У нас есть несколько регионов, где "молодёжная" жизнь строится вокруг фестиваля (скажем, Уфа или Челябинск, или Самара, или Кемеровская обл.). Фестиваль позволяет объединить тех, кто не может принимать участие в литературной жизни на регулярной основе, позволяет "сличить". в правильном ли направлении я иду. Фестиваль это и мощное средство привлечение к культурной жизни молодых. Уфимские "Корифеи" в этом смысле умеют сочетать и требовательные семинары, и "движ" (так привлекательный для молодых читателей). Соцсети у регионального СМЛ - нужная вещь, можно привлекать с помощью них ребят из своего региона, делиться важными ссылками и т.д. Установление контактов со СМИ в регионе - важно (чтобы потом все ваши инициативы не оставались "междусобочиком", а широко освещались). Свой журнал или электронный ресурс - хорошо, потому что есть стимул у молодых: публикация, а если публикация, то её надо быть достойным, надо работать над своими произведениями. Ну и поиск ресурсов - на любой большой проект нужны деньги, поэтому в идеале в регионе должны быть люди, умеющие заполнять грантовые заявки (другой вариант - связи с властью, библиотеками, вузами, которые заинтересованы поддерживать вашу деятельность).

Но это абстрактная модель. Дальше надо смотреть, что есть в регионе. Скажем, у писательской организации есть хорошее лито, но нет социальных сетей - надо заниматься ими. Есть хороший "взрослый" журнал, тогда, может, нет смысла создавать свой - а молодых ориентировать на будущую публикацию там. Ну и т.д.

Дальше уже - опыт и творчество (потому что организация это тоже творчество). Но более обстоятельный разговор уже можно вести с конкретными ребятами из регионов, которые готовы поделиться, что сработало у них.
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:29
Наталье Радостевой:

Слово "безнадёжный" стояло в кавычках по тем причинам, которые я объяснил в статье. Приведу цитату: "В последние три десятилетия Союз писателей России оказался в уникальной ситуации: с одной стороны как федеральная общероссийская организация мы претендуем на ведущую роль в литературном процессе и должны выполнять огромный объём организаторской работы, а с другой стороны – не имеем практически никаких ресурсов (в том числе для оплаты этой работы)". Кавычки обыгрывали этот момент. Естественно кавычки - несут иронический смысл, потому что в статье я пытался как раз доказать, что можем решать большие задачи сообща.

Мы использовали онлайн-формат во время пандемии. Так совещание "Москва-Владивосток", объединившее 60 молодых писателей и 15 руководителей из ЦФО и ДВФО, практически полностью было в режиме онлайн (в этом смысле ковид нам даже помог, вряд ли бы мы смогли собрать столько ребят из Дальнего Востока "вживую" и вряд ли бы занялись этим, если бы не пандемия). Думаю, вы правы в том, что в отдельных случаях (например, тот же ДВ) разумно проводить онлайн-совещания (лучше так, чем никак). На Химках-2021 было несколько онлайн-семинаров.

С другой стороны каждый, кто был на таких совещаниях, скажет вам, что "живой" семинар и онлайн - разные вещи. Онлайн больше напоминает запись своего высказывания на видео. Вживую ты можешь определить, понимает ли тебя человек, задать уточняющие вопросы, вместе посмотреть на рукопись с пометками и обсудить каждую - в общем, это работа иного уровня "погружения" в разбор. Кроме того, совещания это не только литучёба не семинарах - это ещё и общение. Не тусовка ради развлечения, а зачастую напряжённый и интересный разговор о поэзии и прозе, о любимых авторах, чтение стихов и своих, и чужих - это атмосфера, которая позволяет связать такие нити, которые будут поддерживать автора долгие годы. Познакомиться друг с другом, а потом познакомиться с творчествам друг друга, а потом обсудить его в курилке.
Постоял, покурил с большим писателем - не помнишь потом, о чём говорил, но будто прояснело. и на душе просветлело.

Да, будем экономить, если по-другому не получается. Но всё-таки приоритет - совещания "вживую".
Екатерина 27.10.21 20:19
Здравствуйте, Андрей Николаевич! В комментариях к вашим размышлениях о деле СМЛ звучали чуть ли не открытые обвинения в том, что вы создаете организацию, противопоставляющую себя и даже подрывающую деятельность Союза. Как вы вообще относитесь к критике? И, кстати, критикует ли вас (как руководителя СМЛ) Н.Ф. Иванов?
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:17
Кириллу Яблочкину:

Однажды мы обсуждали проект молодого, но очень дельного человека из ЯМАО. В проекте в частности фигурировала газета "Красный тундровик", и это нас как-то сильно умиляло и веселило, экзотика такая для москвичей. Мы дали обратную связь, что-то посоветовали по развитию проекта, упаковке его в грантовую заявку... На этом мой гигантский вклад в работу с коренными народами Севера закончился.... Но то ли ещё будет...

А если серьёзно про Север, то в Якутии такая работа и правда проводится. У них даже есть выделенный семинар на республиканском совещании для авторов, пишущих на языках малых народов Севера.

СМЛ организуется, в основном, в региональных центрах, поэтому очень удалённых уголков нет (разве что мы все сможем перенять опыт Димы Филиппенко и организовать "ячейки" во всех маленьких городах наших областей - тоже всё впереди). А так: самая западная точка - Калининград, самая восточная - Благовещенск (ну или Якутия, они примерно на одной долготе). Самая северная - Мурманск, самая южная - Краснодар.

Эллина Савченко 27.10.21 20:08
Уважаемый Андрей Николаевич, доброго времени! Скажите, пожалуйста, каковы перспективы развития рабочих онлайн встреч между литературными группами разных регионов в рамках мастер-классов (разбор произведений)? Т.е. не только внутри группы учебный процесс идёт, но и обмен опытом происходит. Насколько это интересно и актуально? Спасибо!
Андрей Тимофеев 27.10.21 20:06
Марии Ларкиной:

"Химки" мне запоминаются ярче всего, наверно... Это долгая подготовка, нервы, тревоги и, наконец. катарсис в последний день. Последний день Химок - самое яркое, что бывает в литературной жизни))

Но есть много хороших фестивалей со своим лицом. Драматургия слова в Уфе - особая энергетика, где, скажем, в 2020 году Александр Иванович Казинцев читает стихи в ночном клубе в полной тишине.. Фестивали Анищенко и Бельмасова, Беловские чтения, Карабиха, Ульяновск, Воронеж, Левитовфест в Липецке, невероятный Болдинский слёт в палатках у озера - как это забыть! Это и работа, и друзья, и стихи по ночам, и обсуждения...
Андрей Тимофеев 27.10.21 19:59
Ирине Кучушевой:

Я благодарен Николаю Ивановичу Дорошенко, который когда-то разрешил мне публиковать на РП практически всё, что я пишу в рубрике "Дневник читателя". Сейчас я естественно не могу читать эти заметки - но их публикация и постоянное нахождение в публичном поле (комментарии, возражения) мне очень много дали.

Говорить о себе сложно. Наверно, я выделил бы повесть "Навстречу". При всей наивности там есть какая-то "густота" чувства, которая мне и сейчас приятна. Вторым бы я назвал рассказ "Последняя страница", опубликованный в НС (№8 2020), он, наверно, близок к тому, что я хотел бы писать дальше, только не в рамках рассказа, а на более широком пространстве. Мне хотелось бы уметь выражать субъективный голос человека о себе самом и делать это для разных людей, составляя при этом большую мозаику. Это сложно, и у меня пока не очень выходит. Но в жанре рассказа "изнутри одного человека", кажется, это удалось в какой-то мере.

Из критических текстов мне кажется удачной старая статья "Победы и поражения "нового реализма"" в Вопросах литературы и работа о Лобанове и Бахтине ("Лобанов и Бахтин: несостоявшийся диалог", которая была опубликована на РП.
Но главная моя задача, боль и радость это книга - "Философия литературы" (по аналогии с философией науки). Первые главы её вышли в Сибирских огнях (№2,3 2021).
Евгения Емельянова 27.10.21 19:46
Уважаемый Андрей Николаевич! Как Вы отнесётесь к такому моему мнению, что научить писательству невозиожно. Ибо я считаю, что писатель - это ретранслятор Высших Сил. И вся лично моя работа при написании художественных текстов заключается в умении посреди ночи, часа так в три, - проснуться, схватить заранее, с вечера, приготовленные тетрадь и авторучку и записать мысли, выраженные в словах, которые вьются вокруг, как пчёлы, и не дают уснуть, пока их не зафиксировать.
Наутро оказывается, что текст высокохудожественный, и мне самой интересно его прочесть. И даже некоторые журналы его публикуют.
Чему тут можно научить?
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА