Страница: 1 2 3  Все

Татьяна Воронина (Никитенко) 2.04.24 18:42
От администрации: комментарий удалён зв хамство
Владимир Скиф 2.04.24 14:58
Ну, вот, кажется, и закончилась дискуссия, вызванная умозрительной критикой одного из участников этой дискуссии. К сожалению, он даже не понял, что подборка тематическая и вызвала огромный интерес у большинства литераторов: не худших русских поэтов и критиков. Мои стихи создавались с великой болью и горечью о происходящем в стране,
с проглядом в русское будущее, с мыслями о Третьей Мировой войне, которая сегодня ходит уже не по краю нашего бытия, не по кромке великой Державы, а гремит и взрывается на её просторах.
Мои предчувствия укладывались в стихи не случайно, одно из стихотворений так и называется «Предчувствие». Но в подборке его не было, да я и не ставил особенной целью опубликовать всё мной написанное в этом векторе, хотя если собрать многие стихи близкой направленности, то получилась бы ещё одна подборка о Третьей Мировой и о теме, сегодня уже нестерпимо наболевшей и ударившей по нашей жизни – террору!
Вот некоторые стихи целиком или стихотворные цитаты, дающие право на сегодняшний крик о случившемся:

1993 г.
...Пытаюсь мир вернуть из боли,
Пытаюсь эту боль постичь.
Из боли, будто из неволи,
Я боевой бросаю клич.

Я жду победы, жду успеха…
Я крикнул, кажется, в зенит.
Но тишина в ответ, лишь эхо
Над спящей Родиной звенит...
(Из стих-я «Пробужденье»)
Том 1, стр. 160

1993 г.
...Господа офицеры, сходитесь на доблестный круг.
Господа офицеры, есть имя святое – Россия!
Снова танки – навылет – пробили российскую грудь,
Снова русскою кровью родные поля оросили.

Господа офицеры, и всё же седлайте коней!
Господа офицеры, и всё же достаньте патроны!
А начнётся война, вас не будет на свете сильней.
Не отступите вы, и не будет иной обороны...
(Из стих-я «Господа офицеры»)
Том 1, стр. 161



1993 г.
...Я у страны своей в долгу,
Что смог сегодня оглядеться,
Что дал извечному врагу
Над бедной Родиной слететься...
(Из стих-я «В долгу»)
Том 1, стр. 164

1993 г.
К себе придвину Родину поближе,
Багряную от крови и огня.
Поёт скворец, которого не вижу,
Поёт скворец на эшафоте дня.

Уходят в небо скользкие ступени –
Предсмертные воздушные мосты…
Мелькают в небе детские колени,
И падают ресницы с высоты.

О. этот мир, от горя не свободный!
О, этот пир Варрав и воронья!
Косынкой боли, чайкой безысходной
Летает песня горькая моя...
(Из стих-я «К себе придвину Родину поближе...»)
Том 1, стр. 166

1993 г.
НА РУССКОМ ПЕРЕПУТЬЕ
Века и даты перепутав,
Но, не желая зла другим,
На горьком русском перепутье
Опять мы – грешные – стоим.

С мечтою о всевышнем благе,
С мечтой о Боге и любви,
Опять свои меняем флаги
И счастье строим на крови...
(«На русском перепутье»)
Том 1, стр. 168

1994 г.
Эти годы, дни летящие,
Словно птицы – вразнобой,
Перестав раденье взращивать,
Мир уводят на убой...
(Из стихотв. «Эти годы, дни летящие...»)
Том 1, стр. 171

1999 г.
...Там начало, середина века
И его простреленный финал,
Там ночь, улицу, фонарь, аптеку
В небо поднимает аммонал.

Вместо листьев опадают струпья,
Дети превращаются в волчат.
Не звучат ни трубы и ни струны,
Нации хрящи кровоточат.

Я нырнул в проём больного века,
Над дымящей бездной пролетал,
Мне оттуда голосил калека,
Бомж на свалке лезвие глотал.

Там России пламенные даты
В сточной яме кровью натекли,
Память в изуродованных латах
К мировой могиле принесли.

В чёрной бездне плавают кувшинки.
Я ищу целительный глоток,
И срываю в сквере на Каширке
Аммоналом пахнущий цветок.
(Из стих-я «Молния столетье распорола...»)
Том 1, стр. 246

1999 г.
Что же это, Господи, творится?
Убивают вороги страну!
Русь моя неужто растворится,
Упадет в немую глубину?
..................................................
Оборотни встали по дорогам,
Окружили Родину кольцом.
Мы стоим пред Всемогущим Богом,
А они – пред золотым тельцом.
.....................................................
Не могу отвлечься и забыться,
Не могу печаль свою избыть...
Господи, не дай стране убиться!
Господи, не дай страну убить!
(Из стих-я «Молитва»)
Том 1, стр. 252-253

1999 г.
Свои сердца мы воскресили,
Свою оплакали юдоль.
Высокий свет моей России,
Он пересилит гнев и боль.

Свет не погибнет и не сгинет,
Он во спасение горит.
Россия ворогов отринет
И боль свою заговорит...
(Из стих-я «Свои сердца мы воскресили...»)
Том 1, стр. 275

1999 г.
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Неба дымит полусфера,
Видится с неба одно,
Как окаянная эра
Тянет Россию на дно.

Небо подпёрто столбами –
Это среди высоты
Встали кометы-собаки
На золотые хвосты.
Материки наклонились,
Залепетала ветла…
А из подземных хранилищ
Лавою кровь потекла.
Камни потоками льются,
Гнутся деревья, хвощи…
Кажется, что разорвутся
Звёздного неба хрящи.
Дрожь мирового озноба
Материки понесут,
Медленно с Шара Земного
В тёмную бездну сползут.
(Стихотворение «Предчувствие»)
Том 1, стр. 277

1999 г.
...Русского солдата призвала Отчизна
Равновесье миру падшему добыть.
Бродят по Европе волки терроризма –
Завтра чьим-то жизням быть или не быть?
(Из стих-я «Клином век 20-й вбит в тысячелетья...»)
Том 1, стр. 287

1999 г.
Я наблюдаю за огнём
Уже тысячелетье.
Какая сила скрыта в нём,
Какое долголетье!
.........................................
Смотрю в раскрытое окно,
Уходит ночь до срока...
Тысячелетье, как бревно,
Уже горит с востока.
(Из стихотворения «Огонь»)
Том 1, стр. 288

1999 г.
...Моё русское знанье жестоко...
Я-то знаю – мне жить не дадут:
То ли с запада, то ли с востока
Завтра новые гунны придут...
(Из стих-я «Умирает корявая ива...» С посвящением Рюрику Саляеву)

1999 г.
СОН
Сон слетает с темных окон
И у века на краю
Заворачивает в кокон
Душу бедную мою.

Буду спать во тьме незримой
И во сне, а не во зле
Буду помнить о родимой
Разворованной земле.

Буду снова счастье кликать,
Над Россией пролетать,
Будем с нею горе мыкать,
Раны тяжкие латать.



Ночь пройдет, и на рассвете
Я нащупаю в тиши
Рваный стык тысячелетий
Или шрам моей души.
(Стихотворение «Сон»)
Том 1, стр. 299

2005 г.
Я лёгких троп не выбираю,
Я силюсь выстоять в бою.
Слова безликие стираю,
Чтоб не затмили жизнь мою.

Не преклоняю русской выи,
Но сквозь терзания свои
Я вижу скорбный путь России
И две кровавых колеи...
(Из стих-я «Я лёгких троп не выбираю...»)
Том 1, стр. 320

2005 г.
...Кто там Русь побороть вознамерился снова?
Кто? Какой янычар? Или половец вдруг?
Из скалы, из небес – нашей силы основа,
Щит и меч неспроста – продолжение рук....
(Из стих-я «Не улыбки согласья, а камни раздора...»)
Том 1, стр. 340

2005 г.
Воют в небе трубы медные,
На земле гудят балы.
Тут и там сияют смертные
У бандюг в руках «стволы»...
(Из стих-я «Воют в небе трубы медные...»)
Том 1, стр. 392

2005 г.
МУЖЕСТВО
Неужели истлела порода?
Кто нам, русичам, дал укорот?
Ходит мужество мимо народа,
И никак не воспрянет народ.

Выйдет мужество в поле, как витязь,
Крикнет в темень, где прах и разброд:
«Кто на битву пойдёт, отзовитесь!»
Промолчит, не ответит народ…
(Стихотворение «Мужество»)
Том 1, стр. 396

2005 г.
Раньше пели мы песни, любили,
А теперь умираем от мук.
Расстреляли! Взорвали! Убили! –
Только это и слышишь вокруг.

Над страной, над российским развалом
Сатанинский разносится свист,
И, осклабившись волчьим оскалом,
По России идёт террорист.
(Стихотворение «Раньше пели мы песни, любили...)
Том 1, стр. 382

2005 г.
ОДИНОЧКИ
Из народа взойдут одиночки,
Отметут очернителей грязь,
И сквозь пули, ножи и заточки
Установят сердечную связь

С бедным воином, с падшей девицей,
И с народом, что слёг у межи:
«Дева, стань мироносицей-птицей,
Воин, меч боевой обнажи!

Встань, народ, мы – твои одиночки,
Нам Господь наши очи открыл!»
Эх, мои одиночки-сыночки,
Не спастись вам от дьявольских крыл.
(Стихотворение «Одиночки»)
Сайт «Российский писатель»

Многие строки из приведённых цитат или сами стихи были опубликованы на сайте «Российского писателя» в декабре 2021 года
Отсылаю туда своих оппонентов хотя их совсем немного.
Осенью 2002 года случился теракт на Дубровке, где погибло более 130 человек и впоследствии происходили другие, менее масштабные теракты и убийства известных общественных деятелей и журналистов. Но мы, казалось бы, наученные горьким опытом, снова допустили чудовищную трагедию в Красногорске. Почему правительство не увеличит количество силовиков на подобных мероприятиях? Неужели невозможно подготовить до зубов вооружённую охрану в таких многолюдных концертных залах, как Крокус? Если это было, значит будет ещё… Неужели в правительстве нет истинных провидцев будущих трагедий? А ведь пророки и провидцы всегда были в литературе, в поэзии. Хочется порекомендовать властителям: читайте русских поэтов – Станислава Куняева Владимира Кострова, Юрия Кузнецова, Николая Зиновьева и вы услышите будущее, сможете предвидеть новые трагедии, поспешите усилить батальоны силовиков, подключить свои знания, своё проникновение в начавшуюся Мировую войну, которая уже грохочет снарядами и повсеместно губит невинных людей.
А теперь я приведу хотя бы два комментария из прошлой публикации замечательных русских поэтов Юрия Брыжашова и Валентины Беляевой.
Юрий Брыжашов
31.12.21 16:51
Дорогой Владимир Петрович, эта поэтическая подборка - очередное подтверждение высочайшего художественного уровня вашего творчества, размах, поэтическая сила, тематическое и жанровое разнообразие которого - огромны, свидетельствуя о столь же огромном таланте. Талант этот блестящ и поразителен. Он, впитав в себя всё то лучшее, что несёт в себе великая русская поэтическая культура с её бесценными, неисчерпаемыми поэтическими традициями, явил прекраснейшие образцы поэзии современной. Велик Ваш поэтический опыт, а в непрерывном, неустанном и плодотворном литературном труде, в просто поражающей, уникальной трудоспособности - Вам, наверное, сейчас нет равных. Давно и подробно зная весь Ваш творческий путь, могу только снова пожалеть о том, что написал о нём лишь малую толику того, что хотел написать. Особенно дороги, ценны для меня те ваши стихотворения, где мир земной и мир небесный существуют в определённом единстве. Это - целое направление в современной поэзии, которое мы вдвоём многократно обсуждали, которое и я старался развивать по мере своих сил и способностей.
Желаю осуществления всего задуманного, бесконечных жизненных и творческих сил, нескончаемых поэтических часов.
Валентина Беляева
25.11.21 14:56
«Сын крал страну и зло отращивал,
Мать по нему заголосила.
Он продал мать свою скорбящую,
А матерью была – Россия».
«Над страной, над российским развалом
Сатанинский разносится свист,
И, осклабившись волчьим оскалом,
По России идёт террорист.»
Боль. Хлещущая через края души, которых нет, боль, которая не знает ни мерил, ни их единиц, боль, на которой веками держится гигантский колосс под именем Россия. Боль, на которой плачет, волнуется, и кричит себе же о спасении родной матери мятущееся, истерзанное сердце поэта…
«Сколько убитого света!
Сколько ликующей тьмы
Вижу в делах несусветных,
В нас, потерявших умы».
«Мы забыли о брате, о друге,
Раскачались, державу круша.
Вверх летим – опускаются руки,
Вниз летим – коченеет душа».
«Сколько ликующей тьмы…» Сердце понимает, сердце знает, что по его же недомыслию и беспечности Родина – в беде, заполонившей неизмеримый простор её земли. Но тем не менее, оно же, чувствующее, исстрадавшееся и безжалостно справедливо судящее себя же, – поднимается выше той категории вины, в жестокой власти которой оказалось коварной волею пришельца-«террориста»…
И как апофеоз-воззвание:
«Русь моя, начнём всё сызнова!
Поднимайся из руин,
Чтобы жизнь лучами брызнула
Среди проданных равнин».
Удивительно щемящие строки стихотворения «Одиночки»:
«Из народа взойдут одиночки,
Отметут очернителей грязь,
И сквозь пули, ножи и заточки
Установят сердечную связь»
Вас воспевает Поэт, современные русские, себя не жалеющие, с кипяще-свинцовыми сердцами, мужественно-жертвенные «одиночки»! Скорее всего вы безвестно погибнете и вас объявят преступниками. Но по вами проторенной тропе пройдут ваши последователи, а за ними другие, более сильные. И их крыла окажутся выше тех, «дьявольских», о которых пишет горькое поэтическое перо Владимира Скифа.
Как видится, подобные строки в русской поэзии звучат впервые, и тем более волнующи их цепенящая красота, глубина и ценность. Браво, «Одиночкам»!
Владимир, будь здоров и счастлив, новых тебе небесных светил.

А я, дорогие друзья, благодарю поэтов и критиков, моих незаменимых собратьев по перу за прочтение подборки «Третья Мировая» и за неравнодушные отзывы, умение держать себя в руках и оставаться близкими моей душе и моему творчеству.
Низкий поклон и моя признательность вам за любовь к поэзии, за ваше стремление к истинному, подлинному творчеству не только моему, а к творчеству каждого из вас!
Владимир СКИФ
Эмма Меньшикова 2.04.24 13:44
То, что подборка Владимира Скифа вызвала такой неординарный - на сайте, где действительно общаются единомышленники, - полемический разговор, свидетельствует о высокой репутации и поэтическом мастерстве автора, поэта и гражданина, связанного со своим Отечеством узами крепчайшего, кровного и духовного, родства.
Его творчество уже признано литературным и читающим сообществом, вписано отдельной страницей в Избранное современной русской поэзии - и на сайте в том числе.
Другое дело, что поэт - это не машина, не искусственный интеллект, он пышет эмоциями, пишет как дышит, как живёт и как сопереживает вместе со всем народом все выпавшие на его долю страдания, беды, войны, победы и поражения... Горячее ли стихотворение или написанное уже при более обдуманных и отстранённых по времени обстоятельствах, оно всё равно создаётся бушующим пламенем (творительный падеж!) души автора, и в такие минуты никто не застрахован от ошибок, стилистических погрешностей, образных несоответствий для мыслящего своими категориями и образами читателей или коллег.
С потерей такого звена литературного процесса, как редакторско-корректорская работа, на что очень правильно указала уважаемая мною Валентина Ефимовская, с такими огрехами выходят даже книги. А публикация на сайте - это действительно своего рода черновик, где можно и самому заметить свои ошибки, и обратить внимание на те шероховатости, которые указывают комментаторы, даже если они высказываются в категоричном тоне.
Благодарю Владимира Скифа за его совершенно оправданную ретроспективную подборку, в которой "горячее" стихотворение "Памяти погибших в Красногорске" на фоне всех предшествовавших событиях в стране в изложении автора и впрямь представляет собой уже эпическую картину того, что происходило со страной и миром прежде и что может произойти в недалёком будущем...
Но и полемика комментаторов тоже открыла много интересного, особенно в плане необходимости серьёзных подходов как в разговоре о критике, так и в самой критике, которая не должна быть однобокой и предвзятой, не должна делать выводы о творчестве автора лишь по наличию в ней, с точки зрения анализирующего, каких-то стилистических неточностей, неоднозначностей. Хотя в целом "работа над ошибками" на поле сайта, наверное, была бы не лишней, но щадящей авторов, уважительной, "не с ненавистью, а с любовью", не отплясывающей на их строчках и именах ярые коленца и дроби.
Андрей Калмыков 31.03.24 18:00
Разрушать – не строить. Еще в 1827 году Баратынский писал: «Полезна критика строгая, а не едкая. Тот не любит искусство, кто разбирает произведение с эпиграмматическим остроумием. Более или менее отзываясь недоброжелательством, оно заставляет подозревать критика в пристрастии и удаляет его от настоящей его цели: уверить читателя в справедливости своего мнения», – в литературном журнале в соответствующем разделе в адрес начинающего автора, разбирая его стихотворный сборник. Современные классики свободны от критических стрел, они, стрелы, их уже не достигают. Они как птицы в высоком полете. Такой любительской критикой под видом блага для литературы в литературный процесс вносится элемент сумятицы, хаоса, что, конечно, можно использовать для системы выстраивания творческих людей по росту, но Союз писателей – это союз единомышленников, к счастью.
Валентина Коростелёва 31.03.24 10:12
Владимир, от души поздравляю! Мощные стихи. Нечасто читаешь подобное.
Не буду повторять уже сказанное здесь. Обстоятельства только сейчас вывели меня на Вашу подборку.
Доброй Вам весны и творческого лета!
Валентина Ефимовская 30.03.24 17:54
Разговор своевременный, связанный с отсутствием сегодня необходимого звена литературного процесса – редакторско-корректорской работы, которая частично еще существует в некоторых редакциях при подготовке книги к печати. Подборка на сайте – отчасти черновик (могу сказать по собственному опыту, публикация на сайте мне показывает мои ошибки, как «увеличивающее стекло»). Книги никогда не бывают идеальными, если только это не какое-нибудь академическое юбилейное издание классика, за которое отвечают десятки ученых. Каждого великого писателя обвиняли в ряде недостатков и ошибок. Критика – понятие совокупное и субъективное. Ученые выделяют пять аспектов анализа текста: идейно-тематический, содержательный, композиционный, языково-стилистический, редакционно-технический. Следует отличать литературоведческий анализ текста от редакторской правки. Говорить о том, что любому тексту требуется обычная корректорская правка, думаю, излишне.
Не будучи поклонницей творчества В.Г. Белинского, соглашусь с этим его мнением: «Дело критики – привести в сознание, путем анализа, общественное мнение и показать значение, смысл таланта, определить тот жизненный элемент, который составляет исключительное свойство его произведений и которым он обогатил родную литературу и жизнь своего общества» (Белинский В.Г. Полное собр. соч. 7 т. 1953 г. С. 143). Сегодня, когда, русский писатель отторгается от русского читателя, когда литература заменяется эрзац-продукцией, важно выделить главные идеи в творчестве современного национального автора, раскрыть ментальные основы, поддержать направление мысли, тем помочь читателю. Ошибки, конечно, - наше узкое место, и сам автор, особенно поэт, должен быть начеку, советоваться с профессионалами, а лучше иметь постоянного редактора. Отчасти можно согласиться с талантливым поэтом Иваном Ерпылевым, помня слова Пушкина: «Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений» (Пушкин А.С. Полное собр. соч. в 10 т. Том 7. 1949 г. С. 167).
Творчество Владимира Скифа можно назвать «замечательным явлением», а наше осмысление этого творчества выразить также словами Пушкина: «Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы» (Там же). И добавлю, часто мной цитируемое высказывание легендарного адвоката Федора Плевако – «Судите не с ненавистью, а с любовью».
Иван Ерпылёв 30.03.24 15:29
Сергею Сметанину - спасибо, это просто шикарно! Юмора нам не хватает, конечно, даже в этом обсуждении.
Сергей Сметанин 30.03.24 15:24
Грустно, но решил и я вставить мою шутку юмора.

Вдохновенен и подкован,
В темя Богом поцелован,
Кто не спорит с Ерпылёвым,
Тот не будет отбракован.

Прошу извинить, если кого обидел.

С уважением
Нине Волченкове 30.03.24 14:54
Как же это не по-взрослому! Прямо детский сад - трусы на лямках!
Даже неловко за вас!

И помогите нам разобраться с брёвнами! Только, прошу, не надо стишатами! Прозой. И без иронии.
Иван Ерпылёв 30.03.24 12:08
Нина Петровна, благодарю за посвящение, стихотворение в мою копилку, и Вы знаете, это - не самое талантливое. А уж «пальцы кулаков» откровенно позабавили.

Радуюсь, что разворошил большую проблему. Начал работать над доказательной статьей под рабочим названием «Работа над ошибками» (с цитатами из стихотворений не только В. Скифа, которому и так уже досталось, хватит, но и других поэтов, претендующих на звание мастеров, но совершающих те же самые ошибки).

Буду надеяться, что Ваши стихи мне цитировать не придётся, но подниму на сайте старые подборки, посмотрю, должно же быть вознаграждено ваше стихотворение, написанное в жанре псогоса.

И про брёвна. Свои ошибки я знаю. У меня есть в одном стихотворении: «Звезды Полынь убийственны лучи». Правильно, конечно же, Полыни. Но это единичный случай грамматической ошибки на всю книжку, а у «мастеров» таких примеров - десятки в одной подборке.
Нина ВОЛЧЕНКОВА 30.03.24 11:54
ИВАНУ ЕРПЫЛЁВУ

Когда один себя считает правым
И преподносит «мудрости» урок,
Ва-банк играет против всяких правил,
Бодается, как маленький бычок.

Взяв на себя такую в жизни ношу,
Языковых неточностей знаток
Твердит упорно: «Надкушу и брошу,
Но рот я не закрою на замок».

В своих глазах бревна не замечая,
Соринки ищет он у мастеров,
Из скоростей лишь заднюю включает,
Не разжимая пальцев кулаков.
Иван Ерпылёв 29.03.24 21:07
Григорий Исаакович, уж коли Вы взяли на себя роль резонёра, то смею заметить, что без первой стадии не бывает третьей, и если В. Скиф делает школьные ошибки, за которые ему бы неминуемо снизили баллы на "ЕГЭ", то о каком мастерстве можно говорить. Что там гениального, если он не может работать на уровне школьного эпитета. Никто по существу не оспорил мои замечания, потому что они верные.

Только В. Шостак предложил смелую концепцию осеменения Сатаной неких окрестностей с помощью чрева и прочих причиндалов, но всё же, я думаю, автор не загадывал так далеко.

О какой независимой критике можно говорить, если любое критическое слово будет встречаться не с благодарностью и сочувствием, а вот такими нравоучениями. Или авторы этого сайта (среди которых много поэтов, делающих те же самые ошибки) думают, что их можно только хвалить?
Григорий Блехман 29.03.24 20:48
Ивану Ерпылёву.
Иван Владимирович, читая твои комментарии, невольно вспомнил незабываемый персонаж из фильма "Карнавальная ночь" по фамилии Огурцов.
Он ведь не придуман - это собирательный образ.
Ну кого ты учишь, как писать стихи.
То, о чём ты тут говоришь, является начальной фазой, которая называется стихосложением. За ней идёт вторая - стихотворчество. И, наконец, - высшая, называемая Поэзией.
Вот её то и надо ЧУВСТВОВАТЬ, а не пытаться, как однажды выразился наш гений: "поверить алгеброй гармонию".
А ты здесь именно этим и занимаешься - ничего не слыша, никого не слушая да ещё и поучая, на самом деле зовёшь назад.
А может позавидовал Поэту, которому такое дано от Бога?
Иван Ерпылёв 29.03.24 19:31
Внезапно возникшая дискуссия, конечно же, не совсем о творчестве В. Скифа, но всё же, не соглашусь с оправданием языковых неточностей в его подборке, тем более, что их слишком много, чтобы счесть их случайными недоразумениями. Здесь - другое, нет культуры стиха, нет виртуозного знания русского языка и владения им.

Посмотрите последнее стихотворение (теперь начнем с конца).

«Американец, ты в апломбе
От элитарности своей».

Апломб - это не состояние (сравните: «в запое», «в истерике»), а образ действия. Единственно правильное употребление этого слова - «с апломбом». В. Скиф хотел сказать нечто похожее на «в ударе», «в восторге», в каком-то восторженном состоянии, я понимаю, что он хотел сказать, но вышло криво и вопреки законам языка.

Затем - элитарность - это не то, что хотел сказать В. Скиф. Он очень неточно, смутно представляет значение этого термина. Он хотел сказать - «в восторге от своей избранности», ну и говорил бы на нормальном русском языке, без апломбов и специального социологического термина «элитарность».

И таких ляпов - слишком много в этой подборке. Быть может, защитники В. Скифа не видят, не чувствуют этих нюансов, но тогда и они не могут считаться поэтами, писателями, потому что они глухи, нечутки к слову, к нюансам языка.

Конечно же, этот разговор следует продолжить, но в рамках отдельной статьи, но не комментариев. Большое всем спасибо за возможность поднять важную проблему современной поэзии.

Татьяна Воронина (Никитенко) 29.03.24 19:12
Читала переписку и дневники критиков, поэтов, писателей 19-го века. Всем доставалось, даже Пушкину от критиков и цензоров... На то и щука (критик), чтобы карась (поэт) не дремал...

И ещё... Я не стала бы современных писателей и поэтов называть русскими. В наше время русской литературы нет. НЕТ! Коробит, корёжит, когда сиё звание раздают направо-налево... Российская литература - это пожалуйста. Только время рассудит, кто есть русский поэт (писатель). А заниматься подменами - подло и недальновидно.
Геннадий Ёмкин 29.03.24 17:44
С грустью наблюдаю на развернувшуюся в комментариях к подборке стихов Владимира Скифа дискуссию. И становится она всё более похожа, то ли на урок, то ли на беседу, в которой, умудрённый знаниями, жизненным опытом, обладающий чувством слова человек, в самом начале разговора, приветствуя, ещё не оппонента, а отмечая лишь комментарий, пишет о его авторе, что тот «достоин уважения уже за небывалое действо - выступить на сайте РП с критикой» опубликованной подборки, не только известного, признанного русского поэта, нашего современника а даже и строк самого Лермонтова!
Конечно, я не о том, что если признан, то критике не подвержен! Да разбирай хоть до последней буквы, что отчасти и делает «достойный уважения». Но в ходе дискуссии, не принимая во внимание деликатные, пожалуй, до крайней аккуратности слова Владимира Шостака, его собеседник, словно удила закусывает. И продолжает разбор, вернее вгрызание в образы, словосочетания, слова с ещё большей, не то что силой, но, кажется, и с какой-то одержимостью. Я и сам против различных неточностей и неправильностей в тексте, как литературных, так и прочих! Но нельзя же сводить поэзию только к этому, отметая чувства, смыслы, духовные начала. Да ещё в таких выражениях, за которые в лермонтовские времена «прошедшемуся же критикой и по Лермонтову», назначили бы встречу на склоне горы Машук.
И не удивительно, что даже, старающийся аккуратно указать оппоненту на «излишнюю приземлённость его суждений» при определении сути поэзии, в ходе переписки, Владимир Шостак призывает того уже «держать себя в руках», в чём я с ним категорически и согласен!
Что же касается совета - не писать стихов, о событиях, которые переживаются нами, вот прямо сейчас или о тех, что ещё горячи и волнуют кровь (чтобы они, не дай Бог, не ассоциировались с горячими пирожками!) то советующий, может сам себе выбрать то время, в которое ему ловчее писать. А выбор этого сакрального действа оставить каждому автору именно на ЕГО время. Может так же наставительно выговорить это под руку бойцу? - состоявшемуся ли поэту, тому ли, которому лишь в будущем предстоит сказать своё слово, а сейчас, только-только вернувшемуся с задания, недавно пережившему гибель друга и записывающему в блиндаже или госпитале горячие, горькие, честные строки, может быть, и «с литературными неправильностями». Я не о мастерстве веду речь, а о том самом времени, что так точно определил Николай Рубцов:
«…Вот так поэзия, она
Звенит — ее не остановишь!
А замолчит — напрасно стонешь!
Она незрима и вольна…»)
А, может быть и тем словам, что вот-вот «Нахлынут горлом и убьют!" следует сказать: «Да куда ж вы, милые, ломитесь то!? Не время вам ещё звучать.
Что же касается собственно подборки Владимира Скифа, то она – действительно, полотно, на котором стихи, при помощи выверенных мазков, положенных не одним днём, а в долгие годы, дополняющих друг друга, являют нам эпическую картину.
Суровое время рождает суровые строки.
И ещё, прочтя подборку, поймал себя на мысли - будь моя воля, поставил бы эпиграфом к ней, как к единому циклу, великий призыв Лебедева-Кумача:
« Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!»
Уважаемый Владимир Петрович! Примите искренние поздравления с отличной публикацией, а также, пусть и через многие расстояния, крепкое рукопожатие!
*Касаемо слов Татьяны Ворониной (Никитенко). Что Вы Татьяна! Да «не бесит нас поперёк идущий». И загадки тут никакой нет! Ну не считать же «профессиональным уровнем критики» нечто вроде буквоедства… Авторы абсолютного большинства комментариев пытаются высказать своё виденье и определение сути поэзии, о разнообразии её форм и течений, о праве каждого автора сказать СВОЁ слово. Замечательно, когда это слово согласуется со всеми нормами и правилами, существующими в литературе! Но если оно несколько не вписывается в общие правила, размеры, образное виденье, звукоряд, то это не значит, что это не есть поэзия. Зачастую наоборот! Оно возводит поэзию на новый уровень, даёт увидеть новые цвета и грани, утверждаясь в ней. Может быть всё это и пытается оппонент Владимира Шостака вывести за рамки поэзии и литературного процесса вообще, предлагая душехладное движение по прямой, со всевозможными оглядками, осторожностями, согласованиями и прочая, прочая?
Татьяна Воронина (Никитенко) 29.03.24 00:32
Вот некоторые предлагают Ивану Ерпылёву держать себя в руках. Читала письма, дневники русских писателей, книгоиздателей, критиков... Ой, никто не держал себя в руках! Какие там были "полемики" - и всё ради истины. А тут кружок домоводства какой-то...
Татьяна Воронина (Никитенко) 29.03.24 00:25
Сергей Погодаев: А приведу я Вам, дорогой товарищ Ерпылёв, аргумент, который перевесит все Ваши умные соображения: 17 февраля Владимир Петрович проводил в Иркутске очередной свой поэтический вечер и средних размеров зал не смог вместить всех желающих - те кому мест не хватило, позади, стоя в два ряда слушали! Потому как Скиф - поэт народный и человек - широкий, обаятельный и артистичный!

Широкий, обаятельный и артистичный - это мерило поэтического таланта? Вы серьёзно? Рэперы собирают стадионы. И попса собирает стадионы. И многие из попсы - обаятельные и артистичные. И что? Иван Ерпылёв предлагает выйти на другой (профессиональный) уровень обсуждения. Но его гасят... Он вас бесит. Почему? Очень интересно разгадать сию загадку.
Сергей Зубарев 28.03.24 23:44
Богатырские стихи! В них есть всё: и сила духа, и суровая правда, и горячая вера в то, что "Наше дело правое - победа будет за нами!".
Спасибо вам, Владимир Петрович, за вашу Поэзию! Она поднимает и придаёт сил, заряжает.
Вдохновения вам и новых духоподъёмных строк.
Валерий Латынин 28.03.24 22:19
За строчками стихов Владимира Скифа зримо встаёт образ русского витязя, бесстрашно идущего в бой за Родину, а не комнатного сочинителя, старательно марающего листы бумаги! Искать "блох" учат в Литинституте даже в творениях великих классиков и студенты находят погрешности, получая похвалу от наставников, но творчество классиков от этого нисколько не тускнеет. Рубись, Володя, твоё слово любо многим в России! Жму руку, Валерий Латынин.
Маргарита Каранова 28.03.24 19:19
Не каждому дано столь молниеносно, ярко и, пожалуй, ошеломляюще реагировать на события, как это блистательно умеет Владимир Петрович Скиф. Особенно мудрёно создавать ёмкие поэтические, художественно отраженные обобщения о глобальных, отнюдь не поэтических, явлениях; при этом непосредственность, свежесть восприятия ценятся особенно. Но Мастер есть Мастер, и «Памяти погибших» – мощное творение, в к-м обобщения звучат лаконично и звучно, как колокол, а упоминание Хатыни уместно именно в таком формате и именно в творительном падеже:
«Горит земля, ночь корчится в золе,
Горит Хатынью, памятью кричащей…
Идут вампиры по моей земле,
По родине моей кровоточащей…»
Но, кроме этого, сколько уникальных поэтических открытий, свежих идей в других творениях!
«О, России могучее древо!
О, родная моя сторона!
Над тобой сатанинское чрево
Высевает свои семена.
Оставляя смердящие знаки,
Сатана приникает к земле:
И восходят кровавые злаки,
И мерцают копыта во мгле.
Отдохнуть бы от горя, уснуть бы,
Но я вижу, как рядом со мной
Разбиваются вдребезги судьбы,
Уносимые в згу сатаной».

Бессмертна вся золотая подборка… и «Снегопад», и «Я – русский», и «пули дождя»… и многое другое

«Они громили отчие красоты,
Они кромсали вечные высоты,
Был даже воздух ими взят в полон».

"Наш мир и вправду неуютен,
Бессилен заново расцвесть.
Но если рядом есть Распутин,
То значит и надежда есть".
Екатерина Пионт 28.03.24 17:41

РУСЬ
На страну смотрю участливо,
На родимые края.
Ну, когда ты будешь счастлива
Русь угрюмая моя?

От пожаров и от дыма я
Укрываюсь без конца.
Ну, когда же, Русь родимая,
Ты спасёшься от свинца?
Беды катятся лавиною.
Ратоборцем встану я
Над тобою – журавлиная,
Русь – былинная моя!
2005
Как просто и пронзительно!

Владимир Скиф уже давно больше, чем поэт, мне кажется он всегда был и будет, как Распутин, Байкал, как русский народ!

Любовь Ладейщикова 28.03.24 16:18

Дорогой Володя, дуг мой и соратник!... Мы поэты- ровесники, дети великой страны, разгромившей фашизм, как нам казалось, навсегда… Увы, это далеко не так… Но мы с тобой – старая Поэтическая Гвардия – и потому не сдаёмся, а бесстрашно сражаемся с мировым злом – на русском патриотическом сайте «Российский Писатель» – за Правду и Победу… Моя "Траурная молитва" появилась в «Живом Слове», утром , 24 марта, как отсвет кровавых трагических событий , а следом я увидела – твоё стихотворение "Памяти погибших в Красногорске," открывающее подборку «Мировая война»… Нашими сердцами двигали – в первую очередь сострадание к безвинно-убиенным соотечественникам, боль, желание прийти на помощь, молитвенно обнять и утешить сирот... Но отойдя от шока, хочется заклеймить возмездием это чудовищное преступление и "Ратным Словом" как высокоточным оружием - дать отпор осатаневшим террористам и их русофобствующим хозяевам… Мы вместе, Володя!.. И большинство народа – солидарны с нами… Но, увы, есть и те, кто желает России не Победы, а поражения, как ни горько это сознавать… Поэтому сражения – неизбежны как на поле боя так и на литературных фронтах… Я сразу же хотела поддержать тебя, но из-за проблем со здоровьем – делаю это сегодня, когда пришла техническая помощь.... Стихи наши – закономерно встретились на сайте и в эти трагические дни ... . Подборка твоя, Володя, как всегда , настоящая, узнаваемая, масштабная… Ты истинный Воин Духа, бесстрашный Патриот, Поэт от Бога ... Сайт сроднил нас и потому – мой "Женский Голос Третьей Мировой" – слился с твоим непобедимым Богатырским Словом… Поздравляю с подборкой, где все стихи пронизаны любовью к Родине и художественным постижением истории… Особой протестующей гармонией и глубинной образностью отличаются стихи: "Третья Мировая", "Взятие Москвы", "Я - русский", "Снегопад", "Гнездо", "Белый ангел" и другие… Мы с тобой, Володя, – ратники одного поэтического замеса, одной русской горячей праведной крови… Обнимаю дружески – Любовь Ладейщикова


Сергей Погодаев 28.03.24 15:56
А приведу я Вам, дорогой товарищ Ерпылёв, аргумент, который перевесит все Ваши умные соображения: 17 февраля Владимир Петрович проводил в Иркутске очередной свой поэтический вечер и средних размеров зал не смог вместить всех желающих - те кому мест не хватило, позади, стоя в два ряда слушали! Потому как Скиф - поэт народный и человек - широкий, обаятельный и артистичный!
"Исчернённая болью отчизна выдирает посев сатаны" - это строчка 1996 года. А в 2011 году Владимир Скиф вопрошал в пространство: "Может быть новая война нас разбудит?" Будем надеяться, что таки да - проснулся народ российский и "бал вампиров заканчивается!"
Владимир Губин 28.03.24 01:58
Высказывание Ерпылёва о подборке стихов Владимира Скифа - это ничто иное как буквоедство, не стоящее того, чтобы на него отвечал истинный поэт и мастер русского языка Владимир Скиф. Но оно справедливо вызвало защитную реакцию у читателей и других поэтов. Владимир, ты однажды сказал:"Все боли мира я в себе ношу..." Спасибо тебе за стихи, полные горечи и веры в то, что все мы выстоим.
Владимир Шостак 27.03.24 22:44
Вы молодец, Иван, что стоите на своём и пытаетесь обосновать свою точку зрения. Однако вас не смущает то, что, кроме Вас, все остальные комментаторы дружно отметились "защитниками поэта"? Не может такого быть, чтобы все не понимали, а Вы один поняли. Почему все? Да потому, что в данном случае они защищают не поэта, а поэзию.
Возьмём пример, который Вы привели. Давайте рассуждать. Сатана - это мужчина или женщина? Мужчина. У мужчины чрево есть? Есть. Мужское сатанинское семя может выходить из мужского сатанинского чрева? Ответ очевиден. Почему же Вы слово "чрево" связываете только с женским началом (да ещё египетскую богиню приплели). Да потому, что мыслите шаблонно и привыкли понятие "чрево" связывать только с женщиной. Вы слишком конкретны, приземлены. Открою Вам секрет: законы поэзии могут нарушать законы физики, химии, математики и всех прочих наук. Поэзия витает над ними.
Да и вообще, объяснять ПОЭТУ, что "гореть Хатынью" - абсолютно грамотное выражение - абсурд. И все пытаются Вам это втолковать. Как и многое другое. Но не могут. Не понимаете Вы, Иван! Не понимаете! Жаль...
В конце замечу, что вот это Ваше предложение: "Такая сумятица, что поэт, кажется, просто не думает, о чём пишет." - грубое и недостойное. Держите себя в руках, как бы неприятно Вам ни было.
Андрей Калмыков 27.03.24 22:34
«К штыку приравнять перо». Неслучайно в подборке Владимира Петровича стихотворение «Штык». Это слово, которое и в огне не горит, и в воде не тонет. О нем пишет в своем стихотворении 42-го года «Отцовский дом разграблен и разрушен…» Михаил Исаковский:

И я как знамя поднял это слово,
Живое слово сердца моего.
И я зову, чтоб в дни борьбы суровой
Никто из нас не забывал его.

Поэт всегда тонко чувствует свою неразрывную связь с Родиной – «Русь моя, ты – росинка на коже, Ты – мой Ангел у Царственных Врат. Я – не вор. Не случайный прохожий. Я – твой сын. Я – твой названный брат», – оттого и стихи его наполнены болью, светом, надеждой, верой. Спасибо, глубокоуважаемый Владимир Петрович, за Ваши щедрые на краски, образы, чувства Лиру и Поэзию! Всего Вам самого доброго и новых встреч с Вашей прекрасной Музой!
Геннадий САЗОНОВ 27.03.24 22:01
Сердечно тронут, дорогой Владимир, новой замечательной подборкой,
полностью разделяю твои тревоги.
И присоединяюсь к оценке твоего творчества Лидией Довыденко - лучше и не скажешь: русский национальный поэт.
Господь да дарует тебе здравие и новые поэтические озарения!
Иван Ерпылёв 27.03.24 21:28
Приведу только один пример из следующего стихотворения.

Над тобой сатанинское чрево
Высевает свои семена.

Сатанинское чрево (женское начало) витает в воздухе. Это прямо древнеегипетская богиня Нут.

Но дело даже не в этом, а в том, что сеяние семян семантически связано с мужским началом. Чрево-лоно-земля принимает семена и взращивает их. Не высевает. Такая сумятица, что поэт, кажется, просто не думает, о чём пишет.
Иван Ерпылёв 27.03.24 21:23
Защитникам поэта, написавшего несовершенное стихотворение, хочется напомнить о том, что «Платон мне друг, но истина дороже». Да, ещё Пушкин едко заметил, «без грамматической ошибки я русской речи не люблю», но это именно о грамматике, о просторечии, то, что может выглядеть вполне органично, в рамках языковых законов, например, органично выглядит строка того же Лермонтова «…из пламя рожденное слово». Другое дело - здесь, ошибки не грамматические, а неверное словоупотребление, как бы стилистическая и семантическая глухота поэта, чего, в принципе, быть не должно. Да, в русском языке есть слова со значением модальности, то есть отношения говорящего, например, неверно сказать «благодаря тяжёлой болезни больной умер», а вот «благодаря помощи критиков поэт учится видеть свои ошибки». «Тяжёлая болезнь» модально негативное явление, а вот «помощь» - позитивное. Так и слово «нравится» модально соотносимо с позитивными явлениями. И даже «мне нравится, что Вы больны не мной» выражает позитивное отношение говорящего к такому поведению собеседника. Мне представляется, что грамматические и даже синтаксические ошибки простительны, но непростительно небрежное отношение к языку, отсутствие внутреннего поэтического камертона. Только из уважения к возрасту В. Скифа и его репутации, которую он имеет внутри нашего союза, я не буду построчно разбирать остальные стихи из этой подборки (представляющей собой избранное за долгий период творчества автора). Скажу только, что авторов с природным чувством стиля отличает безукоризненное словоупотребление, все слова на своём месте и в правильном значении.

Также здесь говорилось о "поэзическом мировоззрении", но я-то о другом. Я о технике стиха и об уважении к родному языку.
Григорий Блехман 27.03.24 18:52
Согласен с Владимиром Шостаком.
Поэзия и проза имеют и общий закон (глубина содержания), и специфику для каждого. Ведь не случайно Марина Цветаева определила поэзию, как "высшую степень словотворчества".
Она и присуща поэтическому мировосприятию Владимира Скифа, которое он умеет очень убедительно - ёмко, многопластно и образно - перенести в свои строки.
Анатолий Вершинский 27.03.24 15:23
Высокого трагизма русской судьбы и жизнеутверждающей веры в возрождение России, в силу и величие русского духа исполнены страстные, от сердца идущие строки Владимира Скифа. Много созвучного своим мыслям и чувствам нахожу в его стихах. В 2007 году написал он: «Ходит вдоль русского края // Третья война мировая». И вот она уже здесь, в русском краю: «Становится Отечественной третьей // казавшаяся местною война...» (из моего стихотворения «Война», написанного в прошлом году). Вот такая перекличка через годы... Неизбывной твёрдости, мой собрат по перу!
Анатолий Головкин 27.03.24 14:14
Вызывает большое уважение уже то, что Владимир Петрович Скиф проявляет выдержку и не отвечает на эмоциональную, поспешную, необдуманную и необъективную критику по принципу:"На укусы москитов не реагировать!" Пусть потом сами оправдываются, как могут.
Владимир Шостак 27.03.24 13:25
С огромным интересом прочитал критические замечания Ерпылёва. Всё правильно. всё верно. С точки зрения прозаика. И абсолютно неверно с поэтической точки зрения. Поэтические выражения, сравнения, метафоры, да весь поэтический язык просто обязан быть переполнен вот таким "неправильностями", подразумевающими широту и неординарность изложения и рассчитанными на объёмное восприятие. Содержание стихотворения не может быть плоским, как бумажный лист. Это, если хотите, своеобразный "эзопов язык" - ценнейшее свойство поэзии, без которого она стала бы прозой. Над каждым таким выражением имеется небольшой зазор для свободомыслия, для причудливых изгибов мозговых извилин. Далеко не каждый способен так писать. И далеко не каждый способен так воспринимать. Иван! Не разочаровывайте нас! Вы же поэт! Как же Вы не понимаете этого? Это не небрежность! Это поэзия!
Иван Ерпылёв 27.03.24 10:45
В своём комментарии я попытался обратить внимание на то, что стихотворение даже и в качестве горячего отклика не должно быть небрежным.
Например, дни у В. Скифа «грянули в Отчизне», тогда как правильно - «нагрянули» (возможно), то есть наступили, а не произвели звуковой эффект.
«Нацисты снова бьют по русской жизни» - абстрактное «жизнь» слишком неточно для конкретного действия «бьют», нацисты бьют по русским людям, либо они не щадят жизни (во множественном числе), но никак не «жизнь».
«Вздымается разгул» - тоже крайне неудачное словоупотребление, поскольку вздыматься - это вертикальное действие, а разгул - горизонтальное распространение явления, в ширину.
«Нравится» раскол по отношению к пятой колонне - это неудачный глагол. Во-первых, нравится у нас, как правило, ассоциируется с реакцией на красоту, на положительное, например, нравится девушка, нравится подарок. А как же может «нравится» то, что называют расколом. Во-вторых, нравится - это реакция на действие, тогда как автор вроде как говорит, что пятая колонна производит этот самый раскол, то есть автор смешивает действие и реакцию на него.
Автор допускает плеоназм («и в обществе, и в христианском свете»), если считать, что свет - это то же общество. Но обычно под «светом» понимают бомонд, высшее общество, которое к христианству сейчас имеет мало отношения. В любом случае, христианский «свет» - это и есть часть общества. Приведу и ещё одно неявное противоречие - под «светским» сейчас понимается нечто противоположное религии или же выходящее за её рамки, не подчиняющееся законам религии (светское общество, светская этика), поэтому «христианская светскость» - это противоречие, но не оксюморон.
Земля «горит Хатынью» - почему здесь творительный падеж? Сравните: земля горит Освенцимом, земля горит Иерусалимом. Я понимаю, что автор хотел привести сравнение (горит как Хатынь), и есть примеры использования творительного падежа как сравнения, но, как правило, в рамках одной части речи, например, «усы сосульками», «ветки шатром». С глаголом это только прямое дополнение (например, "горит пламенем").
Я думаю, что даже части этих цитат достаточно, чтобы небрежность не принять за нечто иное.
А вот за то, что к подборке, состоящей из стихотворений разных лет, я отнесся не как к тематической, прошу прощения.
Валерий Шелегов 27.03.24 04:45
Русские поэты - плоть и кровь православной веры. «Ибо Господь даёт мудрость; из уст Его – знание и разум»; Читал "Памяти погибших..." И как - то неуютно и тревожно на душе стало от мысли, что праздный народ России - это всё-таки не народ, а городской "электорат", который выбрал «капитализм». В Отечестве идёт духовная брань за будущую социалистическую Россию между детьми – патриотами, и «детьми понедельника». Жестокая реальность - война с НАТО на Украине. Молодежь гибнет в боях на фронтах за свои семьи. И гибнет в городах России молодёжь от праздной беспечности. Великодушные русские поэты, оплакивают погибших героев, и врагов Отечества - одинаково молитвенно.
Андрей Тимофеев 27.03.24 01:22
Коллеги, мне кажется вполне очевидным, что подборка была сформирована тематически, и совсем не как "солянка". Здесь собраны стихи о России разных лет, а стихотворение, посвященное последним событиям, задаёт тон.
Подборка создаёт целые контекст, в который естественно вплетаются и крушение страны в 90-ые, и бомбардировки Белграда, и трагедия в Крокусе. В этом контексте появляются и Распутин, и Куняев, а концепт Третьей мировой отсылает нас к Селезневу, к Зиновьеву и к другим "титанам". Подборка Владимира Петровича - реплика поэта в Большом разговоре. Тем она интересна и важна.

Недостаток критики, которые так яростно отмечает Иван, действительно - проблема нашего литературного процесса. Но эту проблему не сбалансировать резкостью на грани вежливости. Не тон должен быть резкий, а проработка серьёзной. И чем больше серьёзных аналитических реплик, тем насыщенней процесс осмысления.
Резкость в данном случае не сшивает наше пространство "умными нитями" критики, а только раскалывает его неоправданной грубостью.

А Владимиру Петровичу хочется сказать спасибо за подборку!
Владимир Шостак 26.03.24 21:44
Несмеянову.
Комментарий Ерпылёва в большей степени посвящён общей теме создания стихотворений по горячим следам, чем конкретно стихам Скифа. Но, конечно, в первую очередь подразумевались именно стихи Владимира. Это, скорее, не отклик на конкретику, а позиция, точка зрения на такую тематику. И она, конечно, в корне неверна.
А относительно самого Ерпылёва могу лишь сказать, что его реакции, мнения и инициативы бывают просто удивительными. Чего стоит только его потрясающая инициатива ввести в СПР поэтическую иерархию с разделением поэтов на категории по степени таланта. И ведь посвятил этому целую статью. И что характерно, при этом нисколько не сомневался в том, что он-то получит только высшую категорию. Может, так оно и есть, но сам-то он почему заранее в этом уверен? Действительно, ему бы не мешало быть поскромнее.
Григорий Блехман 26.03.24 20:56
Владимир Скиф выразил то состояние, какое испытал в эту страшную ночь.
Выразил абсолютно искренне и в высшей степени действенно на эмоции.
Больше того этот Поэт давно и широко известен трепетным отношением к Слову и прежде всего - к качеству своих стихотворений. Ни одного не встречал у него, где бы была тривиальная рифма, затёртая фраза или сказанное для рисовки.
Поэтому не сумел понять брошенный ему упрёк в том, что "писать стихи, тем более такие пафосные, по горячим следам - некрасиво со стороны поэтов".
Ничего пафосного в данном случае не ощутил. Ощутил лишь боль души, которую Поэт ощутил сам, узнав о трагедии.
А по горячим следам или позже от поэта не зависит: у кого-то вырывается из души так, у кого-то со временем. У каждого здесь индивидуально.
Ещё раз благодарю тебя, Володя, за твоё горячее сердце и верное служение Поэзии.
Лидия Довыденко 26.03.24 17:09
Дорогой Владимир! Сердечно благодарю и отвечаю за свои слова: ты подлинный национальный поэт, выразитель духовной мощи русского народа, который действительно много значит для мира, сохраняя святую совесть и Господню Истину, как ты говоришь. Люди сражаются с нелюдями не только с оружием в руках, но и художественным словом, и здесь ты в первых рядах. "И умылся белый Ангел горькой русскою слезой", потому что в народе нашем сохранилась нравственность в высокой концентрации, во многом благодаря русской литературе, которую создавали такие писатели, как Валентин Распутин, как ты, поэзией духовно оформляя русское предназначение.
Иван Несмеянов 26.03.24 16:56
Уважаемый Владимир Ефремович, дело не в критике Ерпылёва, а в той неподобающе неуважительной стилистике, которой пользуется комментатор, чтобы принизить значимость выдающихся стихов В. Скифа, той горечи, той боли, которая изложена в этих стихах... "солянка разных лет"... "стихи - это не пироги с пылу с жару"...
Откуда взялся этот "учёный"? И кого он учит? Известных поэтов русского сайта? Лермонтова? И какая надменность во всех этих суждениях! Оказывается, он выше всех, достойнее всех, и даже классиков...
Нина ВОЛЧЕНКОВА 26.03.24 15:45
ВЛАДИМИРУ СКИФУ

Прочитаешь стихи и услышишь
От собрата, который в строю:
– Человек, чем сегодня ты дышишь?
Автомат свой не бросил в бою?

Я звонарь для родимой округи,
Чтобы слышала звуки земля,
Чтобы шли против недругов други,
Чтоб не минными были поля.

Я певец, чтобы песня летела,
Под знамёна вставала страна,
«За Отчизну!» – команда звенела,
И рассеялось слово «война».

Я вдова, схоронившая многих
Драгоценных российских солдат,
Соскребаю с вселенской дороги
Грязь, чтоб боль не вернулась назад.

Я жена для любимого мужа,
Для родни всей – надёжный оплот.
И на помощь приду, когда нужно,
Когда ворог к дверям подойдёт.

И я Мать! Острый слух мой и зренье,
Богородицын пояс широк.
Для людей ты, Поэт, как прозренье,
И тебя именуют Пророк!
Владимир Шостак 26.03.24 11:03
Я поражён и изумлён. :) В кои-то веки на сайте появилась откровенная критика опубликованных стихотворений известного поэта. Ещё больше я поражён и изумлён критикой знаменитого стихотворения Лермонтова. Только за это Ерпылёв достоин уважения. За смелость, за сам факт небывалого здесь явления - критики опубликованной поэзии.
Так давайте так же уважительно разберём его аргументы. Суть их в том, что стихотворения - не "пирожки с пылу с жару", и поэзия на злобу дня, написанная наспех, не может быть достойной. При этом саму поэзию Иван оценивает только по форме, раскрывая при этом нам секрет своих трудов и понятий о поэзии. Якобы много недостатков в стихосложении. Возможно, хотя не абсолютный факт. Ведь не секрет, что такие недостатки можно найти в устоявшейся классической и современной поэзии. Было бы желание. Но ведь в поэтическом дуэте "содержание + форма" главенствует содержание. И стихи на такие потрясающие события пишутся раскалённым разумом. В них отдельные огрехи вполне простительны, ибо поэт просто не может молчать. Строки рвутся из него. Вспомним "Священную войну". А это гораздо важнее отдельных огрехов. Думаю, Лермонтов был такого же мнения. :)
А главное заблуждение Ерпылёва заключается в недопонимании общей сути поэтического творчества. По большому счёту почти все стихотворения можно считать "пирожками с пылу с жару", ибо пишутся они, как правило под влиянием текущего впечатления поэта. Даже пейзажные стихи в большинстве случаев отражают текущее впечатление, а не сочиняются дома по воспоминаниям. Долгая и мучительная писанина, как правило, холодна. И отдавать ей предпочтение не стоит. Писать в строго отведённые часы, сидя в за столом - это весьма смахивает на графоманию. А вот писать тогда и там, где тебя "накрыло", когда ни слов, ни строк искать не надо, потому что они диктуются возникшими чувствами - вот тогда это поэзия. Думаю, все поэты испытывали такое. Иначе поэзии вообще не было бы.
Таково моё мнение.
Хочу надеяться, что смелый комментарий Ивана не вызовет злобные нападки на него. Он высказал то, что думает. Он имеет на это право и заслуживает уважения.
Максим Живетьев 26.03.24 10:42
Подборка мощная!! А Памяти погибших в Красногорске - до слез. Прямо набат!!
Спасибо, Владимир Петрович, за замечательные стихи!
Игорь ТЮЛЕНЕВ 26.03.24 10:20
Помню, что лет 20 тому назад написал я о Третьей Мировой, предостерегая, да вот к сожалению сбывается... Она уже на пороге!
Елена Осминкина 26.03.24 10:12
Снова вздымается времени дрожь,
Сыплется пулями хлынувший дождь!
Ходит вдоль русского края
Третья война мировая…
Стихами, написанными в 2007 году, поэт зорко всмотрелся в реальность нынешнюю. В стихотворениях прошлых лет и сегодняшнего дня столько жгучей боли, которая тут же отзывается и в твоем сердце! Какие сильные строки всей подборки! Особенно задержалась на образах "Снегопад", "Белый ангел пролетает...", "Штык". Люблю стихи Владимира Скифа за живую и творческую мощь, за глубокие чувства и сильный дух.
Иван Ерпылёв 26.03.24 08:56
«На смерть поэта» - не самый удачный пример, оно слишком затянуто, в нём есть проблемы с размером, а также поэт не расслышал и не исправил пародийное «с винцом в груди», то есть все признаки наспех написанного.
Ольга Шевченко (Украина) 26.03.24 07:35
Странная реплика Ивана Ерпылёва ...
А ставшее уже хрестоматийным стихотворение М Лермонтова "На смерть поэта", написанное в день смерти А.Пушкина ?!
Иван Ерпылёв 26.03.24 06:13
Я уже высказал мнение, и повторю его, что писать стихи, тем более, такие пафосные, по горячим следам - некрасиво со стороны поэтов. Со стороны выглядит как некий быстрый художественный отклик на горе. Всё, что нужно сказать, слова утешения и слова предостережения, сказал уже президент в своём обращении. Стихи на злобу дня, без надлежащего обобщения, это всегда стихотворный фельетон, и в то время, когда "да молчит всякая плоть человеча", наши поэты, ничтоже сумняшеся, сочиняют стишки (да ещё и не очень хорошие) прямо по горячим следам, восклицают, проводят смелые обобщения, берут на себя роль пророков.
Я считаю, что это неправильно, ситуация должна отстояться, стихи - это не пироги с пылу, с жару.

Тем более, что другие стихи в этой подборки явно не с пылу, с жару.

Теперь я понял, как надо составлять подборки - поставить свеженаписанное стихотворение, а потом дополнить его солянкой разных лет.
Николай Коновской 25.03.24 21:42
Дорогой Владимир, мне твоя подборка представляется художественным развитием мысли о третьей мировой Юрия Селезнёва и Юрия Кузнецова ("Потому что третья мировая началась до первой мировой"), развитием серьёзным и многообещающим.
Желаю дальнейших успехов.
Север 25.03.24 21:24
Там, где людям не дают знать правду, там торжествует поэзия
Григорий Блехман 25.03.24 19:34
Сердце Владимира Скифа всегда бъётся в унисон с происходящим на нашей планете Земля - с её болью и радостью, обретениями и утратами...
А поскольку стихи этого Поэта философски глубинны и имеют твёрдую гражданскую позицию, то обладают очень высокой степенью эмоционального воздействиия на читателя. Что в восприятии поэзии является главным.
Дорогой Володя, ты и в этом поэтическом цикле в очередной раз показал, что постоянно набираешь высоту. Хотя, каждый раз кажется - куда уж выше.
Екатерина Пионт 25.03.24 13:44

Это не подборка стихов - это вскрик русского поэта!
Как же много боли, страха за Родину, но во всём вера в любимую, единственную, неповторимую Россию! В её Победу над трусливым и подлым врагом.
Разные у неё были враги, но нынешние... одним словом - без чести и совести.
И нет у них ничего святого . Клоуны не побеждают - они только смешат.

На земле не погибают дважды…
Скажем Богу: – Господи, прости!
Станем снова бдительны, отважны,
Чтобы к Месту Лобному однажды
Всех врагов России привести.

Александр Душкин 25.03.24 12:40
Скорбь в душе о Родине несчастной.
Ничего с собой поделать не могу.
Может жизнь моя была напрасной,
Промелькнула, словно на бегу?
Над тобой Россия вновь бушуют грозы.
Мать моя, спросить тебя позволь:
Все ль тобою выплаканы слёзы,
Вся ль тобою выстрадана боль?
Что родная сделали с тобою,
Я не пожелал бы и врагу,
Но за то, что ты сдалась без боя,
Не любить тебя Отчизна не могу.
Никогда мне с этим не смириться,
Что есть мочи, из последних сил,
За тебя Россия буду я молиться,
Что б тебя Господь благословил.
Ольга Шевченко (Украина) 25.03.24 11:43
Стихи прекрасные, констатирующие неуспокоенность души и сердца автора на протяжении последних десятилетий ...
"... Ну, когда ты будешь счастлива
Русь угрюмая моя?..."
Когда произойдёт прозрение народа, смена лидеров, смена курса развития с капитализма на истинное народовластие ..
А пока что, увы...
В ссылке на РНЛ - очередной вопиющий факт в статье Сергея Арутюнова.
https://ruskline.ru/news_rl/2024/03/25/otmenite_shabash
Владимир Шостак 25.03.24 09:48
Суровые мужские стихи... Гневные, патриотичные и, самое главное, талантливые. Так и прёт из них настоящий русский мужик. Почитаешь - и будто впитываешь его силищу. Да и внешность соответствует. :) Был бы я врагом России - мне бы стало страшно. Это оружие, самое настоящее оружие.
Имеется в творчестве Владимира одна удивительная и редкая особенность. Во всяком случае, я такое встречаю впервые. Его поэтический талант не ограничен настоящим, а легко и свободно уходит за его пределы, фонтанируя картинами и былого, и будущего, и даже фантазийного, но всегда рождённого любовью к России и нынешней болью за неё. Благодарю Вас, Владимир.
валерий скрипко 25.03.24 06:46
Да, после Третьей –был бы Ад,
и в нём, от слёз людей солёном,
Боррель на парочку с Макроном,
Читали б дьяволу доклад,
О том, как выполнен наказ:
«Разрушить мир мы были рады!»,
И, подобревший в первый раз,
Вручал «Обманщик» им награды!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА